В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Вишневский: Народ пустили в `расходы` Назад
Борис Вишневский: Народ пустили в `расходы`
Конституционный суд признал право граждан на проведение референдумов, связанных с изменением расходной строки бюджета

В минувшую среду Конституционный суд разрешил выносить на референдум ранее находившиеся под запретом вопросы, касающиеся федерального бюджета и изменения государственных расходов. Теперь нельзя ставить на всенародное голосование только те вопросы, которые касаются бюджета на текущий год.
Значение этого вердикта КС необычайно велико: теоретическое право граждан на проведение референдума превращается в практическую возможность, которой ранее, по сути, не существовало.

То, что все последние годы власть всеми силами тормозит любые референдумы (кроме тех, что проводятся по ее инициативе: как, например, референдумы об объединении регионов), хорошо известно. Ведь готовящийся снизу референдум всегда имеет целью заставить власть сделать то, что она делать категорически не желает. При этом финансовый запрет - один из главных тормозов, с помощью которых можно заблокировать инициативу снизу: в самом деле, непросто сформулировать вопрос, который не требовал бы денег сейчас или в ближайшее время.

В Конституционный суд обратились коммунисты, которые в 2005 году хотели провести референдум по семнадцати вопросам. Среди них были, например, требования установить МРОТ и базовую часть пенсии не ниже прожиточного минимума, отменить "закон о монетизации" и дать каждому право выбирать между сохранением льгот и денежными выплатами, ограничить размер квартплаты 10% от дохода семьи, восстановить в течение трех лет "сгоревшие" в 1992 году вклады граждан...

Однако 15 из 17 вопросов были признаны Центризбиркомом не разрешенными к вынесению на референдум - как противоречащие подпункту 6 пункта 5 статьи 6 Федерального конституционного закона "О референдуме РФ", где запрещается выносить на всенародное голосование вопросы "о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации".

Коммунисты обратились в Верховный суд - тот оставил решение ЦИК в силе. И тогда инициаторы обратились в КС, требуя отменить финансовые запреты, которые, как написано в заявлении, "препятствуют вынесению на референдум практически любого вопроса государственной жизни, поскольку их решение так или иначе связано с государственными расходами".

Решение КС оказалось знаковым - и неожиданным: не так часто в последние годы суд принимает решения не в пользу верховной власти, когда речь идет о принципиальных для нее вопросах. Хотя нельзя не отметить, что КС принимает много решений, которые защищают конкретные права конкретных граждан - признает по их жалобам неконституционность тех или иных положений законов (самый последний пример - отмена нынешних ограничений на размер пособий по беременности и родам).

Что постановил КС? Переводя с юридического на русский, суд решил, что на референдум можно выносить любые финансовые вопросы, если они впрямую не касаются уже принятого закона о федеральном бюджете и закрепленных в нем финансовых обязательств государства. О том, что требует изменений в бюджете будущих лет (большинство вопросов, предложенных КПРФ, имели именно такой характер), спрашивать граждан очень даже можно.

Решение суда абсолютно логично - нелогичен был действовавший запрет. В конце концов, если народ - источник власти, то почему он не может распоряжаться своими же деньгами (никаких других у государства нет)? Или народ заведомо считают недееспособным? Не парадоксально ли то, что представители народа - депутаты Госдумы - могут в любой момент принять решение, изменяющее или отменяющее финансовые обязательства государства, а сам народ, который наделил их властью, этого права лишен?

Все то же самое, кстати, касается и других запретов, установленных в законе о референдуме. А почему, собственно, на референдум нельзя вынести вопрос о досрочных перевыборах президента или парламента, если граждане недовольны их работой? Правда, эти аспекты КС сейчас не рассматривал, но, возможно, все еще впереди.

Конечно, в законе "О референдуме" остается иезуитская процедура его назначения, пройти которую по всем правилам чрезвычайно сложно. Недаром еще ни одного (!) всероссийского референдума не состоялось по инициативе граждан - три предшествующих (о введении поста президента, о доверии президенту и парламенту, о принятии Конституции) назначались самой властью. Тем не менее после решения КС путь к проведению референдума можно считать во многом "расчищенным".


"Новая газета", 26.03.2007 года
http://www.yabloko.ru/Publ/2007/2007_03/070327_novg_vishn.html


Док. 391050
Перв. публик.: 26.03.07
Последн. ред.: 02.11.07
Число обращений: 261

  • Вишневский Борис Лазаревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``