В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`. Цели и средства - неизбежность оригинального выбора Назад
Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`. Цели и средства - неизбежность оригинального выбора

Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`. Цели и средства - неизбежность оригинального выбораНа мой взгляд выбор между Востоком и Западом, "почвенниками" и "западниками", "Азией" и "Европой" - упрощенный подход, который не имеет практического решения. России придется, во-первых, формировать собственную, оригинальную модель развития, собственный образ будущего, а, во-вторых, это придется сделать неизбежно. Хочет того элита, либо нет.

Неизбежность оригинального решения пока еще не очевидна для российских политиков и экспертного сообщества. Думается, что она и не будет очевидной до тех пор, пока усилия "приспособить" нашу страну к Западу или Востоку не окажутся безуспешными.

Этот неизбежный выбор - объективная потребность, - которая вытекает из адекватного анализа и прогноза развития глобальных тенденций: экономических, финансовых, социальных и др. Ни одна из этих тенденций не может быть эффективно использована Россией, если она попытается вписаться в нее на чужих условиях - политических или экономических. Это видно уже сегодня. Как только мы начинаем играть по чужим правилам (будь то США, МВФ или ВТО), Россия немедленно остается в проигрыше. Как только мы начинаем использовать чужие идеологические модели (в их коммунистической или неолиберальной форме, например), мы всякий раз оказываемся в тупике. Последний пример - абсолютизация макроэкономических показателей и чужих прогнозов, которая в России была доведена до абсурда.

В США, как видно, всерьез занимаются долгосрочным прогнозированием мировых тенденций развития, на основе и с учетом которых, формируется долгосрочная стратегия страны.

Адекватная оценка ресурсов и соотношения сил позволяет правящей элите ставить реальные цели перед обществом и государством. Так, очевидно, например, что Россия, отставая от США на порядок, т.е. в 10 раз по ВВП и объему экспорта (а по численности населения в 2 раза) не может в качестве реальной поставить задачу "догнать и перегнать Америку". Во всяком случае, в ближайшие 30-50 лет, но вполне может поставить задачу вплотную приблизиться к ней через 20 лет.

Соответственно, необходимо предположить, что высокие темпы роста ВВП у КНР, сохраняющиеся уже несколько десятилетий, сделают соотношение экономик России и КНР уже не 1:6, а 1:10, или даже 1:15 в ближайшие 20-25 лет. Даже с учетом относительно высоких темпов роста ВВП России в последние годы.


Доля отдельных стран и групп в ВВП, в экспорте
и населении мира в 2002 г., %

Страны

Число стран

ВВП

Экспорт

Население

Развитые экономики

29

55,7

74,8

15,4

Основныеиндустриальные страны:

7

44,0

45,0

11,5

США


21,1

12,4

4,7

Япония


7,1

5,2

2,1

ФРГ


4,4

9,1

1,3

Франция


3,2

5,1

1,0

Италия


3,0

4,0

0,9

Великобритания


3,1

5,1

1,0

Канада


2,0

3,8

0,5

Европейский союз

15

19,7

38,8

6,2

Развивающиесястраны:

125

38,1

20,3

78,2

Китай


12,7

4,6

20,7

Индия


4,8

0,9

17,0

Страны спереходной экономикой:

28

6,3

4,8

6,4

Россия


2,7

1,5

2,3




Более того, из простого анализа видно, что даже при нынешних темпах роста США (порядка 3,5% в год) только ежегодный прирост равен всей российской экономике образца 2003 года. Поэтому идея "удвоения ВВП" появилась у В.Путина как неизбежная реакция на необходимость сокращения этого разрыва. Кстати, темпы роста ВВП России в 2007 году составят порядка 7% (для "удвоения" надо 7,2%), что выглядит вполне реалистично, как и рост душевого ВВП в России за 2006-2007 годы в несколько раз.

Подобные глобальные оценки и прогнозы важны хотя бы потому, что они позволяют правящей элите формировать адекватные внешнеполитические цели, соизмеримые с реальными экономическими и военными возможностями. Они также важны и при формировании стратегии социально-экономического развития страны, когда очевидное отставание в социальном положении граждан становится уже не просто очевидным, но и недопустимым, требующим принятия неотложных мер.

Другой пример критической оценки возможностей: крупная (но отнюдь не гигантская по западным меркам) кампания "Рено" получила в 2005 году доход более 40 млрд. евро. Это сопоставимо со стоимостью всей машиностроительной продукции в 2005 году в России и в 10 раз превышает ее экспорт вооружений, техники и услуг за рубеж. Поэтому, когда в 2005 году говорили о росте экспортных возможностей России в области машиностроения (имея ввиду, прежде всего, В и ВТ), следует понимать насколько в действительности этот экспорт мал не только по сравнению с экспортом США и КНР, но даже отдельной европейской компании.

Этот прогноз будущего соотношения сил в мире имеет прямое отношение к России, в частности, к главному приоритету, сформулированному Президентом, - удвоению ВВП. При таком "среднем" росте душевого ВВП в мире, в США он, вероятно, вырастет, - по моей оценке - с 40 тыс. долларов до 70-80 тыс. долларов к 2020 году, а в России - с 5 тыс. долларов до 20-35 тысяч.

По оценкам экспертов ИМЭМО РАН, к 2020 году ранжировка стран по объему ВВП в ценах и по ППС 2005 г. будет выглядеть следующим образом: КНР (23%), США (18%), Индия (8,4%), Япония (4,6%), Россия (3,2%), Германия (2,9%), Бразилия (2,4%) - в скобках указана доля стран в мировом ВВП. Эти разные страны объединяет активный поиск национальных и многосторонних моделей адаптации к реалиям глобальной и постиндустриальной экономики. В сочетании с замедлением роста населения приведут к резкому, более чем двукратному по сравнению с 90-ми приросту ВВП на душу населения. В результате в 2020 г. почти половина населения Земли (48,8%) будет жить в стране со среднедушевым ВВП более $10000 в год, тогда как в 2005 г в таких странах проживало 1,5 млрд. человек, или 23,2% населения мира. При сохранении значительной дифференциации в доходах в средний класс может превратиться до 40% населения планеты.

По ВВП на душу населения, характеризующему не только количественные, но и качественные параметры развития, США увеличат свой отрыв от других крупных стран. Россия в 2020 г. по ВВП на душу населения займет 40-е место ($27000), Китай - 52-е ($19000) - в ценах и по ППС 2005 г. И вот тут мы вступаем в полосу предположений.

Если "удвоение" ВВП будет достигнуто к 2012 году, то очередное "удвоение" - к 2020 году, т.е. мы может предположить, что к тому времени, когда процветающие Соединенные Штаты будут пользоваться всеми возможностями, предоставляемыми душевым ВВП в 70-80 тыс. долларов, граждане России останутся на уровне 20 тыс. (или 35 тыс.?), т.е. не достигнут даже нынешнего уровня развитых стран. Таких, как Греция и Португалия. Уровня, подчеркнем, начала ХХI века. Согласны ли мы с такой перспективой не только для себя, но и для наших детей и внуков?

Более того, вполне вероятно, что государства и нации, обладающие к 2025 году душевым доходом в 20 тыс. долл., не смогут вообще сохранить ни своего суверенитета, ни национальной идентичности в полном объеме, т.е. эти государства и нации могут вообще исчезнуть.

Вывод таков: исторический вызов для России заключается в том, чтобы воспользоваться новой волной мирового экономического роста, использовать потенциал глобализации в своих интересах. Как отмечают ученые ИМЭМО, "По оценкам, Россия имеет серьезные шансы для вхождения в лидирующую пятерку мировых экономических держав. Достижение этого результата возможно, если до 2020 г. среднегодовые темпы роста ВВП будут не ниже 5,5%. Внешние условия для этого благоприятны: не ожидается драматического падения мировых цен на углеводороды, Россия граничит с новым полюсом мирового экономического роста - Китаем, кроме того, имеет многовекторные и растущие хозяйственные связи с крупнейшими центрами мировой экономики".

Конечно, будущее определяется не только количественными макроэкономическими показателями. Сегодня, например, крайне важно понять, что развитые страны находятся на грани перехода с индустриально-технологического этапа развития на интеллектуально-духовный (культурный), на котором новые факторы развития, новые критерии будут определять условия функционирования общества и государства. Это значит, что в передовых странах будет создана не только качественно новая экономика, но и качественно новое общество. Какими они будут, какой экономикой будут обладать?

Ответ не так прост, как кажется. У авторитетных социологов и футорологов сегодня немало не только оптимистических, но и пессимистических оценок. В том числе и по отношению к развитым странам. Так, американский социолог Э.Тоффлер считает политические перспективы развития уже не оптимистическими: "Граждане проявляют больше, чем гнев, - отвращение и презрение к своим политическим лидерам и правительственным чиновникам. Они чувствуют, что политическая система, которая призвана быть штурвалом или стабилизатором в меняющемся стремительном обществе, сама разрушена, крутится и машет крыльями без всякого контроля".

Другими словами у ведущих государств мира через 20-25 лет отнюдь не обязательно будет совершенная политическая система, мудрые лидеры и разумная политика. Что произойдет, если у власти в новых экономических (и военных) гигантов окажутся не мудрые политики, а авантюристы, либо деятели, которые будут готовы любыми средствами отвоевывать то, что им будет казаться национальными интересами? Мир отнюдь не идеален. Более того, авторитетные западные специалисты прогнозируют рост социальной и политической напряженности. Как пишет обозреватель "Файнэншл Таймс" М. Вульф, "По всему миру расслоение между трудом и капиталом углубилось. Новые "высоко стимулированные" менеджеры, свободные от комплексов, чувствуют себя вправе получать доходы с растущим количеством нулей. Финансовые спекулянты способны "сделать" миллиарды долларов не за всю жизнь, а за один-единственный год. Политическое напряжение растет. Демократические политики, власть которым дало большинство, уверены, что концентрации доходов и изобилия необходимо противодействовать".

К сожалению, реальная политика, ее современная история, говорят в пользу того, что мощная держава не очень-то считается с чужими национальными интересами или принципами гуманизма. Простой пример. Недавно российские ученые обнаружили в Северном Ледовитом океане огромную территорию в 1,2 млн. кв. км, которая, как они полагают, феноменально богата полезными ископаемыми. Если России удастся расширить свой континентальный шельф, то она приобретет огромные дополнительные ресурсы. Добавим, если ей это удастся. Зависеть это будет, прежде всего, от того, насколько она будет сильна.

Трезвый, ответственный политик в России должен отчетливо понимать, что если в среднесрочной перспективе 10-15 лет нам не удастся выйти в число передовых государств, то наша участь неизбежно будет печальна. Устаревший военно-технический потенциал, отсталые технологии и низкий интеллектуально-духовный уровень нации не смогут быть компенсированы ни природными ресурсами, ни политическим искусством.

Вот почему перед нами стоит проблема оценки возможности такого разрыва. Не случайно, что именно в 2006-2007 годах у В.Путина, Д.Медведева, С.Иванова и других политиков не раз звучала в выступлениях мысль о том месте, которое должна занимать Россия в 2020-2025 годы в мире.

Очевидно, что возможный разрыв будет не просто огромный по масштабу, но и очень эффективный, принципиально, качественно иной. Когда государства и общества отличаются друг от друга качественно по уровню развития, то неизбежно возникает вопрос о свободе выбора, да и свободе, независимости нации вообще. Если сегодня попытаться представить себе масштабы этого разрыва в 2025 году, то можно предположить, что:

С точки зрения экономической, например, их энерго- и ресурсопотребление сократится на 50-70%, при росте ВВП на 80%, а в случае вероятных революционных изменений, и на 500-1000%. С учетом вероятного появления новых источников энергии, это будет означать для России полную ликвидацию рынков продаж своих углеводородов, т.е. краха экономики в ее нынешнем виде.

С точки зрения социальной, небольшая часть населения, возможно всего 20%, сможет воспроизводить все необходимое не только для развития страны опережающими темпами, но и для всех остальных стран мира.

Чем будут заняты остальные человеческие ресурсы в развитых странах? Видимо, креативной деятельностью и свободным творчеством. Это означает, что потенциал человеческой личности может развиваться невиданными темпами, создавая нового человека, новое общество и новое государство. Естественно, и новое отношение к человеку.

Примечательно в этой связи сравнение, хорошо характеризующее отношение в России к человеку труда. На каждый доллар, который зарабатывает российский работник, отдача для предприятия составляет в среднем 2,6 доллара. Таким образом, россияне работают эффективнее европейцев более, чем в полтора раза, где отдача составляет всего 1,14 доллара, сообщают "Ведомости" со ссылкой на независимые исследования AXES Management и Price waterhouse Coopers (PWC).

Понятен и основной вектор развития - человеческий потенциал. В прямом и переносном смысле человек становится дороже для общества и государства. Он уже не только главная движущая сила, но и во многом критерий эффективности развития государства и общества. Сегодня уже именно эти параметры становятся определяющими. Так, в конце 2006 года ЮНИСЕФ представил рейтинг качества жизни детей в разных странах на основании 40 показателей, среди которых уровень благосостояния, семейных отношений и здравоохранения (в порядке убывания) отдельных стран выглядит следующим образом.

Нидерланды

Швеция

Дания

Финляндия

Испания

Швейцария

Норвегия

Италия

Ирландия

Бельгия

Германия

Канада

Греция

Польша

Чешская Республика

Франция

Португалия

Австрия

Венгрия

США

Великобритания




Этот рейтинг (в котором Россия вообще не присутствует) говорит о многом, но, прежде всего, о том, что к 2025, когда сегодняшние дети станут главной движущей силой развития, именно их потенциал будет определять потенциал наций. Надо понимать, что в будущем обществе и экономике знаний новое качество человека не появится ниоткуда. Оно формируется сегодня, сейчас. И не только социально-экономическими условиями, но уровнем образования, здравоохранения, культуры в стране. И если в этом рейтинге ЮНИСЕФ российские дети не присутствуют, то будущее у России вполне очевидно. Если, конечно же, сегодня не удается немедленно внести радикальные изменения в ситуацию в России.

Вот почему 2006-2007 годы я считают радикальным изменением не только в финансовой и демографической политике, но, прежде всего, в идеологии элиты. Удалось добиться главного - демографическая ситуация была осознана и стала приоритетной политикой. Будущая модель России стала представляться более адекватной современным реалиям, т.е. ориентированной на человека. Не случайно уже в июне 2007 года на форуме в С.-Петербурге Д.Медведев заявил весьма определенно о главной задаче государственной политики как развитие потенциала человеческой личности.

Другой пример, иллюстрирующий значение качества человеческого потенциала. Нынешний Стабфонд равен примерно 100 млрд. долл., т.е. порядка 1 тыс. долл. на гражданина РФ. Это богатство создавалось несколько лет, хотя, если бы за эти же годы каждый из трудоспособных граждан производил продукций всего лишь на 200 долл. в месяц больше, то дополнительного богатства было бы произведено вдвое больше. Причем не за счет продажи ресурсов, а за счет труда. При этом, чем качественнее труд, тем выше доход. Очевидно, что чем больше активных, ориентированных на расширение производства личностей, тем богаче экономика, сильнее государство. Не сырье, таким образом, а личность - главный ресурс нашего века. Япония, которая по площади меньше одной Архангельской области, и вовсе не имеет природных ресурсов, но дает приют населению, сравнимому по численности с нашим (127 млн. - у них, 142 - у нас), производит в четыре раза больший ВВП - 4 трлн. долл. против 1 трлн.

Соответственно менее развитые государства будут вынуждены концентрировать все свои ресурсы, в т.ч. ресурсы потенциала человеческой личности, на обеспечении выживания, а не развития, все больше и больше отставая по качественным показателям от развитых стран. Этот вывод не противоречит прогнозам опережающего экономического развития в ближайшее десятилетие развивающихся стран, прежде всего принадлежащих к группе БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Если тем не удастся качественно изменить динамику развития, их количественный рост ВВП мало что изменит в соотношении сил в будущем. Ни в науке, ни в технологиях, им так и не удастся догнать передовые страны.

Поэтому вопрос о качественно новом этапе развития и соответствующей модели - принципиален. В США, например, полагают, что формирование основных элементов информационного общества завершится к 2015 году. На самом деле, это может произойти и скорее. Для нас важно, что к тому времени России еще только войдет в информационный этап развития. Тот, который была начат в США еще в 80-е годы, т.е. разрыв сохраняется на целый этап. Соответственно в будущей модели развития мы должны закладывать параметры, которые соответствуют не уходящему - информационному - этапу, а следующему. Это означает, что наше видение будущей России предполагает образ некой идеальной страны, мирового лидера на постинформационной стадии развития человечества.

В 2007 году российская экономика демонстрирует рекордные темпы экономического роста. Достигнутые результаты позволяют руководству страны вновь поставить вопрос об ускоренной модернизации России, необходимость в которой ощущается, может быть, острее, чем когда бы то ни было в прошлом. Для этого важно ясно знать тот образ, ту модель, которая будет соответствовать не сегодняшним представлениям, а уровню 2015-2020 годов.

Как известно, в своем историческом развитии наша страна прошла через несколько витков модернизации - начиная со времен Петра I и заканчивая советской научно- технической революцией. И каждый раз в повестку дня ставился один и тот же вопрос: догнать и (если удастся) перегнать наиболее развитые в экономическом и военно-техническом отношениях страны Запада.

И каждый раз поставленная задача, несмотря на, казалось бы, грандиозные успехи, оказывалась недовыполненной, а модернизация - незавершенной. России так и не удалось попасть в элитный клуб наиболее развитых экономик мира. Последняя неудача - крах советской модели модернизации - стоила народу особенно дорого: распада СССР с последующим многолетним кризисом, отбросившим страну на десятилетия назад.

С этой точки зрения создание модели будущей России имеет огромное значение. Весь опыт СССР и России свидетельствует: как только намечается процесс оздоровления и перспектива умеренного развития в жизни страны сразу же появляются деструктивные силы, которые уводят страну с правильного пути. Политическая ситуация в России в 2007-2008 годах в очередной раз может подтвердить эту тенденцию. Поэтому создание перспективной идеологической модели страны имеющей стратегический, долгосрочный характер, безусловно, способствует не только стабилизации и сохранению преемственности позитивного курса, но и неизбежно нивелирует вмешательство деструктивных сил.

В наши дни наиболее приоритетная задача - ускоренной модернизации, т.е. преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между нашей страной и странами-лидерами. Эта задача должна быть заложена в качестве стержневой в модель будущего государства. Дело в том, что неравномерность развития различных государств и регионов мира в последние годы резко возросла как следствие научно-технической революции. Группа наиболее развитых стран ("золотой миллиард") входит в период создания общества знаний, в котором наука становится основной производительной силой, а уровень развития человеческой личности - основным показателем развитости общества. В то же время большая часть человечества еще находится на индустриальной (или даже доиндустриальной - традиционной) стадии развития.

При формировании модели следует иметь в виду, что ускорение научно-технического прогресса достигло таких темпов, что страны-аутсайдеры рискуют отстать "навсегда", т.е. лишиться шанса в исторически обозримой перспективе преодолеть свое отставание. А следствием социально-экономического отставания становится отставание военно-техническое с перспективой утраты государственного суверенитета. Это в полной мере относится и к нашей стране. Стало очевидно: нельзя упустить время для модернизации России, без которой ей не сохранить себя в жесткой мировой конкуренции.

Таким образом, сегодня перед нами стоят очень серьезные задачи. Решение их - ключ к долгосрочному росту российской экономики. При этом, среди таких задач особое значение имеет развитие человеческого капитала, потенциала человеческой личности. С точки зрения развития российской экономики, главным условием также является развитие человеческой личности: талант, способности личности играют сегодня определяющую роль в экономической жизни. Именно в этом аспекте и следует рассматривать реализуемые сегодня в России приоритетные национальные проекты: "Образование", "Здоровье", "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России!". В силу остроты сложившейся в нашей стране демографической ситуации меры по преодолению демографического кризиса были также приравнены к приоритетному национальному проекту. Но общим для них знаменателем выступает потенциал человека.

Масштаб этих социальных инициатив достаточно впечатляющий. Данные проекты подразумевают существенные дополнительные расходы в названных сферах - на сумму около 0,5-0,6% ВВП ежегодно. Одновременно проводятся структурные и институциональные реформы. В целом расходы составляют около 9% ВВП, или 30% всех бюджетных затрат, что, однако, еще недостаточно, ведь в США, например, на эти цели тратится уже более 50% бюджета.

Реализация нацпроектов не означает простого, механического увеличения ассигнований на те или иные программы. Речь идет, прежде всего, о развитии творческого начала у граждан страны, руководителей всех уровней. Проявляется такая направленность, например, в сознательной ставке на лидеров, характерной для всех нацпроектов. Проект "Образование", например, предполагает стимулирование наиболее способных учеников и педагогов, самых продвинутых школ и вузов.

В проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России!" поддержку получают в первую очередь те семьи, муниципалитеты и субъекты федерации, которые готовы вкладывать в строительство жилья собственные средства, содействовать - организационно, законодательно, финансово - внедрению этих проектов.

А в проекте "Развитие АПК" предусматривается льготное кредитование строительства крупных животноводческих комплексов, но опять-таки тех, в которые собственники готовы инвестировать капитал.

Таким образом, нацпроекты помогают выявить наиболее перспективные точки роста в соответствующих сферах народного хозяйства и, стимулируя их, добиваться общего прогресса.

Другой принципиальной особенностью программы нацпроектов является их инновационная направленность: государственную поддержку получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых технологий. Здесь и компьютеризация всех без исключения школ, обеспечение доступа к интернету, снабжение медицинских учреждений самым передовым (прежде всего диагностическим) оборудованием, финансовая поддержка вузов, использующих современные методы и формы обучения.

Иными словами, сверхзадачей приоритетных национальных проектов является создание в России социально-экономической инфраструктуры, адекватной требованиям новой инновационной экономики - экономики знаний. Одновременно обеспечивается общий подъем всей социальной сферы, общего уровня жизни населения, что, в свою очередь, способствует накоплению так называемого "человеческого капитала".

Напомню, что в развитых государствах вложения в образование, науку, культуру, здравоохранение в разы превышают вложения в машины, оборудование, здания, сооружения. Соответственно и основной прирост национального богатства определяется сегодня, прежде всего качеством жизни и условиями, созданными для раскрытия человеческого потенциала. Этот подход должен возобладать и в России. Эта позиция должна стать ключевой и при построении модели будущей России, ее экономического и социального устройства.

Модель нового общества должна отрицать инерционность, заданность в прогнозах и темпах развития экономики. Следует помнить, что успешная реализация стратегии ускоренной модернизации России будет означать переход всей нашей экономической и социальной сферы в новое качество, которое в разы будет превосходить нынешний уровень экономики. Следствием построения в России экономики знаний и соответствующего ей общества, повторю еще раз, будет резкое, в разы, повышение экономического и оборонного потенциала страны. Из этих новых возможностей следует исходить, прогнозируя будущее соотношение сил в мире. Поэтому самые смелые прогнозы, например, Д.Медведева о роли России в мире, вполне обоснованы. Если, конечно, удастся в полной мере реализовать фактор "человеческого потенциала" уже в нынешний период. Так, воля, работа по реализации нацпроекта "Доступное жилье" привели к росту строительной отрасли за 2006 год более чем на 15%. В 2007 году видно, что этот рубеж будет заметно превышен. Может быть до 23-26%. Таких темпов роста у отрасли не было никогда за всю историю СССР и России.

Одновременно это позволяет еще раз подчеркнуть, что при желании - проявленной политической воле - такой рост возможен не для одной, а для многих отраслей, регионов и подотраслей. Более того, для всей экономики в целом. Именно возможности и необходимость таких темпов роста должна быть заложена в модель будущего государства и его экономики.

Перечисленные характеристики модели будущей России, конечно же, не исчерпывают всех ее параметров. Особенно социальных, которые в не меньшей степени, чем экономические влияют на темпы развития экономики и общества. Они дают лишь самые общие контуры модели, того образа, который мы должны себе представить, говоря о будущей России.



Алексей Подберезкин - Лидер политической партии "Партия социальной справедливости".


06 ноября 2007 года.
www.nasledie.ru


Док. 391936
Опублик.: 06.11.07
Число обращений: 313

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``