В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Слухи о кончине банковского комитета - игра чьих-то амбиций Назад
Слухи о кончине банковского комитета - игра чьих-то амбиций



Владимир Александрович, как зампред банковского комитета, не могли бы все-таки прояснить ситуацию с его грядущим "расформированием".

Думская осенняя сессия очень напряженная и насыщенная, видимо, это напряжение уже настолько овладело некоторыми депутатами... Но дело даже не в личностях, отсутствуют объективные предпосылки роспуска. Думе не даст этого сделать финансовый рынок. Он уже полгода ждет от комитета десяток важнейших законопроектов. Пути назад - в единый бюджетно-финансовый комитет просто не существует. Бюджет-2001 - уникальный, много сложнее предыдущих. Правительство попыталось в нем одним махом решить десятки проблем, копившихся годами, получив в итоге глыбу. Депутаты бюджетного комитета уже "утонули" в бюджете: споры по макроэкономическим показателям и оценкам мирового рынка энергоносителей, межбюджетные отношения и компенсационный фонд (кардинально сдвинуты пропорции налоговых поступлений с 50/50 до 66/34 в сторону центра), отмена разнообразных льгот, приостановка действия сотни федеральных законов, новое налоговое законодательство и оценка собираемости налогов. Бюджет превращается в "закон законов", разве что не получая возможности приостанавливать действие статей Конституции. На этом фоне не остается времени даже на Налоговый кодекс, работы по оставшимся главам второй части на некоторое время заморожены. А в аппарате правительства уже обсуждается комплексный проект поправок к принятым главам, подготовленных ФКЦБ и нормализующих налогообложение инвестиционных операций граждан.

Вы полагаете, у бюджета нет шансов?

Я полагаю, что ситуацию с этим бюджетом кардинально отличается от прежних лет. Слишком много интересов затронуто, и слишком нова расстановка сил. Это чрезвычайно затрудняет прогнозы. Очевидно, что даже нынешнего, достаточно высокого, авторитета власти не хватит на то, чтобы провести бюджет через Думу и Совет Федерации в первоначальном виде. Вопрос в размере и качестве изменений: насколько пунктов будет скорректирован показатель инфляции, увеличат доходы на 150 или 200 млрд рублей, удастся ли регионам отстоять все 15% или только 5% НДС, возможно ли возобновление в этой ситуации дотаций на метростроение. Нельзя исключить ситуацию, что, как и в прошлом году, представленные ЦБ направления денежно-кредитной политики будут содержать несколько иные макропоказатели, нежели расчеты правительства.

Вернемся к деятельности комитета по кредитным организациям, вы упомянули о десяти законах, которые ждет рынок.

Да, это так. Перечислю некоторые из них - так называемый "пакет МВФ" - три законопроекта, направленных на оздоровление банковской системы, новая редакция закона "О Банке России" (принята в первом чтении), закон "Об инвестиционных фондах" (принят в первом чтении), поправки в закона "О рынке ценных бумаг", закон "Об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспортных средств", новая редакция Главы 48 ГК РФ "О страховании", закон "О двойных и простых складских свидетельствах" ( принят в первом чтении), закон "Об эмиссионных ипотечных ценных бумагах" (завершается подготовка проекта), закон "Об электронной цифровой подписи" (два проекта уже разработано), закон "Об инсайдерской информации", Глава "Налог на доходы организаций" второй части Налогового кодекса (профильным является бюджетный комитет, но в части налогообложения финансового рынка мы должны работать совместно, иначе результат реформы, как и весной, рискует оказаться отрицательным). Все проекты и информацию, касающуюся рынка ценных бумаг, заинтересованные лица могут найти на сайте экспертного совета по законодательству о ценных бумагах и фондовом рынке (http://www.ice.ru/exp)

Что мешало работе над этими законопроектами в период весенней сессии?

Свежий комитет, как новенькая машина - требуется время, чтобы запустить двигатель. Большинство депутатов в комитете из числа вновь избранных. Естественно, им потребовалось некоторое время, чтобы войти в работу, определить для себя сферу профессионального интереса и приложения сил. К тому же в период весенней сессии решались вопросы с формированием аппарата. Сейчас подготовительный период закончился.

Наибольшая активность с первых дней работы комитета наблюдается в сфере банковского законодательства. Это ответ депутатов на призыв премьера заняться банковской реструктуризацией?

Вы правы лишь от части. Действительно "пакет МВФ" получил второе дыхание. В конце прошлой недели мной были внесены два дополнительных закона, снимающие противоречия с ГК и законами об АО и ООО. В конце недели пройдет обсуждение в комитете, видимо, будет принято положительное решение. Пакет МВФ - это последний отголосок кризиса. В отдельных моментах принципиальный, но гораздо важнее, как мне кажется, двигаться вперед - строить новые рынки. В последнее два года обсуждения банкиров, к сожалению, все более походят на разговоры врачей. Эдаких сотрудников морга, которые обсуждают исключительно болезни своих клиентов - отдельных банков, ЦБ и банковской системы в целом. Как будто здоровеньких у нас вовсе не осталось. Сместилась плоскость обсуждений. Ключевые проблемные вопросы, которые сегодня у всех на устах, касаются будущих перспектив АРКО, права ЦБ на оценку собственного капитала и отзыв лицензии, гарантирования вкладов. И это не правильно. Первый этап реструктуризации завершился и кредитная система преодолела кризис. Сегодня перед нами стоит несколько глобальных структурных задач, решение которых определит будущее банковской системы.

Активно обсуждается несколько инфраструктурных законопроектов. Поправки в закон "О Банке России" в июне приняты в первом чтении в компромиссной редакции. Тема гарантирования (страхования) вкладов получила новое развития с внесением предложений АРКО по создания системы страхования вкладов с использованием ее возможностей.

Удалоcь ли снять все противоречия по закону об обязательном страховании автогражданской ответственности?

Во вторник состоялись парламентские слушания по этому вопросу. Они четко показали, что противников у идеи обязательного страхования практически не осталось, ни в Думе, не в Белом доме, несмотря на критический отзыв Правительства на последний - пятый - вариант закона. Осталось уточнить некоторые детали. По мнению представителей Правительства, следует урезать полномочия субъектов Федерации при создании общероссийской системы и определении величины страхового тарифа, детальнее описать функции органов ГИБДД, обновить статистические данные. Эту работу реально завершить в течение месяца. В октябре-ноябре вариант закона, согласованный со всеми сторонами, может быть готов и рассмотрен комитетом.

О работе над проектом закона "Об ипотечных ценных бумагах" практически ничего не было слышно. Кто готовил последний проект?

11 сентября один из проектов был представлен представителями Госстроя и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию на заседании думской комиссии по ипотеке. Этот проект пока находимся на согласовании внутри Правительства. Ключевых вопроса два: во-первых, это конструкция самих ценных бумаг, во-вторых - архитектура самой системы ипотечного кредитования. На нынешней стадии проект, выплывший из недр правительства, иначе как ДРЕМУЧИМ назвать нельзя. В экспертном совете комитета завершается работа над созданием альтернативного варианта. Правительственные эксперты взяли за основу конструкции существовавшие в России в прошлом веке - закладные листы. Это обычные облигации, выпускаемые как общее обязательство заемщика, обеспечением по которым служат выданные ипотечные кредиты, даже не закладные. В результате приходится решать множество проблем с особым статусом данного вида обеспечения, например, необходимо исключить его из общей конкурсной массы при банкротстве эмитента, внося сопутствующие поправки в десяток законов. Такая конструкция бумаг исключает какое-либо разнообразие. Вопросы обращения закладных вообще выпали из рассмотрения авторов проекта, как и вопросы обслуживания ипотечных кредитов. А именно создание четко функционирующего "канала движения денежных потоков" от заемщика к держателю ипотечной бумаги в сложных ипотечных схемах является ключевой задачей. В проекте нет регулирования и механизма операций своп, когда пакет закладных (ипотечных кредитов) обменивается на облигации ипотечных агентств. И в завершение всего, банки вообще оказываются исключены из системы обращения ипотечных кредитов и закладных, этот вид деятельности по сути объявляется несовместимым с банковской. Лицензия ипотечного агента исключает возможность заниматься банковским бизнесом, и даже единичная покупка закладной может рассматриваться как серьезное нарушение.

Какой подход предлагают эксперты комитета?

Наша позиция отлична по многим вопросам, и мы будем ее отстаивать на комиссии по ипотеке и на предстоящих парламентских слушаниях (14 сентября "О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования в России"). Прежде всего, мировой опыт показывает, что конструкция ипотечных ценных бумаг должна быть максимально общей - только так можно обеспечить широкую вариативность и разнообразие, ориентируясь на опыт США, Британии, Швеции. Основной конструкции всюду выступают бумаги прямого владения, более похожие не на облигации, а на паи инвестиционного фонда. Владельцы таких бумаг - сертификатов участия - являются собственниками самих закладных и имеют право на долю в денежном потоке, порожденном пулом закладных (кредитов). Эмитент ипотечных бумаг - сертификатов участия - является лишь управляющим самим пулом. В этом случае удается автоматически снять вопросы неприкосновенности пула при банкротстве эмитента. К тому же имевшие место выпуски облигаций с обеспечением не продемонстрировали существенного всплеска интереса инвесторов к такой форме вложений. А удачная конструкция инвестиционных фондов, наоборот, ежедневно подтверждается практикой.

Определенные таким образом сертификаты участия могут служить основой для создания более сложных инструментов, в том числе и облигаций по аналогии с американскими ипотечными облигациями и кондуитами.

Нельзя исключать и участия банков в обращении ипотечных кредитов. Я допускаю, что на первых порах нам не нужно гнаться за глобальными программами. Любой банк, обладающий пулом из нескольких десятков сертифицированных кредитов, должен получить возможность "обменять" их на гарантированные бумаги, гарантированные государственным агентством, проведя операцию своп.

Почему настолько затянулось принятие закона о складских свидетельствах?

Я уже говорил, что весенняя сессия была для комитета скорее подготовительным периодом. Этот закон - один из первых в повестке дня. На сегодняшний день операции банков с векселями "Газпрома" или Сбербанка дают доход до 30% годовых, что гораздо выше доходности на рынке госбумаг. С появлением складских свидетельств число интересных бумаг может существенно вырасти. Свидетельства обеспечены, а значит, интересы инвесторов будут гарантированы не только именем эмитента, но и заложенным товаров. Закон "О двойных и простых складских свидетельствах" подготовлен в Думе ко второму чтению. Банковский комитет уже фактически завершил его рассмотрение, и он может быть принят до декабря.

В последнее время вы все чаще стали говорить об электронной подписи, электронном документе и Интернете. Почему все обсуждение в последнее время оказалось сконцентрировано в банковском комитете?

Позволю себе сравнение из мира моды. О теме Интернета можно говорить бесконечно, он всем нравится, как и платье haute couture. Вот только в жизни носить его не будешь, а поговорить на модную тему - пожалуйста. Другое дело - мода pret-a-porte. Это наряды на каждый день. Так и электронная цифровая подпись - для финансового рынка это каждодневная проблема - задача, за которой здесь стоит движение реальных денег и ценностей. Именно этот сегмент экономики в первую очередь примеряет на себя законодательство об электронном документе не на словах, а на деле - в системах Интернет-банкинга, электронной торговле, которые становятся все более популярными в мире.

Важную роль здесь играет детальная разработка таких правовых институтов, как электронный документ и подпись, электронная система торговли и заключения сделок. Удешевление и повышение надежности этих систем способны радикально изменить ситуацию на рынке мелких сделок и дополнительно привлечь новых частных инвесторов.

В весеннюю сессию в комитете прошло рабочее совещание по проблемам правового регулирования электронного документооборота в области финансовых услуг, был создан соответствующий подкомитет. Разработаны и обсуждаются два проекта закона "Об электронной цифровой подписи".

Можно уверенно сказать, что в период осенней сессии правительством будет внесен один из проектов. Возможно, он будет принят в этом году в первом чтении. Нельзя исключать возможность существенной доработки правительственного закона, что позволит максимальным образом учесть предложения представителей банковского сообщества. По такому пути пошли, например, белорусские законодатели. Они включили в национальный закон об электронном документе специальные положения о полномочиях Национального банка и о регулировании электронного документооборота в банковской сфере.

В комитете обсуждается еще несколько законопроектов - о платежных картах, о предоставлении электронных финансовых услуг. Кроме того, Думой прошлого созыва составлен пакет законопроектов в этой области, закрепленный за нашим комитетом. В конце месяца намечена поездка думской делегации в США: будем изучать американский опыт, искать инвесторов и консультантов.

Еще одна свежая тема - регулирование инсайдерской торговли.

Да, здесь мы несколько опередили правительство, подготовив, на мой взгляд, очень не плохой законопроект. Прежде всего мы дали четкое определение инсайдерской информации. Это любая неизвестная информация об эмиссионных ценных бумагах, сделках, раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную цену этих бумаг. Инсайдером признается лицо, которое имеет доступ к инсайдерской информации в силу участия в уставном капитале эмитента или его аффилированного лица, членства в органах управления, заключенного трудового договора и т.д.

Законом устанавливаются ограничения на совершение сделок с использованием инсайдерской информации; порядок раскрытия инсайдерской информации на рынке ценных бумаг и информации о сделках инсайдеров с ценными бумагами; специальные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и иным лицам, позволяющие создать условия для недопущения использования инсайдерской информации; полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг по проведению расследований случаев использования инсайдерской информации и по осуществлению мониторинга за совершением сделок на рынке ценных бумаг с целью выявления незаконного распоряжения и использования инсайдерской информации; полномочия саморегулируемых организаций по осуществлению контроля своих членов и определения собственных стандартов в области контроля за инсайдерами; а также меры гражданской и административной ответственности.

Мы направим этот закон на заключение в правительство, саморегулируемые организации, профучастникам и биржам. Эта как раз та тема, которая требует детального предварительного обсуждения.






http://www.tarachev.ru/

Док. 392957
Перв. публик.: 29.03.01
Последн. ред.: 07.11.07
Число обращений: 335

  • Тарачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``