В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фархад Ахмедов: Бизнес для сильных людей Назад
Фархад Ахмедов: Бизнес для сильных людей
Когда Фархад АХМЕДОВ взял на себя риск по разработке газоконденсатного месторождения с трудноизвлекаемыми запасами, в условиях вечной мерзлоты, на глубине свыше 3000 метров, многим это казалось невероятным. Ведь от разработки этого месторождения в свое время отказались крупнейшие западные корпорации - и Bechtel Energy Resources Corporation, и British Petroleum, и Wintershall, сочтя это бесперспективной авантюрой. Никто тогда и предположить не мог, что в России возникнет дефицит газа, что помимо "Газпрома" кто-то самостоятельно привлечет долгосрочные инвестиции, да еще и в проект добычи сложного валанжинского газа. А сегодня позиции независимых компаний - таких, как "Нортгаз", - неоспоримы.

0 газе

"ДЛ": Как изменился газовый рынок с тех пор, когда "Газпром" был единственной в России газодобывающей компанией, а к сбыту допускал только "своих"?

- Изменения, конечно, произошли: внешне они малозаметны, но для нас существенны. Главное - и "Газпром", и правительство признали роль независимых производителей в восполнении дефицита газа на внутреннем рынке. Тем не менее рынок пока еще не сформирован, и про настоящую конкуренцию в газовой отрасли можно будет говорить только тогда, когда условия станут равными для всех. Пока у нас существует закрытая монополия, защищенная от конкуренции законодательно закрепленным правом "Газпрома" распоряжаться ЕСГ и поставлять газ на экспорт. Поэтому сейчас все независимые производители газа, не входящие в систему "Газпрома", работают в различных условиях, во многом определяемых монополистом. Но сам монополист в итоге оказался заложником сложившейся системы и рискует не справиться с нарастающим дефицитом газа, а независимые производители пока не имеют возможности реализовать свои конкурентные преимущества.

"ДЛ": Неужели невозможно разорвать этот замкнутый круг? Может ли ситуация измениться к лучшему?

- Может, если разрывать этот замкнутый круг будут все его участники. Только вместе мы можем улучшить ситуацию. В жизни и в бизнесе все взаимосвязано и взаимозависимо. Чем лучше будет "Газпрому", тем лучше будет нам. В целом наши интересы совпадают. Чем рациональнее будут затраты "Газпрома", тем ниже будут транспортные тарифы и расходы на переработку для независимых производителей. Повышение стоимости газа на внутреннем рынке обеспечит "Газпрому" рост капитализации и откроет новые инвестиционные возможности. И независимые производители в таких условиях смогут привлекать капитал на финансовых рынках и получать прибыль от реализации газа внутри страны. Либерализация газового рынка в России обеспечит "Газпром" дополнительными доходами, а независимых производителей - реальным рынком сбыта своей продукции. Если "Газпром" перестанет работать как министерство, а будет, как и следует акционерной компании, абсолютно прозрачным и подотчетным акционерам, выиграют все - и государство, и потребители газа, и независимые производители.

"ДЛ": Не секрет, что некоторым предпринимателям удалось построить собственный бизнес именно благодаря близости к "Газпрому", его деньгам и покровительству первых лиц монополиста. Что "Газпром" дал "Нортгазу"? Было ли, скажем, поручительство для получения кредитов?

- "Газпром" не вложил ни одного рубля в проект "Нортгаз" и неоднократно отказывал и в поручительстве, и в доступе к трубе, что было необходимым условием банков для предоставления долгосрочных кредитов. Руководители Сбербанка, с которыми мы вели переговоры, были весьма удивлены отказом "Газпрома" и его двойными стандартами в вопросах о поручительстве. В те времена "Газпром" легко выдавал поручительства на миллиарды долларов, в том числе небезызвестному "Мост-Медиа", а на финансирование освоения Северо-Уренгойского месторождения резервов не находилось. Вообще в "Газпроме" никто не верил, что можно реально освоить это месторождение, находящееся в 130 км за Полярным кругом.

"ДЛ": Так все же вы считаете себя конкурентом "Газпрома"?

- Здесь все зависит от критериев оценки - количественных и качественных. Очевидно, что независимые производители никогда не смогут выйти на те же объемы производства, что и "Газпром". Но если сравнить по эффективности, рентабельности, себестоимости, по качеству управления, наконец, то результат окажется в нашу пользу. Мы освоили месторождение быстрее и дешевле, наш промысел обустроен по лучшим мировым образцам, производительность труда - выше. Мы ориентированы только на внутреннего потребителя. И, в отличие от "Газпрома", не будем сырьевым придатком для экспортоориентированных предприятий. Планируем в ближайшее время вырабатывать из газа метанол, электроэнергию, минеральные удобрения.

0 бизнесе

"ДЛ": Что главное в бизнесе?

- В бизнесе нет второстепенного, но самое главное - репутация. Вне всякого сомнения, это главный капитал. Все знают, что репутация создается годами, но многие забывают, что разрушить ее можно в одночасье.

"ДЛ": Насколько вы способны доверять?

- На этот счет есть прекрасное правило. Как говорят англичане, "я тебе верю, пока ты меня не обманул".

"ДЛ": Стоит ли российским компаниям копировать западные стандарты в бизнесе?

- Конечно, мы не должны слепо подражать Западу. Их опыт бизнеса нужно адаптировать применительно к нашим реалиям. К счастью, это начали понимать и у нас. Когда Россию не хотели принимать в ВТО, мы кричали "Как же так?!" Но когда в ВТО сказали "Добро пожаловать, заходите, только с условием унификации тарифов, без государственных дотаций для частных компаний", мы сделали шаг назад, остановились и задумались.

Мы должны перенимать все лучшее, что создано мировым бизнес-сообществом. Но на самом деле каких-то общепринятых стандартов бизнеса не существует. Например, есть эффективные принципы корпоративного управления, привлечения независимых членов совета директоров, проведения независимого аудита, составления бухгалтерской отчетности по международным стандартам и многое другое. Все это необходимые условия, но они недостаточны для решения каждой конкретной проблемы в бизнесе. Свидетельством тому является банкротство крупнейших корпораций WorldCom и Enron. Это вовсе не случайные события. Декларируемые этими компаниями стандарты на самом деле были косметическими, а истинная мотивация их менеджмента не отвечала потребностям современного общества. Западный фондовый рынок вообще перестал отражать реальное состояние экономики и превратился в виртуальный. Западные компании сильно переоценены, а российские недооценены.

"ДЛ": А наши олигархи соответствуют мировым уровням или они просто оказались в нужном месте и в нужное время?

- Если бы наши бизнесмены оказались в другом месте, в другой стране, я вас уверяю, они бы добились ничуть не меньшего. Потому что внешние и внутренние условия для бизнеса там более благоприятные, чем в России. Я очень хорошо знаю многих из них, это - талантливые люди. С их трудоспособностью, энергией и азартом они бы смогли добиться успеха где угодно. Думаю, их у нас еще недооценивают, в то время как западных крупных предпринимателей, наоборот, переоценивают. Как и все, что приходите Запада. А наш "золотой" генофонд был почти полностью истреблен в трагический для России период после 1917 года. И новые бизнесмены - это молодые ростки в пустыне, лучшие представители общества со старым менталитетом, иждивенческими настроениями, неповоротливой государственной машиной и неистребимой чиновничьей армией.

"ДЛ": Вы считаете, что частные компании являются более эффективными собственниками, чем государственные?

- Вне всякого сомнения. Государство за 70 лет уже наглядно продемонстрировало свою несостоятельность в качестве эффективного управленца. Стоит хотя бы сравнить экономические показатели государственных и частных компаний. К примеру, капитализация частного "ЮКОСА" - на уровне капитализации государственного "Газпрома". Но при этом их объемы добычи несравнимы - "Газпром" куда больше по своим масштабам. А капитализация частной компании ВР составляет $200 млрд. - больше всех российских голубых фишек вместе взятых. Это прекрасно показывает, кто лучше умеет распоряжаться ресурсами и управлять.

"ДЛ": Чем же должно заниматься государство в отношении бизнеса?

- Государство должно создавать правила игры и условия для развития среднего класса, который во всем цивилизованном мире является фундаментом общества. В России, которая пока остается богатой страной с бедными людьми, должно появиться много миллионеров, мультимиллионеров и миллиардеров. Чем богаче станут российские бизнесмены, тем больше они будут создавать рабочих мест и платить налогов, и чем меньше государство будет перераспределять, тем более зажиточными станут люди.

"ДЛ": Каким же образом появится столько богатых людей?

- Нужно создать условия и среду для развития предпринимательского духа. Узаконить равные для всех и прозрачные правила ведения бизнеса, обеспечить уважение к законам, дать людям свободу и возможность самореализации. Надо стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, активизировать приватизацию. Прекрасный пример - Великобритания. Фундамент процветания страны был заложен в 80-е, когда премьер-министром страны являлась Маргарет Тэтчер. Именно тогда активно стала проводиться приватизация госсобственности и государственной инфраструктуры, в том числе проведена реструктуризация нефтегазовой, угольной и телекоммуникационной отраслей, железнодорожного транспорта. Конечно, реформы вызвали определенные трудности, но в итоге они принесли экономике большую отдачу, усилили мощь британских корпораций и повысили благосостояние людей. Реформы болезненны, непопулярны, но они необходимы для процветания.

"ДЛ": Процветания богатых?

- Всеобщего процветания. Бизнесмены не "пьют кровь трудового народа", как пугает коммунистическая пропаганда, а открывают для общества новые возможности. Новые рабочие места позволяют людям совершенствоваться, реализовать свой потенциал, обеспечить достойную жизнь своим семьям, заложить крепкую основу для будущего детей, Кроме того, бизнесмены наделены высокой социальной ответственностью. "Нортгаз", следуя традициям русского меценатства и благотворительности, выступал спонсором многих мероприятий, например, "Романсиады" - всероссийского конкурса романсов, проводимого газетой "Труд", благотворительной акции "Книги - детям Чечни", Северного кинофестиваля антропологических фильмов в Салехарде. Закупал оборудование для стоматологических кабинетов и лингвистических классов в школах Нового Уренгоя и Салехарда, снегоходы и генераторы для города Надыма, игрушки и все необходимое для Анадырских ясель...

0 себе

"ДЛ": У вас трое детей и внук. Что самое главное вы хотели бы передать им?

- Самое главное - чтобы они усвоили, что должны сами пробивать себе дорогу в жизни. Моя же главная задача - дать им хорошее образование и свободу выбора.

"ДЛ": Именно поэтому они живут и учатся за границей?

- Мои дети родились и выросли в Великобритании. В 1997 году мы с женой приняли решение, что наша семья должна жить в России. Но потом грянул дефолт, и я понял, что лучше им пока быть за границей, подальше от греха. Моя семья, конечно, предполагает вернуться в Россию, но моя супруга не может примириться с тем, что мои дети должны ходить в школу с охранником, чувствуя свое особое положение Ощущения привилегированности, изолированности - это слишком сильная психологическая нагрузка для них. Очень тяжела для восприятия истерика в СМИ, т. е. негативная информация, которая льется с экрана телевизора с утра до поздней ночи, - убийства, бандитизм, взрывы, цинизм. Голливудские фильмы ужасов - детские сказки по сравнению с освещаемой стороной российской действительности! Поверьте, это подавляет. И дискредитирует возрождающуюся Россию, в которой живут и работают нобелевские лауреаты, открываются новые формы творчества, проявляются результаты созидательного труда. Кстати, моя дочь, которая больше 12 лет прожила в Великобритании, уже возвращается в Россию.

"ДЛ": Что вы считаете своими сильными сторонами?

- Хорошую память, сильную интуицию, железный характер, душевное равновесие.

"ДЛ": А в бизнесе?

- Решительность, инициативность, умение организовать и вдохновить людей, рисковать и, конечно, доводить до конца начатое дело.

"ДЛ": Успех в бизнесе - это везение, интуиция или тяжелый труд?

- Многие, глядя на преуспевающего человека, говорят: повезло. Но успех в бизнесе - это слагаемое многих компонентов. И, конечно, элемент везения присутствует. Но не бывает полного везения или невезения. В любом опыте, даже в провале, есть элементы будущего успеха. Главное - спокойно проанализировать ситуацию и обратить минусы в плюсы, как это многим удалось сделать, восстав из пепла, как птица Феникс, после кризиса 98-го года.

"ДЛ": Насколько вы терпимы?

- Смотря в чем и когда. Иногда дохожу до "температуры кипения", но, в принципе, я достаточно миролюбивый человек.

"ДЛ": Слабости прощаете?

- Если это не во вред делу. Трудно прощать, когда слабости сотрудника негативно сказываются на показателях компании.

"ДЛ": А с собой часто приходилось бороться?

- Всю жизнь.

"ДЛ": И как - успешно?

- Стараюсь познавать и совершенствовать себя.

"ДЛ": Не намереваетесь пойти в политику?

- Таких планов на сегодняшний день нет.

"ДЛ": Как вы боретесь со стрессом, с которым сопряжена деловая жизнь?

- Общаюсь с семьей, с друзьями. Люблю природу. И, наконец, спорт. Люблю плавание, теннис, горные лыжи, бильярд, охоту и рыбалку.

"ДЛ": У вас много друзей?

- Не много, но они настоящие.

"ДЛ": А что для вас деньги?

- Для меня деньги - это новые возможности.

"ДЛ": Вы когда-нибудь опускали руки?

-Никогда.

Деловые люди, No138 Сентябрь 2002


Док. 390226
Перв. публик.: 01.09.02
Последн. ред.: 01.11.07
Число обращений: 393

  • Ахмедов Фархад Теймур-Оглы

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``