В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Чекалин: В регистрационно-экзаменационном подразделении люберецкого ГИБДД экзаменационные автомобили оснащены видеокамерами Назад
Александр Чекалин: В регистрационно-экзаменационном подразделении люберецкого ГИБДД экзаменационные автомобили оснащены видеокамерами
Сотрудниками отдела ГИБДД УВД Люберецкого муниципального района Московской области в 2006 году проведено 13 тыс. 828 экзаменов, выдано 9 тыс. 370 водительских удостоверений. В качестве эксперимента в регистрационно-экзаменационном подразделении ГИБДД УВД по Люберецкому муниципальному району экзаменационные автомобили были оснащены видеокамерами. Подобная система контроля позволяет производить видеозапись хода экзамена с последующим просмотром и оценкой действий, как сотрудника, так и кандидата в водители.



"Одним из ярких примеров работы по повышению качества приема практических экзаменов, а также объективной оценки результатов", назвал данный опыт люберецких сотрудников ГИБДД первый заместитель Министра внутренних дел России генерал-полковник милиции Александр Чекалин, побывавший сегодня с инспекцией в подмосковном отделе.



"По окончанию эксперимента, при положительном результате, данная система будет поэтапно введена во всех регистрационно-экзаменацнонных подразделениях ГИБДД Московской области", - сообщил он освещавшим его визит в Люберцы журналистам.



Здесь же в зале отдела ГИБДД состоялась пресс-конференция руководителя МВД России. В своем выступлении Александр Чекалин выразил озабоченность недостаточным качеством подготовки современных водителей и рассказал о мерах, предлагаемых правоохранительным ведомством по исправлению ситуации:



"В прошлом году на территории Российской Федерации совершено 228 тыс. 648 дорожно-транспортных происшествий, в которых 32 тыс. 621 человек погибли и 284 тыс. 811 - получили ранения различной степени тяжести. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП увеличилось на 2,4%, число погибших уменьшилось почти на 4%, число раненых увеличилось на 3,6%.



Немаловажным фактором, влияющим на аварийность и в целом обстановку на дорогах нашей страны, является качество подготовки водителей автотранспортных средств. Только за 2005 год было выдано 1 млн. 896 тыс. водительских удостоверений, в том числе 219,5 тыс. или 11,6% - после самостоятельной подготовки.



По данным статистики, квалификационные экзамены на право управления транспортными средствами с первого раза сдают около 60% кандидатов в водители, то есть более трети кандидатов в водители идут на экзамены повторно.



После самостоятельной подготовки с первого раза сдают всего около 40% кандидатов в водители.



Однозначно ответить на вопрос, как часто начинающие водители попадают в ДТП, а это водители со стажем управления транспортным средством до трех лет, достаточно сложно. Так как не все сегодня получившие водительские удостоверения сразу садятся за руль, а шестнадцатилетний мотоциклист, к 22 годам, после получения права на управление автомобилем, имеет уже стаж 6 лет.



Вместе с тем статистика говорит о следующем. Количество ДТП совершенных по вине водителей со стажем управления транспортными средствами до трех лет составляет 15%. С учетом ранее высказанных замечаний, можно предположить, что данный процент гораздо выше. А если учесть психологические аспекты начинающих водителей, которые в первое время двигаются с малой скоростью, и соответственно совершают неучтенные ДТП, не связанные с пострадавшими, то данный показатель может достигать и 30-40%.



На начало 2006 года количество образовательных учреждений допущенных к подготовке (переподготовке) водителей в России насчитывало немногим более 7800.



В настоящее время Минобрнауки России ведется разработка научно-методических подходов, структуры и содержания примерных программ подготовки водителей в соответствии с новыми квалификационными требованиями, установленными вступившими в силу 28 марта 2006 г поправками к Конвенции о дорожном движении 1968 года.



Работа по созданию новых примерных программ подготовки водителей будет начата после утверждения Минобрнауки и Минздравсоцразвития России соответствующих профессиональных и образовательных стандартов, разработка которых планируется согласно Федеральной целевой программы БДД в 2008 году на основе разрабатываемых Минтрансом России квалификационных характеристик (требований) к профессии водитель транспортного средства.



В настоящее время на Госавтоинспекцию МВД России не возложены обязанности по контролю за подготовкой водителей, и в целом за системой автошкол. Однако данный вопрос не может не беспокоить. После детального изучения проблем в этой сфере был подготовлен ряд предложений по изменению сложившейся ситуации.



В первую очередь целесообразно внести изменения и дополнения в ряд законодательных и правительственных нормативных правовых актов.



В Федеральном законе от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" необходимо ввести понятие двухуровневой подготовки водителей, а именно: для получения права на управление транспортными средствами с целью занятия водительской деятельностью на профессиональной основе, выполнения коммерческих перевозок или работы по найму необходимы профессиональная подготовка или начальное профессиональное образование по специальности водитель. Такая подготовка должна осуществляться по Типовым программам на основании государственных образовательных стандартов. Если же гражданин получает права на управление транспортными средствами без цели занятия водительской деятельностью на профессиональной основе, необходима его подготовка на основании соответствующих квалификационных требований.



МВД России направлены предложения в Минобрнауки России, чтобы при разработке Типовых программ подготовки и переподготовки водителей транспортных средств было предусмотрено следующее. Во-первых, методика обучения водителей для управления транспортными средствами с автоматической коробкой передач. Во-вторых, методика практического обучения вождению на специально оборудованных автодромах с возможностью автоматизированного контроля и фиксации ошибок. В-третьих, увеличение часов практического обучения вождению в условиях реального дорожного движения. Потребуется также введение дополнительных предметов с целью изучения особенностей психофизиологического состояния водителей и навыков безопасного управления транспортными средствами с учетом прогнозирования поведения других участников дорожного движения.



Кроме того, предложено разработать программы подготовки и переподготовки преподавательского состава и мастеров производственного обучения вождению образовательных учреждений и автомобильных школ, осуществляющих подготовку водителей.



Конечно же, введение данных норм повлечет увеличение часов обучения и соответственно изменения в экзаменационные билеты и в порядок приема квалификационных экзаменов, в первую очередь при подготовке профессионалов. Однако нам кажется, цель в данном случае полностью оправдывает средства.



Что касается контроля за образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку водителей транспортных средств или, как принято их называть - автошколами, то целесообразно внести изменения в "Положение о лицензировании образовательной деятельности", утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000г. No 796.



Подготовленным МВД России проектом уточняются полномочия и порядок взаимодействия органов исполнительной власти при осуществлении лицензионной экспертизы, а также установлении лицензионных требований и условий к профессиональной подготовке водителей. Вносятся дополнения, предусматривающие возможность делегирования отдельных полномочий Госавтоинспекции МВД России по контролю за деятельностью образовательных учреждений.



В этой связи должны быть внесены соответствующие дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1998 г. No 711, в котором на Госавтоинспекцию будут возложены обязанности по контролю за подготовкой водительских кадров.



Одновременно будет совершенствоваться порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений путем внесения изменений в постановление Правительства РФ от 15.12.1999 г. No 1396, предусматривающих ужесточение требований для получения водительского удостоверения, а также к лицу, осуществляющему проверку наличия у будущего водителя необходимых знаний и навыков.



В целях более тесного взаимодействия с учебными организациями, переходу к единому экзамену с участием общественности, проектом определяется порядок использования учебно-материальной базы образовательных учреждений при приеме экзаменов, в том числе специализированных автодромов, оснащенных современными техническими средствами контроля и фиксации ошибок, что позволяет исключить субъективную оценку экзаменатора.



Все вышеперечисленные предложения были направлены в заинтересованные министерства и ведомства, на согласительном совещании в целом были одобрены.



Отдельного обсуждения заслуживает проблема самостоятельной подготовки будущих водителей.



Лица после самостоятельной подготовки почти в два раза чаще направляются для повторной сдачи квалификационных экзаменов и не только повторной, а и в третий и четвертый раз. Можно даже сказать, что молодые люди, учитывая малую стоимость взимаемой пошлины, а это 100 рублей за теоретический экзамен и 100 рублей за практический экзамен, при неоднократной сдаче квалификационных экзаменов, используя государственный автотранспорт и вычислительную технику, осуществляют, можно так сказать, своеобразную подготовку в водители.



Для наведения порядка в этой части потребуется внесение изменений в Федеральные законы "О безопасности дорожного движения" и "Об образовании".



Очевидно, что отказаться полностью от индивидуальной подготовки на право управления транспортными средствами, не удастся, так как в нашей стране есть очень много небольших поселков достаточно удаленных от центров, где может располагаться образовательное учреждение, осуществляющее подготовку водителей. Хотя такая практика существует во многих европейских странах.



Поэтому мы считаем, что законом должна быть предусмотрена индивидуальная подготовка, и только в том случае, если гражданину нет другой возможности пройти обучение в образовательном учреждении.





Не секрет, что нередко, в том числе в средствах массовой информации, звучат обвинения в адрес сотрудников Госавтоинспекции об определенной "необъективности" при приеме квалификационных экзаменов на управление автотранспортом.



В системе МВД созданы и успешно работают подразделения собственной безопасности.



Кроме того, в структуры ГИБДД субъектов Российской Федерации входят контрольно-профилактические подразделения, которыми только в прошлом году проведено более 7,5 тыс. специальных мероприятий по контролю за соблюдением законности и служебной дисциплины сотрудниками Госавтоинспекции.



Каких-либо преступных группировок, занимающихся выдачей водительских удостоверений, выявлено не было, однако у нас имеются материалы, возбуждены уголовные дела по фактам оказания посреднических лицами, в том числе и работниками автошкол, связанными с сотрудниками экзаменационных подразделений.



Ведется активная работа по повышению контроля за подготовкой водителей в автошколах и процессом сдачи квалификационных экзаменов.



Например, в г. Москве изменено программное обеспечение экзаменационных классов, которое ограничивает доступ экзаменатора, все основные сведения о результатах теоретического экзаменов по окончанию рабочего дня рассматривает непосредственно руководитель подразделения.



В ряде автошкол, в Удмуртской республике, Приморском крае, прием первого этапа практического экзамена осуществляется на их автодромах, при этом используется видеосъемка, как процесса подготовки водителя, так и процесса сдачи кандидатом в водители квалификационных экзаменов.



В ноябре текущего года в г. Челябинске в одной из автошкол введен в эксплуатацию с участием Корейских специалистов первый в Российской Федерации автоматизированный комплекс (автодром) для отработки специальных навыков по вождению автомобилем. Во время подготовки водителей осуществляется автоматическое считывание допущенных ошибок и проводится видеосъемка.



После организации информационной совместимости программного обеспечения автодрома и автоматизированных рабочих мест оформления водительских удостоверений в Управлении Госавтоинспекции Челябинской области планируется провести эксперимент по использованию данного комплекса при приеме первого этапа практического экзамена.



При введении таких комплексов будет полностью исключена субъективность сотрудника Госавтоинспекции, процесс подготовки водителей и сдача ими квалификационных экзаменов будет прозрачен и понятен всеми."



На пресс-конференции Александр Чекалин прокомментировал вступивший в действие с 1 января 2007 г. в полном объеме пункт 22.9 Правил дорожного движения Российской Федерации.



Еще раз напомним, о чем идет речь: "22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием специальных детских удерживающих устройств.



Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла".



В настоящее время за невыполнение, соответствующего требования виновные будут привлекаться к ответственности по части 1 статьи 12.23 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда (в настоящее время - 100 руб.).



По словам первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, только в Московской области с начала нового года сотрудниками ГИБДД выявлено более двух тысяч правонарушений данного вида.



Он привел данные Всемирной организации здравоохранения, согласно которым, использование детских удерживающих устройств (ДУУ) в транспортных средствах позволяет снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста - на 54%. Александр Чекалин с горечью посетовал, что в нашей стране ежегодно в качестве пассажиров погибает около тысячи детей, получают ранения около 10 тысяч.



Вот какой опасности удается избежать, соблюдая упомянутое правило движения. Принципиальная необходимость фиксации ребенка в автомобиле в специальном ДУУ или штатным ремнем безопасности, а не на руках взрослого, обусловлена тем, что при резком торможении со скоростью в 50 км/час вес пассажира возрастает примерно в 30 раз. Так, если вес ребенка 10 кг, то в момент удара он будет весить уже около 300 кг, и удержать его от резкого удара о переднее кресло или о ветровое стекло практически невозможно, кроме того, взрослый, держащий ребенка на руках, в этом случае способен раздавить ребенка своим весом.



Было отмечено, что под иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка с помощью штатных ремней безопасности автомобиля, упомянутыми в пункте 22.9 ПДЦ, понимаются специальная подушка для сидения, дополнительное сиденье, приспособление для направления специальным образом ремня безопасности и т.п., позволяющие использовать для фиксации ребенка в транспортном средстве штатные ремни безопасности. При этом диагональная ветвь ремня должна проходить через плечо и грудную клетку ребенка и не соскальзывать на шею.



Требования пункта 22.9 ПДД распространяются исключительно на владельцев транспортных средств, оборудованных ремнями безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией конкретного транспортного средства. Для сведения: многие отечественные автомобили, выпускавшиеся ранее, не оснащались не только задними, но и передними ремнями безопасности.



Требования к ДУУ для перевозки детей в легковых автомобилях установлены Правилами ЕЭК ООН No 44 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей, находящихся в автотранспортных средствах (детские удерживающие устройства)".



Александр Чекалин подчеркнул, что в Европе упомянутые Правила ЕЭК ООН No 44 действуют с 1 февраля 1981 года. Российская Федерация присоединилась к указанным Правилам 11 мая 2002 года.



Национальный стандарт ГОСТ Р 41.44-2005 (Правила ЕЭК ООН No 44) "Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах" утвержден приказом Ростехрегулирования No 318-ст от 20.12.2005 года с датой введения в действие с 1 января 2007 года.



Стандарт классифицирует удерживающие устройства для детей и устанавливает требования к ним в зависимости от конструкции устройств и веса ребенка.

24.01.2007
http://www.mvd.ru/content/3980/4897/

Док. 389263
Перв. публик.: 24.01.07
Последн. ред.: 30.10.07
Число обращений: 571

  • Чекалин Александр Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``