В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Москва. Совет Федерации одобрил поправки в Федеральный Конституционный закон `Ореферендуме Российской Федерации`. Назад
Москва. Совет Федерации одобрил поправки в Федеральный Конституционный закон `Ореферендуме Российской Федерации`.
151 голосом при 11 "против" одобрен Федеральный Конституционный закон "О внесении изменения и дополнения в ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", принятом Госдумой 20 сентября 2002 года.
Как сообщает пресс-служба Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, полчаса решили отвести сенаторы на обсуждение вопроса об изменении закона "О референдуме" введении запрета на инициирование и проведение гражданами проведения всероссийского референдума в период избирательной кампании или в последний год, остающийся перед выборами Президентаи иных органов федеральной власти.
Докладчик председатель Комитета СФ поконституционном законодательству Юрий Шарандин сообщил, что данный Федеральный Конституционный закон был внесен в Госдуму 6 сентября 2002 года, был принят нижней платой 20 сентября и передан в Совет Федерации.
Профильный Комитет СФ рассмотрел закон на своем заседании 24 сентября и принял решение рекомендовать Совету Федерации его одобрить. Комитет Совета Федерации, пояснил Шарандин, сосредоточился исключительно на правовых аспектах вопроса и абстрагировался от конкретных ситуаций, связанных с предлагаемыми в большом количестве референдуме в преддверие предстоящих выборов в Госдуму. В соответствии с целым рядом статей Конституции РФ членами Комитета был сделан вывод о полном соответствии предлагаемой нормы российскому законодательству. Положительные заключения по данному закону былиполучены практически от всех Комитетов палаты, сообщил докладчик. Вводимый запрет, уточнил Шарандин, касается лишь референдумов федерального уровня и не относится к их проведению на уровне региональном и местном.
Докладчик ответил на ряд принципиальных вопросов, поступивших от коллег. Прежде всего, отвечая сенатору Олегу Чиркунову, сообщил со ссылкой на председателя Центризбиркома АлександраВешнякова стоимость проведения всенародного референдума от 3 до 4 млрд.рублейпо разным оценкам. Что касается соответствия вводимого запрета юридической международной практике (вопрос Александра Голованчикова), по Россия, как субъект международного права, может самостоятельно решать такие вопросы. Рамазан Абудлатипов попросил уточнить какие потребуются дальнейшие уточнения в законодательство о референдуме после принятия данной нормы.
Юрий Шарандин подтвердил, что последующие изменения потребуются и его Комитет готов взять на себя работу по совершенствованию законодательства в данной сфере. Карельский сенатор Виктор Степанов внес предложение о принятии закона об ответственности за неисполнении решений, принятых на общефедеральном референдуме. Отвечая на вопрос Степанова о судьбе ужеобъявленного референдума в случае, например, роспуска Государственной Думы, Шарандин заверил, что "закон обратно силы не имеет" и если референдум уже объявлен,никто отменять не будет. Однако, заметил Шарандин, "проведение" и "подготовку кпроведению" надо различать.
Юрию Шарандину пришлось неоднократно пояснять,апеллируя к статьям Конституции, что запрет на проведение референдума в предвыборный период времени не ограничивает права и свободы граждан. Поэтому Совет Федерации, как "палата регионов не ущемляет права граждан", юридически документ проэкспертирован многократно, а конкретные случаи по инициируемым КПРФ референдумам при принятии законодательного акта "нас не интересуют", резюмировал докладчик.
После ответов на вопросы последовали короткие выступления членов Совета Федерации, записавшихся в прения. Член СФ Виталий Вишняков убежден, что любое ограничение прав граждан, а именно таковым он считает данный закон, не совместимо с основными нормами демократии и принимать такие нормы можно лишь внесением изменений в Конституцию. Мотивируя свою отрицательную позицию по данному вопросу, Виталий Вишняков заявил, что посягательство на права граждан должно преследоваться вКонституционном порядке. Сенатор Суворов призвал голосовать против закона, заявив что он "принят в нарушении Конституции".
Создать согласительную комиссиюи уменьшить срок запрета на референдум, ограничив его лишь рамками собственно избирательных федеральных компаний , предложил член СФ Александр Зелепухин. Леонид Биндар поддержал закон и призвал коллег голосовать положительно, так как "рольпредыдущих референдумов в СССР и РСФСР оказалась не велика".
Решением палаты было дано слова представителям Государственной Думы Анатолию Лукьянову и Валерию Гребенникову. Анатолий Лукьянов считает, что суть принимаемой поправки в том, что "из четырехлетнего избирательного цикла изымается 1,5-2 года и нарушаются права граждан на участие в референдуме". Он обратился к Совету Федерации от имени 137 депутатов Госдумы "за поддержкой в защиту одного из основополагающих прав граждан на референдум". Валерий Гребенников подчеркнул, что "референдум" и "свободные выборы" две главных формы участия народа в управлении государством, которые не должны противопоставляться друг другу. Выборы носят дискретный характер, и "нет указаний на то, что референдум не может быть дискретным". Цель принятия данной нормы не умалить права граждан, а установить порядок проведения референдумов.
В заключении получасовых дебатов Юрий Шарандин еще раз подчеркнул,что запрет на проведение референдума за год до федеральных выборов не ограничивает права граждан, а устанавливает период проведения общенародных референдумов. Референдум и выборы являются равнозначными формами выражения воли народа, следовательно не должны противопоставляться друг другу. Выразить волю и выбрать дальнейший путь развития граждане Российской Федерации могут на предстоящих выборах, так что запрет на проведение референдума в течение предвыборного года является, по мнению Шарандина, оптимальным.
Комментируя после заседания итоги работы палаты представителям прессы, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов подчеркнул, что выборы и референдум две формы волеизъявления граждан, совмещение которых "не целесообразно". В конкретных сложившихся сегодня условиях, пояснил он, речь идет об 1 годе и 4 месяцах (выборы в Госдуму в декабре 2003 года, Президента РФ в марте 2004 года). В этот период нельзя будет проводить общенародные референдумы. Свою позицию гражданам России предстоит выразить путем свободного волеизъявления на выборах.
Закон одобрен конституционным большинством составаСовета Федерации и направлен на подпись Президенту РФ.

25.09.2002
http://www.regions.ru/news/858031/

Док. 390335
Перв. публик.: 25.09.02
Последн. ред.: 01.11.07
Число обращений: 386

  • Шарандин Юрий Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``