В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Курганская область. Власти ищут схему реформирования муниципалитетов. Назад
Курганская область. Власти ищут схему реформирования муниципалитетов.
Реформа местного самоуправления заставляет власти решать дилемму, что важнее - цели или средства. Но если на федеральном уровне приоритеты целей уже заявлены иполитически обоснованы, то на уровне регионов приходится искать компромиссы между буквой закона и реальными возможностями для его выполнения.
Как сообщает УралПолит.Ru, это продемонстрировал совет по местному самоуправлению Курганской области, который в четверг обсуждал подготовку отраслей социальной сферы Зауралья к реализации положений Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и"Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Закон о реформе местного самоуправления полностью вступит в силу с 1 января 2006 года, но на самом деле времени на комплекс действий по отладке всех организационных, правовых, финансовых основ по вертикали сельсовет- муниципалитет-регион - в обрез. Уже бюджет 2005 года потребует ясной схемы перераспределения полномочий и, соответственно, финансовых потоков для обеспечения нормальной жизни людей.
Пока подготовка новых схем работы школ, больниц, библиотек, клубов идет внутри отраслей. Рабочие группы сформированы в каждом отраслевом комитете и управлении администрации области, ими подготовлены материалы по разграничению полномочий, созданиюи оптимизации социальной инфраструктуры по уровням власти. Как выяснилось сегодня, наиболее глубокая проработка проведена в сфере образования и культуры.
Но, по мнению заместителя губернатора по гуманитарной сфере и социальной политике Александра Мазеииа, возникла необходимость привлечь другие департаменты - сельского хозяйства, госимущества и промышленной политики, экономического развития иинвестиций, финансового управления Потому что пока не найдены механизмы решения вопросов собственности, регулирования земельных отношений, составления планов социально-экономического развития территорий и т.д.
Например, неясно, как решится проблема долгов по детским пособиям, по льготам ветеранам, кто понесет груз этих долгов дальше - федеральный, областной или местные бюджеты? Как их распределить по уровням властей, что предложить федеральному центру? Неясно пока, как решатся проблемы из сферы совместного ведения, на стыке интересов разных ведомств - что останется на селе в сфере услуг населению с учетом требований реформы ЖКХ, в организации почтовой связи, банковского обслуживания, как это все будет работать? Неизвестно, как будут оплачиваться федеральные полномочия, которые сегодня выполняют муниципалитеты - работа милиции, программы военных комиссариатов ит.д. Курганский совет намерен поставить эти вопросы перед федеральным центром.
Зато ясно, что предстоит провести инвентаризацию объектов социальной сферы в соответствии с реестром полномочий, определенных федеральными законами. И затем - уточнить расходы всех уровней власти для их содержания. Например, по данным комитета по культуре и искусству, сегодня 45% бывших колхозных клубов в селах - ничьи. Они не имеют статуса, сельсоветы отказываются принимать на баланс, а кое-где просто не готовы к этому. Ясно также, что предстоит ревизия всех областных целевых программ с учетом меняющейся структуры прав и обязанностей властей разныхуровней. Уже известно, что правительство и Минфин России планируют предложить регионам принять свои законы, которые определят вид и форму финансирования льгот для всех категорий льготников. Федеральный центр пока ориентировочно оставляет за собой на 2005 год финансирование льгот по пяти категориям - например, чернобыльцам, репрессированным, Героям Советского Союза, но официального решения еще нет, и местным властям придется параллельно с московскими ведомствами вести уточнение и синхронизацию этой работы.
Совет в Кургане отметил, что требуют дополнительной проработки и вопросы социальной защиты населения, здравоохранения, спорта и молодежной политики. В целом в решении проблем подготовки социальной сферы области к реформированию необходимо более тесное межведомственное взаимодействиевсех исполнительных органов государственной власти Курганской области. То есть,одним из главных принципов движения вперед должно быть более тесное сотрудничество чиновников по горизонтали и вертикали. Но этот банальный вывод не снимает вопроса о целях и средствах.
Недавно Михаил Фрадков заявил, что первоочередной задачей правительства является решение самых назревших социальных проблем. Причем, если раньше цели выводились из имеющихся возможностей и ресурсов, то теперьделается поворот к новой идеологии госуправления - "исходя из поставленных целей, нужно находить соответствующие ресурсы и возможности". Именно поэтому руководители социальной сферы Зауралья заранее просят облфинуправление и департамент экономики подготовить солидные аргументы для защиты потребностей области перед Минэкономики и Минфином РФ.
В то же время региональные власти вполне справедливо рассчитывают на общефедеральные ориентиры - например, единый социальный стандарт по обеспечению любого гражданина независимо от места проживания набором гарантированных государством услуг по образованию, лечению, или федеральный норматив, или уровень бюджетной обеспеченности на одного жителя региона и т.д. Тогда легче защищать интересы территории в Минфине. Региональные стандарты и потребности там вряд ли воспримут серьезно.
Губернатор Зауралья Олег Богомолов высказывает опасение, не обернется ли решение правительства выстроить финансы под задачизначительным сокращением того объема социальных услуг, которые сегодня оказываются. При этом в области намерены продолжить поиск оптимальных вариантов развязкитаких узлов, уплотнить график работы совета по реформе местного самоуправления.То есть определить, в конце концов, как минимум, собственные возможности движения по пути реформы.

13.05.2004
http://www.regions.ru/news/1506880/

Док. 392679
Перв. публик.: 13.05.04
Последн. ред.: 07.11.07
Число обращений: 428

  • Богомолов Олег Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``