В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`. Цели и средства Назад
Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`. Цели и средства
Политики - это те, кто думает о следующих выборах.

Государственные деятели - это те, кто думает о будущем.



    В политике, идеологии, наконец, в стратегии чрезвычайно важно четко сформулировать цель, которая оформлена в понятный образ, а еще лучше ясную модель. Прежде всего, идеологическую модель. Модель будущей России, ее образ, желаемую цель. Если это образ "Москва - Третий Рим", то, как минимум, становится ясной не только роль православия, но и государства в мире. Эта идеологическая модель стала точкой отсчета построения великого государства, программой действия самых различных политических и социальных сил в России.

И сегодня не менее важно сформулировать перед нацией такую идеологическую модель, которая бы отражала как реальный потенциал России, так и ставила некую стратегическую сверхзадачу, цель, стремление достичь которую оправдывала бы существование. В Китае сегодня такая цель - создание государства "социальной гармонии". В США - распространение идеалов за пределы страны. В Европе - справедливое и комфортное общество.

При создании такого будущего образа для России, а тем более, идеологической модели страны, очень важно, во-первых, абстрагироваться от сиюминутных, тактических соображений. Даже очень верных, таких, например, как "сбережение нации". Спасение нации от ошибок прежнего руководства, как стратегическая цель не может ни вдохновлять, ни мобилизовать. Необходимо что-то более масштабное и долгосрочное.

Во-вторых, необходимо отделить политическую конъюнктуру, момент сегодняшнего дня от долгосрочных интересов нации. Из смысла второго эпиграфа видна принципиальная разница двух идеологий - "публично-политической" и национально-государственной, отражающей долгосрочные общенациональные интересы (которая, отнюдь, не всегда и не всеми отражается в публичной форме). Для страны, нации, естественно, принципиальное значение имеет не публично-политическая, а общенациональная модель будущего, которая может стать консолидирующей общество целью развития. В нынешней России в программах партии и заявлениях лидеров такие модели отсутствуют. В лучшем случае звучат пусть правильные, но тактические, очень заземленные лозунги.

Программы партий и отдельных политиков, на которые влияют сиюминутные, конъюнктурные цели, как правило, ориентируются на ближнесрочные тактические цели - выборы. В этом смысле, они имеют не только ограниченный - тактический - временной настрой, но и, как правило, отсутствие сколько-нибудь стратегических перспектив. Их подменяют выступления политологов, футурологов, культурологов и прочих экспертов.

Отсутствие долгосрочных идеологических моделей. Образов, сформулированных перед нацией, представляет возможность другим силам (в т.ч. за рубежом) "рисовать" наше будущее, а через это и объяснить настоящее. Так, например, бывший советник В.Путина А.Илларионов, сделал "стратегический прогноз" развития России и ее места в мировой экономике после Международного форума в С.-Петербурге в июне 2007 года, который заканчивается вполне определенным политико-идеологическим выводом: "У России сохраняется исторический шанс, если нынешний политический и экономический курс, исполнителями которого сегодня выступают оба первых вице-премьера, будет свернут. У России нет шанса, если этот курс будет продолжен".

По сути, он вступил в идеологическую дискуссию с Д.Медведевым и С.Ивановым, которые в своих выступлениях на форуме нарисовали вполне оптимистическую картину будущего России. Так, главный тезис Д.Медведева был сформулирован абсолютно адекватно современным реалиям и, может быть, впервые прозвучал из уст одного из руководителей Правительства: "Главная цель государства - развитие потенциала человеческой личности". Не возражая ему по существу, А.Илларионов "просто" записал его в число сторонников "ресурсной экономики", которая обречена вместе с проводимым курсом. Это - чисто идеологическая уловка, "обставленная" экономическими аргументами, однако работает до тех пор, пока нет ясно сформулированной модели будущего.

Сегодня возвращение в программы политиков и публичную риторику стратегических, идеологических ориентиров, в данном случае, образа России, становится важнейшей задачей. Пока что это констатируют только некоторые эксперты. Повторю, что на общенациональном уровне такие попытки отсутствуют. Так, на состоявшемся 13 марта 2007 года круглом столе "Человеческий потенциал в стратегии развития", в котором принял участие Д.Медведев, тема стратегического выбора звучала особенно остро. Один из участников, политолог В.Никонов, в этой связи заметил, что "созрел не только запрос на идеологию и моральную политику", но и этот запрос "надо реализовать в рамках долгосрочной идеологической концепции". Действительно, социальный запрос на будущую модель созрел. И этот запрос очевидно идеологический.

Россия, миновав системный кризис, стала, как сказал Д.Медведев, "другой страной". Но вот какой? - вопрос остается открытым. Еще труднее ответ на вопрос - какую Россию мы хотим в будущем. Подтверждением тому стали два программных выступления в начале 2007 года - в Мюнхене - В.Путина и в Давосе - Д.Медведева, которые констатировали, что Россия вышла из глубокого кризиса и вернулась в активную мировую политику. Но, вот, какую активную политику она будет проводить в мире и внутри страны, - этот вопрос остается во многом открытым. Во многом и из-за определенного сдвига в общественных настроениях по поводу важнейших мировоззренческих вопросов, одним из которых является выбор идеологической модели развития.

Алексей Подберезкин - Лидер политической партии "Партия социальной справедливости".

03 ноября 2007 года.
www.nasledie.ru



Док. 391370
Опублик.: 03.11.07
Число обращений: 483

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``