В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Крупнов. Авиапрому нужна четкая государственная политика Назад
Юрий Крупнов. Авиапрому нужна четкая государственная политика
Для возрождения российского авиапрома сегодня нужны две вещи: во-первых, составить государственный обязательный план закупок российскими авиаперевозчиками продукции российского авиапрома на ближайшие 10-15 лет; и, во-вторых, публично и минимум на 5 лет определить одного человека-чиновника, который на деле станет отвечать за авиапром - представит план не просто сохранения авиапрома, но создания нового.

Согласно сообщениям информационных агентств, компания "Аэрофлот" прекращает эксплуатацию авиалайнеров ИЛ-86. Это связано с моральным устареванием самолётов данного типа, а также с несоответствием их современным международным техническим требованиям.
Прекращение эксплуатации авиалайнеров ИЛ-86 может стать поворотной точкой в судьбе российского авиапрома. С одной стороны, в подобной ситуации складывается превосходная возможность для российских властей инициировать программу развития отечественной авиастроительной промышленности, обеспечив закупку для российских авиакомпаний именно российской авиатехники. Закупка значительного количества новых лайнеров типа Ил-96-300 позволит дать толчок российскому авиапрому, поддержать основные и смежные предприятия, укрепить отечественную научно-конструкторскую и производственно-технологическую базу.

С другой стороны, если будет продолжена старая политика "Аэрофлота" - на 51% государственной компании(!) - по предпочтительному использованию продукции зарубежных авиастроительных компаний (так, весной 2002 года руководитель "Аэрофлота" Валерий Окулов заявил, что "Аэрофлот" собирается закупать в ближайшие шесть лет до 400 самолётов, при этом не менее (то есть, скорее всего, и более) 70% он собирается заказывать за границей), то отказ от ИЛ-86 будет означать начало полного отказа от российского гражданского самолетостроения вообще. И это - под оживленные разговоры об Объединённой авиастроительной корпорации и "решительных мерах" по "завоеванию доли мирового рынка", а также об узости и недостаточности рынка внутреннего (в то время, как вице-президент компании Boeing по продажам в России и СНГ Крейг Джонс заявляет, что сегодня на российском рынке наблюдается дефицит самолетов, и не только размера Boeing 787 и A350, но и других тоже).

Для возрождения российского авиапрома сегодня нужны две вещи: во-первых, составить государственный обязательный план закупок российскими авиаперевозчиками продукции российского авиапрома на ближайшие 10-15 лет; и, во-вторых, публично и минимум на 5 лет определить одного человека-чиновника, который не обязательно должен быть авиационщиком и который на деле станет отвечать за авиапром - представит план не просто сохранения авиапрома, но создания нового.

Без этих мер никакое сотрудничество с зарубежными компаниями не поможет обеспечить восстановление и развитие российского гражданского самолетостроения. Когда Владимир Путин говорит о том, что принципы, применяемые в автомобилестроении, могли бы быть распространены и на авиа-, и на судостроение, он не зря подчеркивает: "при понимании того, что у нас здесь сохранился большой научный потенциал и возможности есть".

Без этой оговорки, в авиапроме мы получим то же, что ранее в автопроме - частичную модернизацию отрасли (с отказом от своих разработок и массовым импортом технологий и производственных линий непервой свежести) и сдачу внутреннего рынка зарубежным компаниям. Такая перспектива отчетливо видна уже сегодня, когда, как любит выражаться глава МЭРТ Г.Греф, "последняя надежда" российского авиапрома - самолет RRJ, еще, впрочем, не созданный - планируется собирать на 70% из комплектующих компании Boeing.

Для решительного развития российского авиапрома сегодня нужна четкая государственная политика поддержки отечественного производителя и личная ответственность человека, за эту политику отвечающего. Все остальное: финансы, научные заделы, производственные мощности - у России есть. Если не использовать эту благоприятную ситуацию, то "второго раза" может уже не быть никогда.





Юрий КРУПНОВ
31.10.2006    
http://www.kroupnov.ru/pubs/2006/10/31/10480/

Док. 391754
Перв. публик.: 31.10.06
Последн. ред.: 05.11.07
Число обращений: 381

  • Крупнов Юрий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``