В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Гафин: `Политика и бизнес - большая игра` Назад
Александр Гафин: `Политика и бизнес - большая игра`
Среди российских компаний Альфа-Банк славится как организатор самых громких культурных проектов - от гастролей Пола Маккартни до концертов Мариинского театра для городов российской глубинки. Александр Гафин - тот самый человек, который и занимается организацией всех "альфовских" акций в области культуры. "ЛЮДИ..." решили расспросить Александра Гафина об особенностях российского меценатства.

Справка: Александр Дмитриевич Гафин - вице-президент Альфа-Банка с 1994 года, член Совета директоров. В ноябре 1997 года за активное участие в восстановлении православных храмов награжден Патриархом Московским и Всея Руси Алексием И орденом Русской Православной церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени. В ноябре 1999 года стал лауреатом Золотой Пушкинской медали за меценатство. В прошлом году Александр Гафин получил почетную медаль муниципалитета Рима за активное участие и реализацию гастролей Римского оперного театра в Москве и серьезный вклад в развитие общественных и культурных связей между Россией и Италией. Александр Гафин - профессиональный литератор, автор нескольких книг и пьес.

- Альфа-Банк был первой из крупных российских коммерческих компаний, которая не только зарабатывала деньги, но и щедро тратила их на культурные проекты...
- Да, культурные акции - козырь Альфа-Банка, наша визитная карточка. За 10 лет мы успели привезти таких известных артистов. как Рэй Чарльз, Стинг, Эрик Клэптон, Римскую оперу. Мы старались сделать так, чтобы Россия перестала быть заповедником в гастрольной карте западных артистов. - и нам это удалось. Западные музыканты стали воспринимать нашу страну как нормальную площадку для своих выступлений, такую же, как Рим, Париж или Хельсинки.

- А как вы выбираете артистов? Ориентируетесь на собственные вкусы?
- Артистов мы выбираем коллегиально. А перед этим проводим огромное количество маркетинговых исследований. С их помощью мы выясняем требования наших клиентов, их вкусы, привычки и пристрастия. В результате разрабатывается программа, соответствующая потребностям наших клиентов.

- Последний ваш проект - концерт Пола Маккартни в Москве, собравший поклонников "The Beatles", кажется, со всей страны. Вы ожидали столь бурной реакции на это событие?
- Честно говоря, да. Это был самый грандиозный и дорогостоящий проект. По завершении концерта нам позвонил менеджер Пола Маккартни и благодарил за организацию концерта. Он сказал, что концерт на Красной площади стал лучшим концертом тура Пола Маккартни. Концерт произвел неизгладимое впечатление не только на меня, но и на всех поклонников, которые пришли. Потом в течение недели эти люди звонили нам, делились эмоциями и благодарили за то, что мы предоставили им возможность услышать Пола Маккартни. Сам Пол тоже остался очень доволен, на следующий день он пришел на Красную площадь просто посмотреть и еще раз оказаться на том месте, где выступал. Любопытно, что люди, присутствовавшие на концерте, а также Интернет-форум почитателей творчества Пола, тоже вернулись на следующий день на Красную площадь, чтобы освежить вчерашние воспоминания. Они привели своих детей, чтобы показать им, где выступал Пол Маккартни. И здесь они встретили самого Маккартни - абсолютно спонтанно! Пол с удовольствием беседовал с людьми, раздавал автографы. Надо сказать, Маккартни - человек очень демократичный, безо всякого "звездного" пафоса.

- А в юности Вы были поклонником "Веаtles"?
- Безусловно, "Beatles" были кумирами моей молодости. И лично я просто счастлив, что спустя несколько десятков лет именно нам удалось осуществить мечту российских поклонников "Beatles".

- Теперь, чтобы не снижать планку, вам придется организовать что-нибудь совсем уж грандиозное...
- Не так давно мы рассматривали вопрос гастролей Уитни Хьюстон, Уитни Хьюстон и Мадонна - это те артисты, о которых мы можем разговаривать. Но в принципе, концертом Пола Маккартни мы практически поставили точку по части шоу-программ - по крайней мере в привычном формате. Сейчас Альфа-Банк изменил стратегию развития: мы предлагаем новые услуги, рассчитанные на людей с доходами средними и ниже среднего. Наша клиентская база меняется, в ней становится все больше молодых людей. Соответственно, наши следующие проекты будут рассчитаны, прежде всего, на молодежь. Будем активно поддерживать современное концептуальное искусство, современную фотографию. Тем более, в этой области в России много лет был провал: 50 лет концептуальное искусство у нас никто не признавал, и в результате у нас в стране известна лишь пара представителей этого направления. Мы хотим исправить эту ситуацию, будем поддерживать различные нестандартные выставки, акции...

- Как Вы выбираете концертные агентства, с которыми сотрудничаете?
- За годы работы я хорошо узнал этот рынок и знаю основных агентов. Мы много лет сотрудничаем с SAV Entertainment. У них за плечами больше 100 суперзвезд мировой кулыуры. В Петербурге работаем с местным руководителем Русской Медиа-Группы Женей Финкельшгейном. Мы хорошо понимаем друг друга, он наш надежный партнер.

- Все громкие культурные проекты Альфа-Банка связаны в основном с Москвой. А как насчет провинции?
- У нас более 60 филиалов, и мы стараемся, чтобы во всех этих городах, хотя бы 1-2 раза в год проходили крупные культурные события. Мы организовывали в провинции гала-концерты Большого театра, Мариинского театра, гастроли МХАТа им. Чехова, художественные выставки, поддерживали материально учреждения культуры. Мы не занимаемся попсой и практически не занимаемся российскими исполнителями, Исключением стал только один коллектив - "Машина времени".

- А почему выбор пал именно на "Машину времени"?
- Дело в том, что "Машина времени" - культовая группа для страны. Да к тому же меня связывают 30-летние дружеские отношения с этим коллективом. "Машина Времени" - единственная группа, которая стабильно в течение 30 лет собирает полные площадки и никогда не "звездит".

- Какой из ваших проектов Вы лично считаете самым значимым?
- Мне понравился концерт Тины Тернер. Я для себя открыл не просто интересного артиста, но и неординарного человека. Мне нравится наш проект с Большим театром - опера "Борис Годунов" в Пушкиногорье, в Михайловском. Такие акции в Новгороде, Пскове, других исторических местах, где эти события в свое время действительно имели место быть, производят совершенно особое впечатление.

- Вы проводите культурные акции не только в России, но и на Западе. Как публика в Европе и Америке относится к подобным инициативам со стороны российских бизнесменов?
- Западные предприниматели относятся к российским проектам с опаской. Я убедился в этом на собственном опыте - ведь в последние годы мы проводили культурные акции в Лондоне. Нью-Йорке. В мае мы открыли выставку Малевича в музее Нью-Йорка. На экспозиции представлены работы Малевича из частных коллекций, из музеев мира. Но все эти акции не произвели фурора, потому что Запад перенасыщен различными культурными событиями. Тем не менее, мы будем двигаться в этом направлении.

- Вы соучредитель Клуба борьбы с некачественными публикациями, премии "Золотая утка". Что это за премия?
- Чтобы бороться с непрофессионализмом журналистов, есть два способа. Можно подать в суд и после долгой тяжбы получить копеечную сатисфакцию. Правда, как показывает практика, в этом случае сатисфакцию получает само издание, потому что для него такой процесс - лишняя реклама. А можно бороться с непрофессионализмом в шуточной форме. Премия "Золотая утка" - это хлыстик для представителей прессы, с помощью которого мы пытаемся изживать "джинсовые" материалы, проплаченные кампании. Журналист получает медицинскую утку, покрашенную золотой краской, и она остается с ним на всю жизнь.

Я понял, что эта премия нужна, после того, как за несколько дней до ее вручения мне стали звонить вице-губернаторы, главные редакторы газет и просто мои знакомые с просьбой снять тех или иных номинантов. Но, к счастью, я там ничего не решал. Кого номинировать и кому присуждать "Золотую утку", решает коллегиальный орган. Однако когда все засуетились, когда на меня и на других членов жюри стали оказывать какое-то давление, я понял, что мы на правильном пути.

- Вас регулярно видят на приемах, раутах, презентациях. Светская жизнь для Вас - отдых или работа?
- Я не люблю светские мероприятия и прихожу туда по долгу службы. После трудного рабочего дня вместо того. чтобы поехать домой или на дачу, почитать книгу или пообщаться с детьми, я еду в посольство, на прием, на открытие. Мне необходимо знать представителей тусовки и бизнеса в лицо, чтобы потом использовать эти знания в целях продвижения марки Альфа-Банка. Политика и шоу-бизнес - большая игра. Чтобы в нее играть, нужно принимать правила этой игры. Тусовка и есть ее правила.



Екатерина Назарова
Люди (No 3, 2003), Москва, 30.07.2003

Док. 386098
Перв. публик.: 30.07.03
Последн. ред.: 23.10.07
Число обращений: 355

  • Гафин Александр Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``