В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Цыганок: Из Ирака уйти нельзя остаться Назад
Анатолий Цыганок: Из Ирака уйти нельзя остаться
Как изменится карта мира после иракских выборов?

В воскресенье в Ираке пройдут выборы, но для независимых экспертов главным станет не вопрос: признаны или непризнанны выборы, а вопрос о государственном устройстве Ирака. Останется ли он единым государством или начнется цепная реакция "войны всех против всех"? Несомненно, что нынешняя администрация Америки признает выборы с оговорками, что они были хороши, насколько позволяла обстановка (синдром Афганистана).

Может быть, эти выборы будут признаны "выборами, заслуживающими доверие" (все чаще применяемый термин международным сообществом). Это обязательный и вынужденный элемент, чтобы продемонстрировать плановость шагов по демократизации страны. Напомним, что в 2003 г. США (Институт публичной политики Джемса Бейнера) разработал программу по послевоенной перестройке и страны, и Ближнего Востока. В соответствии с программой предлагалось решить три блока вопросов. Первый - обеспечение безопасности, второй - политическое управление и третий - восстановление экономики. Утвержденная программа предлагала создать демократический Ирак на федеративных началах. Причем Федерация должна строиться не на этническом или религиозном, а региональном принципе. Глава сенатского комитета по международным делам Ричард Лугар тогда заявил, что для этого потребуется не менее пяти лет. Авторы меморандума об обустройстве страны рекомендовали сохранить целостность страны. Документом были определены три фазы управления страной (без указания сроков). На первом этапе должно быть создано чрезвычайное правительство с участием иракских советников. Второй этап - это уже иракское правительство под международным контролем. И последний, третий этап - это уже правительство суверенного Ирака. Судя по всему, администрация США считает, что в настоящее время по итогам выборов заканчивается первый этап и начинается второй.

Вторая рекомендация предлагала введение в действие сценария "Великий Ближний Восток", разработанного в 1996 году, целью которого являлось создание нового геополитического региона из четырех субрегионов - Центральной Азии в составе пяти стран, Закавказья (три государства) и Ближнего Востока - арабские страны и Израиль, Западной Азии - Ирана и Турции. В результате должен был возникнуть такой макрорегион, основными государствами которого становятся Израиль и Турция. Война в Ираке, собственно, и дала возможность введения этого сценария.

Президент Буш тогда прямо заявил, что для него образцом послевоенного переустройства является успешный опыт работы западных оккупационных властей в Японии и Германии. Они обеспечили создание демократической системы правления. Но если дисциплинированные нации - немцы и японцы, в силу своего воспитания, смогли покориться, приняв оккупацию за грехи своих вождей, то в арабском мире этого не случилось. И этому много причин. Дело в том, что в тех странах население к тому времени уже отошло от идеологии насилия и охотно сотрудничало с оккупантами в деле создания демократического государства. В Ираке же враждебность населения к оккупантам не уменьшатся, а все время увеличивается. Причины в том, что духовенство и шиитское и суннитское проповедует, что американцы и их христианские союзники находятся в Ираке, чтобы уничтожить ислам, а вторая причина - в стране нет достаточного количества населения, способного поддержать демократические институты. По экспертным прогнозам США и при продолжении оккупации не удастся превратить Ирак в успешное демократическое государство, как это произошло с Германией и Японией после 1945 года.

Кроме внутренних причин, имеется ряд не менее важных внешних причин. И главная из них, постепенная "иракизация", аналог войны семидесятых годов во Вьетнаме. За 22 месяца войны в Ираке убито более 1400 американских солдат. Не менее важна финансовая сторона войны. Оппоненты администрации Буша утверждают, что война "невыгодна", если сравнивать степень участия других стран. По словам Збигнева Бжезинского война обошлась Америке в 700 млрд. долларов, по сравнению с 7 млрд. в 1991 году.

Стремление Америки спрятаться за другие спины, в спешном порядке формируя полицию, пародию на армию и в последнее время, формируя "эскадроны смерти", вынуждают усомниться в том, что она способна удержать ситуацию под контролем. Непросчитанные последствия поддержки и вооружения США и Израилем курдской общины, вызвали негативную реакцию не только со стороны арабской общины Ирака, но и соседей - Ирана, Сирии и главного союзника Америки в этом регионе - Турции. Мусульманские государства беспокоит не сам факт сотрудничества курдов с сионистским государством, а те цели, которое это сотрудничество намечает и проводит в жизнь. Понятно стремление Израиля, пользуясь ослаблением контроля в Ираке развернуть свою разведывательную сеть в Сирии, Иране и Ирке, проникнуть в ряды исламской оппозиции. Понятно и стремление курдов воспользоваться помощью Израиля и США в борьбе с политическим исламом и поддержкой при создании независимого Курдистана. В этой ситуации Сирия может отложить в сторону свои водные проблемы с Турцией, а союз Турции и Ирака может усилиться и стать неразрывным для объединения и противодействию создания Курдского государства. Все больше прогнозов о том, что наилучшей стратегией для Америки является уход из страны, заручившись согласием Ирака на создание американских баз. Поэтому не исключено, что США могут остаться в стране надолго. Подтверждением этого, по данным американской газеты The New York Times, может быть развертывание Пентагоном четырех военных баз - рядом с международным аэродромом в Багдаде, недалеко от Эн-Насирии, в районе авиабазы Башур на севере Ирака, а также в Западной пустыне. Именно по этому сценарию естественными союзниками США при выводе могли быть Иран и Сирия.

Поствыборная ситуация несомненно скажется на дальнейших взаимоотношениях США с союзниками по НАТО и с соседними государствами - Ираном и Сирией. Если с партнерами по антитеррорристической коалиции отношение США нормализовались, хотя ни Германия, ни Франция не поддерживают военные усилия, то отношения с Сирией и Ираком далеки от нормальных.

Военный потенциал Сирия Иран
Население, млн. чел. 17 68.281
Армия 321 000 513 000
ПУ ОТР 26 17
ПУ ТР 36 40
Танки 4 800 1 565
БМП и БТР 5 900 1 440
Артиллерия 14 000
Средства ПВО 8 000 2 150
Самолеты 589 384
Вертолеты 200 580
На сегодняшний день называются три страны - Иран, Сирия, КНДР, в отношении которых Вашингтон готов пойти на крайние меры - применение силы. Из их числа две страны ближневосточные. Но сценарии развития ситуации для каждой из стран может быть различным. Военный потенциал этих стран показан в таблице.

В наиболее сложном положении оказался Иран. С востока, на территории Афганистана, уже четыре года действуют войска США. На юго-востоке - союзник США - Пакистан. На северо-востоке: на базах Узбекистана, Киргизии и Таджикистана американские ВВС, на северо-западе на аэродромах Греции - база ВВС США, и полумиллионная (515 000) группировка ВС Турции, на востоке на территории Ирака 200-тысячная группировка США, а на территории Саудовской Аравии, ОАЭ, Омана и Катара - группировка войск и сил обеспечения Центрального командования ВС США.

В Вашингтоне не скрывают: Иран, включенный в "ось зла", может стать одной из первых целей, он обвиняется в поддержке террористических организаций, в секретной разработке ядерного оружия, во вмешательстве в соседний Ирак, в пренебрежении элементарными правами человека (для нападения на Ирак потребовалось гораздо меньше оснований).

Этот вопрос в аналитических центрах, где говорится не дипломатическим языком, а более открыто, обсуждается давно. В печать просочилось несколько вариантов устранения режима аятолл: первый - прямое американское военное вторжение, второй - введение комплексного плана внутриполитической дестабилизации с использованием сил оппозиции, третий - комбинированный вариант - давление извне, которое приведет к взрыву внутри страны.

К третьему варианту, по сообщениям телекомпании Эй-би-си, склоняется Пентагон. Предполагается проведение широкомасштабной тайной операции с целью свержения правящего в Иране режима. Средством давления возможно использование базирующейся в Иране оппозиционной группировки "Моджахеддин-э-халк", насчитывающей 20 000 вооруженных и подготовленных бойцов, и курдские отряды Джалиля Талабани.План основан на убеждении того, что в Иране большинство населения настроено против религиозной верхушки и достаточно толчка извне, чтобы режим пал. У Пентагона для этого идеальные позиции. Договариваться ни с кем не надо. Группировки для вторжения с востока и запада и их силы обеспечения развернуты и ждут сигнала. Вашингтон имеет все возможности для жесткого силового давления. Если относительно "легко" получилось с Ираком, то почему же не попробовать этот сценарий: ультиматум, вынесенный без согласия СБ ООН, время на размышление и удар.

Когда? Видимо, еще какое-то время потребуется на укрепление новой иракской власти, на то, чтобы уточнить план со своими союзниками, на какое-то время успокоить мировое общественное мнение. Вероятно, Иран имеет от полугода до года времени.

Это время потребуется правительству США и для того, чтобы разобраться с Сирией, чтобы в тылу не иметь потенциального противника. На протяжении последних лет США разговаривали с Сирией в основном в разрезе израильско-палестинского конфликта, и главную роль играло то, что Сирия была союзником СССР на Ближнем Востоке. Но после смерти Хафеза Асада и прихода к власти Башара Асада, Сирия стала склоняться в сторону Европы, что настораживает США. Кроме того, решение проблемы Ближнего Востока невозможно без ущемления некоторых позиций Израиля, а для этого, потребуется еще один союзник. Сирия нужна и для какого-то противовеса Турции, тем более что Анкара впервые после войны строптиво выступила против США, не разрешив использование своего воздушного пространства. У Сирии есть и удобная база в Тартусе (в Латакии), которая может быть использована Средиземноморским флотом. Кроме того, Сирия контролирует 1/4 иракской нефти по трубопроводам на ее территории. Все это и определило политику политического давления США в отношении Дамаска, подкрепленную развернутой группировкой в Ираке. Видимо, Дамаск это понимает и находит какие-то противовесы. Одним, из них стал первый визит Сирийского президента на этой неделе в Россию.


http://www.novopol.ru/article1450.html

28.01.2005

Док. 388321
Перв. публик.: 28.01.05
Последн. ред.: 29.10.07
Число обращений: 461

  • Цыганок Анатолий Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``