В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Атом надежно защищен, а население - не очень Назад
Атом надежно защищен, а население - не очень
Вчера парламентарии помимо законотворческой работы вплотную занимались проблемами ядерной и радиационной безопасности. Эта тема для обсуждения была вынесена на традиционный по средам "правительственный час".

Атомный энергетический комплекс страны сегодня включает в себя десять атомных станций, на которых действуют тридцать ядерных реакторов. В прошлом году здесь выработано почти 140 миллиардов киловатт-часов, что составляет примерно 15,5 процента в общем балансе всей электроэнергии.

Эти и еще некоторые цифры для общей информации депутатов привел вчера в палате глава Минатома Александр Румянцев. И тут же успокоил парламентариев.

- За истекшие несколько лет на атомных станциях практически не было ни одного случая, который бы классифицировался по шкале безопасности и оценивался по семибалльной системе, - заявил он. - За исключением небольшого инцидента на Билибинской станции, где произошла разгерметизация топливно- выделяющей сборки.

По словам министра, такое происшествие оценивается в один балл, тогда как некоторые другие инциденты вообще считались нулевыми и ни в коей мере не влияли на безопасность людей и окружающей среды. В целом атомный энергетический комплекс демонстрирует высокую устойчивость, и, конечно же, надежно защищается ядерное оружие. Куда сложнее другая проблема. От бывшего СССР России досталось огромное радиационное наследие.

"Объемы его колоссальны. Это не десятки тысяч, а миллионы тонн", - заметил Александр Румянцев, подчеркнув, что наиболее сложное положение сейчас сложилось в ныне называемом городе Озерске, где расположен небезызвестный комбинат "Маяк". Но министерство делает все необходимое, чтобы прекратить сбросы в специальные открытые хранилища радиоактивных отходов, провести на предприятии реконструкцию с тем расчетом, чтобы здесь можно было перерабатывать отработанное ядерное топливо и с подводных лодок, и с АЭС.

Кстати сказать, могучий российский ядерный потенциал вызывает серьезную озабоченность в мире. И не случайно США даже выделяют некоторые средства на совершенствование физической защиты этих опасных объектов.

"Недавно вместе с послом США мы побывали в городе Снежинске, где он знакомился, как расходуются выделенные на эти цели средства", - проинформировал министр депутатов, заметив при этом, что абсолютной защиты в мире от атома не существует. Тем не менее она постоянно совершенствуется. Разработана и специальная отраслевая программа, которая рассчитана на шесть лет. На ее реализацию предусмотрено шесть с половиной миллиардов рублей.

В выступлении министра была затронута только одна сторона ядерной безопасности. Об этом не преминул напомнить в своем выступлении руководитель Федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности Юрий Вишневский.

"Помимо атомных станций, подводных лодок, исследовательских реакторов, предприятий ядерного топливного цикла существует большое множество организаций, где используются радиационные источники", - обратил он внимание депутатов. К таковым, в частности, относятся медицинские учреждения, где мирный атом довольно широко применяется. Перечислив ряд применяемых мер к нарушителям, Юрий Вишневский сделал вывод: мы много говорим прежде всего о безопасности персонала, но население-то не защищаем. Тогда как Чернобыль показал, что при чрезвычайных ситуациях в первую очередь страдают ни в чем не повинные люди. А в отсутствии защиты граждан есть доля вины и депутатского корпуса.

"По вашей вине не ратифицирована Венская конвенция о ядерном ущербе. С 1996 года она находится в Госдуме, но не рассматривается. Как и законопроект о ядерном ущербе, который пять лет не может появиться на свет", - упрекнул он парламентариев. Еще один укол в их адрес: отсутствие закона об обращении с радиоактивными отходами привело к тому, что у кого есть деньги, те ими занимаются, а другие нет, ссылаясь при этом на закон об использовании атомной энергии, в котором четко записано: радиоактивные отходы - собственность государства. Вот пусть оно с ними и разбирается...

И еще одна больная тема. Хотя предприятия Минатома защищены физически на порядок выше любых других опасных производств, успокаиваться нельзя. Однако на совершенствование систем нет необходимых средств. Помочь решить этот вопрос могли бы и парламентарии.

На необходимости более полновесного финансирования отрасли остановился в своем выступлении и один из инициаторов обсуждения вопроса член фракции "Яблоко" Сергей Митрохин.

"Деньги нужны не только на физическую защиту. Они нужны и на реабилитацию территорий", - убежден он, напомнив, что сбросы в реку Теча объединением "Маяк" продолжаются. И люди продолжают жить на зараженных площадях. Пример - село Муслюмово, которое по закону давно должно быть переселено, но до сих пор люди там живут. Четверть из них поражены лучевой болезнью, большая часть жителей являются инвалидами. Но где на все про все взять денег? Депутат считает, что найти их можно. "В октябре 2001 года правительство приняло постановление, в соответствии с которым в ближайшие восемь лет планируется построить десять новых ядерных реакторов. 270 миллиардов рублей - это та сумма, которая будет заложена в тарифы на атомную энергию, - назвал он один из источников средств, считая, что этой суммы вполне хватит на решение других проблем. К тому же, убежден Сергей Митрохин, дополнительные деньги найдутся, если провести глубокое реформирование экономики Минатома, которая сегодня затратна для страны, всего госбюджета, из которого кредитуется строительство станций.



06.03.2003
Парламентская газета
http://www.mitrohin.ru/archive/index.phtml?id=179

Док. 391421
Перв. публик.: 06.03.03
Последн. ред.: 04.11.07
Число обращений: 350

  • Митрохин Сергей Сергеевич
  • Румянцев Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``