В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Тарачев о концепции управления государственным долгом. Назад
Владимир Тарачев о концепции управления государственным долгом.
Ведущая Ольга Романова: В четверг правительство собирается рассмотреть концепцию управления государственным долгом. Это довольно странно: концепцию было бы хорошо принимать тогда, когда проблема эта действительно стояла очень остро, а теперь, как нам сказали, таковой проблемы нет. Тем не менее концепцию, очевидно, примут. Это все равно лучше, чем жить без всякого понятия о том, у кого в дальнейшем брать в долг, и кому отдавать, и как, кстати сказать, расплатиться, например, с гражданами, доверившими в свое время деньги СБЕРБАНКУ и ГОССТРАХУ. Но как раз этот вопрос, судя по всему, останется без ответа даже при наличии концепции.

Корреспондент: Обслуживание государственного долга - самая большая расходная статья бюджета России. В правительстве уже не сомневаются в том, что долги, если их не удается списать, отдавать надо, но в первую очередь внешние. Тем более, что попытки российского кабинета в начале прошлого года вести переговоры с Парижским клубом кредиторов и при этом не платить успехом не увенчались. России сразу же обрисовали нелицеприятное будущее под гнетом экономических и политических санкций. С тех пор правительство изменило тактику, кабинет министров заявляет, что в течение ближайших 3 лет Россия будет обслуживать свои внешние долги без реструктуризации и при этом проводить все запланированные структурные реформы в экономике. Таким образом, Белый дом показывает, что его не страшит и 2003 год, на который приходится пик платежей. Более того, российское правительство уже два года готовится к этому постепенно, снижая общую сумму долга. Премьер Михаил Касьянов в среду заявил, что для России больше не существует долговой проблемы 2003 года в связи с тем, что объем госдолга по отношению к валовому внутреннему продукту значительно сократился.

Внешний долг за прошлый год снизился более чем на 9,5 миллиардов долларов и составил 138 миллиардов долларов. По данным Минфина, России в 2003 году предстоит выплатить по внешним долгам 17 миллиардов долларов, что на 2,5 миллиарда меньше, чем планировалось. И уже к концу 2002 года Минфин собирается довести уровень внешнего долга до 40 процентов валового внутреннего продукта, то есть этот показатель станет ниже докризисного уровня. Правительство предпочитает действовать тихо и не афишировать скупку российских долговых обязательств, которая, по некоторым данным, началась еще в 2000 году.

Что же касается внутреннего долга России, он почти в три раза больше внешнего. Более-менее решена проблема с ГКО, выпущенными до дефолта: они переоформлены в другие государственные бумаги, и Министерство финансов постепенно расширяет возможности их использования. Гораздо сложнее обстоит дело с обесценившимися сбережениями граждан, которые хранились в СБЕРБАНКЕ и в ГОССТРАХЕ.

Владимир Тарачев, заместитель председателя комиссии по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы Российской Федерации: Вот уже третий бюджет платит компенсации отдельным категориям граждан, однако если действовать в этом же направлении, в соответствии с действующим законодательством, то на выплаты всех компенсаций уйдет пять федеральных бюджетов. Это невозможно - значит, закон нужно менять.

Корреспондент: Вместе с тем правительство расширяет объемы заимствований на внутреннем рынке. Размеры займов в этом году превысят сумму, которая пойдет на погашение долга, почти на 10 миллиардов рублей. Причем часть этой суммы пойдет на выплату внешнего долга. Впрочем, сейчас, по оценкам премьера Касьянова, внутренний рынок госдолга неликвиден.

Ведущий: Как только заходит речь о внутреннем рынке заимствований, сразу вспоминаются ГКО, с горячим участием которых и был погублен российский рынок в 1998 году. Но ГКО были, есть и будут, без них никак.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики: Там есть две разные точки зрения. Одна точка зрения такова, что мы должны иметь определенный резерв в виде ГКО, не для того даже, чтобы формировать ресурсы бюджета, потому что пока нельзя сказать, что хватает денег, - денег никогда и никому не хватает, - но в принципе мы можем обходиться без этих заимствований, но государственные облигации являются как бы способом управления денежной политики, способом регулирования денежной массы, необходимой для подавления или регулирования инфляции. Сейчас мы в больших объемах выпускать эти ГКО не можем, поэтому если мы их не будем много выпускать, то и никогда не возникнет такая ситуация, которая была в 1998 году.

Ведущий: Действительно, ГКО, выпущенные на рынок с умом, могут быть хорошим средством от головной боли под названием "инфляция". Но они же могут быть и гильотиной, но повода для этого, вроде, сейчас нет.

Новые займы на внутреннем и внешнем рынке - это традиционный способ погашения старых долгов, так же, как и остатки финансового резерва и доходы бюджета. Но скоро появится и новый источник погашения долгов - это пенсионные накопления.

Владимир Тарачев: И здесь я обращаю внимание на пенсионную реформу, ибо по итогам первого года реформы будет собрано более 1 миллиарда долларов пенсионных накоплений, и эти средства правительство планирует размещать прежде всего в государственные ценные бумаги. А дальше ежегодные объемы пенсионных накоплений будут расти в геометрической прогрессии.

Ведущий: О том, что часть наших долгов нам спишут или помогут списать за наши красивые глаза и активное участие во всемирной антитеррористической операции, - об этом можно забыть.

Михаил Задорнов, заместитель председателя комитета по бюджету Государственной Думы: Президент и правительство упустили тот момент, когда можно было договариваться с Парижским клубом. Это надо было делать в первой половине 2000 года. А сейчас мир смотрит на Россию, как на страну с бюджетным профицитом, - и мы сами об этом говорим, - у которой есть достаточно большие доходы от нефти и от других металлов. Кроме того, надо понимать, что в этом году у нашего основного кредитора, Германии, парламентские выборы и никакой разумный политик, идя на выборы, не будет, естественно, соглашаться на списание части долга его стране. Мораль: хорошо бы, но ситуация сегодня политически неблагоприятная. Если она изменится, можно вернуться к этой идее, но боюсь, что мы такую возможность политическую утратили.

Ведущий: Можно забыть и о том, что наши должники в ближайшей перспективе что-то нам вернут. Долг перед Россией составляет примерно 150 миллиардов долларов, как раз столько, сколько должны и мы, но ждать отдачи не приходится: наши должники - беднейшие страны, которым списывается от 40 до 90 процентов долга.

Михаил Задорнов: Откровенно говоря, это те страны, где народ живет так бедно - меньше доллара в день получает дохода, поэтому реально получить эти деньги обратно было бы нам очень сложно. Тем не менее, с многими странами есть уже сейчас соглашения о выплате долга, подписано оно, например, с Вьетнамом. С некоторыми не подписаны. Крупнейшие наши должники, Куба и Монголия, к примеру, они до сих пор эти соглашения не подписали. Конечно, надо активнее работать, потому что мы получаем от внешних долгов только миллиард долларов примерно в год, а могли бы в 2-3 раза больше, я думаю. И правительство должно более активно вести эту работу.

Ведущий: Всеми этими проблемами будет теперь заниматься специальное Федеральное долговое агентство, которое для начала будет просто собирать информацию о наших долгах и долгах перед нами и выверять цифры. Абсурд, но точные цифры наших долгов и долгов перед нами никто не знает.

Владимир Тарачев: Этот орган еще предстоит создать. Благодаря ему можно будет оптимизировать управление и сберечь большие бюджетные деньги. Основная задача на сегодня - организационная. Представьте себе, у вас есть больной, вы - доктор, который должен этому больному пришить голову. В роли больного российский государственный долг, голова - это долговое агентство. А вот концепция - это и есть инструкция по проведению данной операции. Только на втором этапе мы будем обсуждать вопросы взаимоотношений нашего с вами больного с родными и близкими, под родными и близкими подразумеваются МВФ, Всемирный Банк. Но сначала операция.

Ведущий: Так что, судя по всему, новый орган - новая пришитая голова - будет обладать достаточным влиянием. Ведь из любых долгов можно сделать деньги, а деньги - штука влиятельная.

"REN - TV"

20.02.2002
http://www.tarachev.ru/publictext/public/id/431421.html

Док. 393169
Перв. публик.: 20.02.02
Последн. ред.: 07.11.07
Число обращений: 323

  • Тарачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``