В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на совещании с руководителями территориальных структур федеральных органов исполнительной власти Назад
Выступление на совещании с руководителями территориальных структур федеральных органов исполнительной власти
Уважаемые участники совещания!

Мы пригласили сегодня руководителей федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории области, чтобы обсудить проблемы нашего взаимодействия в условиях проходящей в настоящее время административной реформы.
Изменение механизма назначения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 11 декабря 2004 года, потребовало серьезного изменения статуса губернаторов, наделения их дополнительными полномочиями, которые бы способствовали укреплению единства вертикали власти и обеспечению эффективного взаимодействия федерального центра с регионами.
Как вы знаете, этот вопрос обстоятельно обсуждался на заседании Госсовета минувшим летом, а 2 июля т.г. Президент РФ В.В.Путин подписал Указ "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти". Согласно этому Указу высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделяется полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных органов:
- Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;


- Министерства юстиции Российской Федерации;


- Федеральной службы исполнения наказаний;
- Федеральной регистрационной службы;
- Федеральной службы судебных приставов;
- федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам.
Правительством Российской Федерации, в соответствии с решением Госсовета РФ, разработан и передан в Государственную Думу проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (в части уточнения распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации).
Этим документом предполагается внести изменения в 34 Федеральных закона. Все эти изменения направлены на закрепление перечня дополнительных полномочий субъектов Российской Федерации.
В частности, субъекту Российской Федерации передаются полномочия по осуществлению: государственного регулирования цен, государственного контроля в области охраны окружающей среды, правового регулирования в области занятости, надзора и контроля в области образования за муниципальными органами власти и т.д.
В настоящее время проект закона готовится к рассмотрению, которое должно состояться в конце ноября 2005 года.
У нас в области действует 51 территориальный орган федеральных структур исполнительной власти. Их деятельность касается многих сторон жизни граждан, функционирования предприятий, организаций на территории области. И, безусловно, от эффективности их работы, взаимодействия с местными органами исполнительной власти во многом зависит социально-экономическое благополучие области, динамика ее развития.



Уважаемые друзья!


Динамика развития Оренбуржья, к счастью, положительная, и, безусловно, в том, что экономика развивается поступательно, есть заслуга органов власти - исполнительной, законодательной и всех федеральных структур, которые работают на территории области, потому что мы с вами работаем в одном ключе, решаем главные задачи. Результатом целенаправленной работы органов власти является рост промышленного производства и в этом году. На 1 ноября он составил около 3 процентов. В предыдущие два-три года, он был более 10 процентов; выше, чем в среднем по Российской Федерации. За этот период у нас ежегодно увеличивается оборот розничной торговли, который в текущем году составляет 26,3 процента.
По другим отраслям. В области развиваются предприятия малого и среднего бизнеса, этому вопросу мы уделяем достаточно внимания. Серьезный производственный комплекс в экономике - агропромышленный. Область действительно является и сельскохозяйственной - 42 процента населения проживают в сельской местности. Нам небезразлично, как на огромной территории края будут функционировать сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, - все, кто занимается производством сельскохозяйственной продукции.
О некоторых итогах. В этом году зерна мы собрали меньше, чем в среднем за прошедшие годы почти на миллион тонн. Но и при этом собрано 2 млн. тонн зерна (это почти по тонне на каждого жителя области), т.е мы обеспечили себя полностью продовольствием, под урожай будущего года засыпали семена, заготовили потребное количество кормов для животноводства.
Если привести цифры, то за 10 месяцев года всеми категориями хозяйств произведено 96,2 тыс. тонн мяса. В Приволжском федеральном округе больше нас производят мяса три региона - Башкирия, Татарстан и Саратовская область.
Произведено 701,6 тыс. тонн молока. Опередили нас в округе те же три территории, т.е. по этому показателю мы также на четвертом месте. За счет производства животноводческой продукции, у нас на уровне прошлого года сохранен объем валовой продукции в денежном исчислении. Ценовая политика на зерно в этом году значительно хуже - цена 1 тонны пшеницы, реализованной в октябре, составляет 2870 рублей, это низкая цена, но так сложился рынок на территории нашего государства. Однако цена на животноводческую продукцию и, прежде всего, на свинину, высокая - более 50 рублей за килограмм живого веса. Крупный рогатый скот тоже реализовывался в октябре по 33 рубля за килограмм. Т.е. есть много примеров, когда хозяйства, развивая животноводство, даже в этом году, когда погода была абсолютно неблагоприятной для растениеводства, благодаря развитию животноводства показатели по прибыли получили нормальные.
Улучшаются и другие показатели. Сообщаю, что за это время реальные доходы населения выросли на 17,3 процента. По темпам их роста в ПФО у нас показатель - один из лучших, выше - на 20 процентов - выросли реальные доходы только в Республике Татарстан. В среднем по России этот показатель составляет 7 процентов. Если по темпам роста мы на втором месте, то по показателю в среднем на душу населения в абсолютных цифрах, к сожалению, на пятом. Башкирия, Татарстан, Нижегородская, Пермская и Самарская области имеют доходы на душу населения выше, чем у нас. Ниже скажу и о наших налоговых сборах.
Если приводить абсолютные цифры, то в августе средняя заработная плата была 6227 рублей и выросла к уровню прошлого года на 23, 7 процента.
Средний размер пенсии превысил 2128 рубля (с ростом к соответствующему периоду предыдущего года 22,8 процента). В области - один из самых низких среди регионов ПФО уровень безработицы - 0,8 - 0,9 процента. Мы считаем правильным договариваться с энергетиками и газовиками; чтобы держать низкие тарифы на электроэнергию для населения - в городах 80 коп. за кВт/ч, в сельской местности - 56 коп. Это самые низкие тарифы для населения среди субъектов Федерации. Оптовая цена на газ ниже только в двух северных территориях - Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Говорю это для того, чтобы еще раз подтвердить: органы власти и впредь будут делать все возможное, чтобы сдерживать рост тарифов, цен для населения, чтобы уменьшить пресс на семейный бюджет.
Важен еще один момент. Население и в нашей области, и в России, конечно, возмущается высокими ценами на топливо, прежде всего, на бензин. И, если вы помните, когда Президент Владимир Путин отвечал на вопросы граждан России, первый вопрос был о ценах на бензин. Так вот и у нас высокие цены, но докладываю вам, что они - самые низкие в субъектах РФ. Наши соседи платят за литр такого бензина на 1-1,5 рубля больше, чем в Оренбургской области. Это, конечно, результат тех переговорных процессов, которые мы ежегодно проводим с поставщиками топлива, прежде всего, с ТНК-ВР.
Наша экономика и бюджетная политика имеют ярко выраженную социальную направленность. Каждый четвертый рубль направляется на образование, в этом году - более 7 млрд. рублей в 2005 году. На будущий год цифра будет увеличена.
В здравоохранении реализуются 10 региональных целевых программ, на эти цели выделяется значительная сумма средств.
Начиная с 2000 года, мы выработали и утвердили две программы - "Сельский дом" и "Ипотечное кредитование". Вводим ежегодно жилья с ростом к предыдущему году в пределах 7 - 7,5 процентов. В текущем году планируется построить 600 тыс. кв. метров жилья, в прошлом было введено 545. На 1 ноября рост ввода жилья к уровню прошлого года - 10 процентов. На будущий год мы планируем увеличить эту цифру.
В последнее время интенсивно ведется газификация населенных пунктов. В 2004 году проложено около 800 км межпоселковых газопроводов, газовых сетей, не снижаются объемы газификации и в этом году. Ставится задача в ближайшие 2-3 года завершить подвод газопроводов практически ко всем крупным населенным пунктам области.
Завершая тему некоторых итогов работы, скажу, что такой рост, прежде всего, динамика промышленного производства, развитие малого бизнеса позволяет ежегодно наращивать сбор налогов в бюджетную систему всех уровней.
По официальным отчетам за 9 месяцев текущего года мы собрали налоговых платежей около 48 млрд. рублей с ростом к уровню прошлого года 15,2 млрд. или в 1,5 раза больше. Допущено снижение поступлений по акцизам на этиловый спирт в 3 раза, чем в прошлом году и по акцизам на табачную продукцию, на добычу газового конденсата в 1,2 раза и сбор по водному налогу.
Из общей суммы 47,9 млрд. рублей в федеральный бюджет перечислено 33,1 млрд. рублей с ростом 14 млрд., или в 1,8 раза. Подчеркну: за 9 месяцев мы перечисли в федеральный бюджет в 1,8 раза больше. Доля федерального бюджета составляет 69 процентов (в прошлом году - 57,6). Если комментировать эту цифру, то можно сказать, что в Российской Федерации больше нас долю вносит Тюменская область - 70 процентов за 9 месяцев и Томская область - 72 процента. Т.е. Оренбуржье - в тройке областей РФ, которые имеют высокую долю перечислений в федеральный бюджет из налогов, собранных на территории своего региона. Что касается консолидированного бюджета, то мы за этот период оставили себе 14, 8 млрд. рублей - на миллиард больше, чем в прошлом году с ростом всего лишь на 7,1 процента. Напоминаю: если в федеральный бюджет рост 1,8 раза, т.е 80 процентов, себе - только 7 процентов. Таково федеральное законодательство. Конечно, в федеральный бюджет мы перечисляем 100 процентов налога на добавленную стоимость, 100 водного налога, 100 процентов налога на добычу газа и 95 процентов налога на добычу нефти.
Такие доходы позволяют финансировать обязательства по основным показателям, основным статьям расходов. Прежде всего, мы увеличили финансирование к уровню прошлого года на образование - более чем на 600 млн. рублей, на здравоохранение - почти на 1 млрд. рублей. Самая большая прибавка в расходной части - на социальную политику, что связано с выплатой больших средств ветеранам, труженикам тыла и т.д. Рост на строку расходов на социальные нужды к уровню прошлого года составил 1,5 млрд. рублей. Рост финансирования в целом по расходным обязательствам к уровню прошлого года составил 21 процент.
Сейчас завершается работа над бюджетом области 2006 года. Законодательное Собрание приняло проект закона в первом чтении, т.е основные показатели бюджета утверждены - доход, расход, дефицит и т.д. К сожалению, на будущий год мы утверждаем бюджет с солидным дефицитом - около 3 млрд. рублей, или 15 процентов.
Уважаемые участники совещания! Мы делаем это осознанно, тем самым ставим перед органами власти всех уровней очень ответственную задачу по увеличению сборов налогов на территории нашей области. Конечно, рост сборов налогов - это, безусловно, работа реального сектора экономики, который имеет доходы. Но справедливости ради, скажу, что и работники управления федеральной налоговой службы по нашей области работают в большем напряжении, чем раньше. Это действительно так. Недавно у нас побывал руководитель ФНС, и он отметил эту работу.
В бюджете на будущий год только на реализацию мер по социальной поддержке населения в бюджете предусматривается более 3 млрд. рублей. Повышение оплаты труда в бюджетной сфере в среднем будет на 20 процентов. Сейчас на федеральном уровне обсуждаются сроки его введения, во всяком случае, министр финансов заявил, что это будет дважды - в мае и октябре. На какую сумму, пока неизвестно, но мы такую сумму на повышение заложили.
Еще одна особенность бюджета. Все должны знать об этом: впервые за последние годы в консолидированном бюджете огромная сумма предусмотрена на денежные выплаты - 16 млрд. рублей: на зарплату, детские пособия, стипендии, выплаты ветеранам и т.д. Эти деньги должны быть выплачены наличными. 16 млрд.: много это или мало? Чтобы ответить на вопрос, достаточно знать, что доходная часть предусматривает 24 млрд. рублей, из которых 16 - денежные выплаты людям. Это очень сложная задача, притом 78 процентов всех расходных обязательств консолидированного бюджета области приходится на областной бюджет.
Вчера мы провели совещание с руководителями муниципальных образований, руководителями городов и районов и говорили о серьезной работе по режиму экономии бюджетных средств, правильном их расходовании.
Немного об инвестиционных приоритетах. Безусловно, увеличиваются на будущий год до 1 млрд. рублей капитальные вложения. Такая сумма - небольшая для нашей области, но по сравнению с 2005 годом она увеличена в два раза. В этом году вообще цифра была мизерной - 500 млн. Будем направлять средства на строительство жилья по названным программам, завершать строительство школьных зданий, учреждений здравоохранения, будем проводить работу по газификации территории и т.д. Запланирована большая программа по строительству спортивных сооружений по области, в том числе и в областном центре. Уже сейчас ведется строительство спортивных сооружений стоимостью 100 млн. рублей в училище олимпийского резерва, готовится документация еще одного объекта - ДЮСШ с ледовой площадкой в Оренбурге. Завершаем переговоры по строительству крупного спортивного комплекса, сооружения площадью 7 тыс. кв.м. На будущий год на пр. Гагарина начнем строительство спортивно-культурного комплекса на 4,5 тыс. мест. На эти объекты потребуются значительные средства.
Кроме того, в Оренбурге ведется большая реконструкция объектов культуры. Только на театр драмы в этом и будущем году затратим не менее 400 млн. рублей. Только на два объекта - драмтеатр и спортивно-культурный комплекс потребуется не менее 1 млрд. рублей. Мы идем на это осознанно, потому что надо очень серьезно заниматься воспитанием молодого поколения, используя спортивные залы под руководством опытных тренеров, а не улицы, подворотни.
Планируя расходы бюджета 2006 года, мы предусмотрели финансирование национальных проектов, которые были объявлены Президентом РФ - образование и здравоохранение, жилищное строительство и агропромышленный комплекс.
Так, расходы на образование увеличатся на 30 процентов и составят 8,1 млрд. рублей. На нужды здравоохранения - более 7 млрд. рублей, что также значительно выше уровня нынешнего года.
Безусловно, проблема жилья очень волнует жителей области, так что эти цели по двум программам будут выделяться дополнительные средства. Я пока говорю об областном и консолидированном бюджете, но будут выделяться средства и из федерального бюджета. Эти суммы сейчас уточняются, мы сообщим общественности, какие средства федеральный центр направляет на реализацию проектов.
Коротко скажу о здравоохранении. Национальный проект, по которому мы встречались в ПФО с министром Михаилом Зурабовым. Я имел возможность задавать вопросы и сообщаю, что эти средства значительны для федерального бюджета, они прежде всего будут направлены на укрепление первичного звена здравоохранения - участковых больниц. У нас проблем много - нехватка оборудования, низкая заработная плата и т.д. Одним из приоритетов этого национального проекта будет обеспечение медицинским оборудованием и внедрение медицинских услуг высоких технологий. Мы выделяли значительные средства на приобретение медицинского оборудования. Второе направление предполагает строительство 15 медицинских центров в России. У нас он строиться не будет. Но наша задача войти в программу с нашими центрами высоких технологий - кардиохирургией, лечением больных с почечной недостаточностью, эндопротезированием. Если по этим объектам мы докажем министерству, что требуется государственный заказ и финансирование из федерального центра, то многим оренбуржцам это будет хорошая помощь для того, чтобы получать медицинские услуги высоких технологий, не выезжая с территории области. Кроме того, будут, конечно, квоты на лечение наших больных в медицинских центрах, в том числе, в столице. С учетом этого, я думаю, что с реализацией национального проекта здравоохранения оренбуржцы почувствуют внимание государства в решении этой проблемы.
Что касается агропромышленного комплекса, то мы будем выделять значительные средства областного бюджета на поддержку АПК - около 1,5 млрд. рублей. Почти половина средств - возвратные: лизинговые фонды, "Продконтракт", который заключает договоры и создает резервный продовольственный фонд на возвратной основе. Кроме того, будут выделяться деньги на субсидирование процентных ставок коммерческих банков для тех хозяйств и фермеров, которые будут брать инвестиционные кредиты под новые технологии. Самое главное - мы понимаем, что на национальный проект агропромышленного комплекса будут выделяться средства, в том числе на развитие малых форм хозяйствования, т.е. фермерских и личных подсобных хозяйств.
Не дожидаясь этого национального проекта, мы уже поставили задачу перед руководителями сельских районов, руководителями администраций по развитию личных подсобных хозяйств. Проблема в том, что в области ежегодно уменьшается поголовье скота в общественном секторе - в кооперативах. Фермеры животноводством почти не занимаются. В личных подсобных хозяйствах производится значительная доля продуктов - до 50 процентов. Поэтому власть просто обязана оказывать помощь в их развитии. С будущего года намечено создавать в районах кредитные кооперативы, в которых будут участвовать собственники личных подсобных хозяйств и юридические лица, в том числе - банковский капитал. Кооперативы будут помогать кредитами на разведение скота, строительство помещений, приобретение кормов и т.д. Но проблема - в реализации. Сегодня излишки продукции вывозятся перекупщиками за пределы нашей области. Будем в корне менять такую политику. Поэтому будут выделяться кредиты, в том числе Россельхозбанка. Кредиты дешевые: будет субсидироваться процентная ставка в размере 95 процентов из федерального и 5 процентов из областного бюджета. Т.е. личные подсобные хозяйства, по сути, будут брать беспроцентные кредиты. Я думаю, это поможет развивать хозяйства, а через снабженческие сбытовые закупочные кооперативы, закуп излишков, будут выплачиваться деньги за продукцию. У людей появится возможность зарабатывать больше, иметь больше доходов, а значит, будет возможность лучше воспитывать детишек и т.д. Это главная задача, которую мы ставим перед органами власти в АПК на будущий год.
Доложу о политических итогах муниципальных выборов 16 октября. Избрано более 6000 депутатов, руководители городских округов и сельских районов муниципальных образований. Часть глав избиралась всенародно, часть - из числа депутатов. Неважно, как избирались, важно, что жителям нашей области не безразлично было, кого мы будем избирать депутатами и главами исполнительной власти. Явка была хорошей - в среднем более 50 процентов по области, в отдельных районах - более 70 процентов. Треть из числа руководителей районов и городов избрана впервые, остальные главы подтвердили свои полномочия. Повторю, что активность избирателей показывает, что людям не безразлично, кто будет решать их проблемы непосредственно и в сельских советах.
Еще одна информация. На последнем Законодательном Собрании мы утвердили систему органов власти области. Произошли изменения в структуре органов исполнительной власти и на областном уровне. 9 ноября на очередном заседании Законодательного Собрания принят Закон "О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области". Настоящим Законом устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти области - Правительством. Его возглавляет Губернатор, который является высшим должностным лицом Оренбургской области.
В систему исполнительных органов государственной власти войдут 10 министерств, 4 департамента, главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям. Государственная жилищная инспекция, 5 комитетов, представительство Оренбургской области при Правительстве РФ, аппарат губернатора и правительства. Необходимо создание полнокровного Правительства области, потому что нынешнее было совещательным органом при главе администрации. И правильно нам прокуратура области сделала представление, что такой орган правительством не является. Самое главное - нужно унифицировать структуру управления, привести её в соответствие с федеральным стандартом, устранения дублирующих функций, повышения ответственности государственных гражданских служащих области за результаты работы.
Руководители вновь образуемых министерств должны будут тесно взаимодействовать с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти.
Есть ли проблемы по взаимодействию, уважаемые друзья? Конечно, есть. Поэтому мы и собрались, чтобы в соответствии с Указом Президента России поговорить об этой главной теме. Я проинформировал вас об экономической и политической ситуации, о том, над чем мы работаем. Повторю: конечно, проблемы есть.
Если оглянуться назад, можно увидеть, что, мягко говоря, не всегда наше взаимодействие было результативным. К сожалению, было деление на "ваше" и "наше": федеральное и областное. Понятно, когда речь идет о собственности. Но что касается работы власти, тут дележа не должно быть. Потому что, если плохо в Оренбургской области, не решаются какие-то проблемы - недовольные граждане тут же переадресуют их Президенту: вот там не принимаются меры! А потом будут называть губернатора, а потом - других. Во всем виновата власть, так уже сложилось у нас в России.
Поэтому очень правильно, считаю, что сейчас пришло время необходимости координации и взаимодействия. То, что было, мы, наверное, забудем, будем только вспоминать. Например, то, что было время, когда мы пытались создавать какие-то совместные комиссии, а руководителям федеральных структур не разрешалось входить в эти органы. Было такое требование, в том числе по всей вертикали власти. Считалось недопустимым, если руководители федеральных структур будут ходить к заместителям губернатора и т.д. Я немного утрирую, но, к сожалению, такое время было. Хорошо, что это уже вчерашний день, это история.
Но и сегодня все же есть немало нестыковок во взаимодействии федеральных и региональных органов власти. Прежде всего, по вопросам бюджетной и социальной сфер, при проведении процедуры банкротства, в законотворческой деятельности, по кадровым и другим проблемам. Думаю, что вы со мной, уважаемые друзья, согласитесь: так продолжаться не может. Сейчас у нас есть нормативная база, чтобы с учетом закона навести общий порядок. Действительно, назрела необходимость применить такие меры, чтобы устранить все препятствия на пути нашего сотрудничества, взаимодействия и конструктивизма.
Прежде всего, следует сказать о согласовании интересов в финансово-бюджетной сфере. Вопросы взаимодействия здесь чрезвычайно разнообразны и, безусловно, имеют серьезное воздействие на социально-экономическое развитие региона.
Я уже говорил о проблемах поступления налогов. Это федеральное законодательство такое, что перечисления в федеральный бюджет выросли в 1,8 раза, а в областной - на 7 процентов. Так вот эти 7 процентов заставляют нас работать так, чтобы они, во-первых, росли, а во-вторых, были насыщены денежным содержанием, чтобы действительно поступали реальные налоги. Поэтому нам нужно очень серьезно думать об увеличении налогооблагаемой базы.
Очень много проблем возникает в связи с тем, что с 1 января граждане - физические и юридические лица - должны платить впервые земельный налог, т.е. у нас "ничейной" земли не будет. Все будем платить, в том числе и федеральные структуры, учебные заведения. Если посмотреть на налогоплательщиков, то вовсе не ясно, сколько их в нашей области и кто из них будет добровольно платить. Только эту тему - налогооблагаемую базу - мы можем сейчас с федеральными органами власти, прежде всего, с УФНС, долго обсуждать. Разобраться хотя бы с этим. Ведь речь идет о том, что сегодня муниципальные образования, сельские советы должны иметь собственную налогооблагаемую базу. Федеральное законодательство предписывает перечень налогов, которые остаются у них, которые остаются в районе и на областном уровне. Предстоит очень напряженная работа.
Не имея данных по налогооблагаемой базе, сбору налогов, очень сложно качественно формировать бюджет. Сегодня в результате выборов создано 613 муниципальных образований, которым без этих данных невозможно предметно заниматься вопросами прогнозирования социально-экономического развития и формирования бюджетов каждой территории нашей области, каждого муниципального образования.
Особенно мы обеспокоены тенденцией массового вовлечения предприятий в процедуру банкротства. В связи с ликвидацией Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству и делегированием полномочий по инициированию процедур банкротства Федеральной налоговой службе, субъект Федерации, по сути дела, лишился права голоса в отношении введения банкротства в организациях, расположенных на его территории. В настоящее время практически нет никакой координации происходящих процессов в этой сфере деятельности. Т.е. управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области лишь уведомляет администрацию области об уже имеющих место фактах подачи заявлений в Арбитражный суд о признании должников несостоятельными.
Есть примеры, когда юридические лица подвергаются банкротству за неуплату налогов за мизерную сумму, когда за 300 тысяч рублей подают на банкротство. Хочу немного напомнить историю. В стране был такой орган, как налоговая полиция. Когда в 2000 году я начал работать в этой должности, у меня было несколько встреч на эту тему. Руководитель налоговой полиции докладывал, сколько в области заведено уголовных дел за неуплату налогов. И так случилось, что руководители предприятий - и малых, и больших - все были уголовными преступниками, на всех заводились уголовные дела за долги по налогам. Это действительно так. Посмотришь биографию человека - на вопрос: подвергался ли он уголовному преследованию, он отвечал: подвергался. Пол-области были уголовниками, и, конечно, так не должно было быть. Мы потребовали навести порядок. В любом случае, главная цель банкротства - финансовое оздоровление. За последние 5-10 лет ни одного примера нет, чтобы результатом было финансовое оздоровление. Ну, может быть, одно-два предприятия, а в основном, банкротство ведет к разбазариванию имущества предприятий, смене собственника, а потом профиль предприятия меняется, забывается производство, люди разбегаются с жалобами и т.д. В целях координации усилий всех участников процесса банкротства мы договорились с руководством Управления федеральной налоговой службы по Оренбургской области о создании при администрации области координационного совета по взаимодействию органов власти по банкротству. Возглавляет его заместитель главы администрации-председатель комитета по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Коннов Михаил Фёдорович. Сопредседатель координационного совета - Кузнецов Георгий Васильевич, руководитель Управления федеральной налоговой службы по Оренбургской области.
В состав Совета включены также представители областного финансового управления, областного Арбитражного суда, управления Федеральной службы судебных приставов, управления федеральной регистрационной службы по Оренбургской области, управления администрации области по промышленности, транспорту и связи и департамента АПК.
Проблемы, связанные с банкротством, особенно актуальны для предприятий агропромышленного комплекса. В этих вопросах нам хотелось бы рассчитывать на более тесное конструктивное сотрудничество с Федеральной налоговой службой по Оренбургской области. На основании Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" на 1 сентября т.г. решением суда введено арбитражное управление в 70 сельхозорганизациях области, в том числе: временное наблюдение - в 14, конкурсное - в 56. Кроме того, уже поданы заявления в арбитражный суд ещё на 32 хозяйства. Еще раз хочу обратиться к Георгию Васильевичу Кузнецову: наша задача - сохранить предприятия. Безусловно, долги надо возвращать во все уровни бюджета. Но когда через банкротство останавливается производство и, по сути дела, расформировывается, что толку: ни государству пользы, ни коллективу. Этим вопросом надо заниматься. Не зря Президент в обращении с ежегодным посланием к Федеральному Собранию уделил внимание именно этой части и сказал: "Банкротство проводится только ради одной цели - финансового оздоровления предприятия". Другой цели нет!
У нас есть даже такие примеры. Для сельхозпредприятий создана межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельских товаропроизводителей, но она не находит действенной поддержки от налоговиков. К примеру, ряд хозяйств, вступивших в реструктуризацию из-за тяжелого финансового положения, но в определенный период не имеющих возможности заплатить какие-то текущие налоги, по федеральному закону снимаются с реструктуризации. Но есть примеры, когда одно и то же хозяйство снимается с реструктуризации за долги, в то же время налоговое управление, налоговые инспекции не возвращают переплаченные налоги на добавленную стоимость, притом приличные суммы. Так, переплаченный налог 640 тыс. рублей колхозу "Урал" не возвращается, а его удаляют из списка реструктуризации. Явный непорядок, нужно пытаться вникнуть в эту проблему. Хозяйства обращаются в арбитражный суд, который принимает сторону предприятий, потому что надо вернуть переплаченный налог, а решение не исполняется. Еще раз хочу сказать, что органам власти вместе с управлением по налогам и сборам надо над этим работать. Я удовлетворен, что Георгий Васильевич прекрасно сам это понимает.
Есть у нас претензии и к управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области. Судебные приставы нарушают статью Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации". Долги есть, судебное решение есть - и по долгам кооператива взыскивается имущество, отнесенное в установленном порядке к неделимым фондам: рабочих лошадей, продуктивного и племенного скота и птицы, сельскохозяйственной техники и транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), семенных и фуражных фондов. В результате предприятие прекращает деятельность, хотя 37 статья Федерального закона запрещает это делать. Здесь явное нарушения закона, и нарушаем закон мы с вами. Не буду дальше распространяться на эту тему - самое главное, не допускать нарушений.
Есть острые проблемы взаимодействия в строительной отрасли. Пора менять подход к порядку согласования предпроектной и проектной документации федеральными надзорными органами. Уважаемые друзья, вся область стонет от того, как мы согласовываем все эти вопросы. Не просто плачет, а стонет! Из кабинета в кабинет, по несколько раз по одному и тому же вопросу, ездить далеко, много километров, бензин расходуется, деньги и т.д. Невозможно согласовать! Представители Роспотребнадзора, ГУ МЧС России, Госпожнадзора, экологического надзора не присутствуют на совещаниях по согласованию, когда их приглашают руководители городов и районов: "Вы присылайте документы нам, а мы согласуем". Это просто чиновничий беспредел, поэтому слово "чиновник" люди считают плохим. А, по существу, чиновник - это просто государственный служащий. Но ведь люди называют чиновниками тех, кто ведет себя по-барски. Сроки выдачи разрешительной документации затягиваются, невозможно оформить ни земельный участок, ничего невозможно сразу сделать. Инвесторов мы отпугиваем, не решая эти вопросы. Встречаешься с дикими примерами. После аппаратного совещания, которое я провел в Переволоцке, мне задавали много вопросов. Вот такой, например. Чтобы установить газовый котел, нужно столько согласований, такие затратить средства, что они в 6-10 раз превышают стоимость этого котла. Только проектная документация стоит 50-60 тысяч, а сам котел - 7-8 тысяч рублей. При том говорят: "Вы не просто документацию нам представьте, вы обратитесь именно в эту организацию, а потом мы вам согласуем". Если документация где-то есть подешевле, ее не примут. Я думаю, такие примеры - для антимонопольной службы, ее антимонопольной деятельности.
Изменения в стране сейчас не от нас с вами зависят, здесь в зале нет министров. Но как мы провели реформу, например, саннадзора? Теперь, чтобы в Светлом получить подпись представителя санитарной службы, согласовать проект, поставить печать, надо обязательно ехать в Орск. Есть свой орган санитарной службы, но у него нет прав, они просто выполняют указания: иди туда, посмотри, доложи. А у них должно быть право согласовывать, чтобы люди далеко не ездили.
Сошлюсь опять на Переволоцк. Так же с возмущением мне говорили из зала, что для согласований из Переволоцка надо ездить в Сорочинск. У своих санитарных работников нет права на подпись, нет печати. Не буду называть руководителей, я их знаю. И вы меня знаете. Вносите предложения.
Такими фактами мы так озлобляем людей, что они недовольны всеми уровнями власти. И все стрелы - на Президента, а ведь это от нас зависит-то.
Проблему земельных отношений я уже затрагивал, когда говорил о налогах. Но чтобы оформить земельный участок, столько нужно согласований! В настоящее время государственные услуги населению и юридическим лицам по оформлению прав на земельные участки у нас оказывают управление федерального агентства "Роснедвижимость", федеральная регистрационная служба по госрегистрации права на недвижимость и сделок с ней, земельная кадастровая палата - федеральное государственное учреждение. По первым двум структурам филиалы и представительства есть на территории всех муниципальных образований. По земельно-кадастровой палате нет филиалов и представителей в Кваркенском, Октябрьском районах и в некоторых других. На совещании глава Кваркенского района говорил: "Чтобы мне оформить, надо определить собственника каждого участника земли, для этого из Кваркено людям надо ехать в Орск". Как жить людям? Мы сидим здесь, в Оренбурге, и не представляем ту жизнь в Кваркенском районе, не представляем, о чем там люди думают. Я не буду больше приводить такие примеры, но давайте договоримся проанализировать текущее состояние, и что можно сделать - немедленно сделать, а что нельзя - обращайтесь ко мне. Буду обращаться к министру в порядке исключения решать эти вопросы в каждом муниципальном районе. Есть представитель - он должен иметь право на согласование тех или иных вопросов.
У нас бывает, что принимаются такие решения, когда людей заставляют стоять в очередях сутками. Много примеров, когда люди действительно недовольны. Сейчас в управлении регистрационной службы выстраиваются огромные бесконечные очереди на приватизацию жилья, сделки с недвижимостью, люди нервничают, клянут все ветви власти. Нам надо наводить порядок!
Кое-где даже искусственно создаются проблемы на пустом месте. вступил в судебную тяжбу с федеральным центром из-за неперечисленных денег для льготников. Затем потребовали их перерегистрации. Люди кинулись в одно окно в одном месте в Оренбурге - создались немыслимые очереди. Мы просто "мордуем" престарелых и инвалидов из-за своей безответственности. Эти данные о льготниках можно было запросить в органах социальной защиты, не гонять людей, а поручить это работникам соцзащиты. Просто самим представителям "Оренбургрегионгаза" съездить на "Мерседесе" и взять у них в компьютере базу данных.
Недавно фонд медицинского страхования без согласования с управлением здравоохранения принял решение об отмене полиса страхования, что также привело к очередям. Когда это было показано по телевидению, решение отменили и приняли совсем другое. Проблема была решена. Так что речь идет о том, что порой принимаются абсолютно безответственные решения, не думают о людях. Я уже не говорю о несогласованности действий. Например, к 1 сентября в управлении образования говорят, что не готово столько-то школ, передают данные в Москву, в Нижний Новгород, а пожарные называют цифру в три раза больше. Структуры даже не хотят согласовывать данные, причем об одной и той же школе. Это значит, трудно узнать истину.
Интересные события происходят в сфере природоохранной деятельности. В области действует комитет по природоохранной деятельности (областная служба) и государственная инспекция по охране окружающей среды. И есть более 10 федеральных ведомств, которые занимаются этой проблемой. Конечно, главное - это Ростехнадзор и Росприроднадзор. Но они никак не взаимодействуют. До сих пор не согласовано, как они будут работать. Вместо того, чтобы проверять, как у нас охраняется природа, пишут бумаги. На предприятия - природопользователи направляются требования не допускать к проверкам областных инспекторов. В результате областная инспекция тратит больше средств и усилий на арбитражные споры, чем на экологический контроль. У руководителей уже появились заместители по приему комиссий.
При такой несогласованности напрашивается один вывод - нас очень много. Значит, надо вместе с федеральным центром делать сокращения.
Нет необходимости приводить другие примеры. Здесь сидят понимающие люди, и самое главное сегодня - обнажить имеющиеся недостатки и сделать выводы. Там, где явно нарушается закон, безусловно, должна вмешиваться прокуратура. Она хорошо поработала по сокращению задолженности по заработной плате, поскольку многие руководители предприятий забывают об огромной задолженности перед людьми, которая копилась десятилетиями. Благодаря прокуратуре удалось добиться очень хороших результатов. С почти 1 миллиарда рублей задолженность сократилась до 200 миллионов, причем не в бюджетной сфере, а в сельском хозяйстве.
Есть проблемы в законотворческой деятельности, где сложилась практика, когда на стадии разработки и принятия законопроекта у прокуратуры, как правило, нет никаких замечаний. Как только законопроект принят, тут же вносятся протесты и заявления в суд. Начинается лишняя переписка.
Если подытожить все сказанное, возникает вывод о насущной необходимости выработки механизма взаимодействия и координации усилий федеральных и местных органов власти в интересах более эффективного решения наших общих задач. Это, прежде всего, ускорение социально-экономического развития, повышение жизненного уровня оренбуржцев. В соответствии с Указом Президента и рекомендациями правительства подготовлен документ "Регламент работы по вопросам взаимодействия администрации области и территориальных структур федеральных органов исполниетльной власти". В нем обговариваются обязанности сторон, с тем, чтобы наше сотрудничество было максимально продуктивным. Хотелось бы напомнить, чтобы руководители территориальных федеральных органов не просто раз в год информировали о своей работе, а ежеквартально представляли письменные короткие отчеты о проделанной работе. Это поможет налаживанию дел в той или иной сфере.
Мы выработаем систему, чтобы такие встречи проходили 2 раза в год. На больших совещаниях все будут высказываться, я буду отвечать на ваши вопросы. Мои заместители, а в последствии министры, будут с вами согласовывать совместную деятельность, сотрудничать с тем или иным ведомством.
Сейчас установлен новый порядок назначения кадров. Каждый федеральный министр согласовывает кандидатуры руководителей структур с губернатором. Это вносит некоторые коррективы в служебные обязанности.
Заканчивая выступление, хочу сказать, что у нас задача одна - стремление преодолеть возникающие трудности, желание сделать все необходимое для обеспечения благополучия и спокойствия жителей области. Мы настолько взаимоувязаны в повседневной жизни, что сбой в работе одной структуры сразу же отражается на общих результатах. Я думаю, мы все это понимаем. Понимаем всю ответственность и должны работать с полной отдачей, считать себя не сторонними наблюдателями, а истинными патриотами малой родины - Оренбуржья. Желаю себе и вам успехов.


17.11.2005
http://www.orb.ru:8080/dynamic/read_text?nd=963702145











Док. 388860
Перв. публик.: 17.11.05
Последн. ред.: 30.10.07
Число обращений: 278

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``