В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кандидат в депутаты Партии социальной справедливости Наталья Дмитриева: О человеческом капитале Назад
Кандидат в депутаты Партии социальной справедливости Наталья Дмитриева: О человеческом капитале

Из выступления Натальи Владимировны Дмитриевой, Председателя Совета Общероссийской общественной организации "Деловые женщины России", Председателя-координатора комитета поддержки консолидации женского движения в России, кандидата в депутаты ГД РФ от Партии Социальной Справедливости на Национальном Конгрессе "Приоритеты развития экономики. Новая инновационная политика - технологический прорыв России".


Приветствую всех собравшихся за этим круглым столом.

Не могу не вспомнить майское заседание Никитского клуба под руководством Сергея Петровича Капицы, которое было посвящено вопросам интеллектуальной собственности. Основной постулат, выдвинутый в ходе дискуссий, и, кстати, поддержанный абсолютным большинством присутствующих, состоял в том, что на стадии информационного общества мы можем говорить об интеллектуальной собственности, делая акцент на втором слове этого словосочетания. То есть материальный носитель идеи (например, книга) и права на его продажу в качестве продукта должны принадлежать автору, но сама идея с момента ее проявления в информационном пространстве становится уже достоянием всех и каждого. Неслучайно говорят о власти информации, о власти идей. И как тут не вспомнить прекрасную фразу Виктора Гюго, который говорил, что нет в мире силы мощнее, чем сила идеи, время которой пришло.

Так вот, в наш мир, наконец, пришла эта мощная сила - идея переориентации государства, власти и всех ценностей на человека...

Меня, однако, несколько беспокоит, сама постановка вопроса о человеческом ресурсе. Не ресурс, а капитал. Человеческий капитал. Человек- мерило всех вещей, и мне бы не хотелось продолжать линию, согласно которой государство рассматривает человека исключительно как инструмент решения своих, прежде всего - экономических, задач. Человеческий капитал же есть понятие более широкое, предполагающее полную реализацию человека, беспрепятственное осуществление им права на распоряжение своим креативным, интеллектуальным, образовательным потенциалом. Совокупность реализованных человеческих потенциалов, объединенная в единую структуру благодаря информационному обществу, и формирует общий интеллектуальный капитал нации.

И вот здесь мне бы хотелось сказать следующее - когда мы рассматриваем проблемы инновационной политики, мы должны говорить об инновациях не только как о новых технологиях, не только как о новых методах ведения бизнеса, но и как о новом слове в области чистых идей, соответственно инновациях в идеологии и в социологии. Поэтому переориентация политики на инновационную стратегию развития предполагает опору и в социуме на новый ментальный пласт.

Мы много говорили сегодня об интеллектуальном потенциале нации. И прорыв, инновационный прорыв, осуществит именно этот, образующийся в постиндустриальную эпоху, новый креативный класс. Формирование этого класса происходит сейчас, у нас на глазах, при переходе в 21 век и является абсолютно новым социальным явлением. Мне бы хотелось обратить внимание всех собравшихся на то, что именно эти люди поведут Россию в информационное общество.

Опрометчиво считать, что постиндустриальное мышление формируется на этапе высшего образования. Становление человека происходит, начиная с раннего детства.

В этой связи хочу предложить в качестве одной из возможных составляющих резолюции нашего форума введение в курс общеобразовательной школы специальных дисциплин - "Методологию научного познания" и "Основ этики и морали". Методология научного познания в той или иной форме уже преподается в большинстве западных стран. Эта дисциплина позволяет развивать интеллектуальный и креативный ресурс ребёнка с ранних лет. Безусловно, сам предмет и программа курса должны базироваться исключительно на наших национальных разработках, и они у нас есть. Стоит изучить и западный опыт.

Присутствующие здесь психологи, я думаю, поддержат меня в том, что развитие интеллекта и сознания находятся в тесной связи с развитием духовно-нравственной составляющей человека. Не буду возвращаться к затянувшейся дискуссии о необходимости введения курса "Основы православной культуры", но уверена, что преподавание в школе основ этики и морали в большой степени будут способствовать формированию класса креативно, современнно мыслящих людей.

Мне бы хотелось в завершение привести интересные данные, которые говорят о том, что нашей страной сейчас накоплен колоссальный потенциал для развития креативных способностей наших людей. И этот потенциал должен быть актуализирован, раскрыт. Причем, раскрыт грамотно, умело и, главное, с любовью.

Давайте обратимся к данным. Да, количество персональных компьютеров в пересчете на тысячу человек у нас в 12 раз меньше, чем в Соединённых Штатах. Но это, скажем так, материальная составляющая. Зато как велика тяга людей, россиян, к общению, к обмену знаниями и идеями в рамках информационного общества! Пользователей Интернета в России всего в 3 раза меньше, чем в Соединённых Штатах, при том, что компьютеров, ещё раз повторюсь, у нас в России меньше в целых 12 раз. Так вот, эта тяга к знанию, эта готовность человека воспринять новую реальность информационного общества, очень велика в России. Может быть, именно в России, как ни в какой другой стране мира, она столь велика сейчас. Тем более значимо и тем более важно сейчас для нас этот накопленный нашими людьми ресурс не просто сохранить, но и приумножить. Спасибо.

Наталья Дмитриева - кандидат в депутаты Государственной Думы РФ пятого созыва от Партии социальной справедливости по городу Москва.

Москва, "Президент-Отель", октябрь 2007г.

25 октября 2007 года.
www.nasledie.ru





Док. 387206
Опублик.: 25.10.07
Число обращений: 782

  • Дмитриева Наталья Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``