В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Основные направления региональной образовательной политики на 2003-2004 учебный год. Назад
Основные направления региональной образовательной политики на 2003-2004 учебный год.
Уважаемые друзья!

Сегодня мы проводим традиционную встречу, на которой подводим итоги работы региональной системы образования за прошедший учебный год и определяем основные задачи ее развития на предстоящий период.
Я не ставлю перед собой задачи подробно анализировать итоги (это вы сделаете на августовских совещаниях). Очень коротко остановлюсь на основных моментах нашей работы.
В настоящее время в общеобразовательных школах, училищах (лицеях), техникумах (колледжах) и ВУЗах обучаются более 430 тысяч учащихся и студентов. В день знаний за парты сядут 20 тысяч первоклассников.
Система образования занимает важное место в социально-экономической деятельности нашей области, поскольку от ситуации в ней во многом зависит его "социальное самочувствие": экономический рост, развитие культуры и искусства.
Как и в России в целом, у нас в области сфера образования претерпевает в настоящее время существенные изменения. Часть из них заметна только для специалистов, другие - такие, как проведение единого государственного экзамена, оптимизация сети образовательных учреждений затрагивают интересы значительной части населения, влияют на жизнь многих людей. Но все они подчинены решению единой задачи, поставленной в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию: "...российское образование по своей фундаментальности занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно недопустима".




Какие же изменения произошли в системе образования
за прошедший учебный год?



Первое: с января 2004 года региональная система образования работает в условиях новой структуры управления образованием. Организован департамент образования, под началом которого созданы два структурных подразделения: управление образования и управление профессионального образования. Во главе этого департамента находится опытный организатор этой сферы Александр Вячеславович Ковалев.
Это продиктовано необходимостью повышения эффективности работы всех служб, устранения дублирования функций, несогласованности действий, а главное - потребностью объединения всех уровней образования в единое образовательное пространство, единую образовательную сферу, основным назначением которой должно стать обеспечение современного качества образования, на основе таких принципов, как непрерывность, преемственность и взаимодополняемость разных типов и уровней образования.

Второе: Планомерно продолжает улучшаться финансирование образовательных учреждений. Это одна из приоритетных задач администрации области. Практически каждый четвертый рубль областного бюджета, а Законодательное Собрание поддерживает это направление, вкладывается в развитие образования (2001 г. - 2,6 млр. рублей, 2002 г. - 3,9 млр. рублей, 2003 г. - 4,3 млр.рублей). В текущем году на эти цели выделены 5,5 млр.рублей или на 1 млр. рублей больше, чем в прошлом.
В последние годы в системе образования ежегодно вводятся не менее 10 объектов. Это - не только школы, но и учебные корпуса, спортивные комплексы, загородные лагеря, центры патриотического воспитания, детские сады. С хорошим качеством сдается в эксплуатацию один из наших долгостроев - школа в Гае. На следующей неделе в г. Новотроицке будет открыт вновь построенный центр развития творчества детей и юношества, а школьники с. Троицкое Бузулукского района получат в подарок замечательную новую школу.
В четвертом квартале 2004 года ожидается ввод в эксплуатацию ещё 7 образовательных учреждений, в том числе 5 школ. На капитальном ремонте образовательных учреждений области планируется освоить свыше 70 млн.рублей.
В нашей аграрной области особого внимания уделяется сельской школе, в которой обучаются около 50% учащихся Оренбуржья. Осуществляются специальные меры по ее поддержке: обеспечение энциклопедической литературой, создание телекоммуникационной системы удаленного доступа школ к информационным образовательным ресурсам и другое. В прошлом году 37 сельских школ области переданы автобусы на общую сумму 11миллионов рублей.
В сентябре 2003 года совместно с Минобразованием Российской Федерации реализован очень важный проект по обеспечению школ спортивным оборудованием на общую сумму 25,5 млн.рублей. Половина этих средств выделена областью и муниципальными образованиями.
В текущем году мы продолжаем такое сотрудничество с Министерством образования и науки РФ, заключили с ним договор на обеспечение образовательных учреждений области спортоборудованием и инвентарем на сумму еще 16 млн. рублей.
Совершенствование материальной базы образования - процесс непрерывный, мы будем его продолжать!
Нам надо очень серьезно отнестись к занятию детей физкультурой и спортом, обеспечению горячим питанием. Нельзя забывать о помощи малообеспеченным семьям - ежегодно на субсидии школьной одежды для таких семей выделяется 15-20 млн. рублей.
Ключевое звено системы образования - дошкольное образование.
В настоящее время детские сады посещают более 67 тыс. детей (около 70%). Это на 5 % больше, чем было в 2002 году. Активная работа в этом направлении ведется в гг.Бугуруслане, Бузулуке, Гае, Кувандыкском, Новоорском, Гайском районах.
Успешно развивается у нас и практика создания различных видов групп кратковременного пребывания. Учитывая, что в ряде случаев для населения оказываются более востребованными новые формы дошкольного образования, целесообразность и необходимость продолжения этой работы не вызывают сомнения.
Особое внимание я хотел бы обратить на создание групп для детей из малоимущих и малообеспеченных семей, нуждающихся в социальной поддержке. Такие возможности у нас есть. И чем свидетельствует опыт Соль-Илецкого, Беляевского, Северного районов, г.Гая.
Сегодня департамент образования совместно с заинтересованными ведомствами приступил к реализации областного комплексного плана развития дошкольного образования на 2003-2007 годы, выполнение которого позволит повысить его общедоступность и качество.


Уважаемые коллеги!


Постоянное изменение духовных и социально-экономических потребностей общества обусловливает особую актуальность задачи повышения качества системы общего среднего образования.
Здесь у нас налицо положительные тенденции:





- сокращается второгодничество -

(с 3391 чел. - (14%) в 2001 до 1794 чел. (0,6%) в 2004 г.);



- снижается число выпускников, окончивших школу со справкой -



(с 47 чел. - 2003 г. до 7 чел. - 2004 г.);


- увеличиваются количество медалистов -


(с 1191 - 2003 г. до 1456 - 2004 г.);


- уменьшаются отчисления учащихся
из школ до получения основного (общего) образования. -


(на 92 чел. по сравнению с 2003 г.).





Одним из важнейших, самых массовых нововведений в системе российского образования, как вы знаете, стал единый государственный экзамен.
Оренбургская область три года участвует в этом эксперименте, и в регионе сложилось, на наш взгляд, позитивное отношение к этому нововведению и в школах, и в учреждениях профессионального образования.
Объясняется это достигнутыми результатами. А именно:
- только в 2004 году около 5 тысяч выпускников стали студентами ВУЗов и ССУЗов области (в 2003 году - более 3,5 тыс.), около 800 по результатам ЕГЭ- поступили в ВУЗы других регионов;
- абитуриенты получили более широкую возможность выбора учебного заведения за счет одновременного участия в конкурсах сразу в нескольких ВУЗах и ССУЗах ;
- обеспечен прирост числа поступавших и поступивших выпускников из сельской местности. Многие выпускники стали студентами, не выезжая к месту его расположения ВУЗа;
- заметно повысилась заинтересованность учащихся и их родителей в получении хороших знаний;
- вырос уровень профессионализма педагогов региона, благодаря освоению новых технологий педагогических измерений.
Надо сказать, что значительное снижение напряженности со стороны учащихся и родителей по отношению к ЕГЭ. Это связано, с одной стороны - с повышением общей информированности людей по различным аспектам проведения ЕГЭ, а с другой стороны - с осознанием явных преимуществ новой формы проведения вступительных испытаний.
Вместе с тем, не могу не отметить, что ЕГЭ - как независимая и объективная оценка знаний выпускников - это хорошее и нормальное, востребованное явление, но в дальнейшем тем не менее эту модель следует совершенствовать и относясь к ней взвешенно, вместе с тем рассматривать возможность использования и других форм аттестации выпускников и приема в учреждения профессионального образования области - при условии их объективности и независимости.




Уважаемые коллеги!



В экономике XXI века главную часть капитала любого предприятия или организации, фирмы будет составлять не техника, а профессионально образованный человек. Наша задача - создать условия для обучения и развития такого человека.
На территории области созданы и активно функционируют 12 гимназий, 9 лицеев, 91 общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов, 308 - с профильным обучением.
Многие из них имеют хорошие показатели. И сегодня мы будем чествовать победителя областного конкурса (школа года).
Благодаря сотрудничеству коллективов школ и высших учебных заведений достигнуты заметные успехи в развитии олимпиадного движения и внеурочной работе с детьми, склонными к творческой и исследовательской деятельности, о чем свидетельствуют - 33 диплома на Всероссийских олимпиадах школьников в 2004 году. Это в 2 раза больше, чем было в 2000 году.
Это и результат определенной системы работы по поддержке способных и одаренных ребят: учреждена специальная поощрительная стипендия, ее получают 175 ребят.
Такие же стипендии учредили города и районы области.
В этом году состоялся четвертый выпуск из лицея-интерната для одаренных детей из малых городов и сельских районов. Все ребята - 200 выпускников поступили в ВУЗы (100 %).
За последний четырехлетний период около трехсот оренбургских школьников - победителей областных олимпиад стали студентами оренбургских ВУЗов (ОГАУ,ОГПУ,ОГМА,ОГУ) без вступительных испытаний по предметам.
Будем надеяться, что в новом учебном году круг таких ВУЗов области, а, может быть, и России расширится.
Уважаемые друзья!
Вам известно, что 17 декабря 2001 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности".
Поставлена задача обеспечить повышение качества образования за счет более эффективного использования всех ресурсов, создать необходимые условия для этого каждому школьнику. Это главное, что мы должны понимать и делать.
К сожалению, есть естественные причины закрытия школ.
На протяжении нескольких лет в нашем регионе, как и во всей России, наблюдается большой демографический спад.
За один год в области количество учащихся на селе уменьшилось почти на 11,5 тыс. человек. В связи с этим закрыты двери 26 школ, а 19 начальных школ - стали филиалами. Сокращения численности начальных и основных школ следует ожидать и дальше. Это значит, что реструктуризация сети малокомплектных школ стала объективно назревшей потребностью. Обращаю Ваше внимание, что никогда Правительство РФ, администрация области не ставили задачу закрытия сельских школ с позиций экономии средств, а всегда исходили и исходят из задачи - обеспечить доступность и качество образования сельским школьникам.
Минобразование РФ в ближайшее время завершит работу по разработке различных моделей реструктуризации сети сельских школ, по итогам которой для массовой практики будут предложены новые модели их организации.
Наиболее возможные из них:
- создание сети опорных школ, оснащение их всем необходимым для обеспечения качественного образования учащихся.
Например, в Асекеевском, Соль-Илецком районах начальные школы стали филиалами средних школ;
- создание сети пришкольных интернатов при опорных школах для школьников из удаленных и малых населенных пунктов, не имеющих средних и основных школ;
- создание новых моделей образовательных учреждений: "начальная школа - детский сад", "школа - комплекс", "школа - профессиональное училище", "школа полного дня", обеспечивающие возможность получения качественного образования.
Сегодня у нас в области во всех сельских районах ведется работа над совершенствованием образовательной сети, которая должна отвечать интересам детей, родителей, государства, и мы ставим задачу продолжать эту работу с учетом специфики каждого муниципального образования.



Уважаемые друзья!


Повышение качества образования невозможно без его информатизации.
Четвертый год область активно участвует в реализации федеральной программы компьютеризации школ. За этот период в общеобразовательные учреждения области поступило более 3500 современных компьютеров. Из областного и местных бюджетов на эти цели направлены около 33 млн.руб.
В прошлом учебном году мы выделили более 2 млн.рублей на компьютерную технику детским домам и школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В области теперь практически не осталось ни одной основной и средней школы, где бы не было компьютеров. Наиболее полно оснащены ими учебные заведения городов Оренбурга и Сорочинска, Оренбургского, Саракташского, Александровского районов, администрации которых активно использовали для этого возможности собственных бюджетов и внебюджетных средств.
Отрадно отметить, что сегодня более 200 образовательных учреждений области подключены к Интернету.
В предстоящем учебном году в Оренбуржье на условиях софинансирования с Министерством образования и науки РФ компьютеризация сельских школ будет продолжена. Начнется поставка компьютерного оборудования для библиотек основных и средних школ. Из областного и муниципальных бюджетов на эти цели выделено более 18 млн.рублей.
Наличие такого количества компьютеров дает возможность образовательным учреждениям переходить к активному включению их в учебный процесс, что сейчас во многих местах и делается. Задача департамента - создать единую информационную сеть образования.

Первоочередной заботой администрации и Законодательного Собрания области является обеспечение безопасных условий пребывания детей и подростков в образовательных учреждениях.
В прошлом году на начало учебного года были выданы предписания о приостановке деятельности 86 образовательным учреждениям.
В целях улучшения положения дел в этом направлении в июне 2004 года был принят Закон Оренбургской области "Об областной целевой программе "Безопасность образовательного учреждения" на 2004-2007 годы". На ее реализацию предусмотрено направить более 77 млн.рублей.
В новом учебном году на условиях софинансирования с Министерством образования РФ планируется оснастить противопожарным оборудованием 14 детских домов и школ-интернатов на общую сумму свыше 10 млн.руб.
Кроме того, в 2004 - 2005 годах Министерство образования и науки РФ планирует поставить противопожарное оборудование для шести специальных (коррекционных) образовательных учреждений с постоянным пребыванием воспитанников.
Особо хочу обратить на эту проблему внимание руководителей сельских и городских отделов образования. Муниципалитетам необходимо разработать и принять городские и районные программы "Безопасность образовательных учреждений на 2004-2007 гг.", а глава городов и районов - взять под личный контроль исполнение предписаний пожнадзора.



Дорогие друзья!


В числе важнейших в системе образования были и остаются вопросы кадровой политики.
У нас есть региональная программа "Педагогические кадры Оренбуржья". Сегодня в школах области работают около 30 тыс. педагогов, 72 % из них имеют высшее образование.
Квалификационные категории имеют 58,6 % педагогов (2001 г.-39%).
За 2000-2004 г. - 28 человек удостоены звания "Заслуженный учитель РФ", 11 человек - медаль "За заслуги перед Отечеством", 1 учитель - медаль Ушинского (Перунова Марина Николаевна - гимназия No 1 г. Оренбурга, 2000 г.).
Наряду со многими положительными тенденциями в подготовке и повышении уровня квалификации педагогов, есть еще немало проблем, требующих решения.
ВУЗы и педколледжи области ежегодно готовят достаточное количество специалистов - около 2 тысяч человек по 35 специальностям. Однако, образовательные учреждения области, особенно сельские, постоянно испытывают нехватку педагогических кадров.
В прошлом году из 2000 выпускников к работе приступили 31 % (примерно 600 человек).
Кадры преподавателей на сегодня укомплектованы на 86%, кадры мастеров производственного обучения в учреждениях НПО - на 79%.
В этой связи хочу сказать, что практика последних лет подтверждает важность и своевременность решения администрации области по организации целевой подготовки специалистов для предприятий промышленности, сельского хозяйства, образования и здравоохранения в ВУЗах области по так называемому губернаторскому набору. Таких студентов у нас более 700 человек, из них треть набора приходится на долю Оренбургского педагогического университета. На эти цели направлено из областного бюджета более 20 млн. рублей.
В текущем году ряды таких студентов пополнятся еще 120 молодыми оренбуржцами.
В 2005 году состоится первый выпуск губернаторского набора. Очень важно, чтобы муниципальные образования городов и районов создали нормальные условия для будущих молодых специалистов не только на рабочих местах, но и в быту.
(Контроль, встречи, стипендии).
В области разработана и претворяется в жизнь программа поддержки молодой науки: проводятся конференции, симпозиумы, проблемные чтения по различным отраслям науки и техники, выплачиваются именные губернаторские стипендии администрации области молодым ученым и специалистам, принимаются меры к тому, чтобы в науку шли молодые талантливые люди, способные на высоком уровне решать любые научные задачи по развитию нашего края.
Следует отметить, что Оренбургская область стала одним из первых субъектов РФ, оказывающим кандидатам и докторам наук материальную помощь при защите диссертаций.
На областном уровне мы сохранили надбавки отдельным категориям педагогических работников (а это 60 млн. рублей), учреждены губернаторские премии 50 лучшим учителям; работает система региональных льгот при аттестации на категорию; расширяется география и увеличивается количество участников областных конкурсов: "Учитель Оренбуржья", "Лидер образования", "Школа года".
Мы надеемся, что среди всех многочисленных вопросов, которые в системе образования ежедневно решают руководители муниципальных образований, основное место займут проблемы самого учителя, прежде всего социально-бытовые: обеспечение жильем, продуктами с/х производства, социальной поддержки и другие.


Дорогие друзья!


Говоря о положении дел в системе образования, нельзя не коснуться вопросов формирования новых экономических отношений и повышения эффективности использования финансовых средств.
Система общего образования области третий год работает в режиме нормативного финансирования. С 1 января 2004 года из областного бюджета территориям области были выделены субвенции, которые складываются из норматива расходов на 1 учащегося в год. В целом на реализацию государственного стандарта образования требуются более 2,3 млрд. рублей субвенций. Территории, в которых образовательная сеть сформирована оптимально, сумели из выделенных средств предусмотреть дополнительное финансирование расходов по укреплению материально-технической базы. В целом по области эта цифра превысила 125 млн. рублей. Наиболее благополучны в финансовом отношении Соль-Илецкий, Илекский, Адамовский районы и города Оренбург, Орск, Бугуруслан.
Однако не всем это удается сделать. В связи с этим, задача руководителей территориальных органов управления образованием - использовать все возможные резервы для обеспечения достаточного финансирования школ в рамках нормативов на 1 учащегося.


Об экономии в 10 %.


Наряду с этим, хотелось бы обратить внимание всех руководителей органов управления образованием на то, что дополнительным и очень важным источником финансирования образовательных учреждений могут стать внебюджетные механизмы финансирования. К сожалению, технологии внебюджетного финансирования образовательных учреждений осваиваются крайне медленно и приток внебюджетных средств в систему образования очень скуден. Подавляющее большинство руководителей учебных заведений и органов управления ими еще только приступают к освоению новых финансовых технологий социального партнерства, платных образовательных услуг и малого школьного бизнеса.
Жизнь школы может быть значительно облегчена за счет постоянной поддержки предприятий. Такие примеры в области есть. В частности, шефство стало нормой для предприятий ТНК-ВР.
У нас пролонгировано Соглашение между администрацией области и ТНК-ВР об оказании в 2004 году благотворительной помощи ряду интернатных учреждений области (гг. Оренбурга, Бузулука и Бугуруслана) на сумму 4,5 млн.рублей. За счет этих средств укрепляется материальная база Кирсановского и Гамалеевского детских домов, школы-интерната No 2 для глухих детей в г.Бузулуке, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей, перенесших полиомиелит и детский церебральный паралич, а также школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г.Бугуруслана.
Большую помощь санаторной школе-интернату No 4 г.Оренбурга и ряду других интернатных учреждений оказывает Фонд "Регионы России".
Нам надо добиваться продолжения и расширения такой работы.
Здесь нельзя не сказать еще об одной общественной составляющей школьной жизни: о создании ассоциаций (союзов, советов, объединений) выпускников. В Оренбуржье немало примеров, когда бывшие выпускники не на словах, а на деле, реально помогают родной школе. По инициативе выпускников 1964 года Кумакской средней школы Новоорского района департаментом общего и профессионального образования подготовлен проект указа губернатора об областном дне родной школы - когда бывшие выпускники могли бы прийти в родную школу, встретиться со своими учителями, возможно, оказать добровольную материальную поддержку коллективу школы. Средствам массовой информации надо больше внимания уделять освещению таких инициатив.


Дорогие друзья!


Сегодня я должен остановиться еще на одном немаловажном для нас всех вопросе. С 1 января 2005 года в полное ведение регионов переходит формирование системы оплаты труда бюджетников, а это - немалые расходы. Мы будем прилагать все усилия, чтобы сохранить уровень оплаты труда, а может быть и увеличить при отмене некоторых льгот на федеральном уровне, сохранить все надбавки и доплаты, которые финансируются из областного бюджета, в том числе 25% к заработной плате сельских учителей за счет средств областного бюджета, несмотря на то, что Закон РСФСР "О социальном развитии села" утратит свою силу с 1 января 2005 года. Областному бюджету для этого потребуются 72 миллиона рублей.
Мы не снимаем с себя обязательств по возмещению расходов на коммунальные льготы сельским учителям, принятый в 2003 году Закон Оренбургской области "О возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности" действует.
В ближайшее время администрации области, Законодательному Собранию предстоит принять более 10 нормативных актов, направленных на обеспечение социальной поддержки детей и обучающейся молодежи.


Уважаемые друзья!


В соответствии с Программой развития бюджетного финансирования, начиная с 2005 года, будет сокращаться количество ССУЗов и профессиональных училищ, финансируемых федеральным бюджетом. Расходы на их содержание должен взять областной бюджет.
В федеральном ведении предполагается сохранить только те образовательные учреждения, которые осуществляют подготовку специалистов для федерального рынка труда, для наукоемких и высокотехнологичных производств, а также являющиеся базовыми образовательными учреждениями различных профилей. Это примерно 6 % учреждений начального профессионального образования и 39 % - ССУЗов. К сожалению, четких ответов на то, как будут решаться вопросы финансового обеспечения, Минфин России пока не дал.
Я полагаю, что, несмотря на отсутствие в настоящее время схем и механизмов передачи профессиональных училищ и ССУЗов в ведение субъектов Российской Федерации, эта процедура начнет действовать в массовом порядке уже в следующем году. И это очень беспокоит не только нас, но и органы власти всех других субъектов Российской Федерации.
С каким грузом нерешенных проблем учреждения начального и среднего профессионального образования будут передаваться в регионы?
Их три: финансирование, учебно-материальная база и кадры.
Низкое финансирование в предыдущие годы крайне отрицательно повлияло на состояние учебно-материальной базы. Моральный и физический износ учебного оборудования колеблется от 80 до 100%, в результате выпускники не имеют возможности получить навыки работы на современном оборудовании.
Профессиональное образование понесло большой урон в результате разрушения связей с предприятиями. С началом экономических реформ существенно сократился, а нередко и полностью прекратил свое существование такой источник финансирования профессиональных училищ и ССУЗов, как средства предприятий, для которых они готовили кадры. Работодатели теперь предпочитают получать готовые кадры с рынка труда и не тратить средства на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов. Нам необходимо сформировать новые отношения между работодателями и образовательными учреждениями.



Уважаемые коллеги!


Заранее нам надо подумать и о разрешении несоответствия, сложившегося между различными уровнями профессионального образования и запросами экономики в условиях демографического спада. Сегодня в Российской Федерации на 10 тыс. населения приходятся 114 учащихся начального профессионального образования, 165 обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования и свыше 400 студентов ВУЗов. Выпуск квалифицированных рабочих в 2002 г. составил 745 тыс. человек, специалистов со средним профессиональным образованием 646 тыс. человек, специалистов с высшим профессиональным образованием 840 тыс. человек.
Таким образом, сегодня экономика получает больше специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, чем рабочих. Поэтому сегодня в большинстве регионов остро ощущается нехватка квалифицированных рабочих кадров. Как я уже говорил, из общего числа потребностей трудовых ресурсов, свыше 80% составляют заявки на квалифицированных рабочих.
Не случайно этим озабочен Президент РФ В. В. Путин. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации он сказал:
"Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников ВУЗов не находят работу по специальности. Массовый охват высшим образованием сопровождается снижением уровня преподавания".
В ряде регионов процессы реорганизации и оптимизации уже идут.
У нас тоже есть возможность объединения учреждений начального и среднего профессионального образования, выпускающих специалистов по родственным профессиям, например, Бугурусланский сельскохозяйственный техникум и ПУ No53, которые готовят кадры для сельского хозяйства.
По какому пути нам предстоит идти дальше, решать Департаменту образования совместно с вами и работодателями.
У нас много прекрасных средних специальных учебных заведений. (Оренбургский колледж статистики и информатики, Оренбургский медицинский колледж, Орский машиностроительный и Бузулукский финансовый, Оренбургский сельскохозяйственный и Бугурусланский нефтяной, Оренбургский педагогический колледж No 1 и Бузулукское музыкальное училище и многие-многие другие). Это хорошо. Но плохо, что, как показывает служба занятости населения области, в 2003 году 1329 их выпускников оказались не востребованы на рынке труда.
Немало изменений касаются и высшей школы.
В систему высшего профессионального образования области входят 35 ВУЗов и филиалов, в которых обучаются около 70 тысяч студентов. На 10000 жителей области их приходится 317. Это достаточно высокий показатель. Но радоваться этому не приходится, потому что у нас налицо перепроизводство специалистов в сфере экономики, управления и права, которые в большинстве своем после окончания ВУЗа не могут найти работу по специальности.
В ближайшие годы не исключено увеличение количества нетрудоустроенных выпускников, поскольку десять ВУЗов области ведут подготовку по специальности "Менеджмент", семь - "Экономика и управление на предприятиях", шесть - "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", четыре - "Юриспруденция", "Финансы и кредит" и т.д.
При этом следует отметить, что филиалы московских государственных и негосударственных ВУЗов, как правило, не располагают собственной материально-технической базой, достаточным количеством штатных преподавателей (в том числе с учеными степенями и званиями), не ведут научных исследований.
Для них нет стимула работать в интересах развития нашего региона. Используя ажиотажный спрос населения на специальности экономики, управления и права, они просто извлекают прибыль и перекачивают финансовые ресурсы за пределы области.
В Оренбургском государственном университете надо проанализировать качество подготовки специалистов в филиалах и может быть часть из них реорганизовать.
Изменения коснутся и филиалов ССУЗов.
Я считаю, что нам необходима разработка и реализация программы развития профессионального образования на региональном уровне с учетом потребностей рынка труда.
Следует более обоснованно определять приоритеты в подготовке нужных Оренбуржью кадров и системе высшего образования.


Дорогие друзья!


Всегда приоритетными в системе образования были и остаются проблемы формирования у подрастающего поколения лучших гражданских качеств, чувства патриотизма, любви к своему краю и Отечеству.
Новый учебный год - год 60-летия Победы советского народа над фашистской Германией.
В связи с этим хотелось бы, чтобы в воспитании патриота и гражданина максимально использовались возможности подготовки предстоящего юбилея Великой Победы.
Мы считаем, что первое занятие для всех учащихся области в текущем году должно быть проведено в форме тематического урока знаний "Мой край в истории моей страны", посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и 70-летию образования Оренбургской области.
1 сентября будет дан старт областной акции "60 добрых дел - 60-летию Великой Победы". Системе образования в этой акции отводится особая роль.
В заключение, уважаемые друзья, несколько слов о состоянии социально-экономического развития области.
В экономике области за этот период обеспечена устойчивая тенденция роста объемов производства в базовых отраслях промышленности, агропромышленном комплексе, строительстве.
Наступающий новый учебный год вселяет в нас новые надежды и ставит перед нами масштабные задачи. Успехов мы можем достичь только на основе совместных усилий, скоординированной работы.
Хочу заверить всех: вопросы образования занимали и будут занимать особое место в деятельности органов власти. Любые изменения в этой сфере должны быть направлены на благо детей, на благо родителей, на благо каждого жителя Оренбуржья.
Хотелось высказать искреннюю благодарность вам, всему 40 тысячному коллективу педагогов родного Оренбуржья, за то, что вы своим добросовестным трудом продолжаете хорошие традиции школы, учите наших детей и внуков тому доброму и вечному, без чего они не смогут настоящими гражданами, патриотами нашего Отечества.
Накануне нового учебного года от всей души поздравляю вас - педагогов, руководителей с Международным праздником - Днем знаний, и желаю всем здоровья, успехов, жизненного благополучия.

21.08.2004


http://www.orb.ru:8080/dynamic/read_text?nd=963702097

Док. 389273
Перв. публик.: 21.08.04
Последн. ред.: 30.10.07
Число обращений: 348

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``