В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Егор Холмогоров. Кряшенский ключ Назад
Егор Холмогоров. Кряшенский ключ
Долгое время всевозможные "национальные возрождения" разных народов приносили России, как и другим крупным многонациональным государствам, одни только беды. Еще один "оживший" народ - еще один источник сепаратизма и потенциальный очаг террористической опасности. Однако этническая политика, - гибкое средство. То, что при одном развороте работало против государства, при другом - вполне может стать орудием централизационной политики против сепаратизма "малых империй", в которые превращаются автономные национальные "улусы" вроде Татарстана или Башкирии в руках сепаратистски настроенных политиков. Кажется именно такое оружие смогла найти федеральная власть против бывшего постоянной головной болью в последнее десятилетие татарского сепаратизма. Оружием стали так называемые "крещеные татары", которых в ходе предстоящей Всероссийской переписи населения решено было считать отдельным этносом.

Главная беда с этносами (они же "народы"), живущими на планете Земля, состоит в том, что они ни капли не похожи на дарвиновско-линнеевские виды, которые один раз произошли, заняли место на "эволюционной лестнице" и так там и остались. Народы ближе к породам собак - изменчивым, непрерывно перекрещивающимся и поддающимся самой изощренной селекции. А всевозможные этнические изменения непременно ведут к самым драматическим политическим последствиям, коль скоро на каждый "один народ" полагается "один рейх", а может быть, и "один фюрер".

Поэтому этническая принадлежность и её отстаивание - мощнейшее политическое оружие, способное перекраивать политические пространства, взрывать империи, устанавливать всевозможные независимые и полунезависимые государства. Манипулирование этническим фактором (так называемое "этническое предпринимательство") всегда было опасным оружием в руках сепаратистов, и Советскому Союзу и России пришлось немало пострадать от всевозможных квази-этнологических экспериментов, связанных прежде всего с вычленением в лице на первый взгляд консолидированных народов все новых и новых этнических групп, которые тут же начинают нуждаться в признании своей автономии, а потом и восстановлении попранных прав.

Однако теперь Российское государство можно поздравить с первым успешным опытом использования технологий "этнологического конструктивизма" в целях, противоположных сепаратизму, можно сказать - в целях государственно-интеграционных. Инструментом национальной политики на сей раз стала готовящаяся перепись, которая станет серьезным ударом по сепаратистским и "удельным" тенденциям Татарстана, так и не отказывающегося по сей день от претензий на полуавтномный статус "объединенного с Россией государства". Это "объединенное государство" претендует на то, чтобы представлять интересы девятимиллионной "татарской нации" - второго по численности этноса современной РФ. И вот по новой переписи "татарская нация" становится чисто виртуальным построением идеологов, вместо нее в анкетах появятся "казанские", "астраханские", "сибирские" и "крымские" татары, а также кряшены. Последний удар по татарской индентичности оказался особенно чувствительным и вызвал длительную полемику, в которой федеральная власть и отражающие её точку зрения федеральные СМИ оказались удивительно упорны - "кряшенам быть", а газетам и телевидению - давать о маленьком народце трогательные сюжеты.

Что за "кряшены", и в чем загвоздка? Кряшены - "крещеные", этим словом обозначают насчитывающую свыше двухсот тысяч человек этнокультурную группу, восходящую, по мнению большинства ученых, к татарам, принявшим православие в XVI веке, вскоре после взятия Казани Иваном Грозным, благодаря деятельности русских епископов и монахов-просветителей. Эти "старокрещеные" татары отличаются от "новокрещеных" в ходе насильственных мероприятий русского правительства в XVIII веке. Православие для них давно уже стало частью этнической и культурной идентичности, появился особый кряшенский язык, в начале ХХ века появилась кряшенская литература, - благодаря трудам "апостола казанских инородцев" Н.И. Ильминского, создавшего кряшенский алфавит (на который позднее вынуждены были перейти и татары-мусульмане), почитаемого кряшенами наравне со святыми.

В 1920-е годы в рамках советской политики укрупнения национальностей и создания "социалистических наций" кряшены были записаны в "татары" и числились там до сего дня. В советском атеистическом государстве это не имело принципиальных последствий, а вот в полусепаратистском исламизирующемся Татарстане кряшены немедленно оказались под этническим и религиозным давлением: "Можно сказать, что они продались, отказавшись от своей религии и традиций в служении русским", - заявляет один из татарских исламских деятелей. А о. Павел Павлов, церковный лидер нынешних кряшен, заявляет: "За минувшие пять лет было множество призывов в [татарской] прессе, чтобы мы вернулись в лоно Ислама, что нас простят. Это действует, капля за каплей - соседи начинают поговаривать: "Почему вы ходите в церковь? Пойдем с нами в мечеть". Но если мы православные, за что нам извиняться?"

Скорее всего, несмотря на предпринятые в 1990-х годах попытки возрождения своей культурной традиции, кряшены были бы раздавлены националистическим и исламистским наступлением, не попади они вовремя в поле федеральной национальной политики, давно уже бьющейся над проблемой татарского "особизма". Кряшены оказались ключом к решению этой проблемы. Как сообщает российский исследователь Александр Журавский, "под вопрос ставится негласный статус Татарстана как "национальной" и "исламской" республики. Собственно, "исламской" республикой Татарстан никогда и не был, поскольку православных (вместе с кряшенами) там всегда было больше. Просто об этом татарстанские СМИ не писали. Если же обратиться к данным последней переписи 1989 года, то у нас возникнет следующая картина. Татары - 48,48%, русские - 43,26%, чуваши - 3,69%, украинцы - 0,9%, мордва - 0,79%, удмурты - 0,68%, марийцы - 0,53%, башкиры - 0,52%. Даже если следовать "этническому" подходу в социологии религии, то при всей его приблизительности и относительности получается, что мусульманского населения (считая мусульманскими народами татар и башкир) - 49%, а православного населения (если считать православными или последователями других христианских конфессий всех русских, чувашей, украинцев, мордву, удмуртов, марийцев) - 49,85%. Учитывая же, что кряшен в Татарстане около 200 тысяч человек (а всего в Татарстане в январе 1997 года проживало 3637,8 тысяч человек), получается, что кряшен в Татарстане проживает 5,49%. Таким образом, вместо 48,48% татар в Татарстане оказывается 42,99% татар и 5,49% кряшен. При этом мусульман оказывается не 49%, а 43,51%, тогда как православных в этой "исламской республике" становится 55,34%, то есть почти на 12% больше, чем мусульман. Впору говорить не об исламской, а о православной республике (если, конечно, приверженцев той или иной конфессии считать по этническому принципу, что с научной точки зрения некорректно)".

Очевидно, что после превращения "татарского" Татарстана в многонациональную республику с преобладанием нетатарского и "традиционно-православного" населения, ни о каком "особом статусе" этой исторической русской территории в качестве одного из оплотов регионального сепаратизма и "мусульманской оси" в России говорить уже не придется, любые действия федеральной власти по защите большинства населения будут обоснованы и морально и политически. Так что кряшенский ключ к "Татарстану" имеет первостепенное значение.

Остается добавить, что в деликатных вопросах национальности все зависит прежде всего от того, кто и как считает. Российские "этнологи-конструктивисты" во главе со знаменитым академиком Тишковым впервые применили свою энергию в мирных и даже государственно-строительных целях, выдав свое академическое "добро" на то, чтобы "считать правильно". За тот же почин можно взяться и в других вопросах, менее острых, чем татарский. Порождающие сепаратизм национализмы "региональных наций", вроде татарской, следует крыть локальными этнокультурными национализмами вроде кряшен. Любые "кряшены" будут естественно тяготеть к федеральному центру и русскому этносу, не претендующему на жесткое подавление их идентичности. Националистическая аргументация сепаратистов будет крыта. Если бы кряшен не было, их следовало бы выдумать.



СПЕЦНАЗ РОССИИ N 08 (71)
АВГУСТ 2002 ГОДА
http://specnaz.ru/etnopolitika/54/


Док. 384841
Перв. публик.: 21.08.02
Последн. ред.: 21.10.07
Число обращений: 287

  • Холмогоров Егор Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``