В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Чем полезен депутат Назад
Чем полезен депутат
Должны ли наши земляки-депутаты Государственной Думы "носить в клюве" деньги из федерального бюджета в свой округ?
Уже почти два с половиной года работает Государственная Дума III созыва. Восемь из 450 депутатов представляют в ней Самарскую область. Можно по-разному оценивать, насколько эффективна их работа: в зависимости от критериев оценки результаты будут различными. Аристотель, однако ж, был прав, когда изрек: "У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают". Мы не стремились провести всеохватный анализ работы наших земляков в Государственной Думе. Просто решили выяснить, кто из них что "избирает" и чего "избегает" в достижении своей цели.

Трое депутатов из самарской "великолепной восьмерки" прошли в Думу по партийным спискам. Депутатская деятельность Василия Черемушкина, Владимира Тарачева (оба - "Единство-Отечество") и Николая Брусникина (Союз правых сил) будет нас интересовать меньше, поскольку они представляют в Госдуме, в первую очередь, интересы своих партий. Они не отстраняются от защиты интересов Самарской губернии в Думе, что подтверждается результатами их голосования по соответствующим поправкам к бюджету. И все же принцип "должны, но не обязаны" налагает свой отпечаток.

В пятерке других депутатов беспартийных тоже нет. Более того, некоторые из них играют далеко не последние роли в своих партиях и депутатских объединениях. Например, депутат от 154-го Сызранского избирательного округа Владимир Мокрый является членом центрального политсовета партии "Единство и Отечество". Депутат от 153-го Самарского округа Александр Белоусов - один из наиболее заметных представителей группы "Народный депутат". Но поскольку все пятеро получили депутатские мандаты по итогам выборов в избирательных округах, значит, регистрировали наказы, давали обещания и т. д. - словом, имеют обязательства перед своими избирателями.

Порой для решения проблемы конкретного человека хватает обычного депутатского запроса. Избиратели обращаются в общественные приемные, и по их обращениям работают помощники депутатов - за годы механизм здесь отлажен. В приемных некоторых депутатов ведется даже статистика, в каких случаях удалось добиться положительного результата. На 4 общественных приемных Александра Белоусова в минувшем году пришлось 3939 обращений, положительные результаты составили 38,2%. На первый взгляд, цифра не особо впечатляет. Но если учесть, что к депутатам Госдумы обращаются обычно в случаях, когда другие способы и инстанции не помогли, то она оказывается довольно внушительной.

В отличие от протекающей крыши или незаконно отключенного электричества масштабные проблемы депутатским запросом или проверкой не решить. Сколько и куда, скажите, нужно направить запросов, чтобы остановить эрозию волжского берега в поселке Приволжье? Правильно, ни одного. Потому что в таких случаях необходимы более серьезные меры. Приволжскому району в одиночку берегоукрепительные работы просто не потянуть. Необходимые на это миллионы рублей запросто могут составлять, например, весь годовой бюджет сельского района. В областной администрации закладывают в бюджет определенные средства на такие мероприятия. Но при этом там справедливо полагают, что на решение важных в масштабах страны проблем не грех раскошелиться и федеральному бюджету: бассейн самой большой реки Европы охватывает более тридцати регионов, а в безопасном судоходстве заинтересована вообще вся страна. В федеральном бюджете на 2002 год предусмотрено по 4 миллиона рублей на берегоукрепительные работы в районе села Хрящевка и Бахиловой поляны, 5 миллионов 700 тысяч намечено направить на укрепление берега Волги в районе поселка Приволжье. Выходит, что, отстаивая бюджетное финансирование этих объектов, депутат от Сызранского округа Владимир Мокрый решал проблемы не только своих избирателей, но и жителей губернии, региона, страны.

В других случаях задача депутатов нижней палаты Федерального собрания сводится к тому, чтобы отстоять интересы своего региона при распределении средств, уже заложенных в федеральные целевые и адресные инвестиционные программы. Практика работы в Думе такова, что если сам о себе и своем округе не напомнишь, то коллеги-депутаты из других регионов с радостью оттяпают себе лишний кусок бюджетного пирога. Более других преуспела в отстаивании интересов области в рамках федеральных программ депутат от 152-го округа Вера Лекарева. Перечень ее общественных нагрузок занял бы половину этого текста. Вера Александровна специализируется на проблемах, которые актуальны по всей стране, а не только в ее Промышленном округе - наркотизация молодежи, падение рождаемости, беспризорность. Это не мешало ей вносить поправки в бюджет на текущий год, касающиеся реконструкции спального корпуса для детей-сирот в областном антинаркотическом центре, центра усыновления детей-сирот, реконструкции общежития для студентов мединститута, стадиона "Торпедо" в Самаре и так далее. "Многие поправки были отклонены в связи с тем, что нет технической документации на объекты и нет писем городской администрации, подтверждающих, что эти объекты нуждаются в финансовой поддержке. Например, К. А. Титов всегда направляет в Госдуму бюджетные заявки, а от администрации города Самары невозможно получить даже простое обращение", - пояснила нам Вера Александровна печальную судьбу многих своих поправок. "Я считаю, что необходимо добиваться финансирования социально значимых объектов своего округа за счет федеральных программ", - считает тольяттинский депутат Анатолий Иванов, за два года сумевший отыскать в российской казне 20,3 млн. рублей на строительство в своем городе интерната для слабовидящих детей.

Почему я описываю на страницах газеты, казалось бы, очевидные истины? Потому что, как это ни удивительно, не для всех они являются таковыми. В частности, особое мнение на счет того, нужно ли выбивать средства федерального бюджета для своего округа, имеет депутат от Новокуйбышевского округа No151 коммунист Валентин Романов. "Вопрос поставлен неверно, начинать нужно с развития России. Депутаты Госдумы должны решать вопросы общегосударственного масштаба", - высказал он свою точку зрения. Она полностью соответствует идеологии КПРФ, председателем Самарского обкома которой является Валентин Степанович: примат интересов общества над интересами его гражданина.

Я не припомню, чтобы кто-то из земляков - коллег Романова по Думе - говорил о второстепенности общегосударственных проблем и законотворческой работы. Более того, большинство наших земляков-депутатов принимают самое активное участие в разработке и принятии законов. Тем не менее, они успешно сочетают законотворческую деятельность с работой в своем округе. Владимир Мокрый плодотворно работает в Думе как глава комитета по местному самоуправлению. Это не помешало ему "принести" 10 миллионов рублей на строительство троллейбусного сообщения в Сызрани, 5 миллионов - на Жигулевский пансионат для ветеранов войны и труда, миллионы рублей на поддержку авиапрома области. Белоусов и Тарачев сделали все возможное, чтобы из двух с половиной миллиардов, которые предусмотрены на строительство метро в десяти российских городах, и Самаре досталась достойная города сумма. Если учесть, что почти половина всех денег уйдет в Москву и Питер, восьми другим городам остается немного. А если принять во внимание принцип пропорциональности, используемый чиновниками Минфина при подобном дележе, то самому короткому и убыточному в России самарскому метро без стараний наших депутатов не досталось бы и этих 79,7 миллиона рублей. "Я написал 42 письма во все инстанции, от которых зависело выделение этих средств, и результат можете оценить сами: в 2001 году цифра составляла всего 29 миллионов рублей", - прокомментировал ситуацию Александр Белоусов. Метрополитен - единственный так называемый федеральный объект в округе Белоусова, и кому как не депутату Госдумы заниматься подобными проблемами.

Особо следует сказать, что наши думцы зачастую солидарны в голосовании за бюджетные поправки в интересах области. При этом весьма непросто выяснить, чья же заслуга в появлении той или иной поправки: прорабатывал один, голосовали все, все и записали ее себе в актив. Некоторые из депутатов не стесняются заявлять, что именно и только благодаря их стараниям ряд пунктов появились в Законе "О бюджете". По той же причине невозможно измерить в рублях, кто сколько денег принес в свой регион. К тому же, как известно, реальное финансирование всегда отстает от заложенного в бюджет. Анализ фактического финансирования поправок никто из депутатов провести не торопится. И все же именно по позиции самих депутатов можно судить о том, как они заботятся об интересах своих избирателей.

"Абсолютно неверно повторять: "Ты сколько мне в клюве принес?" Я категорически против того, чтобы драться со Смоленском или Псковом за последнюю корку хлеба. Полная необъективность - сведение функций депутата к отстаиванию интересов своего округа. Ремонт аптеки, бани или моста - это дело депутатов районного уровня", - поясняет свою позицию Валентин Романов. Абсолютно справедливо. Но депутат Белоусов явно заботится не только о пенсионерах своего округа, выпуская двухсоттысячным тиражом информационные бюллетени "Новая пенсия", "Лекарства" с подробными разъяснениями сути реформ и практическими рекомендациями гражданам по защите их личных интересов. А у депутата Романова партийная работа, видимо, отнимает большую часть времени. Прикрыть же недоработки на других "фронтах" рассуждениями о важности решения коренных проблем государства проще всего. Пути их решения диктуются, как правило, позицией той фракции в Госдуме, к которой принадлежит депутат. При этом позиции КПРФ разделяют далеко не все избиратели Новокуйбышевского округа. А вот реальные подвижки в решении многочисленных экологических проблем Новокуйбышевска и особенно Чапаевска нужны всем избирателям.

И, наконец, последний момент в этой заочной полемике. Он касается как раз "драки со Смоленском и Псковом". Никто из самарских депутатов к ней не призывает - "поднимать" депрессивные регионы необходимо. Однако средства, перераспределенные в пользу регионов-реципиентов, часто уходят туда, как в бездонную бочку. Контроль за их расходованием неизменно оставляет желать лучшего. А регионы, реально доказавшие свою способность эффективно распоряжаться выделяемыми из государственной казны средствами, вынуждены сидеть на голодном федеральном пайке и выслушивать увещевания вроде: "Вы богатые и сами себе заработаете". Депутаты от регионов-доноров обречены быть в Госдуме в меньшинстве. Но это лишь еще один аргумент в пользу того, что при разработке и принятии Закона "О федеральном бюджете" они обязаны выступать единым блоком в отстаивании интересов своих регионов. Независимо от партийной принадлежности.


Александр Ирдуллин, "Волжская коммуна"

29.03.2002
http://www.tarachev.ru/publictext/public/id/624115.html

Док. 393195
Перв. публик.: 29.03.02
Последн. ред.: 07.11.07
Число обращений: 310

  • Тарачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``