В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В течение шести лет, минувших с момента выборов губернатора области Ю.Е. Лодкина, в регионе реализуется Программа устойчивого социально-экономического развития. Назад
В течение шести лет, минувших с момента выборов губернатора области Ю.Е. Лодкина, в регионе реализуется Программа устойчивого социально-экономического развития.
Она представляет собой целостную систему мер по преодолению кризисного состояния, в котором область находилась с момента начала экономических реформ до 1997 года.
В качестве главных ее приоритетов были определены экономическая и социальная стабильность в обществе, формирование условий устойчивого роста промышленного производства, благоприятного инвестиционного климата, создание условий для развития малого предпринимательства, рынка страховых услуг, укрепления банковского сектора, финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций.
Магистральным направлением работы администрации области в 2002 году было обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ, максимальной защиты социально уязвимых граждан.
Подводя основные итоги развития Брянщины в 2002 году, можно утверждать - это был еще один шаг вперед. Подтверждением этому служит ряд фактов и цифр. В течение года отмечался, достаточно высокими темпами, рост денежных доходов населения. Почти в 1,5 раза увеличилась в области заработная плата. Как следствие - активизация платежеспособного спроса населения, положительная динамика в розничной торговле в течение всего года, интенсивное пополнение денежных депозитов и вкладов населения области.
Эти факторы являются, с одной стороны, следствием стабильного роста объемов производства в регионе, а с другой стороны - основой будущих инвестиций, которые замыкают производственный цикл. Очевидно, что в перспективе, новый виток развития производственного сектора экономики поднимет и жизненный уровень жителей Брянщины.
Для экономики области в ушедшем году характерны следующие особенности: основная доля наших инвестиций вкладывалась в производственную сферу, в перспективе нам не грозит потеря их эффективности, поскольку уже сегодня они не зависят от бюджетных средств. Устойчиво росли налоговые и другие обязательные платежи во все уровни бюджетов. По сравнению с 1998 годом их объем увеличился в 3,7 раза и составил за 2002 год 7,5 миллиарда рублей.
За 2002 год в консолидированный бюджет области мобилизовано свыше 7 млрд. 370 млн. рублей налогов и сборов, что на 26 процентов больше уровня 2001 года. 3 млрд. 241 млн. рублей перечислено в федеральный бюджет, это на 655,1 млн. рублей больше показателей 2001 года. Доля поступлений налогов в федеральный бюджет составила 44 процента общего объема поступлений в консолидированный бюджет области. Из 31 муниципального образования области 29 обеспечили выполнение собственных доходов. Выполнено задание (109%) по сбору средств в Пенсионный фонд. Отмечено усиление работы управления МНС по Брянской области (руководитель Е.В.Николаенко). Получило дальнейшее развитие кредитование строительства жилья через фонд жилищного развития и ипотечного кредитования.
Среднедушевая продажа товаров по области сложилась в сумме 8,8 тыс. рублей, по потребкооперации - 1,6 тыс. рублей. За 2002 год населению области оказано бытовых услуг на сумму 160 млн. рублей. Рост объемов бытовых услуг в сопоставимых ценах составил 129%. Позитивные тенденции в части бюджетных доходов позволили существенно повысить среднедушевой бюджетный расход на жителя области. За три года он увеличился в 2,4 раза и достиг 4,2 тысячи рублей, ожидаемая оценка по итогам 2002 года - более 6 тысяч рублей.
В среднем каждый житель области в прошедшем году получил бытовых услуг на 112 рублей (в 2001 году - 60 рублей). Открыто 30 пунктов по оказанию услуг по пошиву и ремонту обуви, раскрою тканей, ремонту сложнобытовой техники, оказанию ритуальных услуг, 8 парикмахерских.
За прошедший год за счет нового строительства и использования нежилых помещений открыто 240 торговых и 30 предприятий общественного питания, произведена реконструкция и модернизация 160 стационарных предприятий розничной сети и общепита, 15 магазинов потребительской кооперации газифицировано.
Спрос населения на продукты питания удовлетворяется в основном за счет конкурентоспособных товаров местного производства. В полном объеме завозятся только товары, не вырабатываемые в области. Постоянно сокращается удельный вес завозимого в область продовольствия, особенно импортного. В 1997 году ввозилось более 49 процентов импортной продукции, в 1998 году - 39, в 2002 году - не более 25 процентов от общего количества продовольственных товаров.
Стоимость социального набора из 37 наименований также подтверждает более низкий уровень цен в нашем регионе. Размер средней заработной платы в 2002 году составил 2648 рублей (по темпам роста заработной платы Брянская область лидирует среди регионов Центрального Федерального округа).
в 2002 году обеспечено выполнение доходной части бюджета области, доходы консолидированного бюджета увеличились на 1 млрд. 142 млн. рублей (рост на 40 процентов). На повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и сотрудникам органов внутренних дел в процессе исполнения областного бюджета администрацией области изыскано 1 миллиард рублей, федеральным центром на эти цели перечислено всего 98 миллионов. В 4 квартале оказана дополнительная финансовая помощь муниципальным образованиям на сумму 118 миллионов, в декабре выданы ссуды на 32 миллиона рублей. Это позволило завершить текущий финансовый год без долгов по зарплате работникам бюджетной сферы и опекунским пособиям, рассчитаться по коммунальным платежам. Профицит составил 30 млн. рублей.
Стабильное увеличение собственной доходной базы, четкий порядок в расчетах федерального бюджета с областью позволили утвердить сбалансированный бюджет на 2002 год, своевременно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, начать финансировать расходы по реализации Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите населения в Российской Федерации", не допускать задолженности бюджета по детским пособиям.
Социально-экономическое развитие области с 1997 года осуществляется с использованием программно-целевого метода управления через реализацию соответствующих федеральных и региональных целевых программ.
Если с 1998 по 2000 год на финансирование программ в значительно большей степени использовались средства федерального бюджета, то в 2001 году на выполнение мероприятий программ из областного бюджета направлено 665 миллионов рублей, что на 67 миллионов рублей больше, чем поступило средств из федерального бюджета. Эта тенденция сохранилась и в 2002 году. На реализацию программ из областного бюджета было направлено 1221 миллион рублей, что почти на 446 миллионов рублей больше, чем поступило средств из федерального бюджета.
Помимо этого ежегодно усилиями структурных подразделений администрации области совместно с администрациями городов, районов и заинтересованными организациями формируется Комплексный план действий по реализации вышеназванной Программы. Аналогичный план был подготовлен и в 2002 году.
В прошлом году одним из направлений плана была поддержка предприятий промышленного комплекса подписаны: соглашения о сотрудничестве между администрацией области и федеральным государственным унитарным предприятием "Рособоронэкспорт", между администрацией области и ООО "РосПромАвто"; протокол о намерениях по поддержке предприятий электронной промышленности между администрацией области и Российским агентством по системам управления; на 2002 год пролонгировано соглашение о взаимодействии между Брянским отделением - филиалом федерального государственного унитарного предприятием "Московская железная дорога" и администрацией Брянской области.
В результате финансовой поддержки администрации области удалось реализовать комплекс мер, направленных на улучшение дел в агропромышленном комплексе. Так, произвестковано и просфоритовано кислых почв на площади около 7 тысяч гектаров, химическая защита посевов проведена на 196тысячи гектаров, внесено минеральных удобрений в объеме 36 тысяч тонн физического веса.
За счет лизингового фонда приобретено 56 зерноуборочных комбайнов, 27 кормоуборочных и 45 тракторов марки МТЗ-82. Личным подсобным хозяйствам продано почти 18 тысяч голов молодняка крупного рогатого скота, 36 тысяч поросят, 240 тысяч цыплят.
Для закрепления выпускников сельскохозяйственных учебных учреждений высшего и среднего профессионального образования администрация области приняла постановление "О поддержке молодых специалистов, принятых на работу в сельскохозяйственные предприятия агропромышленного комплекса Брянской области". В соответствии с которым каждому молодому специалисту, окончившему сельскохозяйственное учебное заведение и принятому на работу по контракту в убыточное и низкорентабельное сельхозпредприятие, с 1 июля 2002 года выплачивается единовременное пособие в размере 10 тысяч рублей и ежемесячное пособие в сумме 1 тысяча рублей.
Позитивную роль в экономике области играет малое предпринимательство. В целях создания благоприятного климата для начинающих предпринимателей в июне и ноябре 2002 года проведены два бизнес - класса. Прошли семинары "Правовая информация - предпринимателю", "Экологический всеобуч предпринимателей", "Возможности Интернета в развитии малого бизнеса" и "Создание личных страниц предпринимателей для представления в Интернет".
Администрацией области созданы необходимые условия для развития малого бизнеса. Так, приняты такие нормативно-правовые акты, способствующие развитию предпринимательства, как законы Брянской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Брянской области" и "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". С целью решения проблем субъектов предпринимательства в части взаимодействия со структурами власти и управления,
органами надзора и контроля, рассмотрения спорных вопросов, жалоб и предложений предпринимателей продолжает работу областная межведомственная комиссия по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства.
Администрация области настойчиво работает над созданием благоприятного инвестиционного климата, поскольку эффективное управление инвестиционными ресурсами невозможно без законодательного и информационного обеспечения.
Проводимая администрацией области инвестиционная политика исходит из понимания того, что обеспечение роста инвестиций в реальный сектор экономики является важнейшим условием социально-экономического развития региона.
В 1996 году был впервые разработан и принят Закон Брянской области "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области". В 2002 году в него были внесены существенные изменения и дополнения, которые позволили расширить перечень налоговых льгот предприятиям и организациям области, реализующим инвестиционные проекты, изменить налоговые ставки по предоставляемым льготам, упростить механизм предоставления государственной поддержки в виде льгот и гарантий.
Администрацией области оказывается и финансовая помощь предприятиям и организациям путем выделения льготных кредитов. В 2002 году из областного инвестиционного страхового фонда была предоставлена финансовая поддержка 72-м предприятиям и организациям на сумму свыше 51 миллиона рублей или на 35,5 процента больше чем в 2001 году. При этом размеры кредитных ресурсов и сроки их использования существенно возросли.
Всего, начиная с 1998 года, представителям реального сектора экономики из областного инвестиционного страхового фонда было выделено свыше 140 долгосрочных и краткосрочных кредитов на общую сумму свыше 110 миллионов рублей.
В целях привлечения потенциальных инвесторов в экономику региона администрация области в 2002 году разместила в сети Интернет информацию об изменениях в областном инвестиционном законодательстве и 5-ый выпуск Каталога паспортов инвестиционных проектов, разработанных предприятиями региона.
Ключевой задачей бюджетной политики было обеспечение сбора в бюджетную систему области максимального объема финансовых средств. С целью повышения собираемости налогов сокращен перечень отдаленных и труднодоступных населенных пунктов Брянской области, в которых организации, предприятия, учреждения и их филиалы, а также другие обособленные подразделения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
30 муниципальных образований области перешли на казначейское исполнение местных бюджетов. Администрациями городов и районов в полном объеме выполнено задание по мобилизации доходов в областной бюджет. Разработана и согласована с территориями методика межбюджетных отношений с бюджетами муниципальных образований на 2003 год.
В 2002 году была продолжена работа по совершенствованию банковского сектора области, а также по развитию платежной системы Банка России и частных платежных систем в регионе. В результате через платежную систему Банка России осуществлено более 2 миллионов платежей, что на 18 процентов больше чем в 2001 году.
Поскольку страхование является одной из наиболее развивающихся сфер российского бизнеса, способной привлечь в экономику значительные инвестиционные ресурсы, администрация области в рамках своих полномочий способствует его развитию.
На территории Брянской области на начало 2003 года осуществляли свою деятельность 4 региональных компании (включая 2 медицинские страховые компании), филиалы 11 Московских компаний и 1 представительство.
За 2002 год всеми страховыми компаниями было заключено около 900 тыс. договоров страхования. Общая сумма страховых премий, собранных по всем видам страхования на 26 процентов больше, чем в 2001 году. Общий объем страховых выплат по всем видам страхования возрос по сравнению с 2001 годом на 10 процентов и составил более 32 миллионов рублей. На настоящий момент на территории области реализуются 2 программы страхования: программа страхования рисков в строительном комплексе и жилищно-коммунальной сфере; программа страховой защиты населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Целью данных программ является создание системы надежной страховой защиты и управления рисками в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве области, а также комплексное решение проблем снижения природных и техногенных рисков, компенсация ущерба населению и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций. На участие в реализации данных программ аккредитовано администрацией области 11 страховых компаний.
Другим важным направлением своей работы администрация области считает контроль за ценами на социально значимые товары и услуги. В 2002 году было продолжено регулирование цен и тарифов в отраслях естественных и локальных монополий. За прошедший год трижды проводилось регулирование тарифов на водо-канализационные услуги государственным унитарным предприятием "Брянскоблжилкомхоз".
Тарифы на пассажирские перевозки регулировались с учетом их социальной значимости, наличия бюджетных средств для дотирования этого вида перевозок и сохранения действующей маршрутной сети. На железнодорожном транспорте в пригородном сообщении с 17 июня 2002 года был установлен зонный тариф, сохранены льготы на месячные абонементные билеты и "билеты выходного дня".
Розничные цены на газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд, пересматривались в августе, для малоимущих категорий граждан их оставили на прежнем уровне. Также сохранены льготы и при оплате сжиженного газа многодетным семьям в случае потребления сверх установленной нормы.
Большое внимание администрацией области уделялось оказанию системной адресной помощи социально незащищенным слоям населения. В 2002 году такую помощь получили свыше 160 тысяч человек на сумму 38 миллионов рублей, что в 3 раза больше чем в 2001 году. В течение прошлого года были открыты муниципальные дома милосердия для одиноких престарелых граждан со стационарным проживанием в городе Новозыбков и поселке городского типа Суземка, социальные приюты для детей и подростков, попавших в экстремальные ситуации - в Злынковском, Клинцовском, Клетнянском районах, в Фокинском и Володарском районах города Брянска, отделения реабилитации детей-инвалидов - в Красногорском, Жирятинском, Навлинском и Клетнянском районах.
Внешняя торговля продолжает составлять значительную часть областного экономического сегмента.
По предполагаемой оценке в течение 2002 года внешнеторговый оборот области составил 465 миллионов долларов США или 106 процентов к уровню 2001 года. Примечательно, что увеличение ВТО произошло, прежде всего, за счет значительного роста экспортных поставок - 210 миллионов долларов (172 процента к уровню 2001 года), при снижении областного импорта - 255 миллионов долларов (81 процент к уровню 2001 года).
Необходимо отметить, что основную часть экспорта - почти 50 процентов, по-прежнему, составляет продукция машиностроения. Стоимостной объем данной группы товаров превысил 100 миллионов долларов США, что практически на треть больше, нежели в 2001 году.
Областные предприятия экспортируют за рубеж судовые дизели и запасные части к ним, вагоны-лесовозы, автогрейдеры, асфальтоукладчики и специализированные автомобили, газовое оборудование, велосипеды, древесину и продукты ее переработки, кожевенное сырье, полупроводники, кинескопы, отходы и лом металлов.
Достаточно убедительно выглядят показатели внешней торговли и со странами дальнего зарубежья. По оценке в 2002 году внешнеторговый оборот с данной группой стран составил 240 миллионов долларов США, в том числе экспорт -150 миллионов долларов, импорт - 90 миллионов долларов. По сравнению с 2001 годом внешнеторговый оборот, экспорт и импорт выросли соответственно в 1,8, 2,2 и 1,4 раза. Сальдо торгового баланса с этими странами сложилось в размере 60 миллионов долларов США (в 2001 году оно составляло только - 2 миллиона долларов). Это основной источник поступления в область дополнительных валютных средств, значительно увеличившийся в 2002 году.
30 июня 2002 года подписано соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Брянской, Черниговской и Гомельской областями.
Администрация области придает особое значение взаимоотношениям с кредитными организациями. При губернаторе области создан совет по кредитно-финансовой политике, в состав которого входят руководители всех кредитных организаций. Взаимоотношения между администрацией области и кредитными организациями строятся на базе Соглашений о сотрудничестве, первое из которых было подписано в 1998 году. 15 июня 2002 года подписано новое Соглашение между администрацией области, Главным управлением Центрального Банка Российской Федерации по Брянской области и всеми кредитными организациями, которое преследует цель расширить сферу совместной деятельности.
Кроме того, в 2002 году подписаны Соглашения:
с акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации о взаимовыгодном сотрудничестве по социально-экономическому развитию области;
с финансовой корпорацией "НИКойл", ОАО акционерный коммерческий банк "Автобанк", ЗАО "Промышленно-страховая компания" и коммерческий банк "Брянский Народный Банк" (ОАО) по реализации долгосрочных программ социально-экономического развития области, оздоровлению и стабилизации финансового состояния народнохозяйственного комплекса, созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе.
В 2002 году объем выданных кредитов предприятиям и организациям региона вырос на 25 процентов и превысил 6,5 миллиарда рублей. Доля кредитов, вложенных в промышленность, составила 26 процентов, торговлю и общественное питание -34 процента.
Посредством выпуска собственных векселей и привлечения межбанковских кредитов на межрегиональном рынке в область привлечены ресурсы в размере свыше 400 миллионов рублей. При содействии кредитных организаций и, в первую очередь коммерческого банка "Брянский Народный Банк" (ОАО), в московских банках прокредитован ряд предприятий области на сумму свыше 200 миллионов рублей. Это инвестирование запуска новой линии в ОАО "Макарон-сервис", финансирование реконструкции цеха по производству проса в ЗАО "Мелькрукк", кредитование ОАО "Брянконфи" на приобретение технологического оборудования по производству печенья и вафель.
Объем финансовой помощи селу из года в год увеличивается, и в 2002 году он почти в 3 раза превысил уровень 1999 года.
Предприятиям агропромышленного комплекса в 2002 году была предоставлена возможность получения кредитов в коммерческих банках по 1/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. При этом 2/3 процентной ставки субсидировались за счет бюджетных средств.
В регионе неуклонно растет число индивидуальных предпринимателей, которое по состоянию на 1 января 2003 года составила 76 тысяч человек. На территории области действует 3,5 тысячи малых предприятий. Ими в 2002 году произведено продукции, работ и услуг на сумму более 3 миллиардов рублей или на 18,8 процента больше, чем в 2001 году.
С 1996 года по 2002 год наблюдается стабильный рост инвестиций в основной капитал. Это связано с реализацией на территории области ряда федеральных и региональных целевых программ, в том числе с привлечением российских инвесторов. Примером является программа газификации Брянской области с привлечением средств ОАО "Газпром". Ускоренная программа газификации области принята в 1999 году по инициативе губернатора области Ю.Е.Лодкина с целью улучшения условий жизни сельского населения. С момента ее реализации достигнут значительный рост ввода в эксплуатацию объектов газификации. Если в 1998 году введено в эксплуатацию 353 километра газовых сетей и газифицировано природным газом 9 тысяч квартир, то за 2000-2002 годы - соответственно 3729 километров газовых сетей и газифицировано почти 35 тысяч квартир. Всего в области газифицировано 434 центральные усадьбы сельхозпредприятий, что составляет 90,2 процента их общего числа:
Укрепившееся положение в материальном секторе экономики способствовало закреплению позитивных тенденций в финансовой сфере. Начиная с 1999 года, в области наблюдается устойчивая тенденция роста финансовых показателей. Растет прибыль, снижаются темпы прироста просроченной задолженности, неуклонно растут поступления налоговых и других обязательных платежей во все уровни бюджетов.
За последние 3 года доходы бюджета области выросли в 3 раза. Практически во всех сферах экономики отмечался рост, что позволило прирастить поступление налоговых доходов на 2 миллиарда рублей. Это достигнуто в условиях отмены проведения взаимозачетов и наполняемости бюджета "живыми деньгами".
С целью сокращения бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд в 1999 году был разработан Закон Брянской области "О поставке (закупке) продукции, выполнении услуг и работ для нужд области". Лимит ассигнований на цели закупок с 1999 года возрос более чем в 7 раз и в 2002 году составил более 3,5 миллиарда рублей.
Количество проведенных торгов (конкурсов) ежегодно увеличивается. Если в 1999 году их было организовано 1126, то в 2002 году - 5006. Это позволило получить экономию бюджетных средств за период с 1999 по 1 декабря 2002 года объемом в 171 миллион рублей.
Позитивные сдвиги в экономике способствовали решению многих острых проблем социальной сферы.
В 2002 году, как и в предшествующем 2001-ом году, рост показателей, характеризующих уровень жизни населения, происходил темпами, опережающими среднероссийские.
Теперь о том, каким видится нынешний год?
У нас есть позитивный задел, поэтому, рассчитываем на динамичное развитие всей экономики региона, и в первую очередь - на промышленный сектор. Объем производства промышленной продукции превысит 25 миллиардов рублей. Темпы его роста будут близкими к 107 процентам. Ожидается стабилизация экономической деятельности на предприятиях всех базовых отраслей.
Возможно увеличение производства сельскохозяйственной продукции к уровню 2002 года на 4 процента.
Экономический рост в промышленном и сельскохозяйственном производствах предполагают сохранение положительных тенденций в инвестиционной сфере. Продолжится работа, направленная на создание благоприятного инвестиционного климата. Исходя из этого, инвестиции в основной капитал прирастут относительно 2002 года на 8 процентов. Ведущую роль в финансировании инвестиций по-прежнему будут занимать собственные средства предприятий и организаций, доля которых увеличится в общем объеме до 50 процентов. Сохранится и тенденция социальной направленности инвестиций в основной капитал.
Основная задача на ближайшую перспективу - это систематическое повышение покупательной способности населения посредством реализации комплекса мер по повышению заработной платы, пенсий, пособий с одновременным перераспределением социальной помощи в пользу малоимущих слоев населения в сочетании с регулированием цен на важнейшие виды товаров и услуг.
Реализация этой задачи позволяет прогнозировать в 2003 году рост оборота розничной торговли на 7,5 процента.
Улучшение пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы, повышение размера стипендий и социальных выплат с одновременным перераспределением социальной помощи в пользу малоимущих слоев населения обеспечат в 2003 году увеличение социальных трансфертов, адекватное росту потребительских цен.
Все это позволит повысить номинальные денежные доходы населения в 2003 году до 2275 - 2298 рублей в месяц.
Как в 2002 году, так и в 2003 году будут обеспечены опережающие темпы роста заработной платы над темпами инфляции.
Уровень общей безработицы сохранит тенденцию к снижению. В целом численность лиц, занятых в экономике области, возрастет в 2003 году почти до 605 тысяч человек.
Ситуация, сложившаяся в регионе на сегодняшний день позволяет ожидать, что положительные тенденции в экономике и социальной сфере сохранятся и в 2003 году.
Очевидно, что добиться этого возможно исключительно в условиях политической стабильности, роста деловой активности, прозрачности в экономике и во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти всех уровней.

28.02.2003 г. // ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
http://www.admin.debryansk.ru/news/2003/02/28/198/

Док. 389168
Перв. публик.: 28.02.03
Последн. ред.: 30.10.07
Число обращений: 299

  • Лодкин Юрий Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``