В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Митрохин: власть ничего не понимает Назад
Сергей Митрохин: власть ничего не понимает
О своих впечатлениях от выступления в Думе вице-премьера В.Яковлева и дальнейших перспективах кабинета министров в интервью нашему корреспонденту И.Тарасовой рассказал депутат Государственной Думы, член фракции "Яблоко", заместитель председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Сергей Сергеевич Митрохин.


Сергей Сергеевич, по Вашему приглашению с докладом о ходе реформирования ЖКХ и подготовки жилищно-коммунального хозяйства к новому отопительному сезону перед депутатами Государственной Думы выступил вице-премьер В.Яковлев. Каковы Ваши впечатления?

Впечатления у меня двойственные: с одной стороны, я увидел, что В.Яковлев хочет что-то сделать, а с другой стороны, что он не до конца понимает, что надо делать и все больше попадает под влияние Госстроя и встраивается в то русло коммунальной политики, которую диктует Госстрой. Из того, что он говорил, видно, что он не понимает, что реформа зашла в тупик и что нужно пересматривать приоритеты реформы. Главный вопрос - это основные приоритеты реформы. Сейчас это ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства, т. е. форсированный переход к 100% оплате. На самом же деле главная проблема заключается не в этом, а в чудовищном монополизме, который порождает бесхозяйственность, воровство и обман потребителя. Проводя такой форсированный переход к 100% оплате, правительство уходит от этой проблемы, и поэтому в ЖКХ остается все как есть.
Все, что выполняется из программы реформы, принятой в 2001 г., - это рост тарифов, и ни одна другая линия, обозначенная в программе, не реализуется: ни установка счетчиков, ни создание кондоминиумов, ни внедрение конкуренции, ни обновление инфраструктуры. Очень обидно, что Яковлев этого не понимает, и в своем выступлении он также повторил все те же приоритеты, связанные с ликвидацией дотационности. Теперь еще добавилась ликвидация перекрестного субсидирования, что означает, что население должно будет платить по тем же тарифам, что и предприятия. Это демонстрирует полное непонимание происходящего. В своем выступлении я попытался разъяснить, что самое главное в данном вопросе. Мне показалось, что Яковлев слушал внимательно, что-то записывал. Надеюсь, что нам удастся сдвинуть этот вопрос с мертвой точки и убедить правительство в лице Яковлева в том, что нужно разрабатывать новую программу реформ.


На Ваш взгляд, насколько реально то, о чем Вы говорите, и когда это будет?

Это будет уже в следующей Думе. Полагаю, что это все реально, потому что есть вопросы, на которые правительство уже сейчас не может ответить. Например, почему с начала действия программы реформ прошло уже почти три года, а с 1997 г., когда был дан первый старт, прошло уже 6 лет, а процент кондоминиумов в стране остался на уровне 4%? Почему не устанавливают счетчики? Почему все, что написано в этой программе, не выполняется? По мнению же авторов программы, все для этого сделано, а именно, уровень оплаты населением коммунальных услуг достиг во многих регионах 90%. Тем не менее, ничего не сдвигается с мертвой точки. Это говорит о том, что механизм, прописанный в реформе, неверен и приводит лишь к тому, что население перестает выдерживать рост тарифов и платить.
Кстати, это одна из причин коммунальных катастроф. Если мы проанализируем, то увидим, что они происходят, в первую очередь, в дотационных регионах: им урезают средства, выделяемые на ЖКХ, а население не в состоянии самостоятельно все оплачивать. В депрессивных регионах, где перешли на 90% оплаты, только половина населения в состоянии их оплачивать. Теперь у коммунальщиков действительно нет денег. Коммунальные катастрофы происходят потому, что все регионы причесаны под одну гребенку. От этого выигрывают только богатые регионы, которые не нуждаются в дотациях, - им плевать: хоть 90%, хоть 100. У себя внутри они все равно устанавливают 50%. Поэтому там, где живут самые богатые люди, именно там власть имеет возможность сохранять льготный уровень оплаты, а там, где живут бедные, нет возможности что-либо изменить. Вот такой вот совершенно абсурдный подход, с которым надо что-то делать.


А власть отдает себе отчет в том, что надо что-то делать?

Власть ничего не понимает. Когда разговариваешь с чиновниками Госстроя, то непонятно, то ли они действительно ничего не понимают, то ли они сознательно вводят в заблуждение.


Каковы Ваши прогнозы на эту зиму?

Я думаю, что будет очень тяжелая ситуация как минимум в 10 регионах. Будут аварии, будут прорывы, об этом будут писать в газетах, а вот что касается "тихого замерзания", без аварий, когда температура батарей не будет превышать 15 градусов, то это будет практически везде. Сейчас, например, такая ситуация в Екатеринбурге. Там люди уже мерзнут, хотя там нет аварий, прорывов, и потому газеты об этом не пишут, но температура там в домах 15 градусов и ниже. В такой ситуации в прошлом году, по данным Минэнерго, находилось около 30 млн. человек. В этом году, я думаю, будет больше.


Сколько лет понадобится, чтобы ЖКХ пришло в норму?

Смотря каким путем двигаться. Если пойти путем, предложенным правительством, то это путь тупиковый, идя по которому, вообще нельзя достичь никаких результатов. Если за основу взять ту концепцию, которую предлагаем мы, то ситуацию можно изменить за пять лет. Самые острые проблемы можно решить за три года, сложные - максимум за 5-7 лет.


Сергей Сергеевич, в последнее время все чаще появляется информация об отставке правительства еще до президентских выборов. Насколько это реально?

Это вполне возможно. Во-первых, давно было очевидно, что по итогам выборов в Думу будут очень сильные корректировки в составе правительства. Что касается Касьянова, то он, как член проигравшей группировки, по всей логике политической борьбы, должен уйти, но нельзя исключать парадоксальных шагов со стороны президента, которому он вдруг понадобится и который решит его оставить на своем посту. Этого исключать нельзя, но я склоняюсь к мысли, что отставка неизбежна, но это будет только после выборов в Думу как один из шагов в рамках президентской кампании, ...а возможно, это будет уже после президентских выборов.


Кто, на Ваш взгляд, мог бы занять место премьер-министра?

Честно говоря, я думаю, что это будет более-менее известная фигура из окружения Путина, которая еще не слишком сильно засвечена в публичной политике.


Это будет фигура из "питерских" или из среды "силовиков"?

Думаю, что президент навряд ли осмелится поставить откровенного "силовика", который всех вокруг распугает одним своим видом или фамилией. Скорее всего, это будет серый кремлевский или питерский либерал типа Медведева.



20.11.2003
Маркетинг и консалтинг
http://www.mitrohin.ru/index.phtml?id=391

Док. 391697
Перв. публик.: 20.11.03
Последн. ред.: 05.11.07
Число обращений: 229

  • Митрохин Сергей Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``