В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Цыганок: Под знаменем премьера Назад
Анатолий Цыганок: Под знаменем премьера
Чеченские силовые структуры состоят из бывших врагов и соратников Дудаева, Масхадова, Басаева
Продолжают кипеть страсти вокруг недавней гибели в Москве подполковника ФСБ Мовлади Байсарова. Как случилось, что его застрели во время задержания земляки, тоже являвшиеся сотрудниками спецслужб? Чем объяснить явное противоборство силовых структур Чечни?

В России отсутствует какой-либо законодательный акт, позволяющий силовым ведомствам иметь воинские части и подразделения, где служили бы представители только одной национальности, одного субъекта РФ. Однако нет правил без исключения. Находящиеся в Чеченской Республике части Минобороны, МВД, ФСБ - тому наглядный пример. Речь идет в первую очередь о батальонах "Восток", "Запад", "Север" и "Юг".

Фактически - территориальные войска

Надо признать, что, например, батальоны спецназа "Восток" и "Запад" считаются наиболее боеспособными в 42-й мотострелковой дивизии Минобороны, дислоцирующейся на территории Чечни. Правда, они принципиально отличаются друг от друга не только названием.

Личный состав "Востока" (основная база - Гудермес) - это в большинстве своем сторонники клана Ямадаевых. Многие из них до ноября 1999 года были в рядах второго батальона Национальной гвардии "независимой Ичкерии" под командованием Сулима Ямадаева. Но затем бывшие сепаратисты перешли на сторону федеральных властей и с ноября 1999-го по март 2002 года сражались против банд Масхадова и Басаева в чеченском ополчении. В марте 2002 года в Горной группировке Минобороны РФ была сформирована рота военной комендатуры Чеченской Республики. В ноябре 2003 года ее преобразовали в батальон 42-й дивизии. Имеется служба собственной внутренней безопасности, которой ведают личные друзья Сулима Ямадаева.

Операции батальон в основном проводит восточнее реки Аргун. В зоне ответственности - Гудермес, Аргун, Центорой, Шатой, Хатуни, Ведено, Ножай-Юрт, Энгеной. Это горные территории и прилегающей к ней равнинные участки местности Веденского и Ножай-Юртовского районов.

А вот "Запад" - единственное, кроме службы безопасности президента ЧР, воинское формирование, где практически нет бывших сепаратистов. Поэтому его считают в Генштабе одной из самых надежных частей федеральной группировки в Чечне. Костяк батальона составили ветераны отряда антидудаевской оппозиции, созданного Саид Магомед Какиевым в селе Кень-Юрт еще в начале 1992 года и подчинявшегося главе Надтеречного района Умару Авторханову.

Два года (1993-1994) отряд участвовал в боях с дудаевцами. Во время штурма Грозного в ноябре 1994 года он захватил телевизионный центр. Тогда погибли около 80 его бойцов. В ходе первой чеченской кампании отряд действовал в тылу противников федеральной власти. После подписания генералом Лебедем в Хасавюрте "мирного договора" все бойцы вместе с Какиевым покинули Чечню. Осенью 1999 года многие ветераны отряда вернулись в республику, и из них была сформирована рота специального назначения 42-й мотострелковой дивизии - первое укомплектованное чеченцами подразделение после начала второй войны. В ноябре 2003 года рота была преобразована в батальон "Запад".

Как сам командир батальона, так и все его бойцы негативно относятся к клану Кадыровых и подконтрольным ему милицейско-воинским структурам, на выборах президента личный состав части поголовно проголосовал за Хусейна Джабраилова. Вступить в ряды "Запада" по контракту или проходить в нем срочную службу можно только по личным рекомендациям ветеранов части и лишь после тщательной проверки. Бывшим сторонникам Дудаева и Масхадова, участникам сепаратистских формирований путь туда закрыт.

Основная база батальона расположена на северо-западе Грозного, в Старопромысловском районе. Зона ответственности включает Грозный, Ачхой-Мартан, Урус-Мартан, Бамут, Итум-Кале, Шатой. Это горные территории Бамутского, Итум-Калинского и Шатойского районов, равнинная местность западнее рек Аргун и Терек.

Милицейские силы

И все же большинство силовых структур, укомплектованных чеченцами, принадлежат МВД РФ. Формально они подчинены главе МВД Чеченской Республики и руководству Внутренними войсками Северо-Кавказского округа ВВ. За исключением службы охраны президента ЧР Алу Алханова.

12 ноября 1999 года город Гудермес был передан муфтием Чечни Ахмадом Хаджи Кадыровым и командующим Гудермесским фронтом Сулимом Ямадаевым под контроль федеральных войск. После этого для поддержания порядка и оказания помощи комендатуре Кадыров из своих боевиков создал "отряды самообороны". Вместе с тем практически до марта-апреля 2000 года, когда в ЧР закончилась "классическая война" и началась "классическая партизанская война", в составе федеральных сил действовали отряды местной милиции под командованием Беслана Гантамирова. Однако не их бойцы ныне в основном представлены в рядах стражей правопорядка республики.

Указ о создании МВД Чечни был подписан 10 ноября 2002 года в спешке, а возглавил ведомство "варяг" из Москвы Руслан Цакаев. Это произошло вопреки воле и желанию Ахмада Кадырова, желавшего видеть на этом посту своего человека. Поэтому Цакаев сразу же стал объектом жесткой критики. Все ЧП в республике Кадыров списывал исключительно на его бездействие.

В конце концов Цакаев лишился должности. Ведь он считал недопустимым зачисление в правоохранительные органы вчерашних боевиков. Ахмад Кадыров, напротив, был убежден (и убедил в этом Кремль), что они - самые подходящие кадры для чеченской милиции, поскольку "знают не только все тропы, но и всех главарей бандформирований в лицо".

К чему привела "инициатива" Кадырова-старшего? В июне 2003 года Владимир Колесников, в ту пору заместитель генпрокурора России, огласил любопытные данные: "Районные ОВД укомплектованы по родственному и тейповому признаку, без достаточной проверки на причастность к незаконным вооруженным формированиям. В Грозном райотделы внутренних дел укомплектованы до 50-60% бывшими участниками незаконных формирований, а в отдельных ОВД республики эта цифра достигает 80%".

Кадыровская гвардия

Нынешний председатель правительства республики Рамзан Кадыров не просто курирует силовой блок ЧР, он непосредственно руководит вооруженными формированиями, которые создавал еще его отец в качестве собственной личной гвардии. Наиболее крупное из них - так называемый нефтяной полк - является частью вневедомственной охраны при МВД ЧР. Ее финансирование идет через компанию "Грознефтегаз", дочернее предприятие "Роснефти". Подразделения полка, дислоцирующиеся в чеченской столице, охраняют центральный офис компании, а основные силы части размещены в Центарое (родном селе Кадыровых) и Гудермесе - вотчине Кадырова.

С момента создания в 2003 году полк увеличился почти вдвое и состоит сейчас из 11 рот охраны и 2 рот быстрого реагирования, превышая численно 2 тыс. человек. Официально основная функция части - обеспечение охраны объектов "Грознефнегаза". Однако, по утверждению правозащитных организаций, бойцы "нефтяного полка" участвуют в похищениях, арестах, допросах противников Рамзана Кадырова (в том числе и в убийстве Байсарова).

Другими крупными формированиями МВД ЧР являются полки патрульно-постовой службы милиции (ППСМ) N 1 и N 2. Причем во "второй" (как и в "нефтяной") влились люди из службы безопасности Кадыровых. Он получил наименование "полк милиции особого назначения им. Ахмата Кадырова". В перечень задач частей входит обеспечение порядка в городах республики, участие в операциях по уничтожению террористов в Чечне.

В мае 2005 года была проведена реорганизация службы безопасности Кадыровых. На ее основе возник Антитеррористический центр (АТЦ). В свою очередь на базе АТЦ в мае-июне 2006 года были сформированы два батальона Внутренних войск: 248-й - "Юг" и 249-й - "Север", формально подчиненные Северо-Кавказскому округу ВВ МВД РФ.

Негласная цель ликвидации АТЦ (о чем, естественно, вслух не говорится) - усиление контроля над чеченскими силовыми формированиями, подчиненными МВД Чечни, а фактически Рамзану Кадырову. Кроме того, рассматривается вопрос о включении этих батальонов в состав 46-й бригады ВВ МВД РФ, дислоцируемой на постоянной основе в Чечне.

Особняком стоит отряд милиции особого назначения (ОМОН) при МВД Чечни, который реально тоже находится под Кадыровым.

Все названные формирования по боеспособности превосходят, пожалуй, многие федеральные воинские части, находящиеся в ЧР, и сыграли за последние шесть лет основную роль в "чеченизации" войны в республике. Юридически они являются структурами федеральных министерств, но их управляемость из Москвы сомнительна. Не надо также забывать, что вся полнота власти в ЧР принадлежит лишь одному из девяти чеченских тукхумов (племен) и включающему только 27 тейпов из более чем 210. А это чревато самыми различными "сюрпризами" уже в ближайшем будущем.


http://www.mn.ru/print/issue/2007-6-12

22.02.2007

Док. 388227
Перв. публик.: 22.02.07
Последн. ред.: 29.10.07
Число обращений: 587

  • Цыганок Анатолий Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``