В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Григорьев: РЖД и `Транснефть` схлестнулись на Дальнем Востоке Назад
Сергей Григорьев: РЖД и `Транснефть` схлестнулись на Дальнем Востоке
Идет борьба за поставки нефти в Китай
У проекта строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) появилась серьезная проблема в виде интересов железнодорожников. Вчера глава РАО "Российские железные дороги" (РЖД) Владимир Якунин выразил опасения по поводу строительства нефтепровода, который может "забрать на себя большую часть экспортной нефти". Таким образом, в вопросе поставок нефти в Китай схлестнулись интересы двух госкомпаний: РЖД и "Транснефти".

В рамках программы "Нефть для Китая" РЖД второй год ведет реконструкцию участка Карымская-Забайкальск под названием Южный ход. Общая стоимость реконструкции оценивается в 13,7 млрд. руб., причем РЖД уже потратила на это 4,4 млрд. руб. Как сообщили "НГ" в пресс-службе РЖД, сейчас компания перевозит в Китай порядка 8-10 млн. тонн нефти, в следующем году планирует нарастить поставки до 15 млн. тонн. А в 2008-2010 годах, когда реконструкция Южного хода будет завершена, железная дорога может выйти на объем в 30 млн. тонн нефти.

Между тем планам железнодорожников может помешать "Транснефть", которая ждет окончания экологической экспертизы, чтобы начать строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан.

Он, как известно, предназначен для поставок нефти в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Проектная мощность трубопровода составляет 80 млн. тонн в год. Соответственно "Транснефть" может как частично, так и полностью перекрыть объемы перевозки нефти по железной дороге.

Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев подтвердил "НГ", что нефть на Китай действительно уйдет в трубу. "По нашим планам поставки в Китай составят 30 млн. тонн нефти в год, - сказал он. - Железная дорога не возит столько. Например, сейчас железнодорожные перевозки составляют 8-10 млн. тонн. И они смогут спокойно поставлять эти объемы еще года два, пока трубопровод будет строиться". При этом Григорьев отметил, что РЖД, потеряв в поставках нефти, выиграет в поставках промышленных грузов и людских ресурсов.

"Если трубопровод будет построен, то у РЖД вырастут другие перевозки, поскольку будет развиваться Восточная Сибирь. Наверное, чем-то можно пожертвовать", - пояснил он.

Однако РЖД сдавать позиции не намерена. Так, Владимир Якунин заявил: "Нас интересует только один вопрос: каким образом правительство РФ планирует обеспечить координацию взаимодействия двух видов транспорта: железнодорожного и трубопроводного?". А в пресс-службе компании "НГ" сказали, что "РЖД государственная компания и ее инвестпрограмма была утверждена правительством, которое не может выбрасывать на ветер столько денег".

Как вариант, в РЖД предлагают не строить ответвление от трубопровода на Китай до Дацина. Строительство этого ответвления, к слову, было одним из спорных вопросов при разработке проекта ВСТО. Также железнодорожники говорят, что при поставках в 30 млн. тонн в год Федеральная служба по тарифам готова снизить железнодорожный тариф, чтобы сделать перевозки более выгодными и приблизить их к тарифам на перекачку по трубопроводу.

Впрочем, по словам представителя "Транснефти", отвод в Китай все же планируется построить. "Это ответвление составляет всего 60 км (а общая протяженность маршрута - около 4188 км. - "НГ"). Это ничего, месяц работы. Если будет политическая воля, то он будет построен", - сказал Григорьев.

Баталии за нефть только начинаются. "НГ" будет следить за развитием событий.

Опубликовано в Независимой Газете от 28.02.2006
Оригинал: http://www.ng.ru/economics/2006-02-28/1_rzhd.html
Алексей Крашаков

Док. 385459
Перв. публик.: 28.02.06
Последн. ред.: 22.10.07
Число обращений: 264

  • Григорьев Сергей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``