В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Григорьев: `Мы против частного трубопровода` Назад
Сергей Григорьев: `Мы против частного трубопровода`
В ближайшие годы Россия намерена построить несколько новых нефтепроводов. Частные компании готовы инвестировать в эти проекты свои деньги при условии, что они сами получат контроль над трубой. Если этого не произойдет, госмонополии "Транснефть" придется самостоятельно найти более 10 млрд. долларов. Монополия предлагает компромисс: инвестиции компаний будут конвертированы в акции нефтепроводов, по которым "частники" будут получать прибыль в виде дивидендов. Об этом корреспонденту ГАЗЕТЫ Николаю Макееву - вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев.
"Мы занимаем только у банков"

- Какой объем инвестиций "Транснефть" планирует привлечь в ближайшее время?

- Может быть, уже в этом году мы привлечем порядка 1 млрд. долларов.

- Речь идет о займах на внутреннем рынке или вы готовы занимать деньги на Западе?

- Пока на отечественном.

- У кого?

- Единственное, что могу сказать, - на последнем заседании совета директоров мы получили одобрение привлечь такие крупные инвестиции. Суммарный объем заимствований будет привлечен с определенным делением: мы получим "короткие" и "длинные" деньги. Под "короткими" деньгами я подразумеваю выпуск облигаций на 12 млрд. рублей сроком на 3 года. Далее мы должны будем взять кредит в российских банках сроком на 5 лет на сумму 10 млрд. рублей. Еще 10 млрд. рублей - это кредит на 7 лет, но его условия пока до конца не проработаны. Возможно, в этом кредите будут участвовать и зарубежные банки. Мы выбираем из тех, кто предложит лучшие условия. Вне зависимости от того, будет ли это российский банк или западный. Если говорить об истории наших заимствований, мы уже привлекали синдицированный кредит в 150 млн. долларов. Его организатором выступал Raiffeisenbank. Погасили мы его даже раньше срока.

- В числе российских банков, с которыми вы ведете переговоры, есть и Сбербанк?

- С ним, в частности, мы тоже ведем переговоры.

- А с частными российскими компаниями вы ведете переговоры о привлечении кредитов?

- Нет. Мы ориентированы только на банковские кредиты.

- А что вам мешает вести диалог с "частниками"?

- Мы государственная компания, поэтому не можем брать у них кредит. Частная компания - это не банковский институт.

- Но частные компании сами готовы предоставлять вам кредиты...

- Да, они, конечно, в этом заинтересованы, но российское законодательство несколько ограничивает нас в привлечении кредитов. Мы можем брать кредиты только у банков.

- Под какие проекты вы собираетесь привлекать средства?

- Эти кредиты мы рассчитываем использовать под расширение мощностей Балтийской трубопроводной системы на 30 млн. тонн в год. В настоящее время БТС перекачивает 12 млн. тонн нефти в год, так что мощность увеличится практически в четыре раза. Кроме того, мы будет привлекать инвестиции для строительства трубопровода Ангарск - Находка с ответвлением на китайский город Дацин. На эти цели будет необходимо уже больше 1 млрд. долларов.

- В какой форме вы предполагаете участвовать в этом проекте?

- Мы будем строить этот трубопровод, привлекать для этого инвестиции.

Кредиторы тянутся к трубе

- А есть ли препятствия для привлечения инвестиций в российский нефтепроводный сектор?

- У нас вообще нет препятствий - инвесторы стоят к нам в очереди. Пример нашей компании достаточно характерный. Суверенный рейтинг "Транснефти" равен рейтингу России и повышается, как только повышается государственный рейтинг. Мы работаем стабильно, с хорошими показателями, поэтому нам хотят давать деньги. Для остальных компаний существует определенный риск у инвестора - вернет ли он обратно свои вложения и получит ли на этом прибыль. В нас инвесторы полностью уверены. С сентября 1999 года, когда главой "Транснефти" стал Семен Вайншток, мы стали единственной компанией, которая начала что-то строить. С 1985 года в нашей стране трубопроводы практически не строились. Нам же удалось построить БТС, трубопроводы в обход Чечни, в обход Украины, мы расширили мощности в Новороссийске. Инвесторы положительно оценили нашу работу и выразили готовность вкладывать в нас свои деньги.

"Пусть не вкладывают"

- Как обстоят дела с мурманским проектом трубопровода? По вашему мнению, нужен ли он России?

- Мы считаем, что проект строительства нефтепровода в Мурманске имеет право на существование, но для начала надо реализовать те проекты, которые существуют на сегодняшний момент. Может быть, в перспективе этот трубопровод потеряет свою актуальность в связи с изменениями конъюнктуры цен на нефть на мировом рынке. При снижении мировых цен на нефть компаниям будет невыгодно наращивать свою добычу, и новые трубопроводные мощности просто будут не задействованы. Но если все-таки мурманский проект будет необходим, то осуществлять его будем тоже мы, а не нефтяники. Инвестиции, которые предполагается направить на этот проект, составляют 4-5 млрд. долларов.

Единственная проблема в их привлечении заключается в том, что к тому времени, когда они будут необходимы, объем наших заимствований будет и так достаточно велик. В какой форме инвестиции будут привлекаться дальше - пока неизвестно. В ближайшее время мы будем готовить ТЭО мурманского проекта, которое будет содержать конкретные расчеты. Нефтяники, поскольку они заинтересованы в этом проекте, смогут поучаствовать в финансировании его реализации.

- А долевое участие они смогут получить?

- Долевое участие не должно обязательно сопровождаться какими-то приоритетными правами. Компании могут просто владеть пакетом акций и получать по ним прибыль в виде дивидендов. Эту форму почему-то все забывают. Нефтяные компании ратуют за то, чтобы место в этой трубе предоставлялось им в первоочередном порядке. За счет этого они планируют выйти из-под контроля государства. Понять их тоже можно, они беспокоятся за свой карман.

- Но ведь они вложат собственные средства, а доступ к трубе будет предоставляться всем на равных условиях.

- Так пусть не вкладывают. Опять же хочу повторить, что существует форма получения прибыли в виде дивидендов. Пусть нефтяники используют именно ее.

- "Транснефть" против строительства частных труб. Но, с другой стороны, существует Каспийский трубопроводный консорциум, который является негосударственной компанией. Как быть с ним?

- Мы против частного трубопровода, потому что он будет работать гораздо хуже, чем мы. КТК работает себе в убыток. Каждый год консорциум планирует себе убыток на десятки миллионов долларов. Кроме того, Россия ничего не получает от КТК. Поэтому зачем стране такие частные трубопроводы, которые не будут приносить реальных доходов.

Кроме того, Россия обеспечена топливом только потому, что в стране не существует частного нефтепровода. У нас действует система ограничения экспорта нефти. Сейчас частные компании в законодательном порядке оставляют около 70% своей добычи внутри страны. Если будет построена частная труба, то эти ограничения будут сняты и государство потеряет контроль над экспортными поставками. Это приведет к возникновению дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке.

- Но частные компании уже сейчас экспортируют около 50% добытой нефти...

- И это при том, что ограничения на экспорт сохраняются. Представьте, что будет, если у нефтяников появится своя труба. Частные компании декларируют свою готовность загрузить, например, в мурманский проект 120 млн. тонн нефти в год, реально не смогут увеличить на аналогичный объем свою суммарную добычу. Поэтому они в первую очередь будут заполнять свою трубу, переориентировав на нее часть той нефти, которую ранее посылали "Транснефти". Поэтому частная труба будет работать на прибыль "частников", а доход страны явно сократится.


http://www.gzt.ru/business/2003/05/27/111000.html

27.05.2003


Док. 385551
Перв. публик.: 27.05.03
Последн. ред.: 22.10.07
Число обращений: 261

  • Григорьев Сергей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``