В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление губернатора Брянской области Ю.Е. Лодкина Назад
Выступление губернатора Брянской области Ю.Е. Лодкина
Уважаемый Георгий Сергеевич!
Уважаемый председатель!
Уважаемые члены Совета и участники заседания!

Семнадцать лет мы собираем горький урожай чернобыльского радиоактивного посева. В Брянской области оказалась радиационно загрязненной треть ее территории, на которой располагаются 22 административных района и два города областного подчинения с числом жителей около полумиллиона человек.
Плотность загрязнения радионуклидами была такова, что 17 населенных пунктов оказались в зоне отчуждения. Если на Украине в зоне жесткого радиационного контроля (а это плотность - свыше 15 кюри на кв. км) проживало 50 тысяч человек, во всей Белоруссии - 110 тысяч, то в одной только Брянщине - 112 тысяч человек. Из них 53 тысячи пришлось эвакуировать или же переселить.
Первый съезд народных депутатов РСФСР в 1990 году объявил радиоактивно загрязненные территории РСФСР зоной национального бедствия. Об этом определении давно забыли во властных структурах. Потому что куда проще решать проблемы радиационной аварии, нежели гуманитарной катастрофы.
Именно так - гуманитарной катастрофой - назвали происшедшее на нашей земле эксперты Организации Объединенных Наций, неоднократно побывавшие в радиационных зонах. При этом в их отчете Генеральному Секретарю ООН была подчеркнута необходимость новых подходов к решению обострившихся чернобыльских проблем, потому что прежние завели в тупик.
Как же прислушиваются к мнению международного сообщества у нас в стране?
С одной стороны, мы получили интересные предложения от ООН по преодолению последствий катастрофы в плане устойчивого экономического развития, реабилитации загрязненных территорий.
С другой - обсуждаем разработанный в МЧС России проект нового чернобыльского закона, основанный на дозовой концепции, искусственно ликвидирующий радиационные зоны, лишающий сотни тысяч пострадавших от катастрофы перспективы иметь достойную жизнь.
В пояснительной записке МЧС по данному законопроекту отмечено: "По предварительным оценкам количество населения, получающего льготы и компенсации, будет сокращено с 1,7 млн. человек в 14 субъектах Российской Федерации до 200 тыс. человек (в Брянской и Калужской областях). Нет даже Тульской и Орловской областей. Экономия средств федерального бюджета при этом составит ориентировочно 1,7 млрд. рублей". По 1 тысяче экономии на каждом чернобыльце.
Эти цифры и факты назывались и на недавнем заседании Комитета Государственной Думы но труду и социальной политике, где рассматривался проект чернобыльского закона, основанного на дозовой концепции. Ни один из депутатов не проголосовал за него.
Дозовая концепция не учитывает того, что многие регионы центра России оказались буквально накрытыми изотопами радиоактивного йода, многие дети получили на щитовидную железу до 4000 миллигрей! А население - до 85 процентов пожизненной расчетной дозы облучения.
В прошлом году Минздрав России выпустил справочник доз, полученных на щитовидную железу жителями радиационных зон, проживавшими там в 1986 году. В нем 80 процентов доз реконструированы не по йодным, а по цезиевым выпадениям. Но даже выведенные Минздравом явно заниженные итоги йодного удара вызывают тревогу за судьбу тех, кто родился за два года до катастрофы и сразу после нее. Но рекомендаций, что делать нам с новым, вступающим в зрелую жизнь больным поколением, ученые не дали.
Кстати, то же самое и с взрослыми. У нас в 260 населенных пунктах люди получили пожизненную дозу в 70 миллизиверт и выше. Это тоже группа риска.
Нам нужны не только рекомендации - нам нужна полноценная программа "Дети Чернобыля", действие которой, увы, закончилось по воле Правительства в прошлом году.
21 октября 2002 года у вице-премьера Валентины Ивановны Матвиенко состоялось совещание по вопросу продления этой программы в виде дополнительных мероприятий, включенных в основную программу преодоления последствий катастрофы на период до 2010 года". Но реализацию этих мероприятий предложено начать только с 2004 года.
У нас в Центральном федеральном округе в радиационных зонах проживает 100 тысяч детишек, а мы в текущем году полностью лишаем их государственной защиты, а в последующие годы будем защищать лишь частично.
Наша просьба сохранить в 2003 году на уровне прошлого года объемы финансирования на оздоровление детей из малообеспеченных семей, проживающих - в загрязненных районах, пока не находит положительного решения в федеральных органах исполнительной власти.
В Брянской области больше половины раков щитовидной железы приходится на так называемые "чистые" районы. Однако под защитой закона находятся только те, кто проживает в зоне загрязнения с плотностью не ниже 5 Ки/кв.км по цезию. А в Белоруссии все заболевшие дети, независимо от района проживания, считаются пострадавшими от воздействия радиации, И это глубоко гуманная мера государства, забота о будущих поколениях.
Формальное объявление чистыми загрязненных территорий Российской Федерации путем введения дозовой концепции позволяет прекратить там реабилитационные работы в агропромышленном комплексе, не финансировать необходимые меры по диагностике, профилактике и лечению заболеваний, вызванных последствиями ядерной катастрофы, превратившейся в гуманитарную.
Как быть в этой ситуации, куда девать получаемые ежегодно 10 тысяч тонн молока и 2 с половиной тысячи тонн мяса, загрязненных радионуклидами выше санпиновских норм.
Нам фактически предлагают единственный выход - питаться мясом, молоком, овощами, начиненными цезием, стронцием, плутонием. Это, согласитесь, законы резервации.
И при таких горьких выводах, обращаю на это особое внимание, мы считаем, что государство по отношению к нам не должно быть вечным собесом, что жить на иждивении общества бесконечно нельзя. Нужно как можно быстрее создать должные экологические и социально-экономические условия для обеспечения нормальной жизнедеятельности людей, и тогда они сами себе заработают на жизнь. Именно на эту цель должен быть ориентирован чернобыльский закон, именно ей должны служить дополнительные меры по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.
То есть, я абсолютно согласен с экспертами ООН: к решению обострившихся проблем чернобыльской катастрофы нужны новые подходы.
Необходимо:
ПЕРВОЕ: зонирование территорий проводить по нескольким критериям: с учетом индивидуально накопленных доз; доз, полученных на щитовидную железу, и по плотности загрязнения почвы;
ВТОРОЕ: до 2010 года безусловно выполнить все, что намечено чернобыльскими программами;
ТРЕТЬЕ; обеспечить устойчивое экономическое развитие пострадавших территорий, а именно: в соответствии с действующим чернобыльским законом "создать хозяйственно-экологическую структуру, обеспечивающую в перспективе за счет самофинансирования улучшение качества жизни населения выше среднего уровня";
ЧЕТВЕРТОЕ: если мы не хотим получить вторичный Чернобыль, следует принять неотложные меры для переработки 800 тысяч кубометров сухостойных лесов, погибших от воздействия радиации и сохраняющих пожароопасную ситуацию;
ПЯТОЕ: восстановить систему агротехнических приемов, обеспечивающих получение чистой сельхозпродукции, а до этого внедрить "очищающие" технологии переработки "грязной" продукции;
ШЕСТОЕ: провести массовую спецдиспансеризацию всего населения на уровне скрининга и сделать объективную оценку медицинских последствий чернобыльской катастрофы;
СЕДЬМОЕ: обследовать населенные пункты, неправомерно выведенные из радиационных зон в 1997 году постановлением Правительства No 1582;
ВОСЬМОЕ; разработать эффективный низкозатратный механизм введения в хозяйственный оборот недостроенных чернобыльских объектов,
находящихся в федеральной собственности, к которым нас и близко не подпускают.
Между прочим, еще 11 сентября 2001 года Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Правительству разработать механизм реализации этого недостроя.
В апреле 2002 года Минимущество России подготовило Порядок вовлечения в хозяйственный оборот названных объектов. Руководствуясь этим порядком, мы попытались вовлечь в оборот первые шесть небольших объектов.
А теперь оцените, что из этого вышло. Оказывается, по предложенному Миннмуществом порядку, только обоснование целесообразности списания объектов обойдется в 50 тысяч рублей, а оценка состояния - в 100 тысяч. У нас почти 1200 таких объектов недостроя. Сколько средств потребуется на обоснование и оценку их состояния. У нас таких средств нет. Вопрос зашел в тупик, нужно разработать новый более простой и приемлемый порядок.
Надеюсь, что в итоговых документах сегодняшнего заседания Совета ЦФО все указанные проблемы и пути их решения найдут должное отражение.
Потому что лишь после всех этих мер можно приступить к рассмотрению проекта чернобыльского закона, основанного на дозовой концепции. Ведь мы озабочены не только сегодняшней, но и будущей судьбой сотен тысяч людей, оказавшихся 17 лет назад под ядерными облаками Чернобыля, но до сих пор не имеющих нормальных условий для жизни, рискующих своим здоровьем.
Мы обязаны им помочь.

21.01.2003 г. // ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
http://www.admin.debryansk.ru/news/2003/01/21/66/

Док. 388043
Перв. публик.: 21.01.03
Последн. ред.: 29.10.07
Число обращений: 455

  • Лодкин Юрий Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``