В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ФАРХАД АХМЕДОВ: `Нортгаз` просто обязан быть эффективным` Назад
ФАРХАД АХМЕДОВ: `Нортгаз` просто обязан быть эффективным`
Компания "Нортгаз" имеет самые высокие производственные показатели в газовой промышленности России. Ее деятельность также вызывает особый интерес в связи с тем, что в России львиная доля рынка газа сосредоточена в монополии "Газпрома".

Об эффективной деятельности компании говорят многочисленные материалы в российской прессе. В беседе с господином Фахадом Ахмедовым, президентом ООО "Нортгаз", наряду со многими вопросами, мы постарались получить максимум информации о компании, которая может быть полезна для азербайджанских предприятий.

- Господин Ахмедов, пожалуйста, несколько слов о Вашей трудовой деятельности в газовой отрасли до прихода в "Нортгаз".

- Моя работа в газовой отрасли началась с создания в 1987 году компании Transley Trading, которая занималась поставками оборудования для предприятий "Газпрома" и торговыми операциями на рынке нефти. Затем эта компания была переименована в Farco Group.

В 1993 году Farco Group пригласили в качестве оператора проекта по разработке неокомских залежей газа, конденсата и нефти Северо-Уренгойского месторождения, расположенного в самом крупном газодобывающем регионе России - Ямало-Ненецком автономном округе.

- У Вас 16-тилетний опыт работы в газовой промышленности. Если не ошибаемся, Ваша кандидатская диссертация, которая защищалась в аспирантуре Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина, была посвящена проблемам реструктуризации газовой промышленности. Почему Вы выбрали именно газовую отрасль? Чем привлекло Вас данное направление? Ведь бизнес в данном направлении более рискованный и менее доходный, чем в нефтяном.

- В каждом бизнесе есть свои специфические риски. В газовой промышленности России они связаны, в основном, с законодательно закрепленной монопольной организацией отрасли. И, на мой взгляд, эти риски преодолимы.

Что же касается того, почему меня привлекла именно газовая промышленность, то даже не специалистам уже давно понятно: газ - это наиболее перспективный вид энергоносителей. Это - топливо XXI века. Мировой спрос на газ растет, и будет расти гораздо более быстрыми темпами, чем на нефть. Сегодня все развитые страны мира увеличивают долю газа в своих топливных балансах, так как он более экономичен и безопасен для окружающей среды. Например, во многих странах Европы действуют программы перевода на газ электроэнергетики и замены АЭС газовыми ТЭЦ. Очень важно и то, что газ - это ценнейшее сырье для нефтехимической промышленности.

Конечно, на мой выбор повлиял и опыт сотрудничества с "Газпромом". А когда поступило предложение о разработке неокомских залежей Северо-Уренгойского месторождения, то отказаться было просто невозможно, так как поставленная задача оказалась беспрецедентной. В то время никто в России еще не занимался разработкой неокомских залежей, добывали только, так называемый сеноманский газ.

- А в чем здесь разница?

- Если коротко объяснять, то главное вот в чем. Сеноманские и неокомские залежи разного геологического возраста. Сеноманские пласты относительно молоды (около 100 млн. лет), углеводороды в них залегают сравнительно близко к поверхности Земли - на глубине от 900 до 1500 м. Температуры сеноманских пластов не превышают 31 градуса по Цельсию. Потом, сеноманский газ - это, практически, чистый метан. Поэтому такой газ еще называют "сухим". Короче говоря, добывать сеноманский газ и готовить его для транспортировки по магистралям сравнительно легко.

Другое дело - неокомские пласты. Они старше сеноманских примерно на 150 млн. лет. В таких пластах углеводороды залегают на глубине уже 2600-3000 м. Они содержат так называемый "жирный" газ, который в отличие от сеноманского, обязательно содержит конденсат, парафиновые, нафтеновые и другие соединения. Пластовая температура неокомских залежей достигает уже 100-110 градусов. Пласты характеризуются сложным геологическим строением, значительной изменчивостью фильтрационно-емкостных свойств коллекторов и часто имеют нефтяные оторочки. Иными словами, технологии добычи и подготовки к транспортировке такого газа намного сложнее, чем при разработке сеноманских пластов.

Бесспорно, задача была поставлена очень сложная. Но "Нортгаз" с ней успешно справился.

- Что представляет собой сегодняшняя компания "Нортгаз"? И какие у нее сейчас задачи? Мы только знаем, что неокомская залежь Северо-Уренгойского месторождения имеет два промысла, так называемые, Западный и Восточный купола.

- Да, это правильно. К настоящему времени Западный купол уже находится на стадии промышленной эксплуатации. Мы приступили к его разработке в марте 1999 года. Тогда была начата отсыпка подъездной дороги и вбита первая свая в основание установки комплексной подготовки газа. Спустя год пробурена первая скважина, а еще через год и несколько месяцев промысел был введен в опытно-промышленную эксплуатацию. Уже в марте 2002 года промысел дал свой первый миллиард кубометров газа.

Сейчас ведется разработка проекта освоения Восточного купола. Мы планируем ввести его в эксплуатацию в 2008 году. Тогда объем добычи компанией составит более 10 млрд. кубометров газа и 1,5 млн. тонн газового конденсата ежегодно.

Сегодня "Нортгаз" - это растущее предприятие, которое расширяет свой бизнес. В июле этого года мы купили активы в ЗАО "Ачимнефтегаз", а также оборудование, необходимое для разработки промысла. "Ачимнефтегаз" был создан четыре года назад для освоения ачимовских залежей Уренгойского месторождения и сейчас идет подготовка к началу реализации проекта. Нашим партнером по "Ачимнефтегазу" является ООО "Уренгойгазпром" - одно из крупнейших добывающих подразделений "Газпрома". При его участии создавался и "Нортгаз". Так что есть все основания надеяться, что проект "Ачимнефтегаза" будет успешно реализован, хотя задача эта непростая. В России опыт разработки ачимовских залежей, в которых углеводороды залегают еще глубже, чем в неокомских, очень незначителен. Вместе с тем, дело это перспективное и важное.

За годы советской власти были открыты крупнейшие газоносные месторождения - Уренгойское, Медвежье, Ямбургское, Заполярное, которые и по сей день составляют основу газовой отрасли России. Но условия разработки крупнейших российских месторождений газа изменились. Уренгойское, Межвежье и Ямбургское, долгое время обеспечивавшие до 80-90% российской добычи газа, вступили в стадию естественной выработанности. Недавно было выведено на проектную мощность Заполярное месторождение. Но Заполярное является последним крупным российским ресурсом сеноманского газа.

Поэтому Россия вынуждена переходить к преимущественной разработке залежей именно неокомских и ачимовских пластов. По данным МПР РФ, более половины запасов газа России приходятся на "жирный" газ, в то время как в структуре добычи газа в стране почти 80% пока составляет газ сеноманских залежей. Такая диспропорция со временем должна быть ликвидирована. Наращивание доли "жирного" газа в структуре газового баланса России - это главный и объективно обусловленный ресурсный источник обеспечения перспективных потребностей страны в газе.

И дело в данном случае не только в значительных величинах запасов газа неокомских и ачимовских горизонтов (например, газовые ресурсы Западной Сибири ачимовских толщ составляют 5-6 трлн. м3, Большого Уренгоя - 3,5-4 трлн. м3).

Проблема заключается еще и в том, что именно с уходом газодобычи "вглубь" связана "вторая жизнь" крупнейших работающих российских месторождений - Уренгойского, Медвежьего, Ямбургского. На этих месторождениях есть вся необходимая добычная, транспортная и сервисная инфраструктура, включая магистральные газопроводы. Поэтому неразумно переходить к освоению новых месторождений, где инфраструктуру еще предстоит создать, если газ можно продолжать добывать в уже обустроенных районах.

- В российской прессе периодически появляются статьи об особых достижениях "Нортгаза". В частности, показатель "добыча на сотрудника" у "Нортгаза" самый высокий по отрасли - более 1,4 тонн у. т. в месяц на одного работающего. В "Газпроме" этот показатель равен 0,11 тонн у. т. Прямые затраты на добычу у "Нортгаза" в два раза ниже, чем у "Газпрома". То же относится и к затратам на разработку месторождения. При этом "Нортгаз" разрабатывает глубокозалегающие неокомские залежи, а "Газпром" - более простые, сеноманские. Показатель капитализация/добыча у "Нортгаза" составляет $300 на 1000 кубометров газа, у "Газпрома" - около $100. Не поделитесь ли Вы успешным опытом компании с нашими читателями, и какие моменты Вы считаете наилучшими для применения в Азербайджане?

- Секрет высоких показателей "Нортгаза" состоит вот в чем. Как известно, приватизация газовой отрасли России прошла весьма своеобразно. В руках "Газпрома" оказалась подавляющая часть лицензий на разработку месторождений газа, вся газотранспортная система России и специализированные предприятия по продаже газа. Иначе говоря, все составляющие российского рынка газа, если о таковом вообще можно говорить - производство, транспортировка, сбыт - оказались монополизированными. В таких условиях эффективная работа просто не нужна. Получается, что в рамках газовой монополии ни производителю, ни транспортировщику, ни продавцу газа снижать свои издержки экономического смысла нет, поскольку равноценных "Газпрому" конкурентов в России не существует. Поэтому система формирования издержек производства в рамках "Газпрома" может быть только затратной. Вины в этом ничьей нет. Это объективное свойство любой монополии.

Другое дело - газодобывающие компании России, которые добывают газ независимо от "Газпрома", и к числу которых принадлежит "Нортгаз". В силу монопольной организации газовой отрасли они вынуждены работать в очень сложных условиях. В отличие от "Газпрома", они не располагают системами транспортировки газа и доведения его до потребителей, то есть не имеют гарантий сбыта своей продукции. В отличие от "Газпрома" они не могут экспортировать свой газ в страны дальнего зарубежья, где цена на газ в 5-6 раз выше, чем цены на российском рынке. Для того чтобы выдержать конкуренцию с "Газпромом", такие компании, в том числе и "Нортгаз", просто обязаны быть эффективными.

"Нортгаз" использует самые современные технологии ведения бизнеса и принятия управленческих решений. Компания жестко контролирует издержки производства, использует тендерную систему заключения контрактов, широко использует аутсорсинг. Эффективно выстроенная вертикаль управления позволяет своевременно реагировать на любые изменения текущей ситуации в газовой отрасли.

Мы также реализуем идею так называемого "интеллектуального промысла", то есть используем автоматизированную систему управления производством. Представьте, дневная смена в "Нортгазе" - это всего 20 человек, притом, что только 5 из них заняты на основном производстве, а 15 выполняют вспомогательные работы. Управление полностью компьютеризировано, что позволяет управлять работой скважин нажатием одной клавиши и оперативно вносить коррективы в производственный процесс. Оператор отслеживает все процессы в режиме реального времени. Помимо параметрического контроля производственного процесса осуществляется визуальный контроль через видеокамеры, установленные в цехах. Частичное вмешательство человека предусмотрено только в случае сбоя автоматики или происшествия на производстве. Отдельный терминал установлен для отслеживания, контроля и управления системами автоматических сигнализаций и установок пожаротушения. При проектировании производственного комплекса закладывалось превышение норм и требований к обеспечению безопасной деятельности предприятия.

- Вы также занимаетесь научной деятельностью. Вами написаны ряд монографий и научные статьи по проблемам и перспективам развития газовой промышленности России. В этих трудах есть интересные мысли по проблемам развития нефте- и газодобычи в странах Каспийского региона. Не могли бы Вы сказать несколько слов о перспективах добычи газа Каспия?

- Суммарные геологические запасы газа таких стран как Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и Узбекистан превышают 30 трлн. кубических метров. Поэтому, думаю, что перспективы развития газодобычи в этих странах весьма не плохи. Главное здесь - благоприятный инвестиционный климат.

- В 2003 году "Нортгаз" открыл представительство в Баку. Каковы Ваши планы относительно деятельности в нашей столице? В каких проектах намерены участвовать?

- Пока деятельность "Нортгаза" в Баку заключается в изучении перспективных проектов. У меня были встречи с министром экономики Азербайджана Фархадом Алиевым. Нам предложили 60 различных инвестиционных проектов. Мы их изучили, оценили и в ближайшее время примем решение по этому вопросу.

Что же касается участия в нефтегазовых проектах в Азербайджане, то такие планы у "Нортгаза" есть, но говорить о них пока преждевременно.

Consulting & Business (г. Баку), No 10 2004

Док. 390197
Перв. публик.: 12.01.04
Последн. ред.: 01.11.07
Число обращений: 419

  • Ахмедов Фархад Теймур-Оглы

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``