По данным социологического опроса, недавно проведённого ROMIR Monitoring, кабинет министров, возглавляемый Михаилом Фрадковым, не пользуется поддержкой более половины российских граждан. Даже правительство Касьянова было популярнее. Несмотря на это, настроения в правительстве царят довольно-таки благодушные. Сам премьер, ничтоже сумняшеся, отмечает "в целом удовлетворительные"
итоги полугодия и даже "преодоление к лету негативных тенденций".
Комментируют результаты социсследований эксперты "ЛГ".
Олег ШЕИН, депутат Госдумы:
- Иного и нельзя было ожидать после принятия 122-го закона (о монетизации льгот), Жилищного кодекса, в то время, когда при бешеных нефтедоходах государство имеет долги по зарплате работникам бюджетной сферы. Вряд ли социально-экономическое положение в стране, а стало быть, и отношение к федеральному правительству, в ближайшее время улучшится. Несмотря на некое торможение "реформ" под прессингом критики общественности, продолжают взрываться мины, заложенные в прошлом году, и говорить о каком-то улучшении уровня жизни в России явно не приходится.
В бытность Касьянова премьер-министром была несколько иная политическая ситуация, потому что он возглавил правительство в условиях определённого "ренессанса", восстановления после всех кризисов 90-х годов. Предыстория возникновения прежнего кабинета министров была другая. И даже несмотря на принятие властями некоторых других непопулярных документов - Трудового кодекса, нового пенсионного законодательства, - их влияние на жизнь людей было не столь очевидным, как у законов, разработанных министрами кабинета нынешнего.
Будут ли отставки в правительстве Фрадкова? Вполне возможно, осенью. Другое дело - это вряд ли принципиально изменит ситуацию. Хотя отношение, например, к Зурабову не лучше, чем к Чубайсу, всё же правильнее говорить о негативном отношении к власти вообще, нежели к конкретным персонажам...
Юрий КРУПНОВ, председатель общественного движения "Партия России":
- Самое неправильное при интерпретации подобных цифр, которые были добыты из недр массового сознания, относиться к ним как к мнению многомудрых политологов и аналитиков.
Последние укажут и уже стали указывать на то, что к правительству под председательством Касьянова население относилось лучше и укажут на "объективные показатели": осенью 2002 года деятельность его правительства отрицательно оценивали всего 29 - 32% населения, а осенью 2003-го - 36%.
При этом нас сразу загоняют в ложную колею: сравнивать премьер-министров. Хотя подобное направление анализа абсолютно неочевидно и тем более не является единственно верным и главным.
Вряд ли рядовой житель Российской Федерации следит за перипетиями с правительствами, да ещё и в динамике. Не факт также, что большинство из опрошенных с уверенностью могут отождествить кабинет с его председателем - нынешним М. Фрадковым или прошлым М. Касьяновым.
На самом же деле оценка правительства с осени 1999 года, когда премьером и преемником Ельцина был назначен В. Путин и когда чеченская кампания дала Путину старт, означала и означает прямое отношение к деятельности самого В. Путина - единственного всё это время политика в РФ.
Прошедшие шесть лет показали, что население, боясь разочарования и краха остатков доверия, высказывает "президенту надежд" неизменное одобрение (по крайней мере, относительно иных политиков).
Своё же реальное отношение к власти население выражает косвенно - прежде всего через отношение якобы к правительству. Не случайно осенью 1999-го и в 2000 году оценка деятельности "правительства" была неизменно высокой и только с 2002 года стала медленно и верно снижаться.
Вброшенные в массовое сознание цифры о состоянии массового же сознания говорят на деле вовсе не о правительстве, а об отношении населения к власти в целом, к ситуации в стране. Какие выводы можно сделать из опроса "про правительство"?
Первое. Последние годы растёт разочарование населения во власти. Причём подобные опросы обнаруживают (и то для внимательных аналитиков) только вершину айсберга. Но и этого достаточно, чтобы утверждать - если курс власти не будет меняться, то близок момент переворачивания айсберга и погребение под его глыбой всего политического класса, а то и страны.
Второе. Тиражирование выводов о якобы отрицательном в целом отношении населения к правительству Фрадкова отражает тот факт, что правительство, точнее, премьерское кресло (а не сам Фрадков или Касьянов) становится сверхзначимым, поскольку именно оно предоставляет возможность манёвра по решению "проблемы-2008". Кресло премьера необходимо для того, чтобы посадить в него наследника В. Путина - в целях подготовки к следующему карьерному шагу. Или, наоборот, не дать это сделать тем. И борьба здесь идёт не на жизнь - на смерть.
Третье. Удивительно в результатах опроса то, что доли отрицательно и положительно относящихся к правительству приблизительно равны - особенно, если учесть традиционный в России критический, если не критиканский настрой к органам власти. А это уже очень напоминает хорошо известное в математике нормальное распределение, когда два разных отношения количественно одинаковы, что в данном случае может означать полное равнодушие к тому, чем занимается и что делает правительство.
Может, за цифирью вообще никакой оценки правительства и власти нет, как не может быть оценки и сознательного выбора и решения в ситуации механического бросания монеты с примерно равным числом "орлов" и "решек".
По-американски это называют фифти-фифти. А по-русски: ни то ни сё.
Скорее всего, обязательным заключением из обнародованных цифр должно быть также следующее: власть в России абсолютно оторвалась от населения, и население в целом равнодушно к власти.
Если теперь сопоставить все три вывода, то получается, что мы имеем тройной кризис власти. Население разочаровывается в ней, сама власть разрывается схватками кланов, а в целом населению власть уже становится безразличной, и оно равнодушно будет смотреть за любыми сценариями распада власти.
Кажется, именно такая ситуация была в октябре 1917 года.
Что же будет к сентябрю 2005-го, когда политики и их политполки возвратятся из отпусков отдохнувшими и соскучившимися по политбоям?..