В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Егор Холмогоров. Визовая религиозная война Назад
Егор Холмогоров. Визовая религиозная война
Политика российского МИДа не лишена экстравагантности. То от наших дипломатических чиновников месяцами не дождешься сколько-нибудь внятной позиции по вопросам первостепенной государственной важности, так что некоторые начинают подозревать, что внешнеполитическое ведомство нашпиговано сверху до низу вражескими шпиёнами, то вдруг, на сравнительно второстепенном участке развивается бешеная активность, ставящая Россию, прямо скажем, в не очень удобное положение перед лицом пресловутого мирового сообщества.

Как МИД охмурил ксендзов

Проведенное в феврале 2002 года преобразование католических "апостольских администратур" на территории России в епархии показало, что Ватикан всерьез намерен стать влиятельным игроком на внутрироссийской "религиозной площадке". Католикам стало мало положения конфессии, которая доминирует в Западной Европе и прочих отдаленных от нас частях света, а в России окормляет преимущественно этнических выходцев из-за рубежа - немцев, поляков, литовцев и т.д. Ватикан уже не первое столетие грезит идеей создать в России полноценную католическую церковь из русских, а в перспективе и всю Россию обратить к католичеству. Все предпринимавшиеся дотоле попытки проваливались благодаря репрессивным действиям властей, которые менее всего хотели распространения религии, в догматику которой входит беспрекословная верность главе другого, пусть крошечного, но государства. Да и тот факт, что верховный религиозный центр русского католичества находится за границей, не мог радовать. Еще в 1970-80-х годах молодые русские католики, обращенные в России тайно находившимися тут иезуитами, были известны органам госбезопасности не только своей активной религиозной деятельностью, но и сотрудничеством с западными разведками, осуществлявшими связь через религиозные каналы.

Поэтому, когда Ватикан 11 февраля объявил о своем решении, то против него в один и тот же день, 12 февраля, выступили Русская Православная Церковь и Министерство Иностранных Дел России, заявившие, что это решение несвоевременное и осложняющее православно-католические отношения в России, поскольку создание епархий является вторжением на "каноническую территорию" РПЦ. В отличие от Церкви, у МИД-а есть определенные каналы силового воздействия на католиков, и он не преминул им воспользоваться. В советские времена католическая церковь на территории России была разгромлена полностью, - в двух католических костелах в Москве и Ленинграде служили то капеллан французской миссии, то польские священники, поэтому восстановление католических структур в России в 1990-е годы шло, в основном, усилиями священников-иностранцев, которые и по сей день составляют 85% католического клира в России. Католики хотят готовить себе русские кадры, но вынуждены быть крайне осторожными, поскольку обращение в католичество любого этнического русского воспринимается РПЦ как "прозелитизм", а назначение русских католиков священниками и, тем более, епископами вызвало бы бурю негодования.

В апреле российской визы был лишен служивший во Владимире итальянский священник Стефано Каприо, который считался одним из вдохновителей идеи организации поездки в Россию Папы Римского - таможеннике отклеили российскую визу из паспорта временно выезжавшего в Италию священника. В том же апреле был задержан в аэропорту и выслан в Польшу Восточносибирский епископ поляк Ежи Мазур, бывший весьма активным и напористым миссионером и сторонником "активных методов" обращения русских в католичество. Основания для репрессий в отношении Мазура было найти легче легкого - епископ зачем-то прибавил к своему титулу название "префектура Карафуто", - так японцы называли Южный Сахалин в годы своего над ним владычества. Столь откровенный вызов России не должен был пройти даром, тем более что резонно было увидеть в нем не столько религиозную, сколько национальную позицию - значительную часть католических священников в России составляют поляки, у которых преданность Папе весьма причудливо переплетена с инстинктивной яростной русофобией. В июле российской визы лишился словацкий священик Станислав Крайняк. А в сентябре МИД выстрелил по католикам "очередью" - 9 сентября в Россию не был впущен ближайший помощник Ежи Мазура по Восточносибирской епархии Ярослав Вишневский, поляк, на которого многие возлагают главную ответственность за историю с "Карафуто" и который прославился словами: "неизвестно во что крестилась Россия - в Православие или в Католичество". Обвиненный в "провокационной деятельности" Вишневский не смог вернуться в Россию из проведенного в Японии отпуска. 10 сентября на белорусской границе в Россию не был впущен служивший в Ростове священник Эдвард Мацкевич, которому пограничник заявил, что "его храм в Ростове закрыт, приход распущен, а потому причин ехать в Россию у него нет".

Российские католики в панике - их глава архиепископ Тадеуш Кондрусевич пишет обращения "ко всем людям доброй воли", в которых призывает не дать повториться 1937-му году, и говорит о "жесточайших гонениях". По словам католических представителей, они "гадают, кто будет следующим". Выбор у МИД-а богатый - достаточно сказать, что еще двое из четырех невысланных католических епископов не имеют российского гражданства, не говоря уж о священниках. Сказать по совести - истерика католиков, говорящих о "беспрецедентных гонениях", не имеет под собой особых моральных оснований - православно-католические отношения переживали в ХХ веке куда более драматические времена. Достаточно вспомнить чудовищные преследования православных в той же Польше (откуда происходит большинство высланных из России священников) в 1920-30-е годы, когда взрывались храмы, простые люди насильственно обращались в католичество, а православное духовенство находилось под постоянным прессингом. Или Хорватское независимое государство в годы Второй Мировой, в котором было уничтожено несколько сот тысяч православных сербов, причем католические священники сами руководили убийствами стариком, женщин, малолетних детей, всех, кого они считали носителями "схизматической" заразы.

Возникает сомнение - не приведет ли административный восторг внешнеполитического ведомства к результатам, обратным тем, которые хотят получить. Лишенные иностранного духовенства российские католики будут иметь только один шанс на выживание - формировать местные кадры из числа российских граждан и, прежде всего, "русских католиков". Католики теперь могут сказать: "вы хотели считать нас "церковью диаспоры", но сами же лишили возможности выписывать для этой диаспоры иностранных священников. А поскольку Церковь без священников существовать не может, то мы будем делать священниками русских, и будем постепенно становиться русской католической церковью, тем более что сами этого хотим". Высылкой священников иностранцев МИД подталкивает к появлению русских католических священников, деятельность которых будет с православной точки зрения много опасней любой "провокационной деятельности" иностранцев.

Не секрет, что росийская интеллигенция весьма любит заигрывать с католичеством, видя в нем "цивилизованную" альтернативу малопонятному для интеллигента Православию. Среди столичных интеллектуалов модно восторгаться Папой, читать католические сочинения. Традиция XIX века презирать все русское и православное и прославлять католичество, начатая Петром Яковлевичем Чаадаевым и его учеником князем Гагариным, постригшимся в иезуиты, в ХХ веке не исчезла, а только укрепилась. Однако от массового перехода в католичество интеллигенцию до сих пор удерживал его "иноземный" привкус. При всей русофобии, русской интеллигенции присущ некоторый русский культурный шовинизм, она предпочитает, чтобы с нею общались на её языке и в её культурных формах, переходить в "иностранную веру" многим кажется позорным - куда удобней мечтать, подобно Владимиру Соловьеву, о "соединении церквей". А потому ксендзы-поляки не могли охмурить достаточного количества интеллигентных Козлевичей. Появление же "русского" католичества сразу приводило к обращению в него многих интеллигентов, которые чувствовали себя и сохранившими идентичность, и приобщившимися к мировой цивилизации. Другое дело - "русское католичество" никогда не могло просуществовать долго - его давили репрессиями.

Но давить репрессиями русских католиков - это уже не по линии МИД-а, а по другой, и тут все куда более сложно и рискованно. А потому у России есть вполне реальная опасность получить на свою голову достаточно мощный "католицизм с русским лицом", ту самую "Русскую Католическую Церковь", угроза появления которой и подтолкнула МИД к "визовой войне", а РПЦ к обострению отношений с Ватиканом.

Нет Далай-ламы - нет проблемы

В роли пострадавшего от визовой политики МИД-а оказался и Далай-Лама XIV - духовный лидер буддистов Тибета и вообще всего "буддизма большой колесницы" и глава тибетского правительства в изгнании. Далай-ламу не впустили в Россию, куда он собирался приехать осенью по приглашению, в частности, калмыцкого президента Илюмжинова. Основанием для отказа послужило подозрение, что визит носит политический, а не религиозный характер.

Это решение вызвало в российском обществе немало недоумений. Хотя практикующих буддистов в нашей стране не так уж много, но при этом буддизм как таковой пользуется немалым уважением: в отличие от страшных исламистов или подозрительных католиков, буддисты имеют превосходную репутацию - ни с кем не воюют, никуда особенно не лезут, никому не навязываются, учат интересному, а главное - совершенно не понимают, что такое "джихад" или "каноническая территория". Так что посмотреть на нобелевского лауреата, дружащего с Ричардом Гиром, собиралось немалое количество народа.

Тем не менее, причины к тому имеются, и весьма веские. В сложных политических раскладах на юго-востоке нашего континента Далай-Лама в качестве лидера угнетаемого китайцами Тибета играет далеко не последнюю роль. История отношений Китая и Тибета никогда не была ровной. Если их сравнивать с чем-то привычным, то эти отношения слегка смахивают на российско-польскую интригу, где Тибет играет роль "Польши" - задиристого "западного" государства, то нападающего на восточную империю, то, наоборот, завоёвываемого последним, но при этом не интегрируемого в имперскую структуру до конца. В обоих случаях немалую роль играет ещё и религиозный аспект: Китай, если говорить коротко - языческая империя, Тибет же является мировым центром "северного буддизма". Далай-Лама, соответственно, является прежде всего духовным лидером страны - то есть кем-то вроде римского папы. Считается, что Далай-Лама только один: все Далай-Ламы, по тибетским воззрениям, являются перерождениями одной и той же души. Каждого нового Далай-Ламу не назначают, а отыскивают по определённым признакам, известным только ламам, после чего забирают из семьи и воспитывают должным образом. На протяжении многих столетий эта система, при всей её экзотичности, работала весьма успешно: тибетская система власти была одной из самых устойчивых в мире. Платой за такую устойчивость оказалась стагнация. Соседний же Китай, пережив немало политических потрясений, развивался, а всё развивающееся время от времени испытывает тягу к расширению пределов. В начале 1950-х, Китай, к тому моменту ставший коммунистическим, попросту слопал "страну снегов". При этом известная коммунистическая манера бороться с "религиозными предрассудками" обернулась репрессиями против тибетских буддистов.

Мировое сообщество отнеслось к этому факту примерно так же, как некогда оно относилось к Польше в составе России: признавая сам факт китайского суверенитета, оно искренне радуется малейшим неприятностям китайцев. Отчасти это связано с гуманитарными соображениями, но надо принимать во внимание и геополитику: если что и помешает медленному, но верному возвышению Китая, твёрдо намеренного стать гипердержавой XXI века, так это сепаратизм. Так что "тибетская бомба" еще может помочь "мировому сообществу" в лице, прежде всего, США, против Китая.

Далай-Лама играет роль главы тибетского "правительства в изгнании" де-факто. Сам он бежал из страны в 1959 году после неудачного антикитайского мятежа. Убежище ему охотно предоставила Индия. Но Далай-Лама, разумеется, не является жителем одной страны: настоящий космополит, гражданин мира, он большую часть времени проводит в разъездах по всему миру и активно занимается политической деятельностью. Главной его задачей, судя по всему, является держать в напряжении официальный Пекин: на любом сколько-нибудь представительном международном сборище, где можно хоть как-то поднять или затронуть "тибетский вопрос", Далай-Лама тут как тут.

При этом было бы большой ошибкой думать, что Далай-Лама - мракобес и фанатик, живущий прошлым. Наоборот: этот умный и энергичный человек известен своей приверженностью к демократическим ценностям и полным принятием всех достижений западной цивилизации. Его политические симпатии можно охарактеризовать как романтический социал-демократизм - нечто среднее между воззрениями Ганди и Горбачёва . В частности, Далай-Лама неоднократно заявлял, что в случае серьёзных политических перемен в Тибете он будет последовательно выступать за построение современного светского государства, в котором будут соблюдаться права человека.

Понятно, что всё это очень не нравится китайским властям. Их личная борьба с Далай-Ламой дошла до того, что они попытались лишить его сана, назначив на его место другого . Разумеется, Далай-Лама не остался в долгу, пригрозив, что в следующий раз переродится в какой-нибудь западной стране - скорее всего, в Европе. Это не является невозможным: тибетский буддизм уже давно проник в пределы европейского континента, многие европейцы стали буддистами. Появление Далай-Ламы из европейцев может открыть новую страницу в истории этой древней религии, уже не раз менявшей "основное место прописки"...

Как бы то ни было, появление Далай-Ламы в любой стране обычно означает одно: раздражение китайских властей. В советское время, когда отношения с Китаем были скверными, советские власти позволяли Далай-Ламе посещать буддистские регионы страны - именно для того, чтобы хоть как-нибудь позлить официальный Пекин. Сейчас, однако, отношения с Китаем резко улучшились - а потому с поездками в Россию у Далай-Ламы возникли трудности. При этом заведомо известно, что в случае появления в России он не будет соблюдать никакого политеса. Например, в свой недавный визит в Хорватию он прямо заявил, что Китай обязан стать "демократическим государством" и убраться из Тибета. В результате чего хорватское правительство почло за лучшее отказаться от встречи с духовным лидером тибетского народа - видимо, реакция китайского посольства была очень резкой.

Российские власти, судя по всему, не желают попадать в подобное глупое положение, а потому не очень-то хотят пускать в российские пределы нобелевского лауреата и борца за мир. Нет Далай-Ламы - нет проблемы.




    
СПЕЦНАЗ РОССИИ N 09 (72)
СЕНТЯБРЬ 2002 ГОДА
http://specnaz.ru/gosudarstvo/66/


Док. 384836
Перв. публик.: 21.09.02
Последн. ред.: 21.10.07
Число обращений: 255

  • Холмогоров Егор Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``