В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Чиновники требуют денег Назад
Чиновники требуют денег
Главе Пенсионного фонда очень хочется найти новые источники средств на аппаратные нужды
Второе чтение законопроекта "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" в Госдуме было фактически сорвано. Согласно уже принятым законам, пенсионная система будет иметь три уровня. Первая, базовая, - одинакова для всех (450 рублей). Вторая, страховая, - зависит от трудового стажа. Размер третьей накопительной пенсии будет зависеть от размеров отчислений. Именно эта часть пенсий может быть инвестирована с целью прироста. Складывается впечатление, что при подготовке первого варианта законопроекта "Об инвестировании" желание начальников Пенсионного фонда обойти запрет на размещение остатков средств ПФР в коммерческих банках не осталось без внимания.

Пенсионный фонд искал новый источник прибыли - расходы на строительство офисов ПФР и во много раз увеличившийся персонал значительно выросли. В 2002 году доходная часть бюджета Пенсионного фонда составит около 776, 6 млрд. рублей - больше трети федерального бюджета. Это при том, что бюджет ПФР последние годы сводится с огромнымhttpпрофицитом - более 100 млрд. рублей. Находясь на счетах ЦБ, эти деньги "худели" за год процентов на 20. Возможно, саму идею инвестирования накопительных пенсионных взносов граждан руководство ПФР восприняло как удачный повод запустить хоть часть этих денег в оборот. Подготовленный ведомством Михаила Зурабова законопроект предусматривал в этом доходном деле полную и неоспоримую монополию ПФР. 21 декабря Дума приняла в первом чтении проект закона "Об инвестировании накопительной части пенсии", подготовленный специалистами Минтруда и Пенсионного фонда. Правительству рекомендовано в 30-дневный срок внести предложения по расширению участия негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в инвестировании накопительной части трудовых пенсий.

Депутаты из фракции "Яблоко", кроме того, потребовали предоставить работникам право собственности на их пенсионные накопления (в том числе права на управление и наследование). Были внесены соответствующие поправки. Еще 17 января поступили поправки из Минэкономразвития, по которым будущий пенсионер получал право определять, куда инвестировать свои накопления - отдать НПФ или доверить ПФР. Кроме того, предполагалось разрешить переход из негосударственного пенсионного фонда в государственный и обратно. Право на управление пенсионными деньгами НПФ должны были получать в ходе конкурса; функции надзора планировалось поручить не Пенсионному фонду - их главному конкуренту, а федеральному органу исполнительной власти. Поправки получили поддержку в профильных комитетах Государственной Думы.

Разработчики поправок ссылались на мировой опыт. На Западе нет монополии государственных пенсионных фондов на инвестирование пенсионных средств. Рынок НПФ чрезвычайно развит: негосударственные пенсионные фонды, как правило, обеспечивают неоспоримо большие пенсии, чем государство. Граждане там сами решают: кто будет управлять их пенсионными сбережениями. А государство оберегает их от любых рисков; европейские и американские НПФ проходят процедуры жесткого конкурсного отбора, их деятельность подвергается серьезнейшему контролю и регламентации. Такой подход к пенсионной реформе не соответствует монопольным представлениям пенсионного суперведомства о формировании накопительных пенсионных сбережений россиян и управлении ими.

Реакция из ПФР последовала незамедлительно. Дума планировала рассмотреть законопроект "Об инвестировании накопительной части пенсии" во втором чтении еще в марте. Однако в ходе парламентских слушаний 25 марта председатель ПФР Михаил Зурабов отказался вносить в текст закона поправки, оговаривающие права НПФ, предложив вообще отменить конкурс управляющих компаний, а также лишить граждан права наследования пенсионных накоплений и права на возврат из негосударственного пенсионного фонда в государственный ПФР. Глава Пенсионного фонда предложил вынести все поправки о негосударственных фондах в другой законопроект "Об НПФ" и рассматривать только осенью. Не исключено, что правительство попытается вообще свести все нормы, регламентирующие деятельность НФП, в отдельный законопроект, готовить который можно годами. Госдума ответила серьезным отпором.

По мнению зампреда думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимира Тарачева, глава Пенсионного фонда, затягивая принятие закона, просто намерен добиться для своего ведомства права отбирать инвестиционные компании на бесконкурсной основе. Думский комитет готовит законопроект ко второму чтению, используя уже поступившие поправки от субъектов Федерации, фракций и отдельных депутатов. И ждет правительственных поправок. После зимних проблем со сбором налогов и неожиданного скачка инфляции Белый дом остро нуждается в "коротких" деньгах. 20 марта премьер подписал постановление правительства "Об утверждении временных правил размещения средств страховых взносов в Пенсионный фонд РФ", регламентирующее использование уже собранных денег до принятия закона. Согласно им Пенсионный фонд должен вкладывать средства исключительно в государственные рублевые и валютные ценные бумаги. Объемы и структура вложений определяются ПФР по согласованию с Минфином, а агентами будут ЦБ и ВЭБ.

Как сообщил недавно Михаил Зурабов, в 2001 году ПФР разместил в государственные ценные бумаги около 11 млрд. рублей под 6% годовых. А собранные за первые два месяца этого года 6, 8 млрд. рублей размещаются уже под 17%. Негосударственные же пенсионные фонды обязаны вкладывать в бумаги с фиксированной доходностью лишь часть собранных средств. Остальные могут размещать в более доходные инструменты -по сути, в реальный сектор. Но пока накопительные пенсионные активы граждан вливаются в анонимные финансовые потоки федерального бюджета. Есть все основания полагать, что при таком подходе деньги эти либо будут использованы для сиюминутных нужд кабинета, либо будут вложены в малодоходные проекты под государственной эгидой. Которые, можно не сомневаться, положительно скажутся на благосостоянии их организаторов.

Анатолий Голов
"Независимая газета"

17.04.2002
http://www.tarachev.ru/publictext/public/id/433488.html

Док. 393211
Перв. публик.: 17.04.02
Последн. ред.: 07.11.07
Число обращений: 298

  • Тарачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``