В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Егор Холмогоров. Лабиринты военной реформы Назад
Егор Холмогоров. Лабиринты военной реформы
7 сентября в Российской армии произошло событие, аналогов которому не было уже долгие годы, если не десятилетия - приказом министра обороны Сергея Иванова были наказаны в дисциплинарном порядке аж 12 генералов, которых министр счел ответственными за трагедию 19 августа в Ханкале, когда гибель вертолета Ми-26 унесла жизни более чем ста военнослужащих. Среди наказанных и главком сухопутных войск, и знаменитые "чеченские" боевые генералы Геннадий Трошев и Владимир Булгаков. Главком армейской авиации сухопутных войск Виталий Павлов вообще был смещен со своего поста. Почему одна катастрофа стала поводом к столь масштабным мерам в отношении генералитета? Тем более, что ряд признаков говорит о том, что это - только начала куда более широкомасштабной разборки в военном ведомстве.

Дело не только в противостоянии тех или иных групп в министерстве обороны (их обычно связывают с традиционным уже для этой структуры противостоянием министра и начальника Генштаба). Дело прежде всего в том, что в катастрофе вертолета как в капле воды отразились все те непорядки, неустройства и неурядицы, которые накопились в нашей армии и которые уже не раз и не два ставят её на грань поражения от... самой себя, от внутреннего распада, который невозможно уже превозмочь никаким энтузиазмом. И не случайно, в какой уже раз, в конце августа-начале сентября произошел новый всплеск выступлений и инициатив по военной реформе, тем более что поездка президента Путина на Дальний Восток (лишний раз подчеркнувшая первостепенную стратегическую значимость этого региона) сопровождалась рядом громких заявлений главы государства как раз на военную тему.

Военная реформа, с постоянным неуспехом идущая в России уже более десятилетия, напоминает порой сказку про белого бычка, в которой "колом" выступает идея о переводе армии на "профессиональную" (или "контрактную") основу, а "мочалом" - сетования на финансовую и организационную невозможность провести эту реформу быстро. О принципиальной важности контрактного комплектования армии говорят все - и президент, и министр обороны, и всевозмозможные ответственные и безответственные фигуранты политического поля, начат уже эксперимент по переводу на контрактную основу 76-й дивизии ВДВ. Однако действительное понимание сути проблемы ускользает.

"Профессиональная армия" и по сей день представляется (причем отнюдь не только либералам из СПС) отличающейся от призывной тем, что солдатам там платят больше денег, обеспечивают лучшие бытовые условия и позволяют жить с женами. Каким образом подобный образ жизни будет способствовать повышению военного профессионализма - решительно непонятно. Зато такой подход вполне удовлеторит паркетных генералов, которые вместо "бесплатной рабочей силы" из военных частей прежнего образца получат безграничный финансовый ресурс на строительство "семейных коттеджей" для рядовых и посыпание песком дорожек между ними. Понятно, что на такую "профессиональную армию" никаких денег не хватит, да и не может хватить - поскольку такого типа армия для государства и разорительна, и бесполезна, а потому "профессионализацию" такого типа лучше бы и в самом деле отложить в долгий ящик и, при возможности, её оттуда не вынимать.

Солдатам должны быть обеспечены и достойный уровень жизни и достойное содержание, но необходимо понимать, что военное ремесло накладывает определенные жизненные ограничения - исключающие и "семейные коттеджи" и многие другие приятности мирного существования. Профессиональному солдату доступны многие радости, которых не знает штатский человек, но он платит за них суровой военной аскезой и строжайшей дисциплиной. Расшатывать эту дисциплину под видом "профессионализма" - абсурдно.

России нужна действительно профессиональная армия. Этот тип армии ей диктует её современное внутреннее и геостратегическое положение. Россия не может долее ни в какой войне полагаться на территориальный ресурс и вести войну на своей территории, превращая большие пространства в фактор победы.

Война обычными вооружениями должна вестись Россией за пределами её государственной территории и в случае обороны и, тем более, в случае наступательной операции. России нужна армия способная наносить превентивные удары большой мощности по территории противника и воевать на его территории. Такой армией может только профессиональная армия, находящаяся в состоянии постоянной боевой готовности, великолепно обученная и нуждающаяся в минимальном времени для переброски и развертывания. Армия, комплектуемая мобилизационным путем, к такого типа операциям неспособна - слишком велика потеря времени и слишком велика вероятность первого удара противника, особенно если он обладает армией из профессионалов.

Другой фактор, настоятельно диктующий необходимость профессионализации армии, - это наступление новой фазы в эволюции военного искусства, меняющей фундаментальное для войны соотношение "человек-оружие". Любое новое оружие первоначально создает ситуацию, в которой оно освоено только "профессионалами" в его использовании, до тонкости владеющими технологиями его применения. Эти мастера оружия составляют ударное ядро армий нового поколения. Оружие для них - это приложение к их умениям и продолжение их умений. Освоение оружия ведет к его усовершенствованию и упрощению, после которого оружие может действовать как бы само по себе, за счет своих свойств в качестве "убойной силы", в то время как человек является только "приложением", необходимым для запуска оружия в действие. Первая стадия освоения оружия связана с естественной профессионализацией вооруженных сил, которая порождает группы воинов, владеющих в совершенстве всеми военными навыками и берущими на себя основную работу в сражении. Вторая стадия порождает более-менее "массовые" армии, для которых достаточно умение обращаться с оружием и наличие самого оружия в достаточном количестве, но совсем не требуется индивидуального воинского мастерства. Армия первого типа - это армия людей, армия второго типа - армия оружий. Для первого типа важен качественный показатель, для второго - количественный.

Вполне пригодная в качестве массовой армии, являющейся человеческим приложением к своим автоматам и танкам, советская армия оказалась бессмысленной в эпоху перехода к высокоточному "умному" оружию, требующему возрождения касты военных профессионалов. К этим профессионалам относится чеканная формулировка виднейшего теоретика профессиональной армии генерала де Голля: "Является неоспоримым то положение, что как на суше, так и на море и в воздухе отборный личный состав, умеющий извлечь максимум эффективности из чрезвычайно мощного и разнообразного оборудования, обладает подавляющим превосходством над более или менее беспорядочными массами".

Однако создание такой профессиональной армии в России необходимо начинать с радикального перевооружения и изменения системы управления войсками, а никак не с нелепых и бессмысленных самих по себе игр вокруг "комплектования по контракту". Новый способ комплектования сам окажется насущно необходимым, как только государство займется созданием по-настоящему профессиональных вооруженных сил. Для начала необходимо выделить из общей массы современных российских ВС ту их часть, которая уже сейчас de facto является профессиональной - прежде всего речь идет об ударных частях десанта и сил специального назначения, которые уже воюют, причем, по оценке президента Путина, воюют много лучше остальных. "Владимир Путин, - сообщает РИА "Новости", - высоко оценил боевую выучку спецназа ГРУ и внутренних войск. Встречаясь в среду на полигоне "Песчанка" с бойцами спецназа МВД и Сибирского военного округа, президент подчеркнул, что эти подразделения по объективным показателям являются одними из лучших. По словам главы государства, по официальным, объективным данным, которые приходят из Чечни по боевой подготовке и выполнению боевых задач, на первом месте находится спецназ ГРУ, второе место занимает спецназ внутренних войск. "Они воюют на порядок лучше, чем остальные подразделения, и здорово выполняют поставленные задачи".

Россия уже имеет необходимую базу для создания профессиональной армии, и именно эту базу необходимо укреплять, удерживая в армии действительных профессионалов и пестуя из них настоящую воинскую касту, которую будут объединять и поддерживать не только общая работа и материальный интерес, но и сознание своего высочайшего служения, и реальная корпоративная солидарность, сознание своей незаменимости для России, и которые готовы будут приносить ради своего долга жертвы (не бессмысленные, как часто случает сейчас, а глубоко осмысленные и действительно необходимые). Эта каста потребует для себя и новых лидеров - нового типа генералитета, отличающегося от генералитета массовых армий, часто воспринимающего солдат как бессмысленную массу, которую можно свободно передвигать по карте. Офицерский и генеральский статус в такой профессиональной армии - это статус "профессионалов над профессионалами", специалистов высочайшего класса. Только такие специалисты смогут одерживать победы в будущем.




СПЕЦНАЗ РОССИИ N 09 (72)
СЕНТЯБРЬ 2002 ГОДА
http://specnaz.ru/gosudarstvo/74/

Док. 384835
Перв. публик.: 21.09.02
Последн. ред.: 21.10.07
Число обращений: 246

  • Холмогоров Егор Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``