В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Секреты в законе Назад
Секреты в законе
В начале февраля будет обсуждаться законопроект "Об инсайдерской информации"
В начале февраля наш комитет обсудит законопроект "Об инсайдерской информации", включенный в план законодательной работы Думы на весеннюю сессию. Основная цель - пресечь злоупотребления закрытой служебной информацией, позволяющей посвященным манипулировать ценами на фондовом рынке и извлекать для себя незаконные прибыли Пока что любителям половить рыбку в мутной воде - полное раздолье: в российском законодательстве отсутствует даже само понятие "инсайдерской информации", следовательно, нет и состава преступления. Вот лишь отдельные примеры, рисующие масштабы злоупотреблений.

В конце 2000 года утечка сведений в СМИ о намерении прокуратуры начать уголовное дело с целью признать приватизацию РАО "Норильский никель" незаконной обрушила акции компании на 15%. Кто-то неплохо погрел руки на возникшем ажиотаже, в то время как сообщение оказалось очередной "уткой". Астрономические барыши получили крупные инвесторы в июле - начале августа 1998 г., проведавшие о предстоящем дефолте и вовремя избавившиеся от пакетов ГКО. Или банкиры, имевшие доступ в коридоры власти: разнюхав о том, что часть коммерческой задолженности бывшего СССР будет переоформлена в еврооблигации с гарантированным погашением через 5 - 7 лет, они до официального объявления скупили на открытом рынке большую долю этой задолженности за десятую часть номинала.

В зарубежной практике закон карает манипуляторов тюрьмой и многомиллионными штрафами. К тому же его наличие оздоровляет и укрепляет фондовые рынки, о чем свидетельствует, к примеру, опыт Германии, где запрет на использование инсайдерской информации привел к существенному притоку иностранного капитала и резкому росту биржевого индекса DAX. В представленном Думе законопроекте обобщен лучший мировой опыт, адаптированный к российским условиям. Кто такой инсайдер? Любое лицо, которое обладает закрытой информацией, недоступной для непосвященных, или имеет к ней доступ. Это может быть акционер или служащий компании, бухгалтер, аудитор, министр или иной чиновник, а также их ближайшие родственники и доверенные лица. Под инсайдерской информацией понимаются закрытые для общественности сведения, касающиеся сделок с ценными бумагами, утечка которых может повлиять на их котировки.

Разглашение первыми вторых теперь будет отнесено к разряду уголовно наказуемых преступлений. Может возникнуть впечатление, что в законопроекте речь идет исключительно о рынке ценных бумаг, но это не совсем так. В международной практике правовые нормы, регулирующие инсайдерскую торговлю, распространяются на любые финансовые инструменты, котирующиеся на бирже То есть не только на сами ценные бумаги, но и фьючерсы и опционы (многовариантные биржевые контракты) на указанные ценные бумаги, другие деривативы, индексные контракты в отношении указанных ценных бумаг. Искусственное сужение объекта регулирования только до эмиссионных ценных бумаг оставило бы многочисленные лазейки, позволяющие обходить закон.

В силу особенностей российского законодательства фьючерсные и опционные контракты, базовым активом которых являются ценные бумаги, определены как инструменты срочного рынка и подлежат самостоятельному регулированию. Поэтому в законе мы прямо сказали, что будем ловить недобросовестных инсайдеров не только на рынке акций и облигаций, но и на срочном рынке стандартных контрактов. При этом необходимо проводить совместный анализ всех рынков в совокупности, для чего в законопроект и введено расширенное определение рынка ценных бумаг. Статья 5 проекта запрещает инсайдеру совершать сделки с ценными бумагами с использованием закрытой информации в своих интересах или интересах третьих лиц, а также передавать ее на сторону или давать рекомендации, куда вкладывать средства. Это фундаментальное положение будущего закона. Подобный запрет в Европе сформулирован еще более жестко и всеобъемлюще. Согласно директиве ЕС, лицо, владеющее инсайдерской информацией, не вправе получать преимущество за счет ее обладания путем приобретения или отчуждения ценных бумаг за свой или чужой счет, прямо или косвенно. Мы отдаем себе отчет, что любые запреты будет действенными только при организации четкого контроля со стороны регулирующего органа.

В США, к примеру, комиссия по ценным бумагам наделена даже правом проведения оперативно-следственных мероприятий, вплоть до прослушивания телефонных переговоров и наружного наблюдения. В нашем проекте предлагается несколько иной путь. Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) дается право на своевременное получение полной информации о совершенных сделках, цене этих сделок и рыночных ценах, а также права на проведение проверок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов. Для выявления биржевых сделок, совершенных с использованием инсайдерской информации, ФКЦБ может создавать системы мониторинга организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в том числе автоматизированные системы слежения за состоянием рынка, информационно-аналитические системы и базы личных данных. Критики закона в качестве серьезного недостатка указывают на норму, позволяющую выплачивать лицам, оказавшим помощь в изобличении инсайдера, до 10% средств, полученных в виде штрафа.

По их мнению, подобная норма поощряет стукачество. Действительно, в Германии такое положение отсутствует, а вот в Америке - широко применяется. Авторы готовы ее исключить. Это не изменит суть закона: ведь на выявление инсайда прежде всего нацелена система мониторинга рынка. Главная цель закона - не репрессии, а профилактика, недопущение рыночных злоупотреблений. Мы хотим сделать российский фондовый рынок прозрачнее и чище, что позволит усилить к нему интерес со стороны потенциальных инвесторов.

Владимир Тарачев
"Время МН"

31.01.2002
http://www.tarachev.ru/publictext/public/id/430709.html

Док. 393141
Перв. публик.: 31.01.02
Последн. ред.: 07.11.07
Число обращений: 332

  • Тарачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``