В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Вишневский: Намыв по вертикали Назад
Борис Вишневский: Намыв по вертикали
Сталкиваясь с трудными вопросами, родоначальники проекта века прячут голову в песок

Концепцию развития территории западной части Васильевского острова (иначе говоря, концепцию намыва) городское правительство одобрило еще в конце июня. Однако в базах данных, где содержатся принятые органами городской власти решения, нет никаких следов этого важнейшего, с точки зрения жителей Васильевского, документа. И все же получить в руки эту концепцию удалось - при помощи депутатов городского парламента, направивших запрос вице-губернатору Юрию Молчанову. Что же выяснилось?
Указанную концепцию разрабатывал РосНИПИ урбанистики, который счел основной целью проекта "формирование в центральной приморской части Санкт-Петербурга среды высокого градостроительного и архитектурно-художественного качества, обеспечивающей потребности города в современном жилье, центрах деловой и социально-культурной активности и создающей условия для морского туризма". Правда, авторы концепции старательно обходят стороной вопрос о том, почему же эту высококачественную среду можно создать исключительно путем предварительного намыва 450 гектаров, а не там, где эти гектары тысячелетия назад намыла сама природа?


Авторы утверждают, что "расширение города за счет намывных территорий - традиционный и апробированный для Петербурга способ", но соответствующие "традиции" опираются исключительно на намыв территорий на западе того же Васильевского в 1970-е годы, при этом намывать надо было там, где глубины не превышали 70 сантиметров. Сейчас же речь идет о глубинах в 8-9 метров, поскольку именно на месте запланированного намыва находятся огромные карьеры, из которых брали грунт сорок лет назад...


Нарисованный авторами концепции будущий "современный и удобный район" должен будет состоять из двух: Северного и Южного. Северный район - зона малоэтажной (3-4 этажа) застройки "повышенной комфортности", где "роскошь и престиж будут сочетаться с уютом традиционного образа жизни". Южный район - многоэтажная (до 30 этажей) застройка - будет композиционно связан с морским пассажирским (точнее, как теперь становится ясно, торговым) портом и еще не существующей станцией метро. На образование территории отведены 2005-2009 годы, на застройку - 2008-2015-й. В общем, как минимум десять лет "большой стройки".


Сам порт займет 67 гектаров из 450 "намываемых", 50 гектаров - зона прохождения Западного скоростного диаметра, 40 гектаров отводится под зеленые насаждения, 148 гектаров - под жилую застройку, 56 гектаров - под общественно-деловую зону. Остальное - улицы, дороги, проезды и даже каналы, которые планируется создать в Северном районе. Планируется построить 1,154 млн кв. метров жилья для 26,9 тысячи человек и 758 млн кв. метров общественной застройки для 37,8 тысячи человек персонала.


Ну а далее прямо написано, что "строительство новых жилых районов повлечет за собой необходимость в обеспечении жителей этих районов учреждениями обслуживания, такие как школы, детские сады, поликлиники и другие организации сферы обслуживания". Но кто же это будет строить - и кто за это будет платить? На этот вопрос в концепции не отвечают, указывая лишь, что "проектирование социальной инфраструктуры будет производиться в соответствии с действующими нормативами". Ответ, впрочем, очевиден - платить будет бюджет города, то есть все его жители.


Отдельный вопрос - метро. По оценкам авторов концепции, дополнительная нагрузка на станцию "Приморская", образованная населением новых жилых зон, составит 2,5 тысячи человек в час. После чего, как легко может оценить каждый, кто пользуется указанной станцией, она просто захлебнется. В связи с этим авторы считают необходимым "откорректировать программу развития Петербургского метрополитена", которая в данный момент предусматривает продление Правобережной линии от "Сенной площади" в сторону Гавани лишь после 2015 года, и включить в план строительство станций "Косая линия", "Шкиперская" и "Галерная гавань" уже на 2011-2015 годы. Правда, метрополитен - это федеральный объект, а строительство трех новых станций метро потребует не один десяток миллиардов рублей. Но кто обращает внимание на такие мелочи, когда речь идет о том, чтобы, как говорится в концепции, "превратить Петербург в постиндустриальный мегаполис европейского масштаба"?

Еще один вопрос - будущие инженерные нагрузки нового района, ведь, как признают авторы концепции, на Васильевском острове "отсутствуют резервы тепловых и электрических мощностей". И если в Северном районе малоэтажной застройки предполагается "индивидуальное теплоснабжение от крышных котельных и поквартирных генераторов", то для решения этой проблемы в Южном районе предлагается либо построить новую теплоэлектрическую станцию (ТЭС) на газовом топливе в юго-западной части острова, либо реконструировать существующую ТЭЦ-7. При этом "дополнительная мощность", которую надо обеспечить, в 2,3 раза превышает существующую мощность этой ТЭЦ. Кто за это будет платить? Скорее всего - так же, как и в случае с социальной инфраструктурой - город, а не "стратегические инвесторы", которых интересует лишь прибыль от продажи будущего жилья. Он же заплатит за водоснабжение "новой земли", за строительство АТС на 20 тысяч номеров и так далее.


Непосредственно намыв авторы концепции планируют завершить за пять лет. Песок при этом собираются доставлять по "наплавным пульпопроводам" из карьеров Лахтинской отмели и западнее Канонерского острова. Правда, тут же отмечается "мелкая деталь": запасов в этих карьерах недостаточно. И потому "встает вопрос о доставке песков Ломоносовской отмели". Но вот незадача: "удаленность этого карьера до образуемой территории (29 км) слишком велика для прокладки пульпопровода", и, кроме того, "серьезные проблемы создает пересечение Морского канала". И еще, как признают авторы, "эксплуатация пульпопроводов в условиях Невской губы осложняется значительными ветровыми воздействиями и большой амплитудой изменения уровней воды при сгонно-нагонных явлениях". Возможны также "затопление намываемой территории и залповый вынос загрязняющих веществ в Невскую губу". О том, как решать эти проблемы, авторы скромно умалчивают.

Как указано в концепции, при ее разработке за основу взят оптимистический прогноз социально-экономического развития Петербурга и России. Проще говоря, авторы полагают, что в стране и городе все будет хорошо. Инфляция снизится до 5-7%, реальный курс рубля будет расти на 3-5% в год, сохранятся низкие внутренние цены на газ и электроэнергию, будет проведены налоговая и земельная реформы, а также реформа ЖКХ, будут открыты "новые перспективные транзитно-транспортные коридоры через территорию России", Петербург будут посещать по шесть миллионов туристов в год, а объемы инвестиций возрастут "за счет роста федеральной составляющей". Что ж, блажен, кто верует. А что если события развернутся не столь благоприятно?


И последнее. Обосновывая необходимость жилой застройки на "новой земле", авторы концепции абсолютно справедливо отмечают, что "жилье в прибрежных районах с видом на воду всегда пользуется особым спросом".


О тех, кто сейчас живет "с видом на воду" (немало заплатив за это в условиях "особого спроса"), но лишится этой возможности после создания "новой земли", авторы не беспокоятся.


А если через тридцать лет еще у кого-то возникнет мысль создать еще одну "новую землю", еще "мористее"?


"Новая газета - Санкт-Петербург", 16.02.2006 года
http://www.yabloko.ru/Publ/2006/2006_02/060217_novgspb_vishn_namyv.html


Док. 392436
Перв. публик.: 16.02.06
Последн. ред.: 06.11.07
Число обращений: 276

  • Вишневский Борис Лазаревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``