Смольный предлагает новую схему по финансированию строительства морского
Валентина Матвиенко предложила на рассмотрение городского парламента законопроект "О целевой программе "Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге". Этот проект городское правительство предварительно рассмотрело и одобрило еще в начале июля (о чем рассказывала "Новая"). И тогда еще по этому поводу возникло немало вопросов. Теперь же на некоторые из них появились ответы. Которые, увы, не радуют. Сбываются самые пессимистические прогнозы. В том числе главный: за строительство порта заплатит город. Более того, еще и приплатит, чтобы стать хозяином построенного.
В июле, когда в Смольном одобряли целевую программу, нам сообщали, что строительство обойдется в 6,1 миллиарда рублей. Из них 3,6 миллиарда должны составить средства, полученные от размещения инвестором (компанией "Морской фасад") в 2008-2011 годах специального облигационного займа. Еще 2 миллиарда должны составить взятые инвесторами кредиты и займы. 560 миллионов обещали внести сами инвесторы.
При этом городской бюджет брал на себя обязательство в те же 2008-2011 годы ежегодно выкупать у "Морского фасада" выпускаемые им облигации. Валентина Матвиенко называла этой "выгодной схемой взаимодействия бизнеса и государства", при которой "город минимизирует свои риски". А вице-губернатор Михаил Осеевский говорил, что это "новая, интересная практика, которую можно использовать на других объектах в будущем". На естественный вопрос - чего же тут нового, если город заранее обещает "инвесторам" оплатить большую часть их расходов, - Смольный не отвечал.
Тогда же возник и другой вполне естественный вопрос: не выяснится ли вскоре, что и по взятым "Морским фасадом" кредитам и займам придется расплатиться городу? Чиновники никак не отреагировали. И теперь понятно почему. Судя по всему, они с самого начала знали неприятный ответ: конечно, придется!
Итак, судя по представленной губернатором целевой программе, город обязуется в 2008-2011 годах выделить на эти цели из бюджета 5,9 миллиарда рублей. Из них 3,6 миллиарда пойдут на финансирование строительства порта, 1,1 миллиарда - на "погашение кредитов и выплату процентов", 1,2 миллиарда - на "погашение займов акционеров и выплату процентов". То есть бюджет компенсирует "Морскому фасаду" абсолютно все его расходы. Но с какой стати это надо называть "инвестициями"? Это называется совсем иначе! И чего в таком случае стоят обещания Смольного - мол, деньги на строительство дадут "зарубежные инвесторы", представляющие некие "крупнейшие компании"?
Впрочем, этим расходы городского бюджета, согласно "целевой программе", не ограничиваются. В 2012 году город обязуется выделить еще 1,1 миллиарда рублей - и выкупить у "Морского фасада" его голосующие акции, став, таким образом, собственником компании.
Итого - строительство порта обойдется налогоплательщикам в 7 миллиардов рублей. И никаких "инвесторов"! Инвесторами будем мы с вами, жители города. Вот только нашего согласия на сей счет никто не спрашивал. Ну а "МФ", по сути, - посредник, создаваемый для того, чтобы пропустить через себя финансовые потоки. И, как это всегда бывает в таких случаях, - не без выгоды для себя, которую, в принципе, нетрудно просчитать...
Нужен ли вообще городу (и нужен ли именно в этом месте) новый морской пассажирский порт - это вопрос не вполне однозначный. Ведь пока все ограничивающие увеличение числа туристов обстоятельства (начиная от сложнейшего визового режима и заканчивая отсутствием гарантий безопасности, необходимой гостиничной, бытовой и развлекательной инфраструктуры) остаются в силе - никакого прорыва на этом фронте ждать не приходится.
Но если даже предположить, что порт позарез нужен - зачем нужна столь сложная схема его финансирования и строительства? Не проще ли выделять на это напрямую, без всякого "Морского фасада", средства из бюджета, не брать никаких кредитов и займов (и не расходовать бюджетные деньги на оплату процентов) и потом не доплачивать еще миллиард рублей за право стать собственником этого посредника?
Ответ на этот вопрос, думается, очевиден. Если бы все было организовано по элементарной бюджетной схеме, то, во-первых, на проведение строительных работ пришлось бы объявлять конкурс (как на любой городской заказ), выбирая подрядчиков по принципу наименьших затрат. А во-вторых, расходование средств при этом можно было бы контролировать извне (например, при помощи Контрольно-счетной палаты).
Ну а сейчас все складывается просто-таки идеально для "стратегических инвесторов" из "Морского фасада" (чей офис, заметим, располагается буквально в двух шагах от Смольного). До тех пор, пока порт не будет построен, деньги можно тратить с размахом и без всякого контроля (у финансовых органов нет формального права контролировать, как частная компания тратит свои деньги). И при этом с полной уверенностью "фасадовцев" в том, что бюджет Петербурга впоследствии за все заплатит. Кажется, в Смольном такие "принципиально новые схемы" называют "государственно-частным партнерством". Это когда расходы - государственные, а доходы - частные...
Остается лишь задать риторический вопрос. Верится ли вам в то, что чиновники, обеспечивающие "Морскому фасаду" режим небывалого финансового благоприятствования, никак с ним не связаны и действуют во всех смыслах бескорыстно?
"Новая газета - Сакнт-Петербург", 04.09.2006 года
http://www.yabloko.ru/Publ/2006/2006_09/060904_novgspb_namyv.html