В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Цыганок: Три мифа о создании Российской армии Назад
Анатолий Цыганок: Три мифа о создании Российской армии
В новейшей истории России имеется немало белых пятен, несмотря на то, что с 1991 года прошло не так уж много времени. Одним из таких эпизодов является фактическая история создания Российской армии и Министерства обороны, имевшая место в период с осени 1991 до лета 1992 года. Внятно об этом не говорится, а оценки того времени размыты. Мало, кто знает правду о создании Российской армии, а в обществе ходит несколько устойчивых мифов. С учетом документов, появившихся в распоряжении исследователей, хотелось бы смыть одно из пятен и развенчать мифы, прочно укоренившиеся уже в современных словарях и научных изданиях.

Российская армия и Министерство обороны России были созданы по решению президента РФ. Весной 1992 года после двухмесячной кропотливой работы Государственной комиссии были подготовлены проект указа президента "О создании Министерства обороны РФ, Российской Армии и флота". В качестве приложений к нему были великолепно оформлены тринадцать томов подарочного формата с перечислением всех объединений, соединений, частей, подразделений, учреждений военного администрирования армии, флота, авиации, ПВО, РВСН и структур Генерального штаба и Министерства обороны. После подписания указа 12 июня под юрисдикцию России были переведены все силы и средства армейского назначения, дислоцировавшиеся на территории России. Этот день и считается днем рождения Российских вооруженных сил.

Итак, о мифах.

Миф первый - официальный: Российская армия создана в конце 1991 года из большей части Советской армии. В соответствии с этим мифом написаны статьи во всех изданиях Большого энциклопедического словаря, двухтомнике "Российский энциклопедический словарь". То ли авторы энциклопедических словарей некомпетентны и не знают современную историю, то ли ориентируются на слухи и публикации в прессе конца 1991 года. В результате эта ошибка "гуляет" по различным академическим изданиям.

Во-первых, Российская армия юридически и фактически появилась не в 1991, а в 1992 году. Во-вторых, на основе не Советской Армии, а на основе большей части Объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств. В третьих, начало формированию Российской армии положило распоряжение президента РФ "О Государственной комиссии по созданию Министерства обороны, армии и флота Российской Федерации" от 4 апреля 1992 года No 158-рп. Этим распоряжением председателем комиссии был назначен генерал-полковник Дмитрий Волкогонов, заместителями: Павел Грачев, Андрей Кокошин, Константин Кобец, Юрий Скоков. Перечислены 32 члена комиссии: Председатели основных Комитетов Правительства и высший командный состав ОВС Содружества Независимых Государств. Вторым пунктом этого распоряжения было определено: "В акте о сформировании Министерства обороны, армии и флота Российской федерации указать перечень частей всех видов и родов вооруженных сил, учреждения, учебные заведения, переходящие под юрисдикцию Российской Федерации. Формирование Министерства обороны, армии и флота Российской Авиации и вооруженных сил осуществить в месячный срок со дня подписания распоряжения.".

Уникальность ситуации заключалась в том, что это распоряжение было направленно Главнокомандующему ОВС СНГ маршалу авиации Евгению Шапошникову и оно было в основном выполнено. Через два дня - 6 апреля 1992 года - распоряжением Председателя Комиссии был образован аппарат и секретариат Государственной комиссии. Их основой стал Комитет по военной реформе при Государственном Совете СССР (одна из последних союзных структур), располагавшемся на пятом (министерском) этаже Министерства Обороны, председателем которого был Константин Кобец. Автор этих строк вместе с полковниками Анатолием Волковым и Алексеем Зайцевым были секретарями Государственной комиссии. 8 апреля в 14.20 на втором этаже "Дома с колоннами" прошло первое заседание Государственной Комиссии,в ходе которого Маршал Евгений Шапошников и Дмитрий Волкогонов поставили задачи.

Миф второй - о безальтернативности: Российская армия имела единственный вариант для своего формирования. На самом деле к лету 1992 года это уже была третья попытка по созданию Российской вооруженной структуры. Первой попыткой следует считать создание Российской гвардии. На митинге у Белого Дома 20 августа 1991 года граждане России стихийно стали записываться в отряды и подразделения Российской Гвардии. Руководствуясь пунктом 11 статьи 121-5 Конституции РСФСР, Решениями Чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР от 21-23 августа, президент РСФСР Борис Ельцин поручил Вице-президенту РСФСР Александру Руцкому приступить к формированию Российской Гвардии для усиления защиты конституционного строя и демократических завоеваний, создания дополнительных гарантий законности и правопорядка на территории страны.

В соответствии с поручением президента в секретариате Руцкого была создана рабочая группа по разработке нормативных документов для создания Российской Гвардии (РГ), затем была организованна Комиссия по разработке Концепции законопроекта о Российской Гвардии. В состав комиссии вошли народные депутаты Владимир Варов, Владимир Селезнев, от МВД СССР Эдуард Баскаев, от государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям Юрий Воробьев, нынешний начальник управления МЧС Сергей Кудинов, от Российско-Американского университета Алексей Подберезкин, помощники вице-президента Александр Стерлигов, Геннадий Янкович. От комитета по обороне и безопасности Владимир Лопатин, Виктор Самойлов, Александр Цалко и др. Комиссия была создана на основе Штаба обороны Дома Советов. Комиссия, проанализировав ситуацию в стране после событий 19-21 августа, изучив мировую и российскую практику создания и функционирования подразделений и частей национальной гвардии, определила, что существующий на тот момент государственный механизм явно недостаточен для обеспечения нормального функционирования и вооруженной защиты органов государственной власти требует существенного совершенствования. Изменению ситуации послужило бы создание РГ, непосредственно подчиненной высшему должностному лицу и главе исполнительной власти - президенту РСФСР. При этом особенностью Российской Гвардии должен был стать ее общенародный характер. Не подменяя Вооруженных Сил СССР, правоохранительных органов РСФСР и СССР, а, существуя параллельно, ее деятельность должна была опираться на широкую поддержку демократических сил, трудовых коллективов и граждан, на прогрессивные общественные объединения и военно-патриотические структуры. Свои задачи и функции РГ должна была осуществлять в полном соответствии с закрепленной в Конституции РСФСР и законах РСФСР волей народа и формироваться на основе прямого участия народных масс.

Комиссия в течение двух месяцев разработала и представила на утверждение президента общую структуру РГ, организационную структура РГ на базе оперативных частей ВВ МВД РСФСР, дислокацию частей и соединений РГ на базе оперативных частей ВВ МВД РСФСР, структуру Главного штаба РГ и типовую структуру московской бригады РГ.

Территориальные формирования РГ намечалось дислоцировать в 10 территориально-экономических районах (регионах) страны по возможности вне мест дислокации штабов военных округов. Предполагалось, что в 1991-1995 годах будет сформировано 11 бригад РГ, численностью по 3-5 тысяч человек в бригаде в каждом регионе, но всего не более 100 000. Руководство формированием РГ, а также разработка проекта закона о РГ поручались вице-президенту. Этот последний пункт и стал непреодолимым препятствием для создания Российской Гвардии.

Указ о создании гвардии не был издан. Этому способствовало несколько причин. Во-первых, вице-президент Руцкой, которому поручалось подготовить пакет документов "по Гвардии", начиная с конца сентября 1991 года становится в оппозицию Ельцину, государственному секретарю Геннадию Бурбулису, а затем (назвав во время поездки на Алтай Егора Гайдара "мальчиком в розовых штанишках") и в оппозицию к премьеру.

Во-вторых - к концу октября 1991 года стало ясно, что за второе место, около Бориса Николаевича, идет борьба между государственным секретарем и вице-президентом, что тоже не усиливало позиции комитета по РГ. В ход шли все способы опорочивания в глазах президента соперника. Бурбулис приезжает в Чечено-Ингушскую республику. Спустя короткое время с Дудаевым ведет переговоры Руцкой. Предложения по Чечне диаметрально противоположные. После этого у вице-президента постепенно были отобраны все ранее отданные ему поручения. А президентское окружение увидело опасность в создаваемой Российской гвардии, возглавляемой Руцким.

В-третьих, в кремлевских кругах уже стало ясно, что Советский Союз доживает последние дни, и окружение президента всячески противилось созданию параллельных Вооруженных Сил.

В-четвертых, воздержаться от создания гвардии рекомендовал и генерал армии Кобец, мотивируя это тем, что "во время августовских событий Вооруженные силы доказали, что могут обеспечить функционирование общей системы безопасности - армия подтвердила верность народу и не поддержала путчистов. Кроме того, было оказано доверие внутренним войскам и основной массе личного состава службы безопасности. Создание же национальной гвардии могло привести к ненужному противостоянию между этими структурами".

В-пятых, генерал-лейтенант Грачев, назначенный заместителем Министра обороны СССР, основательно противился созданию воинской структуры вне Вооруженных Сил, чем окончательно похоронил идею становления Российской Гвардии как новой армии Новой России.

Была и вторая попытка формирования армии. Одновременно с разработкой законодательных документов по Гвардии спешно создавалась еще одна, параллельная Вооруженным Силам армия - МЧС. Считалось, что она более верна президенту, который благосклонно относился к руководителю Корпуса российских спасателей Шойгу, бывшему своему заместителю по Государственному Комитету по строительству и архитектуре. И, как потом стало известно, не зря. В ситуации октября 1993 года народные дружины г. Москвы должны были быть обеспеченны оружием именно от МЧС.

Миф третий - кадровый: Единственным кандидатом на пост министра обороны России был Павел Грачев. На самом деле это тоже не так. В первые годы постсоветской власти мы все "измеряли жизнь" советскими мерками. В армейских кругах считалось, что назначенный на пост председателя Комиссии генерал-полковник Дмитрий Волкогонов и будет министром обороны новой России на переходный период. А заместителями нового министра - заместители председателя комиссии. Президент же сделал ставку на командующего ВДВ, не имевшего опыта управления ни армией, ни военным округом, но обладавшего феноменальным чувством "направления ветра". Так называемый "синдром Грачева", выжидание и быстрый переход на сторону сильного. Этот синдром ярко был проявлен в октябре 1993 года, когда министр обороны практически предал своего президента, объявив, что армия вне политики, и Ельцин был вынужден лично приехать на Арбат и уговаривать его выступить против Руцкого и Хасбулатова.

Об истории создания Российской Армии не любят вспоминать ни военные историки, ни российские политики. Поскольку тогда нужно вспоминать и о том, почему не все части были включены в перечень и остались "неприватизированными", почему запасы оружия были оставлены чеченским сепаратистам, почему не вывезены запасы из Приднестровья и республик Южного Кавказа. Но это тема отдельной статьи.

http://www.novopol.ru/article1891.html

18.03.2005

Док. 388308
Перв. публик.: 18.03.05
Последн. ред.: 29.10.07
Число обращений: 562

  • Цыганок Анатолий Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``