В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Крупнов. Птица счастья: зарплаты учителей будет определять тотализатор? Назад
Юрий Крупнов. Птица счастья: зарплаты учителей будет определять тотализатор?
Ключевое значение имеет не простое повышение зарплаты "от достигнутого". Необходим рост, который позволил бы преодолеть безобразный разрыв между доходами учителей и других групп населения - тех же чиновников, не говоря уже о "работниках бизнеса". Однако вместо очевидной и главной задачи - довести зарплату до достойного уровня - предлагаются сомнительные нововведения: "Учредить ежегодные поощрения в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны" и связать размер оплаты труда с "качеством преподавания".

Такие меры нельзя рассматривать даже в качестве нейтральных. Они откровенно вредны и разрушительны.

И определяется это тем, что в основу заложена всё та же неолиберальная мысль о великой пользе конкуренции (в данном случае между педагогами и школами) и превращении образования в услугу.

Никаких разумных способов и критериев отбора одного "лучшего учителя" из 500 других, т.е. из 10 разных школ (а это всё и будет означать отбор 10 тысяч учителей) в принципе не существует и не может существовать. Эта мера в лучшем случае популистская. Но вносит в педагогическое сообщество деморализующий привкус тотализатора.

Впрочем, это мелочь по сравнению с произволом и беспределом, которые возникнут с введением внешне привлекательной оплаты "по качеству".
Эту мысль кто-то из "продвинутых рыночников" вложил в выступление президента В. Путина, когда он 5 сентября объявлял национальные проекты: "Необходимо ликвидировать прямую зависимость оплаты труда учителя от количества проведённых им уроков и перейти на новую систему оплаты труда. В её основе должно быть качество преподавания".

Мысль внешне простая и даже увлекательная: вот выстроим всех педагогов по качеству их работы и отдифференцируем по зарплате в разы, тогда все они, почуяв опасность от коллег-передовиков капиталистического труда, забегают, запрыгают, завертятся и начнут повышать качество.

Но простота здесь подобна воровству. Реальная квалификация педагога не определяется конкуренцией и тем более не может быть достоверно измерена и переведена в справедливое денежное решение.

Зато поистине безграничен разрушительный потенциал подобной системы. Вспоминается старая циничная шутка кадровиков: "Хочешь разрушить коллектив - выдвини кандидатуру на орден Ленина". Это шаг назад даже от школы "индустриального" общества и уж тем более никак не соответствует российским многовековым традициям образования как общественного дела. Более того, до сих пор отсутствуют стандарты, необходимые для мало-мальски объективной оценки качества образования.

Путин ещё в апреле 2001-го ставил задачу их разработать к декабрю того же года, но они были в предельно абстрактном виде сделаны только к марту 2004-го и теперь вот в целях "изменения структуры" запланированы Министерством образования и науки на переработку аж на II квартал 2008-го.

Но даже и через три года никакие самые правильные стандарты (даже если они и появятся - что не факт) ситуацию не изменят. В здравом уме ни один ответственный профессионал сегодня не в состоянии количественно выразить качество преподавания конкретного учителя. А без этого можно ли привязывать зарплату к "качеству"?

С другой стороны, зарплата педагогов и так складывается не только из числа уроков, но в значительной степени на основании присвоенных им категорий, которые зависят от опытности, участия в исследовательской и экспериментальной работе и т.п.

Но теперь под "крышей" национального проекта с непонятными целями проталкивается чудо-средство: абсолютно произвольный механизм оценивания педагогического труда, закладывающий фундаментальный источник бесконечных конфликтов. Вот уж где школьное начальство может разгуляться вволю: назначать килограммы качества "любимым" педагогам и граммы - педагогам "второго сорта".

Всё это есть свидетельство предельной некомпетентности тех, кто готовит решения для президента, премьера и министра образования.
Но создать новую российскую школу, которая бы стала мировым лидером и обеспечивала бы стране сверхкачественное образование, такого рода решения не способны. А именно это нужно каждому из нас в ситуации, когда численность населения резко снижается, а необходимость сверхинтенсивно наращивать промышленно-экономическую мощь России велика как никогда.


09.12.2005
"Литературная газета"
http://www.kroupnov.ru/pubs/2005/12/09/10286/    




Док. 391979
Перв. публик.: 09.12.05
Последн. ред.: 06.11.07
Число обращений: 562

  • Крупнов Юрий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``