В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Россия принимает соотечественников Назад
Россия принимает соотечественников




SakhaNews
Светлана Смирнова

27 декабря 2000 г.
По прогнозам, уже в ближайшей перспективе мы будем ежегодно терять около миллиона человек. Бездействие властных структур на протяжении последнего десятилетия привели к тому, что Россия стоит на пороге демографической катастрофы.

Похоже, что в последнее время положение дел все же начало меняться. Российское общество и власть начинают медленно поворачиваться лицом к этой страшной проблеме. Сейчас перед нами со всей неотвратимостью встает задача принятия системы неотложных мер для предотвращения катастрофы, способной в недалеком будущем положить конец существованию самого Российского государства.

Среди мер, способных исправить сложившуюся демографическую ситуацию, особое место должна занять целенаправленная деятельность по организации репатриации соотечественников в Россию. Конечно же, репатриация не в состоянии полностью искоренить негативную демографическую тенденцию, однако она частично может выправить положение до момента появления реальной отдачи от политики поощрения рождаемости.

Все эти годы в Россию шел приток населения из всех постсоветских государств. Скачкообразное возрастание потоков шло из тех регионов, где возникали вооруженные конфликты. Например, в 1992-1993 гг. основной поток мигрантов шел из Азербайджана, Грузии, Таджикистана и Молдавии. В 1994-1995 гг. большинство мигрантов стали прибывать из Казахстана, Узбекистана Таджикистана и Киргизии, в 1996-1998 гг. - в основном из Казахстана и Узбекистана, причем иммиграция из Казахстана увеличилась на 36,5%. В 1999 г. в числе лидеров по количеству репатриантов в Россию оказалась Киргизия. Отличительной чертой нынешней миграции является то, что переезжает в Россию в основном трудоспособное население - молодежь и люди среднего возраста.

Следует отметить, что основную часть мигрантов из бывших республик СССР составляют русские, хотя их доля в миграции постепенно уменьшается, так как переехать в Россию стремятся люди всех национальностей. И все же в течение 90-х гг. именно репатриация русскоязычного населения, под которым мы подразумеваем представителей всех коренных народов России, оставалась главным содержанием миграционного потока, приняв устойчивый и зачастую вынужденный характер. Не секрет, что массовый выезд русских происходит под влиянием национальной дискриминации, ущемления в гражданских и политических правах, сужения сферы употребления русского языка, вытеснения некоренного населения из сфер управленческого и интеллектуального труда и предпринимательской деятельности. В таких условиях люди не видят благоприятных перспектив для себя и для своих детей, предпочитая возвращаться на историческую родину.

По оценочным данным, за последние 10 лет в Россию въехали от 4 до 6 млн. человек; суммарный же потенциал русской репатриации - 5-10 млн. человек на ближайшие 7-10 лет при условии, что в России и странах СНГ, откуда идет основной поток мигрантов, не произойдет серьезных социальных катаклизмов. Этого потенциала должно хватить на обеспечение России необходимым количеством людских ресурсов в краткосрочной перспективе. В то же время необходимо учитывать тот факт, что далеко не все из этих 5-10 млн. человек воспользуются данной возможностью. Этнические русские, достигшие на "чужбине" определенных успехов в бизнесе или политике, вероятно, не будут стремиться к возвращению в Россию. В определенном смысле это отвечает интересам России - их влияние в стране своего проживания может быть очень полезным для отстаивания внешнеполитических интересов исторической родины. Отсюда можно сделать вывод, что репатриация должна проводиться в первую очередь по отношению к тем, кто не смог интегрироваться в новых независимых государствах или подвергается дискриминации.

Проводя репатриацию, также необходимо учитывать и тот факт, что пик переселения в Россию людей трудоспособного возраста уже проходит. Репатриация же пенсионеров экономически не столь оправданна, хотя налагать какие-либо ограничения на ее осуществление мы не имеем права из этических соображений.

В целом же репатриация приносит России значительные выгоды, но эффективное оказание помощи соотечественникам требует создания надежных государственных механизмов, учитывающих как опыт других государств, сталкивавшихся с проблемой воссоединения разобщенной "титульной" нации, так и российскую специфику. Мы не первые, кто проводит репатриацию, есть позитивный опыт других государств, который необходимо использовать.

Например, с 1990 г. в Германию на постоянное жительство прибыли 2 млн. этнических немцев из бывшего СССР, а также из Польши и Румынии. В соответствии с местным законодательством переселенцы получали жилье, подъемные, им была гарантирована работа, возможность получения новой специальности. Однако даже такая экономически развитая страна, как ФРГ, особенно после объединения с ГДР, не смогла справиться со все увеличивающимся потоком желающих поселиться на ее территории. С 1997 г. условия приема переселенцев намного ужесточились, число прибывающих стало ограничиваться.

В Израиль за 10 лет из бывшего СССР, а затем из СНГ перебрались около 800 тыс. мигрантов (из них примерно 250 тыс. - из России). Репатриантам оказывают помощь в обучении ивриту, трудоустройстве, хотя мало кому удается устроиться по прежней специальности. Курирующее эти вопросы Министерство абсорбции "ведет" каждого репатрианта, как правило, в течение 10 лет. Но идиллической картины нет и здесь, так как настоящую войну за религиозную и национальную "чистоту" начали ортодоксальные иудеи, утверждающие, что репатрианты из СССР не привезли в Израиль ничего, кроме преступности, проституции и неуважения к традициям. При этом следует обратить внимание на то, что лишенный природных ресурсов Израиль стал богатой страной в первую очередь из-за использования высокого интеллектуального потенциала иммигрантов, особенно из России.

В Греции с января 2000 г. вступил в действие закон, предусматривающий различные льготы для вернувшихся на историческую родину или намеревающихся сделать это этнических греков из-за рубежа. По новому закону репатрианты получат финансовые и иные льготы, им будет выделена земля для строительства домов в районах компактного проживания мусульман, которых уже пытается "опекать" соседняя Турция. Однако этот закон не будет распространяться на греков-репатриантов, уже поселившихся в двух крупнейших городах страны - Афинах и Салониках.

Как мы видим, даже в странах, имеющих значительные финансовые ресурсы, репатриация вызывает массу проблем, требующих немедленного решения. Что уж тут говорить о России! Но у нас в отличие от перечисленных выше стран иммиграция в настоящее время нацелена на решение неотложных задач. Поэтому отсрочка с реализацией этой программы губительна.

Первые шаги в данном направлении уже сделаны. Российская Федерация, будучи субъектом международного права, присоединилась к большинству международных договоров, регулирующих потоки мигрантов. В стране приняты законодательные нормы, например, "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", "О гражданстве Российской Федерации". Совсем недавно правительство внесло в Государственную Думу важнейший закон "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации". Одним из реально работающих механизмов для оказания помощи соотечественникам стали двусторонние соглашения России с рядом стран СНГ и Балтии о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.

К сожалению, приходится констатировать, что репатрианты, возвращающиеся в Россию, не встречают здесь теплого приема. Экономические проблемы страны в целом и каждого региона в отдельности объективно не способствуют созданию благоприятных условий для успешной реализации переселенческой политики. Прежде всего это проблемы с финансированием мероприятий, связанных с миграционной политикой. Кроме того, нередко репатрианты оказываются втянутыми в затяжные конфликты с местными органами власти и старожилами, которые далеко не в восторге от появления "чужаков".

В результате переселенцы, вместо того чтобы быстро включиться в экономическую и политическую жизнь региона, объединяются в организации для защиты своих прав. Ненормальность положения очевидна, а несколько вопиющих случаев попрания прав переселенцев, например продажа выделенной им земли под дачи (как это было в Камышинском районе Волгоградской области), ликвидация созданных ими кооперативов, явно не способствуют возникновению доверия между репатриантами и местными жителями.

Опираясь на мировой опыт и осознавая важность стоящей перед Россией проблемы, необходимо срочно разработать целевую программу поддержки репатриации, которая способствовала бы не только переезду соотечественников на родину, но и их быстрой адаптации на новом месте. Здесь очень много зависит от позиции президента и правительства РФ. В этот процесс могла бы включиться и Государственная Дума, законодательно закрепив статус репатрианта, разработав и приняв Федеральный закон "О репатриантах" (по аналогии с действующими законами "О беженцах" и "О переселенцах"). Было бы целесообразно принять законы о предоставлении репатриантам некоторых льгот, таких, как отсрочка от воинской службы, освобождение от налогов на определенный срок и др.

Кроме того, нужно определиться с теми регионами страны, для которых приток мигрантов не только не станет дополнительной нагрузкой, но и поможет решить демографические и социально-экономические проблемы, в первую очередь нехватку рабочей силы. Ведь плотность населения в России - одна из самых низких в мире, и богатства многих районов Сибири и Дальнего Востока не используются из-за катастрофической нехватки населения. Да и во многих районах Центральной России, особенно в сельских, остро не хватает рабочих рук. Для привлечения репатриантов именно в такие регионы необходимо создать механизмы поощрения, прежде всего экономического характера. Большую помощь здесь мог бы оказать опыт других стран.

В данный момент сложилась парадоксальная ситуация: на полях, стройках, заводах и шахтах России трудятся, по некоторым данным, до 5 млн. иностранных граждан, и репатрианты, готовые сами строить себе дома, трудиться на предприятиях и в сельском хозяйстве, очень часто не могут устроиться на работу - их не берут без местной прописки либо относятся к ним как к людям второго сорта. А ведь перебравшиеся в Россию соотечественники постоянно доказывают свое желание и способность трудиться в самых разных отраслях народного хозяйства. Чего стоят хотя бы эксперименты выходцев из Узбекистана по выращиванию в Астраханской области... кофе и хлопка! По отзывам ивановских текстильщиков, партии первого российского хлопка не уступали по качеству египетской продукции, превосходя узбекские образцы по всем статьям. В различных отраслях промышленности, в частности угольной и нефтеперерабатывающей, успешно работают инженеры - репатрианты из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана. Многие из них стали руководителями крупных предприятий. Часто пишут и о выходцах из стран СНГ, работающих в сельском хозяйстве. Кооперативы, состоящие из репатриантов, существуют в Воронежской и Тверской областях, во многих районах Поволжья. Так что есть немало положительных примеров того, как переезжающие в Россию соотечественники и сами получают возможность достойно жить и приносить пользу вновь обретенной родине. Но это происходит лишь там, где руководство понимает, что репатриация - явление благотворное, и не ставит палки в колеса людям, которым и так пришлось многое пережить в бывших советских республиках. Но этот процесс сейчас идет стихийно, положительные примеры все же немногочисленны и не меняют общей неблагополучной картины.

Следует учитывать, что сегодняшнее финансирование миграционной политики совершенно недостаточно даже для крайне экономного ее проведения. Необходимы финансовые средства, размеры которых в десятки раз превышают имеющиеся в наличии. Финансирование же репатриации за счет или в ущерб другим программам по решению демографической проблемы непродуктивно. Здесь очень важно соблюсти баланс в финансовом обеспечении всех элементов демографической политики (в число которых входит и репатриация).

Не секрет, что финансированием репатриационных программ занимаются общественные организации, что особенно характерно для Израиля. Поскольку наше государство не способно на самостоятельное финансирование репатриации, а помощи из-за рубежа нам не дождаться, необходимые средства можно было бы получить за счет поддержки патриотически настроенного отечественного бизнеса. Однако существующие сегодня в России юридические рамки не поощряют стремления оказывать благотворительную помощь, хотя всем ясно, что наше государство могло бы получить существенные финансовые ресурсы для осуществления конкретных социальных программ, если бы предоставило налоговые льготы таким спонсорам.

Конечно, одних только льгот для бизнеса, готового делать инвестиции в возвращение и обустройство соотечественников, недостаточно. Ведь требуются значительные средства, и их будут вкладывать только в том случае, если это впоследствии будет приносить выгоду. Нужно разработать отраслевые и региональные инвестиционные программы, рассчитанные на трудоустройство репатриантов. Во-первых, именно труд "возвращенцев" способен внести значительный вклад в подъем нашего сельского хозяйства и положить конец сорокалетней продовольственной зависимости России от импорта. Кроме того, производство и переработка сельхозпродукции - дело очень выгодное, и многие банки и компании согласятся принять участие в таких проектах - от государства требуется только предоставление льгот и гарантий, а также обеспечение правовой защиты от местного начальства. То же самое относится и к перспективам разработки новых месторождений металлических руд и углеводородного сырья в отдаленных и малонаселенных районах страны. Целенаправленная репатриация создает условия для освоения богатств востока России. Отечественный бизнес, заинтересованный в развитии безлюдных ныне районов, без сомнения, примет участие и в обустройстве репатриантов.

Государство должно быть заинтересовано в заселении нашими соотечественниками Сибири и Дальнего Востока еще и потому, что эти регионы подвергаются сильному демографическому давлению со стороны Китая и Кореи. В противном случае население этих районов неизбежно сменит этнический облик, а затем и государственную принадлежность. И бизнес пойдет вслед за государством: там, где появятся новые города, поселки и фермы, возникнут и новые рынки, новая промышленная и торговая инфраструктура, коммуникации. А что еще нужно бизнесу?

На первый план сегодня выходит задача создания государственно-общественного фонда, способного осуществлять финансирование переселенческой политики. Фонд должен занять особое место среди благотворительных организаций, поскольку будет заниматься одним из приоритетных направлений российской политики, связанных с обеспечением национальной безопасности страны.

Основными задачами такого фонда могли бы стать разработка программ переселенческой политики и их финансирование. Также через него возможно предоставление беспроцентных ссуд на переезд и обустройство соотечественников, оказание помощи в адаптации репатриантов (переобучение, соцобеспечение), популяризация среди российских граждан идеи острой необходимости репатриации.

Такая работа должна проводиться в тесном взаимодействии с местными властями. При этом целесообразно освещать деятельность фонда в государственных печатных и электронных СМИ, поднимая идею репатриации на уровень общегосударственной, общенациональной проблемы.

Вместе с тем необходимо еще раз подчеркнуть, что репатриацию нужно проводить одновременно с осуществлением программы поощрения рождаемости в стране. Только такое сочетание сможет коренным образом изменить негативные демографические тенденции как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Возможно, что мы недооцениваем мудрость россиян, хорошо понимающих, откуда исходят реальные угрозы нашей государственности. Если российское общественное мнение осознает важность процесса возвращения в Россию соотечественников, успех программ репатриации будет обеспечен.






http://www.smirnovask.ru/

Док. 387091
Перв. публик.: 27.12.00
Последн. ред.: 24.10.07
Число обращений: 414

  • Смирнова Светлана Константиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``