В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на пресс-конференции по итогам работы 2005 года Назад
Выступление на пресс-конференции по итогам работы 2005 года
Уважаемые друзья!

Сегодняшняя пресс-конференция стала традиционной и посвящена итогам минувшего года и задачам, стоящим перед органами власти Оренбургской области в 2006 году. Прежде чем перейти к этой теме, хотелось бы отметить, что прошедший год для оренбуржцев и жителей всей страны был особенным. Мы отпраздновали 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы не должны забывать о подвиге павших, о людях, которые защитили Родину в самые тяжелые времена. С целью увековечения их памяти мы создали в саду им. Фрунзе музей под открытым небом "Салют, Победа!", где показана не просто боевая техника, а участие жителей области в основных битвах Великой Отечественной войны. Это для истории, для будущего поколения очень важное событие. Это важно и для ветеранов, для тружеников тыла, которые воочию убедились, что люди, живущие в сегодняшнее время и власти делают все возможное, чтобы их подвиг не был забыт. Главная задача органов власти - сделать так, чтобы внимание к ветеранам, труженикам тыла было не только в юбилейные годы, но и ежедневно. Поэтому мы спрашиваем с руководителей муниципальных образований, как эта работа проводится.
Главным политическим событием года стало то, что Президент России Владимир Путин объявил о четырех национальных проектах - приоритетах в деятельности органов власти на предстоящий период. Я обязательно расскажу о том, как эти национальные проекты реализуются на территории региона, потому что это касается каждого жителя Оренбургской области. В прошлом году для нашей области очень важной была работа, которую мы выполняли в рамках реализации закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Эта большая работа была у нас проведена в соответствии с Законом.
Что касается показателей развития экономики области, считаю, что 2005 год был удачным. Промышленное производство к уровню 2004 года выросло на 4,5 процента. Это выше, чем в целом по стране, и главное, что развивались не только отрасли топливно-энергетического комплекса, но и другие. Более, чем на треть возросли темпы развития машиностроительного комплекса, на 10 процентов - металлургии. В других отраслях также был рост. Мы допустили некоторое отставание в легкой и пищевой промышленности (валовая продукция в рублях). Добыча газа в прошлом году составила в пределах 21 миллиарда кубометров, что на 1,4 процента ниже, чем в 2004 году. То есть добыча газа у нас падает. Что касается нефти, то ее добыча в прошлом году составила 17,2 млн. тонн. Мы увеличили производство бензина, дизельного топлива, причем рост значительный - на 15-40 процентов к уровню прошлого года. Я говорил о снижении пищевых продуктов в целом на 1,5 процента. Но производство колбасных изделий к уровню 2004 года увеличилось на 32 процента, цельномолочной продукции - на 8,8 процента, масла растительного - на 3 процента. Если говорить о других товарах, то выделю производство холодильников и морозильников на Орском заводе - в прошлом году 48 тысяч шт. Для агропромышленного комплекса год не был удачным из-за неблагоприятных погодных условий. Если обычно мы собираем от 3 до 3,5 миллионов тонн зерна, то в 2005 году - около 2 миллионов тонн. Но валовая продукция сельского хозяйства (и растениеводство, и животноводство) составила 31 миллиард рублей, что на 2 миллиарда больше, чем в 2004 году. Растениеводство дало около 50 процентов объема валовой продукции за счет увеличения производства маслосемян подсолнечника. Хочу также отметить рост производства предприятиями малого бизнеса - до 17 миллиардов рублей с ростом 19,7 процентов. Это приличный рост и наша задача его подтвердить и в текущем году, чтобы сохранить эту динамику и в будущем.
Напряженная работа проводилась по наполнению бюджета. Это важнейшая задача, так как от этого зависит, как мы будем финансировать социальные расходы на территории области. В прошлом году уровень расходов консолидированного бюджета области впервые составил 29,1 миллиарда рублей (рост к уровню 2004г. - 31 процент). Как и в прошлые годы, основные суммы были направлены в социальную сферу - на здравоохранение, образование, социальную поддержку населения. Мы впервые на социальную защиту израсходовали 3,6 миллиарда рублей. Это связано с реализацией закона о монетизации льгот. Очень важная задача - повышение жизненного уровня населения, борьба с бедностью. Вам известно, что Президент России называл эти цифры в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ - около 20 процентов населения имеют доходы ниже прожиточного минимума. За прошлый год реальные денежные доходы населения области выросли на 14,3 процента. Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф недавно озвучил, что в России этот показатель составляет чуть более 7,5 процентов. Считаю, что показатель роста в Оренбуржье - нормальный показатель. Нам нужно, чтобы этот рост был ежегодным, так как в Приволжском округе по уровню заработной платы мы занимаем 5-6 место среди 14 регионов. Кроме денежных доходов есть еще один важный показатель - уровень заработной платы. В ноябре прошлого года средняя зарплата составила 6572 рубля 30 копеек. В сравнении с ноябрем 2004 года она выросла на 24,1 процента. Наименьший уровень заработной платы - в сельском хозяйстве - чуть более 2000 рублей, в образовании - 3810 рублей, в здравоохранении - 4295 рублей. Растут доходы населения в целом - денежная масса доходов в прошлом году (без декабря) составила 112 миллиардов рублей (с ростом к уровню прошлого года 28,7 процента). Население израсходовало 102 миллиарда рублей. То есть превышение доходов над расходами составляет чуть более 10 миллиардов рублей. На покупку товаров население расходовало примерно 46 процентов (в 2004 году - 43 процента). На оплату услуг в 2005 году население израсходовало 15,8 процентов своих доходов, столько же, сколько и в 2004 году. Так как общая масса доходов увеличилась, значит, население расходовало больше средств и на услуги. На сбережения в 2004 году было потрачено 16 процентов доходов, в 2005 - 16,8 процентов. Конечно, жизненный уровень и доходы связаны с потребительскими ценами. Их рост в прошлом году составил 10,5 процента (в РФ - 10,9 процента). В Приволжском федеральном округе мы находимся на 6 месте. Выше нас - Нижегородская область - 11,9, Самарская область - 11,4, Пензенская и Кировская области - 11,3, Башкортостан - 10,9 процента. Я считаю, что наш показатель, 10,5 процентов для нас высокий. В 2004 году он был чуть выше 10 процентов. Наша задача - в этом году не допустить роста цен больше 9,5 процента.
Жизненный уровень населения характеризуют также наши расходы на строительство и приобретение жилья. Это большой разговор в связи с национальным проектом в сфере повышения доступности жилья. В прошлом году мы ввели в эксплуатацию 580 тысяч кв. метров жилья с ростом более чем на 7процентов. Мы ежегодно этот рост выдерживаем от 5 до 7 процентов и планируем довести объем строительства за три года до 900 тысяч кв. метров. Мы проводили большую работу по финансированию социального развития села и, прежде всего, проблемы дорожного строительства, жилья, газификации. На газификацию затрачено в 2005 году около 1 миллиарда рублей из всех источников финансирования. Мы ввели в эксплуатацию более 800 километров газопроводов. Мы ставим задачу в ближайшие 2 года завершить подвод природного газа ко всем крупным поселкам Оренбургской области. Мы не будем тратить большие деньги на прокладку газопроводов к малым селам, где живут 80-90 семей. В этих населенных пунктах на отопление будет использоваться электроэнергия.
О национальных проектах. Президент России Владимир Путин обозначил их - это здравоохранение, образование, повышение доступность жилья и агропромышленный комплекс. Эти проблемы не новые и мы в Оренбургской области серьезно занимались решением этих проблем. Из федерального бюджета на их реализацию направляются значительные средства. Мы, оренбуржцы, заинтересованы в том, чтобы эти национальные проекты реализовывались сполна. На эти цели федеральный и консолидированный бюджет области выделяют около 10 миллиардов рублей. Кроме того, предприятия привлекут в рамках проектов до 4 миллиардов рублей кредитных средств. Реально, если мы будем активно работать над реализацией приоритетных национальных проектов, в 2006 году будет использовано около 15 миллиардов рублей. Это половина нашего консолидированного бюджета области. По сути, это дополнительно к бюджетным расходам. На образование в этом году будет выделено чуть более 800 миллионов рублей, за два года - полтора миллиарда рублей федеральных средств. На здравоохранение в этом году - 1,2 миллиарда рублей, на сельское хозяйство будет выделено бюджетных средств непосредственно на субсидирование процентных ставок 300 миллионов рублей и, кроме того, кредитных ресурсов предприятия агропромышленного комплекса смогут взять 4 миллиарда рублей. В рамках проекта по повышению доступности жилья в Оренбургской области будет использовано до 800 миллионов рублей. Консолидированный бюджет области выделяет на образование 1 миллиард рублей, на здравоохранение - более 3 миллиардов рублей, на сельское хозяйство с кредитными ресурсами на возвратной основе - 2,5 миллиарда рублей, на строительство жилья почти полмиллиарда рублей.
Очень важно, чтобы выделяемые средства использовались не для "латания дыр". Речь идет о том, чтобы использовать их строго по назначению и на перспективу. Правительство области на своем первом заседании в обновленном составе рассмотрело задачи органов власти по реализации национальных проектов. Наша задача - освоить выделяемые средства. Мы с начала этого года приступили реально к их реализации. В этом году из областного бюджета выделяется более 8 миллиардов рублей, на здравоохранение - более 7 миллиардов, на сельское хозяйство - 2,5 миллиарда, на поддержку в строительстве жилья через ипотеку, помощь молодым семьям - более 500 миллионов рублей.
С 1 февраля мы начали выделять средства на классное руководство. У нас примерно половина учителей являются классными руководителями - более 10000 человек. Они сегодня получат по 1000 рублей доплаты. В минувшую субботу-воскресенье мы очень плотно работали с Министерством образования РФ. Только в субботу, 4 февраля, было принято решение на федеральном уровне о размере надбавки учителям в классах с меньшей наполняемостью. Они были ущемлены. Было подписано Постановление Правительства РФ, согласно которому регионам дополнительно выделяются средства. Теперь в городах учителя будут получать по 40 рублей на ученика в классах с наполняемостью ниже 25 человек, на селе - из расчета 71 рубль 43 копейки на ученика в классах менее 14 человек. Вчера мною подписано соответствующее Постановление Правительства области. Поэтому я прошу, чтобы вы в своих изданиях объяснили тем людям, кто этим интересуется.
Что касается программы "Здоровье", то у нас начались денежные выплаты участковым врачам (увеличение на 10000 рублей) и медицинским сестрам (увеличение на 5000 рублей). Сейчас эти средства сейчас выплачиваются. Я хотел бы сразу сказать о проблеме, которая есть среди медработников. Конечно, недовольны тем, что основной массе медработников доплаты нет, только первичному звену. Но надо рассматривать это как первый этап повышения заработной платы работникам здравоохранения. Мы пошли на то, чтобы как-то сгладить эту несправедливость. Тем более, что ко мне обращаются из многих медицинских учреждений и высказывают недовольство. Поэтому мы приняли решение - с 1 января 2006 года ввели доплату врачам государственных медицинских учреждений (областные больницы) 1500 рублей. На эти учреждения ложится основная нагрузка сложных операций. Как правило, они предоставляют медицинские услуги по высоким технологиям, нагрузка на врачей большая. Поэтому мы определили ежемесячную доплату этой категории врачей 1500 рублей. Средним медицинским работникам - 600 рублей. Второй уровень - медицинские учреждения городских округов - 1200 рублей врачам, 40 процентов от этой суммы средним медицинским работникам. В сельской местности 1000 рублей врачам, 400 рублей - средним медработникам. На эти цели будут расходоваться средства Фонда обязательного медицинского страхования и бюджетные ресурсы (областного и местных). Большую часть расходов берут на себя Фонд ОМС и областной бюджет - более 200 миллионов рублей. Я считаю, что возможности бюджета позволяют ввести эти надбавки к заработной плате медицинским работникам, тем, которые не попали в национальный проект. Надеюсь, что наступит второй этап повышения оплаты труда медицинским работникам и многие проблемы будут решены. Кроме того, в бюджетной сфере предполагалось повышение заработной платы с 1 мая 2006 года и с 1 октября 2006 года на 15 и 11 процентов, соответственно. Мы приняли решение приблизить этот срок на 2 месяца. Повышение на 15 процентов в нашей области произойдет с 1 марта. Второе повышение будет в соответствии с датой, обозначенной в федеральном законодательстве. Поступают вопросы: где берутся деньги на повышение заработной платы? Хочу сразу ответить, что у нас бюджет с дефицитом, но повышение зарплаты не предусматривает его увеличения. Мы эти средства заложили в бюджете. Цена вопроса приближения срока повышения оплаты труда - около 300 миллионов рублей. Все расходные обязательства, связанные с денежными выплатами населению, я лично держу на контроле. Вы слышали эту цифру - в этом году более 16 миллиардов рублей расходуются на денежные выплаты. Это заработная плата, детские пособия, стипендии и т.д. Эти выплаты являются приоритетными. Вы знаете, что в учреждениях бюджетной сферы мы в конце прошлого года выплатили заработную плату за декабрь и за первую половину января, имея в виду, что это очень тяжелый период, когда в областную казну поступает немного средств.
О программе повышения доступности жилья. Наша главная задача - строить больше, тогда не будет повышаться стоимость жилья. Сегодня в Оренбургской области стоимость одного квадратного метра в городах - 15100 рублей. На вторичном рынке - чуть меньше - 14 с небольшим. Это ниже, чем в целом по стране, но для нас это большая цена. Пока спрос превышает предложение. Я повторяю - мы должны больше строить жилья и довести до 900 тысяч кв. метров в год. Что касается доступности - все, кто хочет иметь квартиру или дом, должны получить эту возможность. Надо помочь людям получить дешевый ипотечный кредит, построить жилье в сельской местности через программу "Сельский дом", помочь молодым семьям. Мы будем снижать процентную ставку до 12 процентов, первоначальный взнос до 10 процентов, будут приниматься и другие меры. Наша задача - привлечь дополнительные федеральные средства на приобретение наших закладных, чтобы эти деньги использовать через ипотечную корпорацию на увеличение строительства жилья.
Что касается агропромышленного комплекса. Здесь два направления. К сожалению, в последние годы поголовье скота в общественном секторе уменьшается и в стране, и в Оренбургской области. В прошлом году мы снизили поголовье скота в сельхозорганизациях на 10 процентов. Это серьезное снижение, что связано с уменьшением производства зерна. Мы только чуть более 1 миллиона тонн смогли продать зерна, а нам надо было бы реализовать 2-2,5 миллиона тонн. Хозяйства брали кредиты. Зерна нет, реализация снизилась в два раза и поэтому за кредиты платили средствами от продажи животноводческой продукции. В Министерстве сельского хозяйства рассмотрены наши предложения по строительству 30-ти животноводческих комплексов (в первую очередь, свиноводческих) примерно на 200 тысяч голов. Это строительство будет осуществляться в ближайшие 2 года. Некоторые хозяйства уже строят эти комплексы. Кроме свиноводческих комплексов, будут реконструироваться и молочные фермы. В этом направлении у нас есть четкая программа, которая защищена в Министерстве сельского хозяйства РФ. Наша задача - привлечь максимальное количество федеральных средств на субсидирование процентных ставок тем получателям кредитов, которые будут строить животноводческие комплексы. Причем условия выгодные - 95 процентов будет субсидировать федеральный, 5 процентов - областной бюджет. Притом сумма кредитов - около 4 миллиардов рублей. Самый крупный свиноводческий комплекс, на 100 тысяч голов, в пригороде Орска планирует построить собственник Орского мясокомбината. Нам надо поддержать этот проект с тем, чтобы мясокомбинат заработал на полную мощность. Кроме того, у нас будет развиваться и отрасль птицеводства. Например, в Соль-Илецком районе есть хозяйство "Спутник", его возглавляет Лукьянов Анатолий Федорович. В начале 2005 года он ввел в эксплуатацию новый цех по производству яйца. Благодаря новой технологии производство продукции увеличено вдвое. Хорошее предложение по увеличению производства есть на Оренбургской и Гайской птицефабриках. Один пример: на бывшей птицефабрике "Россия" (теперь "Оренбургский бройлер") в 2004 году произведено 18,5 тысяч тонн мяса птицы. Если вспомнить, то в 2000 году эта птицефабрика производила лишь 2 тысячи тонн. Наша задача - организовать производство на Гайской птицефабрике, которая простаивает уже около 15 лет. При реализации этих планов, через два года производство мяса птицы в Оренбургской области вырастет до 50 тысяч тонн в год. И второе направление. Мы идем на серьезные шаги по поддержке личных подворий в выращивании скота. Сегодня крупного рогатого скота в области - 690 тысяч голов, половина в личном подсобном хозяйстве, половина - в общественном секторе. Наша задача - наращивать поголовье. У нас есть все условия для обеспечения кормовой базы для 1 миллиона голов КРС. Необходимо помочь людям реализовать скот по достойной цене. Поэтому мы создаем потребительские кооперативы - около 50 уже создано. Мы не ограничиваем количество, чтобы помочь людям выращивать скот.
В Оренбуржье проведена большая организаторская работа по реализации национальных проектов. Я провел встречи с руководителями районов области, на которых обсуждались задачи органов власти по реализации национальных проектов. Недавно мы провели большое совещание со всеми главами муниципальных образований, а их у нас 613, где провели трехчасовой разговор на эту тему. Все руководители муниципальных образований несут личную ответственность за реализацию национальных проектов. Мы провели этот разговор, чтобы они слышали, что это такое. Там выступили главы территорий, где уже началась реализация проектов, особенно, в агропромышленном комплексе.
Спасибо. А сейчас я готов ответить на ваши вопросы.



Вопрос: Александр Недорезов ("Новоорская газета")



- Увеличение заработной платы отдельным категориям медицинских работников вызвало недовольство среди медиков: те, кто не получил дополнительные выплаты, считает себя обиженным. Уже есть случаи, когда квалифицированные врачи "узких" специальностей идут работать участковыми терапевтами. Как по Вашему, не приведет ли это к обратному перекосу, когда в медицинских учреждениях будет ощущаться нехватка "узких" специалистов?



Алексей Чернышев: - Вопрос понятен, и проблему Вы затронули очень серьезную. Я хочу подтвердить, что бытует такое мнение среди медицинских работников, что некая несправедливость в оплате труда сегодня существует.
Что касается движения врачей "узких" специальностей в сторону поликлинической деятельности, участковых больниц, то это движение есть, но небольшое. За это время чуть более 200 человек были приняты на вакантные должности участковых врачей и первичного поликлинического звена. Но из числа "узких" специалистов количество незначительное, буквально 2-3 человека по каким-то обстоятельствам.
Я не думаю, что это движение будет распространяться, тем более после принятых нами мер по дополнительной выплате врачам "узких" специальностей, в том числе оказывающим медицинские услуги высоких технологий. Эта прибавка сгладит это настроение, и люди поймут, что власть не забыла о существовании проблемы и она, власть, эту проблему будет решать. Я уже получил отклики от специалистов областных, городских и районных больниц: они одобряют нашу инициативу по дополнительной выплате. Это наша личная инициатива, оренбургская инициатива - для того, чтобы врачи на территории области работали с нормальным настроением, приходили на работу и лечили больных.
Я не считаю, что будет большое движение "узких" специалистов в сторону тех, кто сегодня имеет доплату по национальному проекту. Мы эту ситуацию держим под контролем, об этих настроениях мы сообщили в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Вопрос: Лидия Жудылина (газета "Медногорский рабочий")
- Будут ли выделены средства в 2006 году на завершение строительства детской больницы в г.Медногорске и газификацию села Кидрясово, входящего в состав муниципального образования "Город Медногорск"? Как скажется реализация национального проекта "Модернизация образования" на судьбе малокомплектных сельских школ?
Алексей Чернышев: - Ваши вопросы касаются и конкретных и общих проблем. Сначала о конкретных. Больница строится очень долго. Объем монтажных работ там серьезный. Чтобы его завершить, надо не менее 15 млн. рублей. К сожалению, на этот год таких средств мы не выделим, в этом году больница в эксплуатацию не будет введена. Мы, наверное, с учетом и Вашего вопроса, будем рассматривать эту проблему в 2007 году.
Что касается межпоселкового газопровода в с. Кидрясово. В 2006 году мы будем его газифицировать, у нас в плане работ есть средства на строительство газопровода. Но проблема в газификации заключается в том, что сегодня высока цена подключения к газопроводу. Мы выделяем средства бюджета на его строительство до поселка, а внутри поселка должны использоваться внебюджетные деньги. Вот в этом проблема серьезная. Поэтому мы используем средства и федерального, и пенсионного фондов, чтобы помочь пенсионерам проводить газ в квартиры, и помогаем некоторым другим категориям населения.
Малокомплектные школы - еще одна серьезная проблема. Она заключается в том, что, к сожалению, количество учащихся в области, в том числе и в сельской местности, уменьшается. Сегодня у нас примерно 250 тысяч учащихся: половина в сельской местности, половина в городах. За последние 3- 4 года количество учащихся уменьшилось на 30-40 тысяч человек. Только за прошлый год учебный год - на 17 тысяч. Но у нас нет стремления закрыть сельские школы. Где есть ученики, где есть дети - начальная школа должна быть.
Мы изменили в этом году финансирование малокомплектных школ. Речь идет о нормативном финансировании. Есть три уровня тарифов - в зависимости от численности учащихся. Если в городах на одного учащегося выделяется по нормативу до 10 тысяч рублей в год, то в малокомплектные школы мы сейчас выделяем до 26 тысяч рублей на учащегося в год. Разница 10 тыс. и 26 тыс. рублей ощутимая. Этим нормативом, выделением этих средств, мы показываем, что не хотим закрывать эти начальные школы, т.е. мы финансируем их.
Решать проблему надо и через программу "Школьный автобус". Т.е. если в селе мало учеников старших классов, чтобы скомплектовать класс, нужно возить этих учеников в соседнее село, где есть средняя школа, где есть грамотный педагогический коллектив. Тогда программа "Школьный автобус" будет реализовываться. Я еще раз говорю, что наша область по количеству школ - более 1400 - лидирует в Приволжском федеральном округе. Когда недавно к нам с коротким визитом приезжал министр экономического развития и торговли г-н Греф, на совещании в Правительстве он обратил на это внимание и покритиковал нас, что мы плохо занимаемся реформой школьного образования, в том числе мы содержим очень много малокомплектных школ. Но я ему ответил, что у нас есть особенность: 42 процента населения живет в сельской местности, поэтому начальные малокомплектные школы мы будем содержать.





Вопрос: Виталий Зимаков (Оренбургский региональный центр социальной информации)


- Национальный проект "Образование" предполагает поощрение лидеров из числа учащихся, преподавателей, образовательных учреждений. Администрация области на протяжении последних лет тоже поощряет работу лучших. Не получится ли так, что из года в год будут отмечаться одни и те же люди и школы?
- В нашей области в последние годы уделяется большое внимание развитию высокотехнологичных методов лечения. Вместе с тем пока еще не все могут ими воспользоваться. Будет ли обеспечена их доступность?

Алексей Чернышев: Вы правильно заместили, что уже несколько лет у нас проводится областной конкурс "Школа Оренбуржья", в котором участвуют до 500 школ. А победителями становятся около 30. Когда я говорю, что 500 школ участвуют, я это говорю с удовлетворением. К счастью, в области есть руководители образовательных учреждений, педагогические коллективы, которые занимаются внедрением инновационных программ. У нас есть, кому соревноваться, и у нас будут каждый год победители. Мы будем участвовать и на федеральном уровне, есть у нас и областные конкурсы. Я уверен, что с каждым годом в числе победителей будут новые коллективы. Это замечательный стимул для школ, для того, чтобы совершенствовать учебный процесс.
Сегодня такой проблемы не существует. Но может быть и повтор, он будет в том случае, если ежегодно у победителя в следующем году будет что-то новое, что применено в инновационной программе.
Программа национального проекта предполагает выделение средств и поощрение, в том числе, и молодых учителей. Нам нужно талантливую молодежь среди педагогов поддерживать. В области очень развита поддержка талантливой молодежи среди учеников. Мы выделяем деньги на то, чтобы они участвовали во всех конкурсах, олимпиадах. В бюджете, в данном случае, Министерства образования области, выделяются на эти цели определенные средства. Мы вновь будем активизировать эту работу, чтобы молодые люди и среди педагогов, и среди учеников знали, что за хорошую работу они получат поощрение. Это хороший стимул.

Второй вопрос. В национальном проекте "Здравоохранение" предусмотрено в России строительство 15 высокотехнологичных центров. На эти цели будут затрачены большие средства. Но такие центры будут строиться в крупных городах. Я лично задавал вопрос министру здравоохранения, по какому критерию будут выбираться субъекты. Ответ был дан, - строительство будет в тех городах, где население более 1 млн. населения, предъявляются и другие требования. При том для участия в строительстве необходимо до 50 процентов бюджета объекта.
Я проинформировал министра, что в нашей области есть медицинские учреждения, которые реально внедряют высокие технологии при оказании медицинских услуг. Приводил известные вам примеры. Начиная с осени 2000 года, в областной клинической больнице No1 развивается кардиохирургия с применением высоких технологий. Сложнейшие операции на сердце, на сосудах делаются. За это время проведено более 2 тысяч операций. Мы внедрили в 1-ой городской больнице высокие технологии в лечении больных с почечной недостаточностью, вплоть до пересадки почки. Сегодня проведено 12 операций по пересадке почки. Могло быть и больше, но проблема в донорской почке. В этом направлении мы сотрудничаем со Свердловской областью, обмениваемся банком данных по наличию доноров почки, с дальнейшим обменом ими, что позволит увеличить количество таких операций.
Мы применяем высокие технологии при оказании медицинских услуг больным при эндопротезировании тазобедренных, коленных и т.д. суставов. Это применяется в 4-ой городской больнице г.Оренбурга и в 1-ой областной клинической больнице. Применяются и другие высокие технологии при оказании медицинских услуг. Мы на эти цели выделяем большие средства. Только на приобретение оборудования в областной клинической больнице затрачено единовременно более 300 млн. рублей. Кроме того, ежегодно из бюджета выделяются средства на приобретение расходных материалов, дорогостоящих, в том числе производства иностранных фирм. Мы будем работать и дальше в этом направлении.
Мы официально обратились в Правительство и министерство здравоохранения РФ, чтобы наши центры были включены в перечень Министерства, и чтобы этим учреждениям был федеральный заказ и финансирование из федерального центра. Я убеждал: Если нужно здесь оперировать 500 больных с сердечной недостаточностью, то возьмите федеральный бюджет, хотя бы его половину, и профинансируйте этот заказ. Мы готовы делать такие операции на территории области, но только сделайте госзаказ. Мы хотим, чтобы было финансирование и федеральное. Хотя решение пока не принято, к предложению отнеслись с пониманием.
Кроме того, ежегодно более 700 оренбуржцев, в том числе 320-350 детей, оперируются в федеральных клиниках и центрах по квотам Министерства здравоохранения и социального развития РФ. На 2006 год нашей области квоты увеличены, выделено 1000 квот.
Оренбуржцы могут убедиться в доступности медицинских услуг - это и высокотехнологичные методы лечения на территории области, и квоты, выделяемые федеральным центром.

Вопрос: Людмила Агапова (Орен-ТВ)
- Планируется повышение заработной платы бюджетникам на 2 месяца раньше федерального центра. Если это решение принято только сейчас, то возникает вопрос - из какого источника будут изыматься необходимые на это средства? При формировании бюджета-2006 был ли учтен этот момент? Некоторые депутаты Законодательного Собрания области задают этот же вопрос?
Алексей Чернышев: - Я думаю, депутатам известно, что когда мы обсуждали бюджет на 2006 год, то говорили о том, что предусматривается повышение заработной платы. Я еще раз хочу подтвердить - средства на повышение 15 процентов заработной платы работникам бюджетной сферы и на доплату медицинским работникам в размере 1500, 1200 и 1000 рублей врачам - в бюджете предусмотрены. Это около двух миллиардов рублей. Я это говорю утвердительно.
Что касается депутатов, то они задают эти вопросы, потому что они участвуют сегодня в предвыборной кампании: нужно и покритиковать власть, и вопросы задавать. Хотя ответы на эти вопросы известны. Повышение никак не связано с предстоящими выборами. Есть ли выборы, нет их - национальные проекты на территории области будут реализовываться.

Вопрос: Ольга Жидейкина (кувандыкская газета "Новый путь")
- В результате выборов к руководству муниципальными образованиями пришло много новых людей. Как должны складываться их взаимоотношения с редакторами местных государственных газет?

Алексей Чернышев: - Мы с Вами отчасти затрагивали эту проблему, когда я в декабре прошлого года был в вашей редакции и типографии. Действительно, в прошлом году после выборов пришли новые главы, конечно, для них проблемы взаимоотношений власти и местной прессы существовали.
Для меня этой проблемы нет. Наша политика во взаимоотношениях власти и прессы строится на партнерских отношениях. Мы не вмешиваемся в работу СМИ, единственно настойчиво просим писать, говорить и показывать правду, правду и только правду. Это действительно так. Я думаю, что новые главы городов и районов поймут эту особенность, и будут строить правильные взаимоотношения.
Кроме того, мы продолжаем выделять из консолидированного областного бюджета средства на поддержку СМИ, тем более что в отдельных изданиях публикуются и наши нормативные акты - законы, указы, постановления Правительства области.
Недавно в связи с профессиональным праздником встречался с группой журналистов, победителями различных конкурсов. Я говорил о том, что сегодня наши СМИ, в том числе районные газеты, научились зарабатывать себе на жизнь. Мы выделяем средства из бюджета на укрепление базы полиграфии.
Если будут конкретные недоразумения, обращайтесь, и мы будем таких руководителей поправлять и разъяснять.

Вопрос: Олег Бракоренко (ТК "Регион")
- Вы сказали, что рост заработной платы 12,5 процента, инфляция - 10,5 процента, значит, номинальный рост заработной платы составит 23 процента по сравнению с прошлым годом. Если я буду рассказывать об этом в своей программе, то у зрителей, наверное, вызовет это улыбку и, скорее всего, даже раздражение. Если абстрагироваться, скажем, от отрасли нефтяной, газовой, монополистов, связистов, то на самом деле такого роста незаметно по этим отраслям, в том числе и по сельскому хозяйству. Особенно беспокоит вопрос по заработной плате в машиностроении, потому что там на самом деле номинальный рост - 5-7 процентов.
Хорошо, что заработная плата в бюджетной сфере повышается, а есть ли механизмы у государственной власти по повышению заработной платы работникам частных предприятий?

Алексей Чернышев: Вопрос очень важный и интересный. Что касается раздражения, если Вы будете говорить об этом. Понятно, что рост заработной платы где-то выше, где-то ниже. В среднем она растет реально на 14 процентов, инфляция - 10 процентов. Доходы растут, и заработная плата выросла на 24-25 процентов за один год.
При том по темпам роста доходов мы сегодня среди регионов Приволжского округа находимся в числе лидеров. Но рост потребительских цен, конечно, съедает эту прибавку. Однако по росту цен даже в январе этого года по основным показателям продовольственной группы товаров в области мы находимся не на последнем месте. В декабре-январе нам известен рост цен конкретно на рынках, в магазинах, например, на колбасные изделия. По этим показателям среди регионов Приволжского округа мы находимся на втором месте, т.е. у нас одна из низких цен на колбасные изделия. Точно также на молочную продукцию, на хлеб и хлебобулочные изделия. У нас килограмм хлебобулочных изделий первого и второго сорта стоит 12 рублей, ниже нас в Пензе - 11 рублей 59 копеек. И так далее.
Что касается инфляции - в прошлом году она составила 10,5 процента. Значительно повлиял на этот показатель рост оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Когда мы в прошлом году перешли с доли оплаты населением 70 процентов на 90 процентов, этот показатель серьезно увеличил рост оплаты населением на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
В этом году государство приняло меры, и в данном случае субъект федерации имеет право регулировать этот показатель. Мы сегодня установили для каждого муниципального образования предел роста на услуги ЖКХ.
Надо смело говорить, что цены растут. На продовольственную группу товаров нашей области, хотя цены и растут, но надо сравнивать их с аналогичными в других регионах. Ну почему нам не говорить, что тариф на электроэнергию вырос, но электроэнергия у нас самая дешевая в Российской Федерации? Надо об этом говорить населению в своих изданиях. Надо говорить, что и при повышении цены на газ, среди регионов РФ по их уровню мы находимся на четвертом месте. Ниже нас только три региона - это северные регионы, где основная добыча газа.
Что касается заработной платы в предприятиях внебюджетной сферы. Я уже говорил о 15-процентном повышении заработной платы, о повышении доплаты врачам. Врач в городе Оренбурге будет получать доплату 1500 рублей ежемесячно. Этой суммы ему хватит, чтобы заплатить за 2-3-комнатную квартиру за коммунальные услуги. Это серьезная помощь. Теперь перед органами власти стоит задача повышать заработную плату и не только в бюджетной сфере.
Но как влиять на повышение зарплаты на предприятиях, в том числе, на частных? Повышается заработная плата на этих предприятиях тогда, когда есть прибыль. Только из прибыли можно предприятию увеличивать зарплату. Поэтому задача органов власти создавать предприятиям любой организационной формы, крупным, средним и мелким, экономические условия для того, чтобы они работали с прибылью. Это главное, над чем мы должны работать.
Второе. Мы выделяем инвестиционные кредиты, создаем рабочие места, выпускается новая продукция, снижаются затраты, повышаются доходы, а они зарплату не повышают. Это отслеживает комиссия Правительства области. Сегодня мы имеем данные по предприятиям, какой размер оплаты, на сколько за прошлый год она повышена. Я уже говорил, что в среднем заработная плата выросла на 24 процента, а реальная на 14,3 процента. На предприятиях, которые контролируются органами статистики, - а таких более двух десятков предприятий, - в прошлом году заработная плата повышена на 30 и более процентов. Например, завод "Инвертор" за прошлый год увеличил зарплату на 55 процентов, орские машиностроительные заводы - на 32 процента, повышают заработную плату металлурги и т.д.
Низкий рост заработной платы и размер оплаты, конечно, на предприятиях легкой промышленности. На этих предприятиях, которыми руководят женщины, и в основном работают женщины, рост всего на 8-10 процентов за прошлый год. Это конечно, незначительно.
Каков механизм влияния? Что касается крупных предприятий, то мы подписываем ежегодно с ними соглашения, где определена и минимальная налоговая нагрузка. В этих соглашениях предусмотрено обязательным условием повышение заработной платы членам коллектива. Действует 3-х сторонняя комиссия, влияют на эту ситуацию и профсоюзные организации.

Вопрос: Ольга Тамбовцева (ИА "Априори")
- Как Вы оцениваете политическую ситуацию в регионе накануне выборов в Законодательное Собрание области? Какими ожидаете результаты выборов?

Алексей Чернышев: - Понятно, всегда это было: когда предстоят выборы, политическая ситуация накаляется. Особенность предстоящих выборов в том, что они только региональные. 12 марта выбираются только депутаты Законодательного Собрания области. Это значит, все партии, все кандидаты по округам свои выступления, участия в дебатах и дискуссиях сосредотачивают на проблемах, которые присущи региону в целом, или конкретно городу или району. Некоторые депутаты, в том числе и лидеры партий, используют этот момент, чтобы повысить свой рейтинг. Эта борьба будет интересной, и будет накаляться.
Что касается общей политической ситуации в области, то я оцениваю ее как стабильную. У нас проживает более 100 национальностей, и наша задача, чтобы все они жили и чувствовали себя на территории области спокойно и комфортно. В этом отношении проблем нет. У нас положительно решаются национальные вопросы. Выпускаются на разных языках газеты и другие издания. Во многих школах, где есть компактное проживание национальностей, изучается родной язык. В этом году мы сделаем подарок нашим национальным обществам - "Национальную деревню" в Оренбурге, где будут национальные дворики, показана и история, и культура народов, которые проживают в Оренбуржье. Это пример, характеризующий политическую обстановку в области как стабильную.
Что касается прогнозов выборов, то вообще прогнозы - дело неблагодарное. Я скажу, по округам у нас выдвиженцы - достойные люди, и выбор будет, конечно, за нашими избирателями.
Что касается нового порядка выборов в отношении партий. Я считаю, что в Законодательном Собрании не должно быть много партий, мы не должны превратить его в партийный клуб, в дискуссионный клуб для партий. Законодательное Собрание области - это прежде всего орган, который должен принимать ответственные решения, должен принимать законы, которые будут реализовываться на территории области, помогая жителям решать их проблемы, прежде всего в улучшении уровня жизни. Поэтому в Законодательном Собрании должна быть партия, которая берет на себя ответственность не только за принятие решений, но и за их реализацию.
Прогнозировать, какие партии пройдут, я не буду. У нас зарегистрированы 8 партий, они известны избирателям. Избиратели в марте, я надеюсь, сделают правильный выбор.


Вопрос: Елена Волкова ("Южный Урал")
Есть ли перспективы в сфере изменения межбюджетных отношений в пользу субъектов РФ? Что Вы делаете для восстановления справедливости?

Алексей Чернышев: - Мои регулярные встречи с Президентом, главой правительства, министрами не обходятся без обсуждения этой проблемы.
В 2005 году мы собрали налогов на сумму более 70 млрд. рублей. Но, как и в предыдущие годы, более половины всех собранных на территории области налогов, а именно 68 процентов - поступили в доходы федерального бюджета. Конечно, на рост доли перечислений в федеральный бюджет влияет налог на добычу полезных ископаемых. Нас учили раньше, что "это - всенародная собственность, она принадлежит не только Оренбургской области, а и всему государству, которое вправе изымать эти поступления для перераспределения по другим субъектам".
В декабре прошлого года, во время визита в нашу область Министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, мы также ставили вопрос о более справедливых межбюджетных отношениях.
Я думаю, что межбюджетные отношения будут меняться в связи с изменением налогов, уменьшением налоговой нагрузки. При уменьшении федеральных налогов доля местных будет увеличиваться. Больше нас в федеральный бюджет перечисляют только два региона - Тюменская и Томская области. Поэтому наша задача - работать так, чтобы и другие отрасли, в особенности малый бизнес, развивались на территории области динамично, и доля платежей налогов от развития этих направлений увеличивалась. Тогда можно говорить, что отношения между субъектом федерации и федеральным центром улучшаются.


Вопрос: Андрей Федосов (ГТРК "Оренбург")
Алексей Андреевич, Вы стали членом партии "Единая Россия". Почувствовали ли Вы благодаря этому дополнительную политическую поддержку в ваших начинаниях в нашей области?

Алексей Чернышев: - Почувствовал ли я поддержку? Я думаю, что утвердительно отвечу на этот вопрос, я почувствовал моральную поддержку, особенно в Государственной Думе во фракции "Единая Россия". Когда я говорил о строительстве спортивных сооружений, то дополнительно четвертый объект, а это спортивное сооружение с ледовой площадкой стоимостью 90 млн. рублей, который мы будем строить в этом году, то этот объект вписан нам с помощью активной работы руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе. На эти цели нам из федерального бюджета будет выделена половина стоимости. То есть, те проблемы и предложения, которые я сейчас ставлю в руководстве Госдумы, во фракции поддерживаются, в том числе и потому, что я являюсь членом этой партии.


Вопрос: Виталий Дерябин (ТВЦ Планета)
Какие основные проблемы возникают в связи с реализацией закона о местном самоуправлении?
Многие муниципальные власти, в частности в Оренбурге, весьма вольно трактуют свои полномочия в вопросах тарифообразования на услуги ЖКХ, не пора ли областной власти усилить здесь контроль?

Алексей Чернышев: - Прошлый год у нас был очень напряженным по изданию нормативных документов, прежде всего законов, связанных с реформированием местного самоуправления. К настоящему времени в области в соответствии с федеральным законом у нас 613 муниципальных образований, соответственно столько же глав.
Проблемы в реализации закона связаны с организацией практической деятельности органов местного самоуправления, квалификации глав вновь избранных глав, особенно сельских поселений. Основная задача органов государственной власти - обучить глав муниципальных образований сельских и городских поселений, дать им знания основ муниципального управления, так как большинство из них впервые стали руководителями органов местного самоуправления. Для решения этой задачи организованы курсы повышения квалификации. Первый поток уже обучается по двухнедельной программе. Будут обучены все вновь избранные главы поссельсоветов.
Проблемными остаются вопросы, связанные с финансированием муниципальных образований и межбюджетными отношениями. Имеющиеся в распоряжении муниципальных образований финансовые ресурсы сегодня, за некоторым исключением, явно недостаточны для исполнения их расходных полномочий в полном объеме. Мы обязаны под полномочия передать имущество. Этот проблема пока решается медленно, но она будет поставлена под личный контроль министра, чтобы муниципальные районы своевременно передавали свое имущество вновь образованным муниципальным образованиям.
Что касается вопросов тарифообразования. Правительство устанавливает нам предельный размер роста на электроэнергию, газ, коммунальные услуги. Тарифы в г.Оренбурге и других муниципальных образованиях оказались очень высокими, так как была допущена ошибка - с 1 января введен новый жилищный кодекс, согласно которому затраты на капитальный ремонт в тарифы входить не должны. В Оренбурге возникла проблема. Как только это стало известно, мы предупредили о необходимости внести изменения. Мы добились того, что предельный размер роста тарифов в среднем по области не превышает 20 процентов. Но отдельным муниципалитетам сделаны исключения, например, в Оренбурге рост на отдельные услуги составит 23 процента, в некоторых - до 30 процентов. Это связано с тем, что в прошлом году не все из них перешли на долю оплаты населением в 90 процентов. 10 процентов платит областной бюджет. Цена этих 10 процентов - 584 млн. рублей. Проблема будет регулироваться через установление предельного роста тарифов.

Вопрос: Алла Черкесатова (газета "Оренбуржье")
- Как оградить сферу жилищного строительства от застройщиков, которые, строят не дома, а строительные пирамиды, что в принципе и сделала корпорация "Социальная инициатива"?



Алексей Чернышев: - Эта проблема на территории области, к сожалению, существует, когда с целью долевого строительства жилья инвесторы собирают деньги у будущих собственников жилья и фактически обманывают население.
Такой факт деятельности "Социальной инициативы" в Оренбурге есть. Было собрано более 100 млн. рублей с граждан, а строительство жилья не велось. На сегодняшний день у половины из дольщиков договора расторгнуты, из 48 млн. примерно 10 млн. уже возвращены. Ведутся переговоры по привлечению реальных инвесторов для достройки этого жилья.
Органы власти действуют на основании закона "О долевом участии в строительстве". Он вступил в действие с 1 апреля 2005 года и предусматривает административную ответственность застройщика при нарушении условий договора, а также государственную регистрацию договоров с дольщиками в Управлении федеральной регистрационной службы. Только после проверки этой службы дается разрешение на строительство того или иного объекта. Я считаю, что с внедрением этого закона, его исполнением органами власти, в том числе и в нашей области, таких случаев не должно быть.


Вопрос: Ольга Порохова (Бузулук-ТВ)
Предполагается ли участие предприятий малого и среднего бизнеса в реализации национальных проектов на территории области?
Будут ли эффективно выстраиваться отношения власти с корпорацией "РуссНефть"?

Алексей Чернышев: - Именно сегодня в Оренбург прибывает генеральный директор НК "РуссНефть" Михаил Гуцериев для подписания данного соглашения. В соглашении будут отражены все вопросы нашего сотрудничества, в том числе налоговые обязательства компании перед областью, участие в реализации некоторых социальных программ, например, в строительстве спортивных комплексов. Поскольку реализация нефтепродуктов от ТНК-ВР перешла к "РуссНефти", мы договариваемся о реализации ГСМ сельхозпредприятиям и фермерским хозяйствам на период сева на 10 процентов дешевле.
Мы продолжим активно работать с этой нефтяной компанией, так же, как работали с ТНК-РВ.

Что касается первого вопроса, предприятия малого и среднего бизнеса будут участвовать в реализации национальных проектов. Например, по программе доступности жилья - у нас очень много малых предприятий, которые производят строительные материалы, ведут строительные работы в рамках программы "Сельский дом". В здравоохранении это частные стоматологические клиники. Мы будем использовать все возможности и привлекать всех, кто может, для участия в реализации проектов на территории Оренбургской области.

Вопрос: Оксана Чуряк ("Московский комсомолец в Оренбурге")
- В последнее время в сельском хозяйстве вилка между стоимостью зерна и ГСМ увеличивается. Не получится ли, что деньги, выделяемые на данный национальный проект, уйдут в никуда?

Алексей Чернышев: - Итоги всегда зависят от затрат, которые несут производители. Главное в национальном проекте АПК - внедрение новых технологий, которые предусматривают значительное сокращение всех затрат на производство того или иного вида продукции. Это и производство зерна через лизинговые компании, это и выделение средств тем предприятиям, которые покупают новые технологии, что позволяет сократить экономические затраты и расход ГСМ. В прошлом году на новые технологии было взято кредитов 1,1 млрд. рублей.
В ближайшие годы цена реализации зерна не будет повышаться. Мировые цены держатся примерно на одном уровне. Сегодня мы продаем пшеницу 2-го, 3-го класса по цене 3,5 тысячи рублей за тонну. Нам надо производить зерно, сочные корма, чтобы развивать животноводство и через реализацию животноводческой продукции улучшать финансовое положение сельхозорганизаций, фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств.


Вопрос: Людмила Устимова (газета "Оренбургская биржа")


- Какие изменения произойдут во внутренней политике и экономике области в связи с новыми кадровыми назначениями?


Каковы приоритеты области помимо национальных проектов, что формирует имидж Оренбургской области?



Алексей Чернышев: - Что касается Правительства, министерства были созданы не для того, чтобы сменить вывески. Создан абсолютно новый подход к работе министерств. Им дается полная самостоятельность в деятельности и повышается ответственность руководителей министерств за принимаемые решения.
У нас появились новые лица - это министр промышленного блока Юрий Калюжный и экономического блока - Борис Сперанский. Появилось новое министерство по информационной политике, общественным и внешним связям, возглавляемое министром Сергеем Горшениным. Эта деятельность для него является также новой. Назначения этих трех министров должно внести новое в экономическую политику области. Сегодня министры приступили к ревизии документов в промышленной и экономической политике - где-то что-то нужно изменить, убрать или усилить. Я считаю, что новые лица, если они квалифицированные специалисты, а они таковыми являются, вносят только положительное в развитие этих направлений.
Имидж нашей области оценивается несколькими факторами, и первый фактор - это инвестиционная привлекательность. В 2000 году в рейтинге по инвестиционной привлекательности наша область была на 75 месте. Сегодня по итогам 2004 года мы на 29 месте. Как и имидж, инвестиционная привлекательность предусматривает несколько факторов. Это политическая стабильность, это отношение властей к развитию малого и среднего бизнеса, это наличие законодательных актов, способствующих привлечению инвестиций, в том числе и иностранных. У нас ежегодно увеличиваются инвестиции иностранного капитала, есть крупные европейские фирмы, которые пришли на территорию области, в том числе компания "Джон Дир", французская компания, работающая в Медногорске на Уралэлектро, голландская фирма в Новотроицке и другие. В Оренбуржье наблюдается положительная динамика развития малого и среднего бизнеса. Кроме того, у нас есть природные ресурсы, которые тоже привлекают интерес. Это и наше зерновое поле - по размерам второе в России после Алтайского края, это и наша пшеница твердых сортов.
Самая главная привлекательность области в том, что у нас живут и работают в мире и согласии народы 100 национальностей, у нас замечательные люди, способные решать любые задачи, и я считаю, что если это все суммировать, то у нас действительно область замечательная, привлекательная для инвестиций, и у нашей области замечательное будущее.


07.02.2006

http://www.orb.ru













Док. 388706
Перв. публик.: 07.02.06
Последн. ред.: 30.10.07
Число обращений: 292

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``