В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Егор Холмогоров. Белорусская дилемма Назад
Егор Холмогоров. Белорусская дилемма
Президент России Владимир Путин обнародовал смелые, если не сказать, радикальные инициативы по интеграции России и Белоруссии в единое государство. Создать вместо рыхлого и аморфного "союза" полноценное единое государство, которое имеет единого президента, единый парламент и единый центробанк, к декабрю 2003 провести выборы в парламент, а в марте 2004, вместо президентских выборов в России провести общесоюзные президентские выборы (на которых, как нетрудно догадаться, одержит победу сам автор инициативы). Президент Белоруссии Александр Лукашенко повел себя вполне предсказуемо - в Москве он молча выслушал российские предложения, а в Минске их решительно отверг, заявив, что поглощения независимой Белоруссии Россией он не допустит. И тут же, как по команде, дотоле не отличавшаяся склонностью к русскому великодержавию либеральная пресса начала "утюжить" Лукашенко, доказывая россиянам благодетельность поглощения Белоруссии Россией без всяких "особых статусов", в качестве совокупности областей.

Русский патриотизм, национализм, великодержавность и все, что хоть как-то с этим ассоциируется, вызывают у демократической общественности только одно чувство - омерзение и желание прижать к ногтю. Сколько мы всего прочли и про "последнее прибежище мерзавца" и тупость и пошлость русского национализма. В общем, стоит русскому человеку хотя бы немножко выразить симпатию к своей родине и позаботиться о её интересах, как ему срочно проводят ликбез о душевредности и непрактичности любви к Родине. В этом железном законе либерального сознания есть, однако, одно примечательное исключение. В одном единственном случае демшизе дозволительно и одобрять и национализм, и проповедовать великодержавные идеи, и вспоминать о российских национальных интересах, и возвышать русских перед другим народом. Этот единственный случай - Белоруссия...

Как только возникает реальная возможность объединения двух стран, тут же сторонники чеченской независимости вспоминают и о том, что автономии с "особым статусом" вредны, а потому белорусские области могут претендовать в России только на статус обыкновенных областей, без всякой особой структуры с центром в Минске. Люди, которые на полном серьезе считают, что русские должны кормить своих олигархов и их иностранных хозяев, начинают заявлять, что союзные отношения с Белоруссией России в убыток, что союз стоит слишком дорого, а потому от него стоит отказаться. А персонажи политической клоунады вроде Бориса Немцова, пересыпая свою речь подзаборным матерком, считают своим долгом науськивать на президента союзной страны местную оппозицию, почему-то полагая (точнее - делая вид, что полагая), что эта "оппозиция", многие годы прикармливаемая США, ни с того, ни с сего окажется "пророссийской"....

Подобный "национализм" либералов, обращенный против единственной искренне союзной к Росси стране, был бы смешен и комичен, если бы не выставлял в комическом положении Россию, и если бы влиятельное антибелорусское лобби не имело бы возможностей навязывать свою позицию власти. Достаточно очевидно, что при всей позитивности и полезности путинских предложений самих по себе, в текущей политической ситуации они имеют только одну цель - спровоцировать Лукашенко на дистанцирование от Москвы и на отказ от идеи союза. Ни России, ни Белоруссии это пользы не принесет, а вот ущерб России будет огромен - и материальный, и символический. Достаточно указать, насколько нелепо в глазах "цивилизовнного мира" стала выглядеть антикатолическая политика росийских властей после того, как Лукашенко предложил принять в Белоруссии Папу Римского и стать своеобразным "посредником" в примирении православно-католического конфликта. Антибелорусский "национализм" либералов не просто смешен и отвратителен, но еще и стратегически вреден для подлинных национальных интересов России.

Что можно сказать о белорусском вопросе с точки зрения действительного российского национализма?

Стратегическая цель России понятна - это воссоединение всех отторгнутых от неё в 1991 году земель, а, может, и прибавление к ним новых. Имперская реинтеграция была, есть и остается одной из важнейших тем российской политики, и это понимают и наши геополитические конкуренты и все политические лидеры на пространстве СНГ, не исключая Лукашенко. Но от белорусского президента, в отличие от многих других, не раздавалось обвинений в "империализме" по отношению к Москве и он не делал себе карьеру на антироссийских словах и высказываниях.

Будучи прагматичным политиком, Лукашенко, с одной стороны, сохранял и развивал союзнические отношения с Россией, а с другой - делал все, чтобы оказавшаяся в его управлении страна чувствовала себя максимально устойчиво, а её жители - комфортно и безопасно. Другими словами, белорусский президент проводил политику прагматичного белорусского "национализма", замешанного не на антироссийской риторике (которая сама по себе еще ни одной стране, включая даже прибалтов, больших денег и счастливой жизни не принесла), а на извлечении максимальных выгод для Белоруссии из близких отношений с Россией. В результате произошло то, чего от Белоруссии никто не ожидал - страна, обреченная на прозябание и на ощущение "потерянности", не имевшая никакой традиции независимой государственности, оказалась одним из наиболее устойчивых, стабильных и государственно крепких "независимых государств". Именно разыгрывая карту "вместе с Россией", Лукашенко создал действительно сильную Белоруссию и теперь, как можно предположить, видит свою роль рядом с Россией в качестве такого своеобразного Фиделя Кастро, идущего рядом, но независимо и имеющего право на самостоятельную политику и самостоятельные, в том числе и резкие, высказывания...

Несомненно, для российской стратегии "имперской реинтеграции", неявно присутствовавшей даже в политике Ельцина, Белоруссия представляет собой проблему. Эта стратегия, как видно на примере нынешнего конфликта с Грузией, строится на предположении, что "у них там без нас все развалится, и они без нас пропадут", а потому для России выгодна ситуация "чем хуже, тем лучше", поскольку именно в такой ситуации наиболее вероятно обращение бывших "независимых государств" за помощью с воплем "придите и володейте нами". В отношении Грузии, Украины, Молдавии, Армении, среднеазиатских стран и т.д. это логично - наиболее весомым аргументом для этих стран в пользу союза с Россией является их нынешнее положение, колеблющееся от кризисного к катастрофическому. Большинство стран СНГ подталкивает к России именно ностальгия, а Россия может рассчитывать на то, что придет туда как "победительница".

Но в случае с Белоруссией эта стратегия на работает. Белоруссы как раз доказали себе и другим, что без Советского Союза у них все получается совсем неплохо, что к самостоятельному государственному строительству они способны, а потому их поиск союза с Россией хотя и нацелен на прагматические выгоды, но это не поиск "спасителя", и не попытка "сесть на шею". Белоруссия скорее рассчитывает на признание Россией её успехов и на более уважительное отношение к ней именно вследствие добровольности союза. Фактически, обладая успешный опыт государственного строительства, Белоруссия предлагает в качестве своего "вклада" в Союз именно этот опыт. И только величайшая тупость нашей либеральной общественности вынуждает её видеть в Лукашенко клоуна, который если за счет чего и держится, так только за счет репутации "нашего сукина сына", работающего на Россию. Как раз репутация российского "сукина сына" - единственное, что всерьез мешает Лукашенко сыграть роль на сцене большой европейской политики. Политик, который уже десятилетие держится у власти, имея против себя всех (в том числе и влиятельное антибелорусское лобби в Москве), который при этом пользуется устойчивой высокой популярностью у собственного народа и который, при том, может похвастаться и экономическим ростом и растущим уровнем жизни, вряд ли выглядит в глазах серьезных политиков как "клоун". Комично выглядят исключительно упорные попытки Лукашенко наладить союз с Россией при том, что в самой России его поливают грязью во всех СМИ, а российские политики считают делом хорошего тона выразить к нему свою антипатию.

Это не означает, конечно, что Лукашенко - ангел, или что он искренний и безоговорочный сторонник российских интересов. Нет - он властолюбивый политик, которой достаточно озабочен проблемой своего политического выживания, и политик достаточно национальный, то есть думающий, прежде всего, об интересах Белоруссии. А не в белорусских интересах "сдаваться" России на "общих основаниях" (в то время как другие страны СНГэтого не делают и никакого всеобщего восстановления Империи не происходит), и тем самым отдавать себя на поток и разграбление влиятельным российским олигархам. Пока нет гарантий от прихода в Белоруссию "приватизаторов", белоруссы себя не отдадут. Не в интересах и самого Лукашенко присоединять Белоруссию к России, ставить крест на своем политическом будущем. И при том условии, что в России достаточно тех, кто заинтересован, чтобы "Лука" закончил свою жизнь в тюрьме, и которые найдут возможность обвинить его в похищении оператора ОРТ Дмитрия Завадского или чем-то подобном. Другими словами - Белоруссия,вполне уютно себя чувствующая в нынешнем положении дружественных и союзных отношений с Россией и под российским покровительством, в случае вхождения в Россию нуждается в гарантиях безопасности - и для страны в целом, и для её лидера. И присоединение к России без таких гарантий было бы самоубийством для Белоруссии и большим вредом для России, поскольку уникальный накопленный Белоруссией политический, управленческий и экономический опыт будет потерян, а ресурсы страны расхищены.

Поэтому, по отношению к Белоруссии хамский псевдоимперский тон куда менее уместен, чем по отношению к той же Украине, с независимостью которой, как с писанной торбой, носятся те же самые политики, которые готовы хоть завтра аннексировать Белоруссию. В отличие от стран, провинившихся перед Россией, Белоруссия подобного тона не заслужила и не потерпит. В случае нормального восстановления Россией её Империи, никаких проблем с воссоединением Белоруссии не будет. В случае, если Россия и дальше намерена существовать в окружении из "независимых государств", независимая Белоруссия будет её надежным союзником (не забесплатно, конечно, такие союзы вообще не существуют без взаимной выгоды). А вот в случае, если Белоруссии будет предложен выбор между отходом от России и присоединением, при котором она получит себе на шею Чубайса сотоварищи, мало кто усомнится в том, что выбор Белоруссии будет не в пользу России.



СПЕЦНАЗ РОССИИ N 09 (72)
СЕНТЯБРЬ 2002 ГОДА
http://specnaz.ru/etnopolitika/56/


Док. 384840
Перв. публик.: 21.09.02
Последн. ред.: 21.10.07
Число обращений: 275

  • Холмогоров Егор Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``