В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на коллегии Управления федеральной службы по налогам и сборам по итогам 2005 года Назад
Выступление на коллегии Управления федеральной службы по налогам и сборам по итогам 2005 года
Уважаемые друзья!
Я придаю нашей встрече очень важное значение. Сегодня вы подводите итоги своей работы в 2005 году и определяете задачи на текущий год. В докладе руководителя Управления Кузнецова Георгия Васильевича говорилось о необходимости совместных действий исполнительной власти области и налоговых органов по мобилизации доходов в бюджет в целях укрепления экономики области, более успешной реализации социальных программ. Прежде чем высказать свое мнение на этот счет, позвольте хотя бы в общих чертах охарактеризовать социально-экономическую ситуацию в области.
Прошедший год войдет в историю прежде всего как год 60-летия Великой Победы. В области, как и во всей стране, многое сделано для ветеранов войны, тружеников тыла, всех, кто пережил военное лихолетье. Само собой разумеется, что забота о ветеранах не должна заканчиваться юбилейным годом. Это повседневная обязанность органов власти любого уровня, святой долг ныне живущих поколений.
Важным политическим событием года стали прошедшие в области муниципальные выборы. Население активно приняло в них участие, что показывает неравнодушное отношение людей к формированию органов власти. Теперь в области действует 613 муниципальных образований городов и районов, городских и сельских поселений. Недавно состоялось совещание с руководителями муниципалитетов, на котором выработан комплекс мер по совершенствованию всей системы местного самоуправления, определен круг первостепенных задач, которыми должны заниматься власти на местах.
В новом качестве вступила в 2006 год исполнительная власть области. В соответствии с принятым 9 ноября прошлого года Законом высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области является Правительство. Возглавляет его губернатор, который является высшим должностным лицом области. Создано 10 министерств. Эта реорганизация не должна стать простой сменой вывесок. Мы рассчитываем на то, что предоставление новым структурам самостоятельности повысит их ответственность за проводимую работу.
2005 год знаменателен также тем, что перед обществом и органами власти поставлены новые масштабные задачи, выполнение которых позволит стране сделать качественный рывок в своем развитии. Президент РФ Путин В.В. обозначил эти задачи как национальные проекты и касаются они четырех жизненно важных сфер: образования и здравоохранения, обеспечения доступности жилья и агропромышленного комплекса. У нас есть все основания рассчитывать на значительный прогресс по всем четырем направлениям. Об этом свидетельствуют итоги социально-экономического развития области в 2005 году.
Объемы промышленного производства к предыдущему году выросли на 4,5 процента. Опережающими темпами развивались машиностроение (рост - 31,2%) и металлургия (10,1%). Именно эти отрасли, а не топливно-энергетический комплекс, как принято считать, являются сегодня лидерами по динамике производства.
В агропромышленном комплексе успехи не столь заметны. Среднегодовой сбор зерна в последние годы составлял 3 млн. тонн. В прошлом году, вследствие неблагоприятных условий, мы собрали около 2 миллионов. Однако если брать в целом объем валовой продукции сельского хозяйства, то он достиг 31 млрд. рублей, что на 2,4 млрд. руб. больше, чем в 2004 году.
Дальнейшее развитие в 2005 году получил малый бизнес. Выпуск товаров и услуг, производимых малыми предприятиями, оценивается в сумме 17,5 млрд. руб., что составляет 120 процентов к уровню 2004 года.
Экономический рост положительно отразился на жизненном уровне населения. Реальные денежные доходы увеличились на 14,3 процента. Среднедушевые денежные доходы возросли на 29,4 процента и составили 4728,5 рубля в месяц. Средний размер трудовой пенсии увеличился на 23,3 процента.
Заработная плата в реальном секторе экономики и в социальной сфере, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии росли темпами, опережающими инфляцию (10,5%), что повлияло на значительное увеличение оборота розничной торговли, платных услуг населению, накоплений и сбережений во вкладах и ценных бумагах.
Среднемесячная заработная плата за январь-ноябрь 2005 года по полному кругу предприятий составила по области 5875,1 рубля, что на 24,6 % выше аналогичного периода 2004 года.
Задолженность по заработной плате во всех отраслях экономики сократилась с 430 млн. рублей на 1 января 2005 года до 134 млн. рублей на 1 января 2006 года.
В истекшем году за счет всех источников финансирования в области введено 583 тыс. кв. метров жилья. По программе "Обеспечение жильем молодых семей" помощь в приобретении жилья получили 255 молодых семей. Продолжалась газификация области. К имеющимся газовым сетям добавилось еще 800 км газопроводов.
Рост промышленного производства, развитие малого бизнеса позволяют ежегодно наращивать сбор налогов в бюджетную систему всех уровней.
За 2005 год собрано налоговых платежей 70,3 млрд. рублей с ростом к уровню прошлого года в 1,5 раза. В консолидированный бюджет области поступило более 29 млрд. рублей доходов, в том числе в областной бюджет - 22,9 млрд. рублей. Это результат и вашей работы, и следствие общего роста экономики.
Оренбургская область занимает 6 место среди 14 регионов Приволжского Федерального округа по мобилизации доходов в бюджеты всех уровней в расчете на душу населения. Лидируют по этому показателю Мордовия, Самарская область, Пермская область Татарстан и Башкортостан. При этом по доле отчислений налоговых и неналоговых платежей в федеральный бюджет Оренбургская область занимает первое место в Приволжском Федеральном округе и третье место по России - после Тюменской и Томской областей.


Из общей суммы собранных на территории платежей в области осталось лишь 32 процента, 68 процентов зачислено в федеральный бюджет (для сравнения: в 2003 году в области оставалось 45 процентов, в 2004 году - 42 процента).
Несмотря на это, доходная часть консолидированного бюджета области за 2005 год, по предварительным данным, исполнена на 108,2 процента, областного бюджета - на 111%. Это позволило практически полностью профинансировать все намеченные мероприятия как по консолидированному, так и по областному бюджетам.
В прошлом году дважды увеличивалась заработная плата работников бюджетных учреждений социальной сферы: с 1 января - на 20 процентов и с 1 сентября - еще на 11 процентов. На повышение заработной платы из областного и местных бюджетов было направлено около 2 млрд. рублей. Около 500 млн. рублей выделено на выплату детских и опекунских пособий. Все выплаты производились своевременно и в полном объеме.
В бюджеты городов и районов из областного бюджета направлено более 7 млрд. рублей межбюджетных трансфертов, из них 1,1 млрд. рублей - за счет дополнительно полученных доходов, что позволило не только полностью выплатить заработную плату работникам бюджетных учреждений области за 2005 год, но и произвести выплату аванса за первую половину января текущего года. Кредиторская задолженность бюджета по сравнению с началом года сократилась на 735 млн. рублей, хотя остается еще высокой - 648 млн. рублей.
Результаты исполнения бюджета могли быть еще более весомыми, если бы налоговыми органами были приняты действенные меры для погашения имеющейся задолженности по платежам в бюджет.
На 1 января 2006 года недоимка во все уровни бюджетов, без учета недоимки организаций, находящихся в процедуре банкротства, составила 1,7 млрд. рублей. За год она не сократилась, а по региональным и местным налогам даже увеличилась на 23 млн. рублей. К работе с недоимщиками могли бы подключиться и отраслевые министерства области, и муниципальные образования. Но почему-то сведения о недоимке у налоговых органов являются почти секретными. Что секретного в том, что орган, исполняющий бюджет, будет знать, кто из организаций не рассчитывается с бюджетом? Совместная работа принесет гораздо больше пользы.
Собираемость по транспортному налогу составляет чуть более 80 процентов. Недоимка только по текущим начислениям 2005 года составляет 90 млн. рублей. Наверное, достаточно ссылаться на несовершенство налогооблагаемой базы. За три года действия налога можно было бы урегулировать все вопросы.
До многих налогоплательщиков-физических лиц не доходят уведомления налоговых органов на уплату не только транспортного налога, но и налога на имущество физических лиц. Бюджет, утвержденный на текущий год, очень напряженный. На счету каждый рубль, поэтому нужно доходить до каждого налогоплательщика.
Недоимка по местным налогам на начало текущего года составляла 225 млн. рублей, из которых основная доля приходится на земельный налог.
С 2006 года изменилась система налогообложения по земельному налогу. Вся необходимая база передана в налоговые органы в декабре прошлого года. Чтобы в последующем не ссылаться на то, что земельный налог не поступает по причине каких-то неточностей в налогооблагаемой базе, ею нужно заниматься сейчас. Если есть необходимость что-то доработать, вносите предложения в соответствующие органы исполнительной власти области и совместно вырабатывайте решения.
Более серьезное внимание следует обратить на качество проводимых проверок. Имеется немало случаев, когда доначисленные по результатам проверок налоговыми органами платежи судебными органами признаются необоснованными и подлежат возврату из бюджета. А любой возврат из бюджета отрицательно отражается на исполнении расходных полномочий того или иного уровня власти. Юристам налоговых инспекций следует более основательно готовиться к судебным процессам.
Сошлюсь на примеры. По результатам проверки, проведенной инспекцией МНС РФ по Центральному району Оренбурга в 2004 году, в ОАО "Оренбургэнерго" было выявлено занижение налогооблагаемой прибыли и предъявлено требование об уплате доначисленного налога в сумме 329 млн. рублей, начислена пеня в сумме почти 64 млн. рублей и штраф в сумме 66 млн. рублей. Налогоплательщик оспорил результаты проверки в арбитражном суде. В результате разбирательств, закончившихся в сентябре прошлого года, суд признал решение налоговой инспекции недействительным и обязал её удовлетворить требование налогоплательщика о возмещении 318 млн. рублей.
Аналогичное решение было принято 20.10.2004 г. Федеральным арбитражным судом в отношении ОАО "Оренсот", где было доначислено налога на прибыль за 2002 год в сумме 12,6 млн. руб. и наложено штрафных санкций на 2 млн. рублей. Возврат из бюджета налога на прибыль был произведен в прошлом году.
Один из больных вопросов - наличие убыточных предприятий. Число убыточных организаций в области достигло 220, среди которых преимущественно организации обрабатывающих производств - 60 и оказывающие торгово-посреднические услуги - 38. К примеру, по виду экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовой техники" за отчетный период получено 16 млн.руб. убытков (более трети предприятий от их общего количества - убыточны), на транспорте - 232 млн.руб. убытков (почти половина предприятий убыточны), в обрабатывающих производствах - 670 млн.руб. убытков (36% убыточных предприятий).
На эти показатели обращаю внимание неспроста. Налог на прибыль является первым по значимости доходным источником бюджета области. В структуре доходов консолидированного бюджета поступления этого налога составляют 35,4 % собственных доходов, поэтому необходимо особое внимание уделять вопросам контроля за формированием финансовых результатов деятельности предприятий.
Основополагающая позиция администрации области - рост налогооблагаемой базы для обеспечения повышения уровня жизни населения. А поэтому в области должен работать только эффективный собственник, способный организовать рентабельное производство, и честный налогоплательщик. К сожалению, есть в области и предприятия, и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, потенциально склонные к сокрытию или занижению доходов (прибыли) и иных объектов налогообложения.
Управлению ФНС необходимо принять меры к обеспечению систематических проверок предприятий и организаций, сдающих отчетность с отрицательными или нулевыми показателями финансово-хозяйственной деятельности, проводить встречные проверки предприятий, осуществляющих с ними производственные связи.
В 2006 году муниципальные образования сформированы и на поселенческом уровне. На районные налоговые инспекции возлагается большая ответственность: своевременно довести до налогоплательщиков и разъяснить порядок уплаты налогов и сборов в бюджеты всех муниципальных образований, включая и вновь образованные, оказать помощь в правильном заполнении платежных поручений. Никаких сбоев с уплатой платежей не должно быть.
В области продолжает сохраняться тенденция массового вовлечения предприятий в процедуры банкротства. По итогам 2005 года несостоятельными являются более 1500 организаций, из них только по инициативе налоговых органов банкротами признаны около 1000 предприятий.
А какой же результат банкротства? За весь период в ходе конкурсного производства в Оренбургской области в бюджеты всех уровней поступило около 20 млн.руб., что составляет менее 1% задолженности. Цель, преследуемая налоговыми службами - погасить задолженность перед бюджетами, не достигается. Таким образом, по итогам введения процедур банкротства зачастую происходит не оздоровление предприятий, а осуществляется распродажа имущества, в том числе, необходимого для производственной деятельности, по ценам намного ниже рыночных. То есть механизм банкротства используется как инструмент передела собственности.
Уже 2 года не работает акционерное общество "ОренбургАлко", являющееся крупным налогоплательщиком. На предприятии на 18 месяцев введено внешнее управление для восстановления производства, Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области блокирует это намерение и настаивает на введении конкурсного производства.
Более 3-х лет не завершается конкурсное производство в ООО "Фирма "Оренбургстройматериалы", при этом имеется инвестор, готовый вложить средства и запустить производство. Налоговая служба настаивает на возврате имущества и его распродаже.
Особенно остры проблемы, связанные с банкротством, для предприятий агропромышленного комплекса. На сегодняшний день в 106 хозяйствах области введено арбитражное управление, в том числе в 62 - конкурсное управление, в одном - внешнее управление и в 43 - наблюдение. В 86 случаях введение арбитражного управления инициировано налоговыми органами.
Кроме того, в 60 хозяйствах завершено арбитражное управление, произошла ликвидация юридических лиц, причем в 40 сельхозорганизациях инициатором явились налоговые органы.
В итоге из 166 хозяйств, где вводилась процедура арбитражного управления, в 126 - инициатор УФНС по Оренбургской области.
В настоящее время в Арбитражном суде находится 61 заявление от налоговых органов на введение арбитражного управления в организациях АПК.
За все время финансового оздоровления путем процедуры банкротства ни одно хозяйство не восстановило свою производственную деятельность. В качестве примера можно назвать такие хозяйства: ЗАО "Капитоновское" Переволоцкого района, СПК (колхоз) "Победа" Шарлыкского района, ГУП ОПХ "Тоцкое" Тоцкого района, СХА им. Ильича Бузулукского района и др.
Вопросы банкротства организаций области неоднократно обсуждались на совместных совещаниях, проводимых администрацией области и Управлением Федеральной налоговой службы по Оренбургской области.
В целях выработки решений по восстановлению платёжеспособности несостоятельных предприятий и организации взаимодействия между всеми участниками процесса банкротства предприятий области Постановлением администрации области от 30 сентября прошлого года создан Координационный совет по взаимодействию органов власти в делах о банкротстве предприятий. Председателем Совета является заместитель председателя правительства - министр природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Коннов М.Ф., сопредседатель Совета- руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области Кузнецов Г.В.
В текущем году уже состоялось три заседания Координационного совета, на которых рассматривались вопросы восстановления деятельности ОНО ОПХ "Экспериментальное", ОАО "ОренбургАлко", МУП "Сельский перерабатывающий комплекс" и ГУП "Дирекция по строительству "Сельского перерабатывающего комплекса"(Новоорский район).


Просьба к налоговым службам работать в тесном взаимодействии с исполнительной властью Оренбургской области, главами муниципальных образований. Необходимо работать на предупреждение банкротства, совместно с судебными органами, если есть возможность давать предприятиям отсрочки, содействовать предоставлению возможности осуществления деятельности и погашению налоговых платежей. Особенно серьезно мы обеспокоены тенденцией массового вовлечения предприятий в процедуру банкротства. В связи с ликвидацией Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству и делегированием полномочий по инициированию процедур банкротства Федеральной налоговой службе cубъект Федерации лишился права голоса в отношении введения банкротства в организациях, расположенных на его территории. В настоящее время практически нет никакой координации происходящих процессов в этой сфере деятельности. Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области лишь уведомляет администрацию области об уже имеющих место фактах подачи заявлений в Арбитражный суд о признании должников несостоятельными.


В результате эти процессы становятся неуправляемыми, что нередко ведет к фактам преднамеренного банкротства и, как следствие, - к разбазариванию имущества предприятий. В целях координации усилий всех участников процесса банкротства мы договорились с руководством Управления федеральной налоговой службы по Оренбургской области о создании при администрации области координационного совета по взаимодействию органов власти в этих вопросах. Его возглавит заместитель главы администрации-председатель комитета по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Коннов Михаил Фёдорович. Сопредседателем координационного совета станет Кузнецов Георгий Васильевич - руководитель Управления федеральной налоговой службы по Оренбургской области.


В состав Совета войдут также представители областного финансового управления, областного Арбитражного суда, управления Федеральной службы судебных приставов, управления федеральной регистрационной службы по Оренбургской области, управления администрации области по промышленности, транспорту и связи и департамента АПК.


Проблемы, связанные с банкротством, особенно актуальны для предприятий агропромышленного комплекса, и в этих вопросах нам хотелось бы рассчитывать на более тесное конструктивное сотрудничество с Федеральной налоговой службой по Оренбургской области. На основании Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" на 1 сентября т.г. решением суда введено арбитражное управление в 70 сельхозорганизациях области, в том числе: временное наблюдение - в 14, конкурсное - в 56. По решениям межрайонных инспекций федеральной налоговой службы поданы заявления в арбитражный суд ещё на 32 хозяйства.
На наш взгляд, федеральной налоговой службе по Оренбургской области следует использовать каждую возможность по сохранению сельхозпредприятий в рамках финансового оздоровления. Пока положение таково, что межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельских товаропроизводителей не находит действенной поддержки от налоговиков. К примеру, ряд хозяйств, вступивших в реструктуризацию из-за тяжелого финансового положения, в определенный период не имеют возможности проплачивать текущие платежи. В то же время у них есть переплата налога на добавленную стоимость, которую по мере возврата они могли бы направить на погашение текущих платежей. Однако налоговые органы не реагируют на письменные заявления хозяйств о возмещении налога и не возвращают переплаченные суммы. Так, хозяйствам Ташлинского района переплаченный налог не возвращается с 2003 года, в том числе колхозу "Урал" - 640 тыс. руб., СПК колхоз "Бородинск" - 202 тысячи, ЗАО им. Магнитостроя - 181 тыс. рублей. Ряд хозяйств Беляевского района, не дождавшись возмещения переплаченного налога, вынуждены были обратиться в арбитражный суд, который признал действия налоговых органов незаконными, в частности, в отношении ОНО ОПХ "Буртинское". Иски других хозяйств находятся в стадии рассмотрения. Думаю, что вполне можно было бы избежать судебных тяжб, если строить налоговую политику с учетом элементарной логики и интересов хозяйств.
Есть у нас претензии и к управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области. Имеются факты, когда судебными приставами, в нарушение статьи 37 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", взыскивается по долгам кооператива имущество, отнесенное в установленном порядке к неделимым фондам: рабочих лошадей, продуктивного и племенного скота и птицы, сельскохозяйственной техники и транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), семенных и фуражных фондов. Такого рода нарушения недопустимы.


Причины, по которым у предприятия возникают экономические трудности, разные. И подходить к процедуре инициирования банкротства нужно взвешенно. Необходимо изучать перспективы налогоплательщика и анализировать возможные последствия банкротства организации. Напомню в связи с этим слова Президента России В.В.Путина из его Послания Федеральному Собранию РФ: " Фискальные органы не должны проходить мимо нарушения законов. Вместе с тем должны быть найдены такие формы погашения налоговой задолженности прошлых лет, которые обеспечивали бы интересы государства, но не разрушали бы экономику и не загоняли бизнес в тупик. Налоговые органы не вправе "терроризировать" бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам. Они должны работать ритмично, своевременно реагировать на допущенные нарушения, при этом главное внимание уделяя проверкам текущего периода".
Хотелось бы остановиться на проведенной вами реорганизации, в результате которой из 50 существовавших ранее инспекций осталось только 15. Сокращение числа инспекций создало проблемы как для финансовых органов, так и для налогоплательщиков.
На территориях, где нет инспекций, созданы структурные подразделения, которые должны осуществлять практически весь спектр работ, обеспечивающий исполнение налогоплательщиками своих обязательств, в том числе регистрацию и постановку на учет налогоплательщиков, а также контрольно-кассовой техники.
К сожалению, сейчас регистрация и постановка на учет налогоплательщиков осуществляется по месту нахождения головной инспекции. К примеру, из Светлинского района люди, чтобы зарегистрироваться как налогоплательщики, должны ехать в Орск, а для постановки на учет контрольно-кассовой техники - в Домбаровку. Это же дополнительная трата и времени, и денег.
Есть еще одна проблема, которую необходимо решать. Можно привести немало фактов и примеров, когда налогоплательщики перерегистрируются, переходят с одной системы налогообложения на другую. Тем самым накопленные долги остаются на неработающем предприятии. Нельзя оставаться безучастными к таким фактам.
Уважаемые друзья!
За последние годы сложилась определенная система взаимодействия между Правительством области и Управлением федеральной налоговой службы. Мы участвуем в работе совещаний, коллегий, вместе определяем меры по урегулированию социально-экономических процессов в регионе, стремимся действовать в одном направлении. У меня происходят постоянные контакты с руководством налоговой службы и её подразделений. Систему нашего взаимодействия мы будем совершенствовать и в дальнейшем. Думаю, что это пойдет на пользу и вам, и нам, а главное, нашему общему делу - обеспечению поступательного развития экономики Оренбуржья.
Желаю всем вам доброго здоровья и больших успехов в профессиональной деятельности!

09.02.2006



http://www.orb.ru










Док. 388704
Перв. публик.: 09.02.06
Последн. ред.: 30.10.07
Число обращений: 244

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``