В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Цыганок: Военная реформа или реформирование вооруженных сил? Назад
Анатолий Цыганок: Военная реформа или реформирование вооруженных сил?
Хотя Государственная Дума и приняла в 1999 году закон о военной реформе, где четко разграничила собственно военную реформу и реформирование Вооруженных сил (ВС), часто эти понятия отождествляются. Однако второе понятие - часть первого, военная реформа включает в себя факторы, способствующие реформе Вооруженных сил (правовые, социальные, экономические). В широком смысле, военная реформа - это приведение всей оборонной деятельности государства в соответствие с политическими, социальными и экономическими изменениями общества. Военная реформа - составная часть комплексного реформирования государства, общества и его структур.

В то же время реформа ВС предполагает принятие военной доктрины и определение стратегических задач, определение структуры, состава, уровень Вооруженных сил и их переоснащения.

С чего началась трансформация Советской армии

Не только широкие слои общества, но и многие ученые часто путаются в истории армейского строительства в Российской Федерации. Чаще всего путаница начинается с периода осени 1991 до лета 1992 года. Например, в Российском энциклопедическом словаре этот период описан так: "В 1992 г. на основе большей части Сов. Армии создана Р.а. (Российская армия - А.Ц.) Рос. Федерации". В действительности, основой для ныне существующей армии Российской армии явилась большая часть Объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств. А начало формирования положило распоряжение президента РФ "О государственной комиссии по созданию Министерства обороны, армии и флота Российской федерации" от 4 апреля 1992 г.

Растаскивание бывшей армии Союза по новым государствам заключалось в правовом оформлении передачи частей Советской армии под юрисдикцию той союзной республики, на территории которой они дислоцировались. Необходимо оглянуться назад и честно признать, что были объективные причины, которые тормозят и военную реформу, и реформу армии.

В советские времена лучшими соединениями и частями были группировки войск в Германии, Польше, Венгрии и Чехословакии укомплектованные наиболее современным оружием, лучшим командным составом. Чуть похуже - войска Прибалтийского, Белорусского, Прикарпатского, Киевского, Закавказского и Туркестанского военных округов. Внутренние военные округа - Ленинградский, Московский, Приволжский, Уральский и Сибирские - были "тыловыми", и этим все сказано.

В результате "братского раздела", в Белоруссии осталась автоматизированная система оперативного управления "Маневр", (российская армия до сих пор ее аналога не имеет), а также радиотехнический узел "Волга". На территории Украины - судостроительные верфи авианосных кораблей и производство самых крупных транспортных самолетов "Руслан". Там же находятся два отдельных радиотехнических узла "Днепр". На территории Азербайджана остался радиотехнический узел "Дарьял" (Габала). Аналогичные узлы типа "Окно" остались под Нуреком в Таджикистане и "Днепр" - в Казахстане. В сущности, космические войска, имея восемь отдельных радиотехнических узлов на территории России и пять на территориях соседних стран на треть являются заложниками ситуации в соседних странах.

В указанный период происходила частая смена высших должностных лиц, ответственных за разработку программ проводимых реформ. Все первые лица Российского министерства обороны, сменившиеся за тринадцать лет - от Константина Кобеца до Сергея Иванова -исходили из того, что у России был, остается и будет один враг - НАТО и США. Хотя фактически сегодня эта угроза больше политическая, нежели военная.

Пустые хлопоты от Язова до Иванова

Разрабатываемые программы всех министров обороны носили ярко выраженные политические мотивы. По большому счету, начиная с маршала Язова и до последнего времени речь идет не о военной реформе, а о удешевлении Вооруженных сил. Объявленные властью реформы носили лишь декларативный характер и практически не могли быть выполнены, несмотря на все заявления "об успехах" или "завершении" ее проведения. Подтверждением тому являются краткие итоги деятельности всех советских и постсоветских министров обороны, за двадцать лет.

Маршал Язов до 1991 года доказывал, что реформирование войск невозможно. Поскольку армия должна быть по структуре и по численности прежней, но только профессиональной - для этого необходимо выделять в шесть раз больше средств. При этом СССР направлял на оборону 12-13 % своего ВВП. От СССР и СНГ Россия унаследовала огромнейшую армию численностью 2.7 млн. человек, причем 600 тысяч военнослужащих находились за границей.

Сменившие его - генерал-армии Кобец, ставший по воле августовской истории 1991 года министром обороны РСФСР на одну неделю, выполняя решение Внеочередного Съезда Верховного совета РСФСР, приступил к организации Российской Гвардии, в качестве противовеса Советским Вооруженным силам. Но после передачи этого поручения Руцкому, сам, будучи назначенным Председателем Комитета по военной реформе при Государственном Совете СССР, всячески противился ее созданию.

Всеми вооруженными силами бывшего СССР в переходный период с сентября 91 до июня 92 года командовал маршал авиации Шапошников - Главнокомандующий Вооруженными Силами СНГ. Он занимался не военной реформой, а исполнял обязанности третейского судьи при "приватизации" бывшими республиками Союза тех частей Бывшей Советской Армии, которые дислоцировались на их территории.

Второй министр обороны России - Павел Грачев утвердил в ноябре 1993 года "Основные положения военной доктрины РФ", которая утверждала принцип партнерства со всеми государствами, которые не имеют агрессивных планов против нашей страны и действуют в рамках Устава ООН. Основные направления военной реформы того периода, по неоднократным высказываниям министра обороны - обеспечение достаточного финансирования и укомплектование войск до штатной численности. Доля оборонных расходов составляла в 1994 году - 5.6 % ВПП, в 1995 году - 3.8 % ВПП. Министерство обороны того периода отличалось корпоративностью, в нем не было "чужаков", десантники стали элитой армии. Армия при Грачеве завершила "бегство" из Германии и позорно проиграла первую чеченскую войну проведением повсеместно "круговой обороны". В результате всех сокращений к 1994 году численность личного состава уменьшилась до 2.1 млн. человек.

Сменивший Грачева Игорь Родионов предложил свой вариант военной реформы, но тоже основанный на резком увеличении финансирования Вооруженных сил, которое Россия не могла себе позволить. (Россия в 1996 году выделяла на оборону 3.6 % ВВП.) В противовес ему помощник президента Юрий Батурин внес свою концепцию военной реформы - не меняя структуры армии обойтись тем, что есть на армию в государственном бюджете. Численность личного состава к 1997 составляла около 1.8 млн. человек.

В течение 1992-97 годов сопротивление военной верхушки и практическая отстраненность президента от решения вопросов военной реформы держали военную реформу на нулевой отметке в "замороженном состоянии".

Во времена Игоря Сергеева, который в 1997 году при вступлении в должность пообещал провести военную реформу при уровне расходов на оборону 3,8 % ВВП, но в следующем году было выделено 3 % процента ВВП, а после августовского дефолта в 1999 году и того меньше - 2.3 %ВВП. Параллельно существовали две взаимоисключающих концепции. Первая - сохранение прежней структуры, в том числе РВСН (вариант самого Сергеева). Вторая, автор которой - Начальник тогдашнего Генштаба Квашнин, требовала ликвидировать Ракетные войска стратегического назначения как самостоятельный вид вооруженных сил. В 1998 году была принята новая версия "Основных направлений военной доктрины Российской Федерации". В то время было создано Главное командование стратегических ядерных сил, куда были интегрированы Военно-космические силы и Ракетно-космическая оборона, одновременно ликвидировано Главное командование Сухопутных войск, слиты два вида вооруженных сил - ВВС и ПВО. Забайкальский округ слит с Сибирским военным округом в единый Сибирский военный округ. Уральский военный округ, объединенный с Приволжким военным округом, стал называться Приволжско-Уральским военным округом. Началось формирование дивизий постоянной готовности, количество которых сокращено с 30 до 10. Численность армии к 1999 году составила 1.2 млн. чел. Пестрое окружение министра составляли в основном ракетчики, кандидатуры навязанные Кремлем и люди из бывшего окружения Грачева и Родионова. Генеральный штаб стал политизированным, и впервые в истории Советской и российской армии Начальник Генерального штаба встал в оппозицию министру обороны.

При нынешнем министре обороны - Сергее Иванове обществу представлена новая военная доктрина, где армии и флоту ставятся несвойственные им задачи - прекращения трансграничной преступности, борьба с браконьерством. За прошедшие четыре года разработана доктрина информационной безопасности. Воссозданы Космические войска. С 2004 года в составе Министерства обороны функционируют три федеральных службы (по военно-техническому сотрудничеству, государственному оборонному заказу и по технологическому и экспортному контролю) и одно федеральное агентство - Специального строительства. Ликвидированы армейская авиация в Сухопутных войсках (вертолеты). По предложению министра обороны ликвидированы Военно-морская база в Камрани (Вьетнам), радио и радиолокационный центр на Кубе. Начато комплектование трех горных бригад. Численность личного состава армии к 2005 составила около 1.1 млн. человек. К концу 2005 года возможно сокращение до 0.9 - 1 млн. человек за счет ухода на пенсию офицеров. На контрактную основу переведены первые части. По словам министра, на это может уйти до 10 лет. На северном Кавказе (Чечня) начался перевод к смешанному кадрово-милиционному принципу комплектования вооруженных сил.

За последние двадцать лет в России в результате "военных реформ", не меняя структуры, принципов управления, принципов комплектования, сократив армию с 2.8 млн. человек до 1.1 млн. человек, имеется в наличии несколько ведомственных армий. Сложилась странная ситуация: в одном государстве сознательно сформированы четыре крупные войсковых группировки. Непосредственно Российская армия после всех реформ представлена шестью дивизиями постоянной боевой готовности (три в составе Сухопутных войск, три в составе ВДВ, и пятью бригадами - четыре сухопутных и одна десантная). Чуть меньше Внутренние войска МВД - пять дивизий (из них четыре дислоцируются в Северо-Кавказском военном округе). Еще меньше части МЧС (около 20 000 военнослужащих и около 300 000 пожарных). Неизвестна численность четвертой армии - войсковых частей и подразделений Пограничных войск и спецчастей ФСБ. Однако все эти армии либо готовятся к прошедшим войнам, либо к будущим конфликтам в обществе, и реально не готовятся к перспективным угрозам нынешнего столетия.

Программы партий по военной реформе

Для всех партий постсоветской России вопрос о армии был одним из основных. Но предлагаемые реформы "Нашего дома", "Яблока", СПС, ЛДПР, КПРФ, Отечества, Единства в содержательном плане почти не различаются. В сущности, как власть, так и большинство российских партий в своих программных документах, говоря о реформе армии, все внимание отдают одному вопросу: комплектование ВС рядовым составом. Все споры между партиями идут только в одном ключе: какой характер комплектования лучше - призывной или контрактный. Если какие-то партии настаивают на контрактной армии, то между ними спор уже идет об окладах и метрах жилой площади. Для сравнения можно привести такие данные. Принцип формирования по предложению Минобороны - сокращение срока службы после 2008-2010 года, а СПС предлагает за два года укомплектовать части постоянной готовности, затем сократить срок службы до 6 месяцев. В этом случае армию можно подразделить на зимнюю и летнюю, со всеми вытекающими последствиями. ЛДПР предлагает поэтапную отмену призыва и создание добровольческой армии. Срок перевода на контрактную основу власть определяет в 8-10 лет, КПРФ - 10-12 лет, СПС - 4 года, Единая Россия - 6 лет. За сохранение системы призыва выступает до 2010 года правительство и КПРФ. Единая Россия выступает за сокращения срока службы до 1 года с 2008 года. Размер денежного содержания солдата контрактника колеблется от 6 200 рублей (предложение СПС) до 7 000 (Единая Россия) и 9 000 (Минобороны и КПРФ). ЛДПР предлагает на 30 % больше, чем у государственных служащих. Размер денежного содержания командира взвода колеблется от 10 000 (Минобороны и СПС) до 11 000 (Единая Россия) и 15 000 (ЛДПР и КПРФ). Жилищные условия для контрактника - служебные квартиры для семейных и общежития для холостых - предлагает КПРФ и Единая Россия. Наем жилья для женатых и казармы для холостых - предложение СПС. Общежитие для холостых контрактников и наем жилья для женатых - предложение ЛДПР. Социальные гарантии: Минобороны предлагает льготы на образование и гражданство лицам из стран СНГ, а СПС - водительские права, ссуды на жилье, лицензию на работу в частном охранном предприятии (ЧОП), льготу в системе государственной службы и образование.

В сущности, ни власть, ни вышеперечисленные парии не затрагивают сути реформирования армии - реформирования ее состава, структуры и проблемы подбора и обучения офицерских и сержантских кадров, прохождения службы офицерским составом и сержантами-контрактниками, в соответствии с существующими и перспективными угрозами. За кадром также остаются не менее важные вопросы - военная доктрина и теория, требования к боевой технике.

Армия не желает перемен - она вообще консервативная структура. А партиям были нужны голоса на выборах. У населения свой подход - найти лазейку, чтобы в армии служил кто-то другой, а не мой сын. Поэтому оказывается, что всех, в общем-то, устраивает нынешнее положение. А копья в спорах ломаются только по второстепенным вопросам - комплектование, сроки службы, жилищные условия для контрактника. Хотя вопросы эти, следует признать, отнюдь не самые главные.

В сущности, военные реформы в России не проводились. Складывается мнение, что у России нет четкого понимания к каким угрозам, каким войнам необходимо готовиться. Прошедшие в последние полтора десятилетия войны и конфликты позволяют делать некоторые выводы для развития военной политики и военной реформы России. Для России сложилась уникальная ситуация, когда нет реальных военных угроз для государства, во всяком случае в ближайшей перспективе, что позволяет в ближайшее десятилетие готовить без авралов в относительно спокойной обстановке армию к отражению угроз второй половины ХХI века. За все годы новой российской истории историческая память о могуществе СССР сыграла злую шутку с политической, военной элитой и обществом. До сих пор у всех нас не выработалось понимание того, что Россия - не СССР. У России другие границы, цели, партнеры и союзники, другие реальные угрозы. Для отражения этих угроз следует иметь не просто сокращенную, а принципиально другую армию. Реально военная реформа может начаться только при подъеме экономики, как это было при Дмитрии Милютине в 70 годах ХIХ века или при Фрунзе в 1925 году в период оживления экономики, вызванного НЭПом.

http://www.novopol.ru/article3485.html

07.10.2005

Док. 388278
Перв. публик.: 07.10.05
Последн. ред.: 29.10.07
Число обращений: 582

  • Цыганок Анатолий Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``