В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Митрохин: Местное самоуправление - разменная монета в реформе государственной власти Назад
Сергей Митрохин: Местное самоуправление - разменная монета в реформе государственной власти
Президентский пакет законопроектов, внесенный в Государственную Думу и уже принятый в первом чтении, заставляет задуматься над скрытой логикой первых законодательных инициатив президента. Вероятно, идея внесения этого пакета родилась из желания реализовать некую умозрительную конструкцию восстановления так называемой вертикали власти, которая первоначально мыслилась как вертикаль назначений, соответственно, глав региональных и местных администраций. Однако в итоге этот вариант выродился в некий суррогат, который и был представлен в президентском пакете.

Предлагаемая процедура отстранения от должности глав администраций регионального и местного уровней, а также роспуск представительных органов создает некую иллюзию того, что законопроекты направлены на решение общей задачи - укрепления властной вертикали. На самом деле все три законопроекта совершенно разного свойства. Особенно выпадает из этой триады законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Ключевым положением этого законопроекта является новая процедура привлечения к ответственности выборных лиц местного самоуправления. Безусловно, механизм ответственности местных властей за нарушение законов и неисполнение решений судов необходим, хотя здесь можно было пойти по пути совершенствования уже существующего законодательства (ст.49 ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ").

Однако возражения вызывает не новый механизм ответственности, предложенный президентом, а то, что одновременно к нему пытаются подверстать положения, не имеющие никакого отношения к проблеме ответственности выборных должностных лиц. Содержание этих положений наносит очевидный ущерб и системе местного самоуправления в целом, и правам граждан.

Речь идет о попытке ввести регулирование особенностей организации местного самоуправления в столицах и административных центрах субъектов РФ, городах с численностью населения свыше 50 тысяч человек. Это положение прямо противоречит Конституции, и его принятие будет означать массовое наступление на права граждан в этих населенных пунктах.

Другой крайне сомнительной инновацией представляется попытка исключить из закона упоминание о районе (уезде) как территории, на которой осуществляется местное самоуправление. Если эта норма будет принята, 1400 муниципальных образований районного уровня останутся без законодательной основы своей деятельности. Законопроект не указывает никакого выхода из возникающего таким образом правового вакуума. При этом полностью игнорируется ст. 131 Конституции РФ, согласно которой изменение границ муниципальных образований допускается лишь с учетом мнения, проживающего в них населения. Проект не предписывает конкретных сроков создания муниципальных образований в населенных пунктах, находящихся на территории упраздняемых районов. В результате жители соответствующих территорий могут лишиться права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на неопределенно долгое время.

Сомнение также вызывает и процедура отстранения должностных лиц местного самоуправления, в которой непосредственное участие принимает глава региональной администрации. В условиях непрекращающихся конфликтов между губернаторами и мэрами, можно с уверенностью сказать, что во многих регионах губернаторы только тем и будут заниматься, что искать повод для отстранения неугодного мэра.

Интересно, что никто из потенциальных авторов законопроекта о местном самоуправлении - сотрудников соответствующих структур администрации - не признался в авторстве этих положений. Их таинственное происхождение свидетельствует о том, что система подготовки законов в аппарате президента построена нерационально и в результате от имени президента вносятся законопроекты, написанные случайными людьми.

Подобный подход отражает пренебрежительное отношение к местному самоуправлению, которое на сегодняшний день преобладает в руководстве страны. Не исключено что также небрежно будут решаться вопросы, связанные с налоговой реформой, в частности, будут предприняты очередные попытки упразднить местные налоги и подорвать финансовую основу местного самоуправления.

Вероятно, отдельные деятели президентской администрации рассматривают возможность отстранять мэров как компенсацию региональным лидерам за утрату ими прежней независимости и выдворение их из Совета Федерации. Очевидно, местное самоуправление стало разменной монетой в торге с губернаторами. Столь пренебрежительное отношение к институту местного самоуправления чревато негативными последствиями для всей системы власти в России.

В целом, стремление установить более жесткую ответственность за несоблюдение федерального законодательства не может вызывать никаких сомнений - сомнительны меры, которые предлагаются для этого. В своем стремлении достичь поставленных целей, президентская команда не считается ни с Конституцией, ни с действующей системой законодательства. Такой правовой нигилизм разрушителен для государства и дискредитирует президента и заявленные им цели.

Сергей Митрохин
27.05.2000
http://www.yabloko.ru/Themes/SG/mp-4-5-00.html#editor

Док. 393003
Перв. публик.: 27.05.00
Последн. ред.: 07.11.07
Число обращений: 334

  • Митрохин Сергей Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``