В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фархад Ахмедов: `Реформа газового рынка: в чьих интересах?` Назад
Фархад Ахмедов: `Реформа газового рынка: в чьих интересах?`
Интервью Президента Нортгаза Фархада Ахмедова

Если предположить, что Путин в 2004 году будет переизбран на новый срок и ему удастся заручиться поддержкой у новой Думы, будут ли Правительством предприняты согласованные меры по либерализации газового рынка России?

Ответить на этот вопрос сегодня не сможет никто. Предпосылки для либерализации рынка есть уже сегодня - дефицит газа, отсутствие финансовых ресурсов у Газпрома для наращивания добычи, либерализация рынка газа в Европе, требования к России по вступлению в ВТО. Более того, de-facto, либерализация газового рынка началась - нефтяные компании приступают к реализации проектов, связанных с газом; независимые компании добывают, транспортируют и продают газ на внутреннем рынке. Другое дело, что все компании работают в разных условиях, которые практически на 100% определяются Газпромом, что естественно назвать свободным рынком нельзя.

К сожалению, сейчас складывается ситуация, что кроме независимых производителей, в либерализации газового рынка по разным причинам никто не заинтересован. Газпром хочет продавать дороже, но при этом платежеспособные рынки оставить только для себя. Крупные потребители, естественно, в повышении цен не заинтересованы - им нужны долгосрочные контракты по фиксированной цене. Правительство в предвыборный год желает иметь спокойную социальную обстановку в стране и подконтрольные финансовые потоки.

Но, мы надеемся, что после 2004 года политические мотивы отойдут на второй план и реформа все-таки будет осуществлена.

Вопрос строительства новых экспортных нефте- и газопроводов стал предметом политического спора между некоторыми членами Правительства и советниками Президента и премьер-министром Касьяновым, заявившим, что все трубопроводы должны быть государственными. Как вы считаете, возможно ли достижение компромисса по этому вопросу?

Насколько мне известно, компромисс уже найден - на заседании Правительства 17 апреля Касьяновым была озвучена мысль о том, что акционерный капитал компаний-владельцев трубопроводов, может не принадлежать на 100 % государству. Собственно, прецедент уже есть - это Газпром, который владеет всеми магистральными газопроводами на территории России, при этом государство имеет лишь контрольный пакет в его капитале. Более того, Газпром всячески сопротивляется любым попыткам выделить газотранспортную систему в отдельную компанию, даже в рамках своей структуры, не говоря уже о создании на 100% государственной компании.

В настоящее время иностранные инвесторы крайне неохотно рассматривают возможность инвестиций в российский газовый сектор из-за отсутствия соответствующего законодательства и конкретных планов по либерализации отрасли. Какие шаги предпринимает Нортгаз для привлечения финансирования, несмотря на неблагоприятный инвестиционный климат?

Высокие риски оправдываются высокой прибыльностью вложений. Сейчас, когда рынок только формируется, есть возможность войти на него с минимальными затратами. И инвестор отдает себе в этом отчет - интерес к нортгазовскому проекту огромный. В феврале Нортгаз при участии UFG провел в Лондоне презентацию для инвестиционных банков - внимание, проявленное к этому мероприятию, продемонстрировало готовность западных инвесторов к таким инвестициям. Еще бы, ведь показатель EBITDA margin у Нортгаза составляет более 50%!

Но даже не в этом дело. Главное - в случае с Нортгазом инвестор может быть уверен в эффективном использовании финансовых ресурсов - его деньги будут приумножены. Нортгаз - частная компания, поэтому ни о каком нецелевом расходовании средств не может быть и речи. Лучшая гарантия для инвестора - это сам проект Нортгаза. Мы освоили сложнейшее по структуре месторождение всего за 2,5 года. В штате компании работает 250 человек - показатель добычи на 1 работника у нас самый высокий в отрасли - 1,85 тонн условного топлива в месяц на человека (для сравнения у Газпрома - 0,13, у нефтяных компаний в среднем - 0,05).

В этом плане Нортгаз самым выгодным образом выделяется на общем фоне "неблагоприятного инвестиционного климата".

ЛУКОЙЛ и ЮКОС существенно расширили свою деятельность в газовом секторе, Лукойл даже продает газ Газпрому. Рассматриваете ли Вы эти две крупнейшие нефтяные компании в качестве могущественных союзников, лоббирующих дерегулирование рынка, или у Вас есть опасения, что они преследуют свои личные интересы, а отнюдь не создание реального рынка в секторе?

ЛУКОЙЛ и ЮКОС - коммерческие компании. Конечно, в первую очередь, они заботятся о достижении своих целей. Это нормально. Другое дело, что их интересы и интересы других участников рынка могут совпадать. Это касается вопроса доступа к экспортным рынкам газа, транспортным тарифам, соблюдением недискриминационного доступа к газотранспортной системе. Масштабы этих компаний позволяют им отдельные проблемы решать своим способом. В частности вопросы сбыта - путем скупки акций региональных предприятий электроэнергетики, приобретая таким образом постоянного покупателя и минимизируя транспортные издержки. Поэтому, собственно становлению рынка в классическом понимании эти компании вряд ли будут способствовать. Однако отдельные вопросы, возможно, при условии заинтересованности этих компаний будут решены более оперативно.

После прохождения соответствующих законов через Думу, вопрос дерегулирования РАО ЕЭС наконец набирает обороты. Каковы Ваши прогнозы относительно этого процесса? Прогнозируете ли Вы рост потребления для генерирующих мощностей, работающих на газе и, как следствие, усиление давления на Правительство и Газпром в части полной либерализации газового рынка?

Чубайс - напористый и опытный менеджер. Я, думаю, он доведет задуманное до логического конца. Что касается объемов потребления, то пока будет сохраняться ценовая диспропорция между основными видами топлива (сегодня цена на газ в несколько раз ниже, чем на уголь и мазут), потребление газа будет расти, независимо от исхода реформ в РАО ЕЭС.

Полностью удовлетворить этот спрос Газпром будет не в силах. Поэтому ему в любом случае придется считаться с существованием независимых компаний. Однако Газпром проводит такую политику в части предоставления услуг по транспортировке, что вынуждает компании продавать газ непосредственно на месторождении и, зачастую, самой монополии.

Рассматривает ли Нортгаз интеграцию в энергетику?

Нортгаз, безусловно, заинтересован в таких проектах, поскольку добыча сырья - это только первый этап. Необходимо создавать генерирующие мощности, мощности по переработке сырья и выходить на рынок с конечным продуктом. Этого позволит снизить риски. В России, к сожалению, уже начинает формироваться сырьевое сознание, будто можно будет всегда жить на ресурсах, - надо развиваться и думать, что дальше, развивать и внедрять новые технологии - это должно приносить прибыль стране не меньшую чем недра.

Сегодня мы только в начале пути.

Russian Investment Review

Док. 390207
Перв. публик.: 05.01.03
Последн. ред.: 01.11.07
Число обращений: 386

  • Ахмедов Фархад Теймур-Оглы

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``