В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Вишневский: Стратегический отмыв Назад
Борис Вишневский: Стратегический отмыв
Смольный предлагает новую схему по финансированию строительства морского

Валентина Матвиенко предложила на рассмотрение городского парламента законопроект "О целевой программе "Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге". Этот проект городское правительство предварительно рассмотрело и одобрило еще в начале июля (о чем рассказывала "Новая"). И тогда еще по этому поводу возникло немало вопросов. Теперь же на некоторые из них появились ответы. Которые, увы, не радуют. Сбываются самые пессимистические прогнозы. В том числе главный: за строительство порта заплатит город. Более того, еще и приплатит, чтобы стать хозяином построенного.
В июле, когда в Смольном одобряли целевую программу, нам сообщали, что строительство обойдется в 6,1 миллиарда рублей. Из них 3,6 миллиарда должны составить средства, полученные от размещения инвестором (компанией "Морской фасад") в 2008-2011 годах специального облигационного займа. Еще 2 миллиарда должны составить взятые инвесторами кредиты и займы. 560 миллионов обещали внести сами инвесторы.


При этом городской бюджет брал на себя обязательство в те же 2008-2011 годы ежегодно выкупать у "Морского фасада" выпускаемые им облигации. Валентина Матвиенко называла этой "выгодной схемой взаимодействия бизнеса и государства", при которой "город минимизирует свои риски". А вице-губернатор Михаил Осеевский говорил, что это "новая, интересная практика, которую можно использовать на других объектах в будущем". На естественный вопрос - чего же тут нового, если город заранее обещает "инвесторам" оплатить большую часть их расходов, - Смольный не отвечал.


Тогда же возник и другой вполне естественный вопрос: не выяснится ли вскоре, что и по взятым "Морским фасадом" кредитам и займам придется расплатиться городу? Чиновники никак не отреагировали. И теперь понятно почему. Судя по всему, они с самого начала знали неприятный ответ: конечно, придется!


Итак, судя по представленной губернатором целевой программе, город обязуется в 2008-2011 годах выделить на эти цели из бюджета 5,9 миллиарда рублей. Из них 3,6 миллиарда пойдут на финансирование строительства порта, 1,1 миллиарда - на "погашение кредитов и выплату процентов", 1,2 миллиарда - на "погашение займов акционеров и выплату процентов". То есть бюджет компенсирует "Морскому фасаду" абсолютно все его расходы. Но с какой стати это надо называть "инвестициями"? Это называется совсем иначе! И чего в таком случае стоят обещания Смольного - мол, деньги на строительство дадут "зарубежные инвесторы", представляющие некие "крупнейшие компании"?


Впрочем, этим расходы городского бюджета, согласно "целевой программе", не ограничиваются. В 2012 году город обязуется выделить еще 1,1 миллиарда рублей - и выкупить у "Морского фасада" его голосующие акции, став, таким образом, собственником компании.


Итого - строительство порта обойдется налогоплательщикам в 7 миллиардов рублей. И никаких "инвесторов"! Инвесторами будем мы с вами, жители города. Вот только нашего согласия на сей счет никто не спрашивал. Ну а "МФ", по сути, - посредник, создаваемый для того, чтобы пропустить через себя финансовые потоки. И, как это всегда бывает в таких случаях, - не без выгоды для себя, которую, в принципе, нетрудно просчитать...


Нужен ли вообще городу (и нужен ли именно в этом месте) новый морской пассажирский порт - это вопрос не вполне однозначный. Ведь пока все ограничивающие увеличение числа туристов обстоятельства (начиная от сложнейшего визового режима и заканчивая отсутствием гарантий безопасности, необходимой гостиничной, бытовой и развлекательной инфраструктуры) остаются в силе - никакого прорыва на этом фронте ждать не приходится.


Но если даже предположить, что порт позарез нужен - зачем нужна столь сложная схема его финансирования и строительства? Не проще ли выделять на это напрямую, без всякого "Морского фасада", средства из бюджета, не брать никаких кредитов и займов (и не расходовать бюджетные деньги на оплату процентов) и потом не доплачивать еще миллиард рублей за право стать собственником этого посредника?


Ответ на этот вопрос, думается, очевиден. Если бы все было организовано по элементарной бюджетной схеме, то, во-первых, на проведение строительных работ пришлось бы объявлять конкурс (как на любой городской заказ), выбирая подрядчиков по принципу наименьших затрат. А во-вторых, расходование средств при этом можно было бы контролировать извне (например, при помощи Контрольно-счетной палаты).


Ну а сейчас все складывается просто-таки идеально для "стратегических инвесторов" из "Морского фасада" (чей офис, заметим, располагается буквально в двух шагах от Смольного). До тех пор, пока порт не будет построен, деньги можно тратить с размахом и без всякого контроля (у финансовых органов нет формального права контролировать, как частная компания тратит свои деньги). И при этом с полной уверенностью "фасадовцев" в том, что бюджет Петербурга впоследствии за все заплатит. Кажется, в Смольном такие "принципиально новые схемы" называют "государственно-частным партнерством". Это когда расходы - государственные, а доходы - частные...


Остается лишь задать риторический вопрос. Верится ли вам в то, что чиновники, обеспечивающие "Морскому фасаду" режим небывалого финансового благоприятствования, никак с ним не связаны и действуют во всех смыслах бескорыстно?


"Новая газета - Сакнт-Петербург", 04.09.2006 года
http://www.yabloko.ru/Publ/2006/2006_09/060904_novgspb_namyv.html


Док. 391135
Перв. публик.: 04.09.06
Последн. ред.: 03.11.07
Число обращений: 258

  • Вишневский Борис Лазаревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``