Сергей Митрохин: Мы лепим образ не столько своего парня, сколько будущего президентаНазад
Сергей Митрохин: Мы лепим образ не столько своего парня, сколько будущего президента
Интервью с депутатом Госдумы, членом Бюро Центрального Совета Объединения "Яблоко" Сергеем Митрохиным
- В чем заключаются Ваши обязанности в избирательном штабе? Не расскажите ли о своем рабочем дне?
- Обычно он начинается в 11 утра и кончается в 3 ночи или немного позже. Я занимаюсь разработкой, редактированием всех материалов, так или иначе связанных с кампанией. Ежедневно в различных центральных газетах появляется около десятка статей. Для нас наиболее важны многотиражные газеты, такие, как "Комсомольская правда", "Аргументы и Факты". Также я курирую группу, занимающуюся аналитикой и информационным обеспечением кампании, образую некое связующее звено между политиками и аналитиками, т.е. занимаюсь консультированием кандидата и других руководителей кампании, выстраиванием политической линии кампании, материалами, связанными с действиями штабов и доверенных лиц. Помимо прочего, я курирую разработку и публикацию президентской программы.
- Кто принимал участие в подготовке программы?
- Экономическую часть готовили экономисты из ЭПИцентра Алексей Михайлов и Сергей Дон. С ними работали экономисты молодежного "Яблока". Основу других разделов составила программа "Яблока" на выборах в Госдуму. Она стала главным сырьем, из которого разрабатывалась президентская программа. Свое отражение в программе Явлинского находит также много идей, которые высказываются депутатами фракции "Яблока" во время различных интервью СМИ.
- Какой образ Вы хотите создать из Явлинского? Образ "своего" парня?
- Я не занимаюсь непосредственно имиджем кандидата, но идея кампании - показать Явлинского не только как политика, но и как человека. Он - личность. Он открыт. Он понятен и доступен. О нем знают все. Он готов заниматься самыми простыми вещами. Он не боится, не стыдится самых простых вещей. Он не стесняется говорить о себе. Он не стесняется показывать людям свою команду, свою семью, близких ему людей.
Должна произойти определенная материализация окружения Явлинского. До сих пор он больше воспринимался как лидер-одиночка. Задача этой кампании состоит в том, чтобы все увидели более полнокровный образ, образ человека, вокруг которого очень мощная и динамичная человеческая среда.
- Как Вы относитесь к тому, что некоторым верным сторонникам "Яблока" не нравится новый имидж Явлинского?
- У "Яблока" есть ядерный электорат, возможно те самые пять процентов, некоторые из которых болезненно реагируют на изменение имиджа Явлинского. Однако, не изменяя имидж не только кандидата, но и "Яблока" в целом, мы не сможем рассчитывать на рост наших результатов. Если мы не будем изменять устоявшийся, надоевший многим образ, то будем получать все меньше и меньше голосов.
Есть люди, считающие, что Явлинский и "Яблоко" начали отходить от своих принципов, стали уделять меньше внимания защите прав человека, что правозащитная идеология должна стать основой нашей политики. Мне кажется, что это не верно. Задача политика состоит в том, чтобы добиться результата, чтобы оказывать какое-то влияние. Одно дело критиковать власть, например, за нарушение прав человека, и совсем другое - реально добиться прекращения нарушений. Это две совершенно разные задачи. Задача правозащитников - говорить властям правду. Задача же политиков состоит в том, чтобы не только говорить, но и добиваться результата. А если политик говорит безрезультатно, то он сразу же начинает терять влияние. При этом не только падает его поддержка, но и нарастает раздражение.
Нам нужно становиться популярными, зарабатывать у населения авторитет. Мы не должны зацикливаться на наших традиционных темах, таких, например, как критика правительства... Когда телезрители видят, что Явлинский или "Яблоко" опять кого-то критикуют, то они сразу переключают телевизор на другую программу, им это уже неинтересно. В то же время, то небольшое количество наших сторонников, которые очень ревностно блюдут наш имидж борцов за права человека, критиков режима, также начинают в нас разочаровываться. Они видят, что кроме критики у нас ничего не получается и инстинктивно начинают искать более сильную партию. Может быть, это и было одной из причин, почему наши потенциальные избиратели проголосовали за "СПС".
Это серьезная проблема, которую невозможно решить только на этих выборах. Нам нужно двигаться к ее решению. Надо перестраивать свою политическую линию. Мне кажется, что "яблочный" проект в том виде, в котором он существовал все эти годы, находится в кризисе. Чтобы вернуть утраченные позиции, нам нужно несколько иначе выстроить нашу политику, нашу стратегию. Я думаю, что если мы сумеем совершить такой маневр, то мы не только вернем своего избирателя, но и совершим качественный рывок.
- Что мы можем предъявить избирателям, чтобы они сказали: "Да, "Яблоко" - это классная партия"?
- На самом деле, очень многое. В нашей программе есть много вещей, на которых надо акцентировать внимание людей. Другое дело, в какой форме их подавать. От формы подачи подчас зависит гораздо больше, чем от содержания.
- Научились ли мы сейчас просто и понятно объяснять людям программу "Яблока"?
- Не думаю, что научились, скорее находимся в процессе обучения.
- Растет ли рейтинг Явлинского?
- Большинство социологических агентств либо куплены, либо находятся под определенным давлением. Поэтому нельзя верить никаким агентствам, и невозможно выяснить реальный рейтинг того или иного кандидата. К сожалению, мы не имеем возможности проводить свои опросы.
Существует мнение, что в России вообще нельзя проводить точные опросы. Можно лишь иногда угадывать ситуацию, но систематически точно определять рейтинги нельзя. У России такая структура страны - очень разноплановая. Именно поэтому в России отказывается работать "Gallup", боясь, что результаты его работы будут непрофессиональными. Но если все же и говорить насчет рейтингов и соцопросов, то у меня есть гипотеза, которая, возможно, очень близка к истине. Она объясняет, почему в промежутках между выборами у Жириновского низкий рейтинг, а на выборах он подскакивает, у "Яблока" же наоборот. Дело в том, что когда к человеку подходит социолог, то он стесняется сказать, что будет голосовать, например, за "Единство". Ему проще сказать, что он будет голосовать за нечто более приличное - "Яблоко". И таких людей большинство. А в момент голосования человек находится наедине с самим собой, ему уже не надо высказывать свою точку зрения публично.
- Когда Явлинский говорит, что он ставит перед собой цель участвовать во втором туре, он блефует или реально оценивает обстановку?
- Мы действительно ставим перед собой цель выйти во второй тур. Это, конечно, большая запросная позиция, но тем не менее. Невозможно играть в эти игру, если не ставить перед собой крупные цели.
- Явлинский бывает в штабе?
- Да. Не так часто, потому что у него большие перегрузки, но бывает.
Единого руководителя кампании нет, существует коллективное руководство. Понятно, что сам Явлинский не может руководить кампанией, потому что главному актеру очень трудно быть одновременно и режиссером.
- Как режиссер, Вы как оцениваете его работу?
- Я высоко оцениваю его способность преодолевать самого себя.
- Тогда пьеса, которую играет Явлинский, это комедия или трагедия?
- Скорее драма.
Беседу вела Наталия Демина
18.03.2000
http://www.yabloko.ru/News/Npaper/11_00/2p.html#1