В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Митрохин: Определить политическое лицо партии Назад
Сергей Митрохин: Определить политическое лицо партии
Сергей Митрохин, депутат Госдумы, член Бюро ЦС Объединения "Яблоко"

Для этого съезда, мне кажется, важны три вопроса.

Первое - это определение крупных политических задач "Яблока" и формулирование на новом этапе основных постулатов идеологии "Яблока". Что это за партия, каковы ее ценности - это надо еще раз артикулировать на современном этапе, сформулировать политические задачи на ближайший период до следующих федеральных выборов и определить политическое лицо партии, еще раз резко подчеркнуть ее отличие от других партий. Это те задачи, которые должны быть выполнены в докладе Г. Явлинского.

Второе, с моей точки зрения, - поставить вопрос о неиспользовании нашими региональными организациями всех ресурсов в работе. Я считаю, что они достаточно обширны и многообразны, но большинство организаций их просто не использует. В первую очередь, это связано с тем, что региональные организации однобоко ориентированы на центральное "Яблоко". Их работа заключается в том, что они транслируют идеи и события, которые генерируются центральным "Яблоком". Фактически, у них нет своей собственной внутрирегиональной политики. Они не используют массу технологий, которые позволили бы им увеличивать рейтинг "Яблока" даже в условиях дефицита финансовых ресурсов.

Это взаимосвязанно - политическое лицо организации и дополнительные технологии, позволяющие мобилизовать потенциально имеющиеся ресурсы.

И третье - это, конечно, поведение "Яблока" на выборах.

Наверное, при выработке идеологической платформы конечной целью могли бы быть заявлены не выборы депутатов Госдумы, не выборы Президента, а создание гражданского общества.

Выбирая депутатов, нужно также понять: для чего мы их выбираем, чем они должны заниматься? Я согласен, что наша цель, с моей точки зрения, - стать политическим партнером, а, может быть, даже лидером организованного гражданского общества. Именно организованного, поскольку просто гражданское общество - это несколько аморфный набор гражданских отношений. А организованное гражданское общество - это сильное общество, которое способно формулировать общественный интерес и отстаивать его перед лицом частного интереса, в том числе интереса каких-то группировок. Сейчас наше общество к этому не способно. И поэтому частнокорпоративные группировки - всевозможные олигархии, мафии, кланы и т.д. - по всем фронтам побеждают гражданское общество. Прецедент, созданный Тамарой Злотниковой, когда успешно прошел первый в новейшей истории гражданский судебный процесс: по сути дела группа граждан против государства - все-таки пока лишь исключение. И, кстати, мы еще не знаем будет ли выполнено решение Верховного суда, потому что многие решения судов у нас не выполняются. А когда эти прецеденты достигнут известной критической массы, тогда мы действительно сдвинемся с мертвой точки. Т.е. необходима критическая масса самоорганизациии общественных групп ради отстаивания общественных интересов. И она, я считаю, все-таки позволит переломить ситуацию.

Я считаю, что "Яблоко" должно активно содействовать этому процессу и стать ориентиром для организованного гражданского общества. Причем, мы можем это сделать даже не будучи партией власти. Сейчас, находясь в оппозиции, располагая возможностями депутатов разных уровней, мы можем очень активно содействовать кристаллизации структур организованного гражданского общества. Это - юридическая помощь, помощь в противодействии произволу властей, содействие профсоюзам и организациям третьего сектора...

А базисный институт гражданского общества - это, конечно, самоуправление. И здесь, я считаю, мы получаем большую отдачу от того, что активно занимаемся этим процессом. У нас не только с Пермью наладилось взаимодействие такого рода. На чем, в частности, основано наше сближение, например, с Омском? На том, что представители и исполнительных органов, и законодательных поняли, что "Яблоко" - это единственная сила, которая отстаивает их интересы, как интересы органов местного самоуправления. Другой такой фракции в Госдуме просто не существует. Поэтому они сознательно, рационально пошли на то, чтобы работать с нами.

Мы имеем серьезные отношения с Краснодаром, с ассоциацией городов юга России. Это взаимодействие уже имело конкретный результат: поправки в закон об особенностях эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, предложенные администрацией Краснодара. Я провел самые важные из этих поправок в закон, в результате чего резко снизился уровень дискриминации по отношению к муниципальному образованию. И таких примеров достаточно много.

Я считаю, что если мы твердо и сознательно поставим перед собой цель стать политическим партнером гражданского общества, то это даст нам колоссальный прирост популярности. Может быть, это и не даст нам пока еще голосов большинства населения страны, но тому есть и свои совершенно объективные причины. Дело в том, что большинство населения у нас все-таки не живет по законам организованного гражданского общества, а живет по законам патерналистского общества - когда от государства чего-то требуют и государство обязано эти требования удовлетворять.

Процесс перехода к новой системе очень длительный. Мы можем, конечно, его ускорить, но перепрыгнуть в один прыжок его не возможно. Идя по этому пути, мы одновременно будем расти и как политическая партия. Причем политическая партия нового демократического общества.

14.03.1998
http://www.yabloko.ru/News/Npaper/05_98/5p.html#4

Док. 392981
Перв. публик.: 14.03.98
Последн. ред.: 07.11.07
Число обращений: 366

  • Митрохин Сергей Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``