В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мария Арбатова: Что стоит признавать историческим памятником? Назад
Мария Арбатова: Что стоит признавать историческим памятником?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Сейчас Мария Арбатова у нас на телефоне. Мария, добрый день.

М. АРБАТОВА: Добрый день.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Если можно, очень коротко, расскажите эту историю, что за дом, что это за фигуры, которые вы мне показывали?

М. АРБАТОВА: Это совершенно уникальный памятник, дом с барельефами, который находится на углу Малого Могильцевского переулка и Плотникова. Если вы идете по Плотникову, вы никогда мимо него не пройдете. Это дом, который...

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Сейчас, Мария, извините, ради бога, очень плохая связь, давайте мы вас перенаберем, ладно?

М. АРБАТОВА: Давайте.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Не возражаете?

М. АРБАТОВА: Пожалуйста.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Может быть, на другой телефон, в общем, что-то такое, потому что невозможно, мучительно, сейчас. Сейчас все-таки мы перенаберем, потому что хотелось бы, чтобы понятно было. А я вам сейчас скажу, разговор идет вот о чем. Мы это назвали, как мы это назвали, что считать историческим памятником, это же большая проблема в городе. Мы знаем, что какой-то дом, например, объявляется историческим памятником, это, правда, не гарантирует жизнь этому дому. Его могут перекупить и вообще снять эту табличку и убрать его из списков. Нормально слышно? Нормально Мария?

М. АРБАТОВА: Да, повторяю.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Да, давайте.

М. АРБАТОВА: Речь идет о доме, который стоит ровно на углу Малого Могильцевского переулка и Плотникова переулка. Это дом номер 5/4. И старые москвичи его, конечно, знают. Это дом с барельефами. Там в довольно таких экзотических позах находятся Толстой, Пушкин и Гоголь. Это любой школьник, идущий мимо, он узнает эти лица. Матвей, я вчера вам показывали, вы тоже не стали бы отрицать. Существует две версии по поводу...

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Нет, подождите, давайте в начале назовем существительное. Итак, мы видим высотой в человеческий рост барельефы Пушкина, обнимающего девушку фривольную, Толстого, обнимающего девушку фривольную, и кого там, Гоголя, да, мы видим?

М. АРБАТОВА: И Гоголя, да, их трое, на самом деле, это единственное прижизненное изображение скульптурное Толстого. Но вряд ли он посещал этот публичный дом, скорей всего, только (НЕРАЗБОРЧИВО) Пушкин мог (НЕРАЗБОРЧИВО). Уникальный памятник первого каменного пиара, вообще уникальный архитектурный памятник.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Умоляю вас, Мария, выйдите куда-то, чтобы вас слышно было, прерывается разговор. А то, что вы говорите, очень важно. Можете к окошку подойти?

М. АРБАТОВА: Ничего не получается.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Говорите-говорите, давайте.

М. АРБАТОВА: И дом находится в таком чудовищном разрушенном состоянии, что эти Гоголи и Пушкины, они уже по пояс отрублены и отвалились, потому что рядом идут работы тяжелой строительной техникой, я не знаю, что себе думает правительство Москвы, этот дом входит в перечень памятников архитектуры. Но понимаете, его просто, просто все его скоро потеряем.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Теперь смотрите, я вам хочу задать два формальных вопроса. Итак, это бывший публичный дом, да?

М. АРБАТОВА: Вы знаете, есть две версии, еще очень любят рассказывать историки, что когда-то Иван Цветаев заказал этот фасад для музея Пушкина, и он ему не понравился, его воплотили на этом доме. Но вы сами видели, в каких позах они стоят, что они совсем не с музами к Парнасу идут, а совершенно по другому направлению и с другой целью.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Т.е., подождите, это очень важно отметить, потому что мы сейчас будем обсуждать и голосовать. Итак, перед нами есть дом, который, это правда, что это был публичный дом, да?

М. АРБАТОВА: Да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: И смотрите, да.

М. АРБАТОВА: Меблированные комнаты, в которые, соответственно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Понятно, а теперь смотрите, на нем есть фигуры. Сейчас, подождите, давайте я уже тогда вас не буду дергать. Спасибо вам, что вы это объяснили, Мария, и сейчас я буду дальше уже с радиослушателями обсуждать эту историю, хорошо?

М. АРБАТОВА: Да, я очень надеюсь, что радиослушатели всеми силами помогут его сохранить.

Э. ГЕВОРКЯН: Мария, кстати, может быть, это вообще была такая своеобразная реклама того времени? И вовсе наши великие писатели туда и не ходили, в этот публичный дом?

М. АРБАТОВА: Может быть, я об этом и говорю, что это памятник каменного пиара, и нет исторических никаких свидетельств. Но гипотетически Пушкин рядом жил в доме с Хитрово, это могло быть ближайшим публичным домом.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Спасибо вам большое, благодарю вас, что вы это пояснили. Мария Арбатова.


18.06.2007

http://www.echo.msk.ru/guests/14255/

Док. 385180
Перв. публик.: 18.06.07
Последн. ред.: 22.10.07
Число обращений: 488

  • Арбатова Мария Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``