В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Парфенов : Краткий курс истории ВВП Назад
Леонид Парфенов : Краткий курс истории ВВП
Поздравление в жанре 20-минутного тоста называлось "55" по аналогии с последним михалковским фильмом "12" и заявлялось как "авторская программа Никиты Михалкова". После оговорки, что, может, "не очень ловко говорить в лицо руководителю какие-то слова", автор их всё же говорит, предупреждая, "я абсолютно этого не боюсь".

Есть определенный сорт мемуаров: "он вспоминает так, будто мы все уже умерли". Никита Михалков предлагает: "давайте просто проведем легкую экскурсию в те годы" и далее повествует о 90-х - о "времени лихих разбойников". Хотя не впервой слышать, что предыдущее десятилетие - это до нашей эры, до Пришествия и до Рождества, но каждый раз оторопь берет: правда, ничего-ничего из 90-х не помогло успеху 2000-х? Ничего, если, по Михалкову, у Ельцина два главных поступка: передача власти преемнику и выход из КПСС, а никак не сопротивление ГКЧП или что-то еще.

Если говорить про бедность 90-х и молчать про увеличение разрыва между бедными и богатыми в 2000-х, если только в 90-х - олигархи, будто в 2000-х они не стали богаче в разы, - это еще формат "не совсем правды". Но когда единственное наследие 90-х в 2000-м году - это "Курск" ("это всё то, к чему пришла страна" - заключает Михалков), а потом в 2000-х нет ни "Норд-Оста", ни Беслана (они в телетосте вообще не упомянуты) - это уже формат "совсем не правды". Если по допутинскому времени автор проводит "легкую экскурсию", то по путинскому уж до того облегченную, что и Родину не узнаёшь.

Это, конечно, экранное произведение, и то, как и где текст закрывает "телекартинка", - вот уж действительно показательно. Семибанкирщину, "когда рвалась страна на части", поставленная "на колени перед несколькими людьми", иллюстрирует прием олигархов у Ельцина. Ради того, чтобы показать Гусинского, приходится "палить" Фридмана (они в одном кадре), а рядом с Ходорковским стоят Алекперов, Чубайс и Богданов.

Березовского в той съемке не видно, его приклеивают из другой отдельно, на слова "он здесь находится, вот только дерни за нитки". Кажется, телеканал этого человека, воюя за Путина, громил Лужкова и Примакова на ближних подступах к Кремлю, а журналисты издательского дома этого человека готовили с Путиным его первую книжку? Так ко времени выхода "Краткого курса истории ВКП(б)" Ленин в шалаше в Разливе оказался уже один, без неудобного соратника Зиновьева. Но не время глупых вопросов: в следующем эпизоде автор умолкает - и под патетическую музыку Путин в летчицком снаряжении садится в Ту-160, показывает нам большой палец, потом ведется прицельное бомбометание, а затем Путин в морской форме еще утюжит пространство на крейсере. И понятно: 90-е были уничтожены дотла, и началось новое летоисчисление. Поэтому "можно делать всё, весь свой гешефт" относится к 90-м, и это мы все помним, а про "Байкалфинансгрупп" - миллиардера из тверской рюмочной, купившего в 2000-х "Юганскнефтегаз", - мы забыли, и публичную уже драку трех спецслужб из-за "Трех китов" мы сейчас не замечаем.

У Михалкова это действительно получается ловко: речь течет с оттяжечкой, с раздуминкой. Подложена музыка из михалковского же фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" - немного двусмысленно, но ведь и вся авторская программа идет под девизом "к черту подробности". Правда, порой начинают за кадром звучать явно задним числом начитанные канцеляриты вроде "по инициативе президента начато осуществление национальных проектов", и с финальным абзацем "президент уходит... это вопрос решенный" явно поторопились. Но два комплимента Путину даже по меркам тоста все же перехлестывают через край.

Михалков рассказывает про мюнхенскую речь - как Путин отчитывал Запад: "Я чувствовал потные ладошки, я видел людей, которые первый раз услышали, когда им сказали: вы - вор". Еще раз перечитываешь мюнхенскую речь - много в ней чего нелестного про Запад, но никаких воров там Путин вроде не разоблачает. Да и обоюдоостро это - слово "откат" все же не англосаксонского происхождения, и вообще прилично ли ловить западных воров при нашей-то коррупции.

И про путинскую "возможность на нескольких языках легко и непринужденно сказать свою речь" - напрасно. Тем более что дальше к речи в рейхстаге (2001) приклеена речь в Гватемале (2007): ну нет "нескольких языков", легких и непринужденных; ну плохой у Путина английский, а по-французски просто выучено несколько фраз. Или это в расчете на телезрительниц-пенсионерок и на то, что молодая, почти сплошь двуязычная Россия "ящик" не смотрит? Если на то пошло, гораздо большая заслуга, что не легко и не непринужденно - а то, что отмобилизовался Путин на пробивание Олимпиады, не постеснялся своего произношения; какой он есть, таким на амбразуру и бросился. Даже трогательно. Но, видать, стадия "самый человечный человек" в лепке образа уже пройдена, пора из него еще и "корифея языкознания" по старой памяти делать.

И еще пустячок: как-то потерялась Россия - она, получается, лишь ждала своего спасителя. И русскому народу в тосте места не нашлось. Не надеешься, конечно, на какие-то современные пассажи про бизнес, интегрированный в мир, создавший новые отрасли и выходивший из дефолта сам, не дожидаясь чудесных 2000-х. Но а вообще народ-то - он что, не только безмолвствует, но и бездействует? Нет, благотворные перемены "связаны с его именем и с его последовательным, поступательным, созидательным движением во времени и пространстве" - это не про народ, и даже странно, что в стенограмме тоста на сайте телеканала "его" пишется с маленькой буквы.

Глядя на абсолютную уверенность поздравителя, ни к чему пытаться доказывать, что вроде не должно быть в XXI веке таких отношений общества и выборной власти, страны и главы государства. А почему, собственно? Вот же они - есть. Это говорит и показывает Москва, а другого она про Путина не говорит и не показывает. Общество, страна - они же телезрители - должны понимать: именно так теперь принято, именно такие теперь отношения. А знаменитый деятель культуры как "стилеобразующий фактор" эпохи, разумеется, первым подает пример, подбирая единственно верные слова про то, как плохо было и как хорошо стало. В стихах получилось бы еще короче, тем более что они давно написаны, надо только чуть подправить:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Путин великий нам путь озарил.

Четвертая михалковская версия Государственного гимна впервые прозвучала в эфире в авторском исполнении.

15 - 21 октября 2007 No 42 (166)

© 2005 "Русский Newsweek".


Док. 387613
Перв. публик.: 15.10.07
Последн. ред.: 26.10.07
Число обращений: 228

  • Парфенов Леонид Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``