В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергею Иванову не понравились отечественные вагоны Назад
Сергею Иванову не понравились отечественные вагоны
Первый заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов рассказал, что он обеспокоен проблемой качества продукции транспортного машиностроения. "Несмотря на то, что отрасль транспортного машиностроения растет очень быстрыми темпами, проблема качества меня беспокоит", - отметил Сергей Иванов (цитата по РБК).

По его словам, в России существует дефицит локомотивов и вагонов. При таком дефиците отрасль железнодорожного машиностроения не очень заинтересована в повышении качества продукции. "Директора предприятий прекрасно знают, что у них купят все что угодно, потому что в России объем железнодорожных перевозок с каждым годом увеличивается", - сказал Иванов.

Иванов не уточнил, какие именно производители вагонов и локомотивов ему не нравятся, но тренд определил, безусловно, верно. Железнодорожное машиностроение уже несколько лет подряд бьет рекорды по темпам роста - прирост производства в целом составляет около 50% в год, а выпуск отдельных видов продукции, таких как, например, магистральные электровозы, ежегодно удваивается.

И выбирать, что покупать, не приходится - парк изношен до крайности. "Количество грузовых вагонов с истекшим сроком службы за последние пять лет увеличилось более чем в два раза. Не лучше положение и в пассажирском комплексе", - констатировал президент "Российских железных дорог" Владимир Якунин в октябре 2005 года. Износ отечественного подвижного состава составляет около 70%, а по некоторым видам - 90%.

Лидером отрасли является входящий в империю Искандера Махмудова Трансмашхолдинг - капитализация составляет, по оценке РЖД, порядка 2 млрд. Не так давно РЖД одобрила покупку блокпакета предприяти. Кроме того, вагоны производятся государственным "Уралвагонзаводом", контролирующий более 70% российского рынка полувагонов и свыше 35% рынка железнодорожных цистерн. На его базе, правда, планируется развернуть новый бронетанковый ходинг (помимо вагонов "Уралвагонзавод" производит танки Т90) и как это скажется на профиле предприятия пока непонятно.

Есть еще два других крупных производителя вагонов - "Алтайвагон" (специализируется на выпуске крытых вагонов, платформ, полувагонов и цистерн) и Тверской вагоностроительный завод (основная продукция - крытые грузовые и пассажирские вагоны).

Впрочем, не вредно в связи с заявлениями Иванова вспомнить о вреде монополизма. Основным потребителем вагонов и локомотивов являются железнодорожные перевозчики. И здесь основной игрок рынка - РЖД - является по совместительству основным потребителем. При этом компания определяет - де-факто - и норму прибыльности производителей вагонов (полтора года назад она, например, была установлена на уровне 5-10 процентов), и возможности допуска на рынок независимых перевозчиков, которые являются альтернативными потребителями вагонов и локомотивов. То есть - произвести дорогой и хороший вагон производитель практически не мотивирован - скорее всего, не окажется сбыта. Между тем, как на инвестиционные программы нужны сотни миллионов.

24 октября 2007, 13:18

www.polit.ru.

Док. 386631
Опублик.: 24.10.07
Число обращений: 853

  • Иванов Сергей Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``