В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В Совете Федерации обсудили перспективы развития медиации Назад
В Совете Федерации обсудили перспективы развития медиации
17 октября 2006 года в Совете Федерации Комитет по конституционному законодательству совместно с Комиссией по конституционному законодательству и государственному строительству Президиума Ассоциации юристов России провели круглый стол "Участие юридического сообщества в совершенствовании законодательства в области альтернативного разрешения споров (внесудебное разрешение споров - медиация)".
Как сообщили REGIONS.RU в пресс-службе Совета Федерации, выступающие, среди которых законодатели, юристы, эксперты, представители бизнес сообщества, отмечали рост интереса к данной форме урегулирования конфликтов во многих странах мира. В отличие от судебного процесса, медиация носит конфиденциальный характер, а также характеризуется тем, что стороны сами вырабатывают решение проблемы.

Открывая встречу, председатель Комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин подчеркнул, что в России начинает формироваться рынок услуг медиаторов - посредников, помогающим конфликтующим сторонам прийти к мировому соглашению, не прибегая к судебным процедурам. По словам Ю. Шарандина, законодательное регулирование этого процесса только начинается. На сегодняшний день в российском законодательстве не существует закона, регламентирующего деятельность медиаторов, отметил он, а проект такого закона находится в стадии разработки.

По мнению председателя Объединенной комиссии по организации альтернативного разрешения споров и деловой этике, советника Президента РФ Вениамина Яковлева, медиация - способ внедрения нравственных и правовых начал в сфере предпринимательства. Среди условий благополучного внедрения института медиаторов он назвал, прежде всего, готовность самих предпринимателей к переговорам, к заключению мировых соглашений с помощью специалистов и посредников. Это предполагает, с одной стороны, достаточно высокую культуру спорящих сторон, а с другой - сама медиация выступает способом формирования культурной среды, а также является одним из факторов построения гражданского общества.

Другим условием успешного внедрения медиации В. Яковлев называет появление класса медиаторов - специалистов, способных эффективно осуществлять посредническую деятельность в разрешении конфликтов. "Это не адвокат, представляющий лишь одну из сторон, и не судья, обладающий властными полномочиями", - подчеркнул он.
Медиатор - третья сторона, независимый посредник спора, человек обладающий определенными знаниями как в правовой сфере, так и в сфере интересов конфликтующий сторон, а также обладающий навыками проведения переговоров и урегулирования конфликтов. Задача медиатора - расширение возможностей по разрешению спора, которые часто не видят сами участники спора.

По мнению начальника экспертного управления Президента РФ Аркадия Дворковича, "медиация - лишний способ избежать общения с властью", добровольный способ внесудебного разрешения споров и конфликтов.

Медиация имеет широкое поле деятельности для разрешения споров среди хозяйствующих субъектов, а также для преодоления противоречий между властными структурами и хозяйствующими субъектами. Медиация может быть эффективным инструментом решения конфликтов, как в саморегулирующихся организациях, так и там, где власть является единственным инструментом определения стоимости товаров или определения характера конкуренции.

Таким образом, медиация, по мнению А. Дворковича, может иметь важное значение, например, в земельных спорах, тарифном регулировании (когда тарифы устанавливаются не на законодательном уровне, а регулируются в административном порядке - в том случае, когда уровень тарифов определяется путем переговоров между монополистом и органами тарифного регулирования). Альтернативные методы урегулирования споров уже эффективно используются в области трудового законодательства, патентного права, охраны окружающей среды и т.д.

Председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин считает, что на сегодняшний день в России исчерпаны возможности для увеличения числа судей, и институт медиаторов - возможность разгрузить судебную систему.

В отсутствие законодательной базы невозможно развитие медиации, считает он. "Если не будут решены проблемы правового регулирования, то институт медиаторов не окажет существенного влияния на практике", - отметил В. Плигин. Медиатор должен сохранять в тайне и процесс подготовки и условия мирового соглашения. Исходя из этого, он должен иметь гарантии, приближенные к гарантиям адвокатов и судей. Создание условий, необходимых для эффективной работы медиаторов может быть достигнуто принятием отдельного закона о медиации или внесением соответствующих изменений в уголовно-процессуальное законодательство.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин рассказал о системе органов альтернативного разрешения споров в РСПП, включающей в себя рассмотрение споров этического характера, третейское разбирательство и медиацию.

Подводя итоги круглого стола, Юрий Шарандин подчеркнул необходимость активной поддержки государства в формировании института медиаторов, информирования широкой общественности и бизнес сообщества о возможностях альтернативных способов разрешения конфликтов. Особое внимание на круглом столе было уделено проблемам подготовки кадров, а также правовой поддержке института медиаторов со стороны законодательных органов власти.

17.10.2006
http://www.regions.ru/news/2018412/

Док. 392121
Перв. публик.: 17.10.06
Последн. ред.: 06.11.07
Число обращений: 382

  • Шарандин Юрий Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``