В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Россия - одна из немногих стран мира, в которой нет закона об обязательном страховании гражданской ответственности на автотранспорт Назад
Россия - одна из немногих стран мира, в которой нет закона об обязательном страховании гражданской ответственности на автотранспорт
Интервью с Владимиром Тарачевым
Ведущий Дмитрий Губин: 14 февраля, сегодня - День Святого Валентина, День всех влюбленных. Влюбленные целуются, впрочем, и не влюбленные тоже. Избавь вас только сегодня Господь от одного вида поцелуев - если вы за рулем, постарайтесь не "поцеловаться" на дороге с другой машиной. Потому что Россия - одна из немногих стран мира, в которой нет закона об обязательном страховании гражданской ответственности на автотранспорт. И следовательно, ваш "поцелуй" и ваше дорожное происшествие будет целиком за счет вашего кошелька, а не за счет страховой компании. Если только, конечно, вы не застраховались добровольно.

Закон о страховании, об обязательном страховании гражданской ответственности прошел первое чтение в ГД. Но вопреки пословице, что между первой и второй перерывчик небольшой, второе чтение постоянно откладывается. Впрочем, кажется, на следующей неделе вот-вот оно должно все-таки состояться. В нашей студии Владимир Тарачев, депутат ГД, заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, один из отцов этого закона. Владимир Александрович, что произошло между первым и вторым чтениями? Почему так долго это все? Сколько поступило поправок?

Владимир Тарачев: Прежде чем ответить на ваши вопросы, я бы хотел добавить по поводу поцелуев, именно по поводу поцелуев, что "поцеловать" автомобиль может и гражданина, может "поцеловать" ту бабушку, которая переходит на красный свет. И вот здесь начинаются все проблемы. И эти проблемы действительно описаны в этом законе. Да, действительно, срок был достаточно большим - целый год. И я думаю, что этот год не прошел напрасно. Мы практически согласовали все возможные замечания от наших оппонентов. Было рассмотрено около 400 поправок. Они сведены в соответствующую таблицу. В ближайшие дни таблица принятых поправок будет голосоваться на Думе.

Что нового появилось между первой и второй, как вы говорите? Прежде всего обязанность по страхованию распространена на лиц, управляющих транспортным средством по доверенности. Этого не было. Первоначально только собственник машины мог это делать. Уточнены исключения из страхового покрытия. То есть страхование распространено сегодня (нрзб.), если он находится вне пределах дорог - на прилегающих к ним территориях, дворы, стоянки, автозаправки, где также можно поцеловаться при желании и не при желании.

Ведущий: Извините, я должен все-таки напомнить нашим уважаемым слушателям, что такое страхование гражданской ответственности. Речь не идет о возмещении ущерба вашего автомобиля, если вы его случайно разбили. Речь идет о том, что если вы врезались в другой автомобиль, и вы при этом виноваты, то вам не придется платить. Будут платить за вас, возмещать ущерб, принесенный вами, ваша страховая компания. Это такой маленький комментарий.

Владимир Тарачев: И это правильно. Вы не страхуете автомобиль, вы страхуете свою гражданскую ответственность перед третьими лицами. Вот это нужно понимать. Что еще новое? Правительство будет определять страховые тарифы. Первоначально это действие было закреплено за страховым надзором. Мы повысили уровень ответственности в принятии этого решения.

Ведущий: Собираться комиссия будет?

Владимир Тарачев: Нет. Правительство на своем заседании целиком будет принимать своим постановлением. Мы знаем, в какой иерархии у нас стоят законы - есть конституционные законы, есть обычные федеральные законы, есть указы президента, есть постановления правительства. То есть мы подняли на достаточно высокий уровень принятие вот этого решения. Потому что от этого решения будет зависеть по крайней мере судьба этого закона как социально значимого, и мы дискредитировать его никак не можем, ну и по каждому кошельку ударит правильное или неправильное определение тарифа на очередной год.

Ведущий: Правильно ли я вас понял, что правительство своим постановлением будет определять только размеры страховых сборов, но не будет определять предельный размер страховых выплат, она будет определена законом?

Владимир Тарачев: Страховые выплаты, да, они определены законом. Правительством будет определен на очередной год базовый тариф и система повышающих, понижающих коэффициентов в зависимости от региона, в зависимости от типа автомобиля, в зависимости от вашего стажа, сколько вы сидите за рулем и еще, я думаю, что порядка десятка параметров. То есть когда вы приходите в страховую компанию, то с вами с учетом базового тарифа, который определен правительством, и он распространяется на всю страну, и вот этих индивидуальных территориальных коэффициентов, и ваших индивидуальных коэффициентов, с вами будет заключен договор, у вас появится индивидуальный тариф. То есть с каждым человеком, с каждым автовладельцем страховая компания будет заключать уже индивидуальный тариф, который будет касаться только вас. Уже у соседа будет совершенно другой, потому что, может быть, он ездил всего три года, а вы ездите 20 лет, или у вас другой автомобиль, или же он живет в Урюпинске, а вы живете во Владивостоке. Ну, много.

Ведущий: Но правила будут едины для всех страховых компаний, которые будут участвовать в этой программе?

Владимир Тарачев: Для всех. Но это не программа, это... Если они получат соответствующую лицензию, там жесткие требования к лицензированию. Осталось три требования. Чтобы на момент вступления закона в силу страховая компания уже два года работала на добровольном страховании гражданской ответственности или просто страховала транспортные средства. Второе - чтобы у нее была сеть договоров по всей России, с каждым субъектом Российской Федерации, для того чтобы если вы из Москвы во Владивосток поехали и к вам приложились, вас "поцеловали", то владивостокская страховая компания должна будет в течение 15... первоначально было в течение 30 суток вам должны выплатить или же отремонтировать автомобиль, то теперь в течение 15 суток владивостокская страховая компания выплатит все эти деньги, а потом из Москвы этой страховой компании, которая с вами рассчиталась, компенсируют все затраты по данному страховому случаю.

И третий момент - это получение лицензии. Чтобы получить лицензию, там есть определенный набор требований. Но это касается страховых компаний.

Ведущий: Какие еще будут изменения обсуждаться во время обсуждения закона во втором чтении?

Владимир Тарачев: Я понимаю обеспокоенность и озабоченность и администрации президента, и правительства, почему так долго между первой и второй, - целый год. Потому что если этот закон начнет действовать и дискредитирует себя, то я думаю, что в правительстве произойдут точно изменения не в лучшую сторону. И поэтому было предложено и согласовано и с администрацией президента, и с правительством аккумулировать все деньги, которые будут в качестве тарифов выплачиваться в какую-то структуру, а раньше эта была структура, которая называлась "гарантийный фонд", в первом чтении, и вот этот гарантийный фонд, который бы выплачивал все компенсационные выплаты в случае дорожно-транспортного происшествия, должен был бы саккумулировать огромную сумму, где-то порядка 4 миллиардов долларов. И это вызывало озабоченность и беспокойство и у нас, у авторов этого закона тоже.

Нельзя сосредотачивать вот такие большие деньги в какой-то одной структуре. Куда ветер подует завтра - еще не известно. Что с ними случится - не известно. И поэтому ко второму чтению мы исключили полностью гарантийный фонд. Теперь роль гарантийного фонда, а точнее, как бы своеобразного, естественно, может быть расчетного центра, будет выполнять Единое профессиональное объединение страховщиков. Деньги все останутся у страховых компаний на их резервных счетах. Определено два резервных счета - это резерв гарантий, если вдруг обанкротится какая-то страховая компания, но этот резерв гарантий будет накапливаться длительное время, там будут большие суммы. И второй - резерв текущих компенсационных выплат. Это если скрылся виновник дорожно-транспортного происшествия. Такие факты бывают. Вы только развели руками, машина вас "поцеловала" и уехала. Номера грязные. И нет виновника. Или же вас стукнула машина, а...

Ведущий: А если я на стоянке оставил, допустим?

Владимир Тарачев: Да и это тоже может быть, и в движении. Вы же за ним не побежите, свидетелей нет. И второй вариант - если вас стукнула машина, но водитель не исполнил закон об обязательной гражданской ответственности. И все. Он остался на месте, он не скрывается. Приехала милиция, а у него нет страхового полиса. Кто будет выплачивать?

Ведущий: По суду...

Владимир Тарачев: По суду мы уже работаем 70 лет. И сегодня только 8 процентов исковых заявлений в суд удовлетворяются. Поэтому об этом мы уже говорили много. Хорошо. Работяга какой-то на своей "Волге" или на "Запорожце" стукнул, у него зарплата, я не знаю, 500 рублей, ниже прожиточного минимума. Как он будет восстанавливать машину, по какому суду, какой судья присудит выплачивать вот эти 500 рублей, а у него еще семья, ему кушать надо? И это растянется на десятки лет. Поэтому мы именно уходим от судебных разбирательств. Страховые компании должны разбираться. Так вот они будут ежемесячно откладывать на свои неприкосновенные вот эти резервные счета, на резерв текущих компенсационных выплат деньги. А вот это Единое профессиональное объединение страховщиков, которое будет контролировать, защищать интересы и потерпевших, и страховых компаний, и разрабатывать единые стандарты контроля государства, и будет вот этим диспетчером, который и будет определять, какая страховая компания из своих резервных фондов должна выплатить. То есть оно не будет аккумулировать деньги, деньги останутся на счетах страховых компаний. И это, я думаю, самый оптимальный вариант, который может быть.

Ведущий: Это самые основные поправки, которые внесены?

Владимир Тарачев: Нет, я еще не сказал о том, что изменен срок введения. Кстати, по сроку введения мне бы хотелось несколько слов сказать. Он определен... закон начнет действовать с 1 января 2003 года. Но при той задержке, которая произошла, вот эта годовая, и я знаю, что правительство не подготовило всех подзаконных актов, которые должны быть, - это правила страхования, это даже образцы вот этих табличек, которые вы под стекло ставите сегодня, - и еще много-много документов не подготовлено. Я вижу, что исполнительная власть не будет готова запустить это действие с 1 января следующего года. Но я допускаю, что нам, депутатам, может быть, в августе-сентябре месяце, когда мы начнем уже осеннюю сессию, как бы, подчеркиваю, не пришлось переносить срок введения в действие этого закона.

Ведущий: На сколько?

Владимир Тарачев: Я думаю, что на полгода точно. На все про все нужно 8 месяцев, на то, чтобы сплести паутину по всей России, прежде всего информационную. Чтобы Министерство внутренних дел, любой работник ГИБДД, который остановил машину, мог всегда удостовериться, что ваш автомобиль застрахован, со своей рации на ближайший компьютер, и компьютер должен пробить. Дальше. Все страховые компании, я уже сказал, должны иметь свои представительства во всех субъектах. Они должны сплести паутину договоров. На все про все, я думаю, нужно 8 месяцев. Пока мы, к сожалению, не укладываемся. Административные санкции будут водиться через 6 месяцев с момента введения закона. Это опять на нашу российскую недисциплинированность. Если вы не законопослушны, не застраховались, то вам 5-7 минимальных размеров оплаты труда, эта сумма сразу становится больше, нежели та сумма, которую вам нужно будет заплатить за годовой тариф.

Ведущий: К этой теме мы еще вернемся. Мы только что узнали, что закон об обязательном страховании гражданской ответственности будет введен либо с 1 января 2003 года, либо, возможно, его принятие будет отложено на полгода, то есть с 1 июля 2003 года он начнет работать. И спустя полгода с того момента, как начнет действовать закон, будут накалываться штрафы на нерадивых владельцев и нерадивых шоферов.

Владимир Александрович, мы подошли к самому интересному. Хотя закон не прописывает конкретные размеры страховых сборов, вы примерно предполагаете, как они будут выглядеть? То есть все время, скажем, коммунисты выступали против этого закона, говорили, что это еще один социальный налог. Как быть бедному человеку, если он ездит на машине, но у него нет денег платить за страховку? При этом банальный, с моей точки зрения, справедливый ответ - нет денег, не пользуйся личным автотранспортом.

Владимир Тарачев: Как я уже вам сказал, базовый тариф будет с соответствующими понижающими, повышающими коэффициентами, сумма базового тарифа будет определяться правительством ежегодно. Мы даже допускаем, что это может произойти и два раза в год. Мы прописали это в федеральном законе. Все будет зависеть от статистики дорожно-транспортных происшествий, которой сегодня, к сожалению, нет. Закон заработает, будет статистика, и тогда будет ясно, какую сумму будет платить тот или иной владелец того или иного автомобиля. Но мы, безусловно, просчитали, мы просчитали предварительно по той минимальной статистике, которая сегодня у нас есть, что владелец "Жигулей" с пятилетним стажем, проживающий, к примеру, в Брянской области, стоимость для него годовой страховки составит около 600 рублей.

Ведущий: А москвич на "Опеле" с тем же стажем?

Владимир Тарачев: Я думаю, что это, безусловно, будет больше. Но надо посмотреть, во-первых, какой "Опель", в каком состоянии и какого года выпуска. Но среднестатистический автовладелец, а им является автовладелец нашей машины "Жигули", в Москве будет платить порядка 1,5 тысяч рублей в год. Это как раз примерно та же сумма, если автовладелец не заплатит, его остановит работник ГИБДД, убедится, что он его обманывает, говорит, что забыл страховой полис дома, так вот 5-7 минимальных размеров оплаты труда должен будет он заплатить. А на следующем перекрестке его снова работник ГИБДД может оштрафовать. И я думаю, что вот такая воспитательная мера... просто вынужден будет автовладелец все-таки исполнить норму закона. Для сравнения, стоимость аналогичного полиса в Белоруссии сегодня около... - давайте перейдем на новую валюту, сегодня уже Белоруссия - это Европа, - составляет 18 евро.

Ведущий: Белоруссия перешла на евро? Какой прогрессивный человек Лукашенко.

Владимир Тарачев: В Латвии это 45 евро.

Ведущий: Это примерно 16 долларов в Белоруссии?

Владимир Тарачев: Да. А в Латвии 45 евро, а в Эстонии 55 евро. Это сколько будет в рублях?

Ведущий: Это будет примерно то же самое, что придется заплатить среднему москвичу на "Жигулях".

Владимир Тарачев: Москвичи - это исключение. Здесь у нас 3 миллиона автомобилей ежедневно ухудшают нашу экологию. И вероятность дорожно-транспортного происшествия здесь действительно огромная. Когда там, не знаю, Бурятский какой-нибудь округ или же Хабаровский край... значит, там и будут платить, как я уже говорил, рублей 600. Но я думаю, что каждый автовладелец стоимость 1-1,5 баков бензина может сэкономить и эти деньги передать в страховую компанию, для того чтобы себя обезопасить, убрать головную боль всех разборок.

Ведущий: Не только себя обезопасить, но он должен как бы обезопасить и пешехода, на которого он может наехать, и лечение его придется оплачивать. Мне вообще кажется важным понять, что нет больше такого, что машина покупается раз и на всю оставшуюся жизнь и больше ничего платить не надо. Машина - это средство повышенной опасности, которое может угрожать ни в чем не повинным людям. Владимир Александрович, вот этот закон, который до сих пор не принят, как вы себе представляете, будут люди, которые будут голосовать против этого закона во втором чтении?

Владимир Тарачев: Я думаю, что, безусловно, противники будут, и противники в основном все те же.

Ведущий: А те же, это кто?

Владимир Тарачев: Это фракция КПРФ, которая до сих пор... Все-таки подвижки произошли. До сих пор резкие депутаты фракции КПРФ приравнивают стоимость тарифа к какому-то обязательному налогу.

Ведущий: Может быть, потому, что лидер фракции пересел с "Ауди" на "BMW"?

Владимир Тарачев: Я не знаю. Я даже ни разу не видел Зюганова в автомашине.

Ведущий: Будет, кроме коммунистов, кто-нибудь еще?

Владимир Тарачев: Я полагаю, что будут оппоненты из фракции "Народный депутат". Есть противники во фракции Яблоко.

Ведущий: Фракции Яблоко?

Владимир Тарачев: Фракции Яблоко. Вроде бы такая прогрессивная фракция, но она, к сожалению, очень маленькая. И второе, они мотивируют свое нежелание голосовать, скажем так, непросчитываемыми последствиями на сегодняшний день. Я могу с чем-то с ней согласится, могут быть какие-то непросчитанные последствия, но для этого мы и разрешаем правительству даже два раза в год менять тарифы. Потому что, да, вдруг будут большие тарифы - страховые компании будут рады, население будет против, и не будет закон этот работать. Сделают тарифы очень маленькими - страховые компании разорятся и не обеспечат функцию защиты автовладельцев. Поэтому ну что ж, кто не работает, тот не ошибается. И я допускаю, что закон будет работать, если будут какие-то ошибки, мы их исправим, как было во всех странах, и автовладелец будет защищен, головная боль у него пройдет по разборке на дорогах.

Ведущий: Ну что ж, спасибо. Напомню, Владимир Тарачев, депутат ГД, фракция Единство, один из главных разработчиков закона об обязательном страховании гражданской ответственности на автотранспорте, был сегодня с нами. И закон совсем скоро поступит в ГД, и будет обсуждаться уже во втором чтении. Еще раз поздравляю всех с 14 февраля, Днем всех влюбленных. Целуйтесь на здоровье, только, Бога ради, не за рулем. А если такая опасность "поцеловать" другую машину за рулем для вас все-таки существует, то не забудьте, пожалуйста, зайти в ближайшую страховую компанию и получите полис пока еще добровольного страхования гражданской ответственности.

Владимир Тарачев: Я поздравляю всех с праздником Святого Валентина.

"Радио России"

14.02.2002
http://www.tarachev.ru/publictext/public/id/431196.html

Док. 393160
Перв. публик.: 14.02.02
Последн. ред.: 07.11.07
Число обращений: 240

  • Тарачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``