В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Егор Холмогоров. Молчание народа Назад
Егор Холмогоров. Молчание народа
Знаменитую пушкинскую фразу из "Бориса Годунова" - "Народ безмолвствует" - почему-то воспринимают как признание пассивности и безучастности нашего народа к делам власти. Однако, понимать так - значит не помнить ни Пушкина, ни русской истории. У Пушкина народ безмолвствует в ответ на предложение выкликать Димитрия Самозванца царем. Это безмолвие разрешилось в восстание, свергнувшее Самозванца и развеявшее его прах выстрелом из пушки по ветру.
Безмолвие народа - одна из форм выражения народного мнения. Это мнение своим шепотом сделало Самозванца царем - и это же мнение своим безмолвием его погубило. Молчание народа - весьма грозная сила, а молчаливое большинство - решающая сила русской истории.

И сегодня большинство нашего народа - это молчаливое большинство. Оно не ходит на митинги, прогуливает выборы, в телевизоре предпочитает платной теледемагогии футбольные матчи и мыльные оперы. Оно имеет свое мнение обо всем, но высказывает его лишь между прочим: недовольным ворчанием, раздраженным окриком, цежением сквозь зубы, а чаще всего - молчанием, которое нашим власть предержащим пора уже отличать от подчинения и научиться читать на молчаливом лице грозные предзнаменования своей судьбы.

Современная "российская политика" одно время пыталась себя обмануть. Конечно, все понимали, что Ельцин был представителем меньшинства, что народ (даже проголосовав от безнадеги на выборах 1996 года) его ненавидел. Но Путин, Путин? Разве он не представитель большинства, разве не об этом свидетельствуют его высочайшие рейтинги, огромная симпатия, радостные толпы на улицах. И вот возник политтехнологический миф о "путинском большинстве", как о большинстве народа, которое настроено "за реформы, за рынок, за сближение с Западом, за умеренный патриотизм, против возврата к прошлому, против коммунизма и экстремизма". Сочинив себе вожделенное "большинство", политики начали пытаться с ним манипулировать - создавать партии, выдвигать кандидатов под это "большинство".

И вот - вполне закономерный итог, когда после сложной административной игры, после выкручивания рук, после непосредственного вмешательства лично президента кандидату "партии власти" удалось лишь со второго тура получить всего 14% от общего числа голосов избирателей. Большинство - настоящее, а не мнимое - не проголосовало за других кандидатов, не проголосовало даже "против всех", а просто сжав зубы промолчало, проигнорировав выборы, показало, что среди предлагаемых ему нынешней политической системой "альтернатив" нет ни одной, заслуживающей хотя бы голосования "против". Повторится ли та же ситуация на выборах в Думу? Вполне возможно. Но даже те, кто придет на выборы и проголосуют за те или иные партии, все равно не покажут своим голосованием той политической позиции, которую занимают на самом деле. Они просто "для порядку" выберут меньшее (в своем представлении) зло, - то есть с отвращением, именно как за зло, прекрасно понимая, что до политиков, за которых стоит голосовать, нам еще надо дожить.

Большинство нашего народа - это молчаливое большинство. Частично оно совпадает с "путинским", частично - нет. Границы не всегда определишь, потому что оно молчит - или говорит нехотя. Его мнение не выявляют социологические опросы, что и неудивительно - вопросы там составляются так ловко, чтобы, как и на выборах, людям не удавалось выразить свою действительную позицию. Но это не значит, что молчаливое большинство устранено от истории. Ему принадлежит неотъемлемое право на спонтанное национальное действие. Действие, при котором люди не договариваются между собой, а интуитивно и одновременно выбирают один и тот же путь. Именно это действие и определяет общественные повороты, при которых власть в лучшем случае оказывается поездом, едущим по переведенным стрелкам.

Это национальное действие обычно наделено достаточно жесткой идеологией. Другое дело, что это не идеология лозунга, а идеология предрассудка. Русские знают, чего они хотят, но не часто (особенно под прицелом пушек и говномётов либеральных СМИ) это высказывают. "Посмотришь на русского человека острым глазком... Посмотрит он на тебя острым глазком... И все понятно. И не надо никаких слов. Вот чего нельзя с иностранцем", - писал Розанов сто лет тому назад как.

В нашем современном положении действительно очень многое строится на перемигивании, на том, о чем нельзя говорить. Но для превращения действия в политическое такого перемигивания недостаточно. Необходимо превратить "предрассудок" в идею и принцип.

Оформление и выражение на современном идеологическом и политологическом языке идеология молчаливого большинства требует усилий со стороны интеллигенции. Только она может понять, сформулировать и перевести на язык высокой идеи то, о чем молчит большинство. А беда русского народа в его современной ситуации в том, что он в какой-то момент оказался народом без интеллигенции. Большая часть интеллигенции нас предала, загнав народную мысль в идейное гетто.

Говорящая на русском языке интеллигенция делится, с одной стороны, на многочисленную, влиятельную и тоталитарную мафию либералов, которые исповедуют принципы и ценности прямо противоположные тому, о чем молчит большинство и стараются это большинство заткнуть, обзывая публично, со страниц газет, "быдлом". С другой стороны есть немногочисленная и часто гонимая, подвергающаяся постоянным издевательствам, патриотическая интеллигенция. Однако главная беда патриотической интеллигенции не в гонимости, а в излишней литературности её мнений. Как некогда приход интеллигенции в Церковь, так и нынешнее возвращение ее на Родину оказываются умственным, литературным, а не жизненным движением. Наши патриоты слишком много дискутируют о Леонтьеве и Хомякове, Тихомирове и Шафаревиче, Кюстине и Чаадаеве, слишком увлечены освоением запретного чтения и спором о чужих словах, пусть даже и очень патриотичных и консервативных. И даже патриоты слишком мало знают о том самом мнении народном, которое грозным молчанием нависло над уже ставшей привычной системой вещей.

Между тем, любые идеи, актуальные в "патриотическом дискурсе", могут служить только средством, инструментом для адекватного оформления тех установок, которые заложены в идеологическом бессознательном реального большинства нашего народа. Бессмысленно быть патриотичным монархистом, консерватором, социалистом, коммунистом, при этом пропуская мимо ушей то, о чем молчит народ. Тот, кто не слышит молчания и не умеет превратить это молчание в четкие и понятные всем слова, тот кажется людям обманщиком и лжецом.

Впрочем, "безъязыкость" большинства вполне естественна. Такова политическая "культура речи", которая была навязана нам на протяжении последней чертовой дюжины лет. Это - культура оговорок и "реверансов" при высказывании любых здравомысленных и очевидных для народа суждений. Одно время слова в пользу социальной справедливости, восстановления национального достоинства русских и т.д. были и вовсе под запретом. Потом их как бы разрешили, но с тем непременным условием, чтобы оратор обязательно делал оговорки. Выглядит это так. Любой оратор, который говорит о несправедливости, грабительском характере приватизации, обязательно заканчивает "дозволенные речи" фразой о том, что он, конечно же, против идеи "отнять и поделить" и от признания необходимости нового передела собственности тщательно открещивается. Любой оратор, который указывает на очевидный факт - за границами нынешней России оказались миллионы русских, которые стали угнетаемым меньшинством, а сами границы насильственны и произвольны, обязательно заканчивает заявлением о том, что он не призывает к пересмотру границ. Любой, кто говорит о правах русских на их государство, государство, созданное русской нацией, неизменно приходит к тому, что "у нас многонациональное государство и доминирующего народа нет". Любой, кто указывает на несомненный факт - десятилетие "стратегического партнерства с Америкой" не принесло ничего, кроме бесчисленных политических и экономических односторонних уступок - все равно оговаривается, что считает это партнерство необходимым, хотя не может привести ни единого основания для этого. Язык российской политики и идеологии сконструирован так, чтобы правду на нем сказать было попросту невозможно.

Любой "цивилизованный" российский политик или политический идеолог вынужден изъясняться на том языке и так формулировать свои установки, что "народ" его заведомо не поймет. Не поймет не из-за сложности, а из-за того ящика с ложью, в который упакованы будут любые благие намерения. Например, если политический деятель начинает речь со ссылки на то искреннее общественное сочувствие к американцам, которое вызвали в России теракты 11 сентября, то он может не продолжать - с этого момента он говорит только "для своих", которые и так все знают. "Зрительная масса ничего не требовала" - она, в своей массе, не сочувствовала американцам ни 11 сентября 2001 года, ни 12 сентября, ни, тем более, 11 сентября 2003. Зафиксированное прессой и социологическими опросами разочарование в Америке объясняется просто - люди, которые прежде стеснялись говорить социологам о том, что им Америка "до фонаря", теперь не стесняются - сигналы с центрального телевидения им показали, что "можно" и не стесняться, можно и не молчать. Однако молчащие молчат потому, что видят или противостоящих им лжецов, "рабов дискурса", или шутов вроде Жириновского, который на то и выпущен в телевизор, чтобы смеяться над народным мнением.

Любая национальная и социальная-ответственная политика в России, более того, любая демократическая (в нормальном, а не в ельциноидном, смысле) политика может начаться лишь с того, чтобы интеллигенция (политическая, информационная, научная, культурная) заговорила на языке молчаливого большинства. Это значит не на упрощенном и примитивизированном языке, а на языке, очищенном от напластований лжи и от бесчисленных "политкорректных" умолчаний и оговорок.

"Оговорочный" патриотизм намного подлее и пошлее даже притворного либерализма. Ведь можно прикинуться либералом ради того, чтобы обмануть Запад, или хотя бы местных либеральных чертенят. И это народ поймет и простит. Но нельзя, отказавшись от внешнего обмана, прикрываться фиговыми листочками и идти на обман внутренний. Нельзя именно внутренне погрешать против "мнения народного". И в идеологии, и в политике те, кто плетет "словеса лукавстии" оказываются заложниками "пиара", "административного ресурса", "политического процесса" и других способов репрессивного принуждения народа к повиновению. Даже самые патриотические политики, участвующие в словесном лукавстве, воспринимаются как часть "ихних", а не "наших", со всеми вытекающими последствиями. Поэтому борьба за правду, за "новую искренность" в политике является важнейшим полем борьбы уже в нынешнем политическом сезоне, и будет все более и более актуализироваться. Победит тот, кто снимет больше речевых табу, откажется от фигур умолчания и сможет сказать на ясном политическом языке то, о чем безмолвствует народ.

Нам необходимо сделать четкий, сознательный выбор "между городом "Да" и городом "Нет, мы конечно не..."". Уметь сказать "Да" там, где обычно делаются оговорки. И тогда молчащее большинство услышит в голосе политиков и идеологов свой голос. Тогда молчащие скажут: "Да, это то, о чем думаем и мы. Это то, чего мы хотим, но не всегда, быть может, можем выразить. Правду сказали".

Да, наш народ хочет пересмотра итогов приватизации и "нового передела собственности". Хочет не из жадности и не из глупости, а потому, что был обворован и понимает, что обворован. Многие десятилетия весь наш народ откладывал миллиардные средства в общую копилку, чтобы из этой копилки были взяты средства на жилье и больницы, на образование детям и пенсии старикам, на новые заводы и на оборонный щит. И вдруг оказалось, что эта копилка разбита и разворована, а те, кто это сделал, с глумливой ухмылкой сообщают: "Эээ. Халявщики. За все надо платить". Приватизация была кражей. Это знают обе стороны - и народ и олигархи. И никакого социального мира между обкраденными и ворами быть не может. Народ не будет верить власти, которая отказывается от "передела", будет смотреть на нее как на пособницу воров. Воры тоже не будут чувствовать себя спокойно - они будут вывозить и прятать капиталы, или искать такую власть, которая наступит народу сапогом на горло и заставит его забыть (точнее опять замолчать) о своем праве.

Причем речь идет не об однократном пересмотре чубайсовской приватизации. Такой пересмотр не даст ничего, кроме пересаживания олигархов - уйдут одни воры, придут другие. Наш народ всегда имел обостренное чувство социальной справедливости, и его оскорбление приводило к сильнейшей политической нестабильности. Стабильная, сильная Россия невозможна без создания эффективного и постоянно действующего механизма передела собственности (имеется ввиду экономически значимая, производственная, а не личная собственность), как в русской общине существовали идеально налаженные механизмы передела земли. Распределение национальных богатств должно соответствовать общенародной пользе. Которая, кстати, вполне соответствует и правильно понимаемой экономической целесообразности.

Все богатство должно быть "национализировано" - не обязательно по форме, в виде перехода в государственную собственность, но по сути - в форме направления прибыли на общенациональные задачи, а не на покупки яхт и заграничных футбольных клубов. В России (вопреки насаждаемым ворами теориям) никогда не культивировалась "уравниловка" (хотя бы потому, что само это слово считается ругательным), но в ней никогда не признают демонстративное сверхбогатство, насмехающееся над нищетой. Советской цивилизацией была поставлена грандиозная задача создать общество, в котором цивилизованный уровень благосостояния был бы равномерно обеспечен всем. И решение этой задачи должно быть продолжено.

Да, наш народ хочет наказания тех, кто обворовывал его и над ним издевался. Нравится это кому или нет, но олигарх за решеткой (равно как и коррупционер-чиновник за решеткой) - это картина, которая требуется нам для спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. Вор должен сидеть в тюрьме. Взяточник должен пилить лес. Бандит должен гнить в могиле. Это аксиомы - не только нашего национального сознания, но и правового сознания вообще.

Надо ещё сказать, русский народ крайне снисходителен к политикам и не ждёт от них ангельского поведения. Для некоторых других народов представляется важным, чтобы политик не столько был, сколько выглядел приличным человеком. Там принято интересоваться деталями личной жизни президентов, лезть в чужие постели и обнюхивать бельё. У нас это мало кому придёт в голову. Русские хотят только одного: чтобы политик не был сволочью и не сговаривался со сволочью. Осволочёная власть, подлый "бизнес" для нас - преступление. И если это преступление не пресечено, то оно, подобно раковой опухоли, плодит свои метастазы на все общество. Все начинают жить не по правде - воровать, убивать и подличать. Живут не по правде, мучаются этой неправдой и проклинают тех, кто развратил порядок вещей.

А потому - да, нам нужна новая опричнина, новый 37-й. Нам нужен страх, который сотрясет элиту, который заставит ее, а вместе с нею и нас, понимать порядок и то, что ельцинское "можно" сменилось на "нельзя".

Без масштабной репрессивной политики, которая очистит воздух в современной России невозможно ни восстановление порядка, ни, что особенно важно, формирование новой элиты. Пока элита не рубит головы сама себе, пока она не пронизана страхом, она не ответственная элита общества, а орда захватчиков, которая только и умеет, что наехать, попалить деревеньки и понасиловать крестьянок. Настоящая власть, а значит и настоящая элита начинается со страха, который собирает в единое целое и народное требование справедливости, народное чувство мести к обидчикам, и необходимость создания чувства опасности, без которого невозможна властная иерархия.

Народ не смирится с нынешней элитой без выполнения этих двух необходимых условий - наказания обидчиков народа и проявления элитой готовности сажать и казнить своих, выступать властной иерархией, а не повязанной круговой порукой шайкой.

Да, наш народ хочет "России для русских", хочет "Русской России". Хочет потому, что чувствует бессмысленность и безосновательность существования нынешней "россиянской" России, которая остается "Россией ни для кого". Россия была и должна быть государством русского народа, его созданием, плодом его неустанных трудов, купленным ценой крови, пролитой в непрерывных сражениях, - единственным Домом для всех русских и в нынешних границах РФ, и в исторических границах России и по всему миру. Российская государственность существует для обеспечения выживания и развития русского народа и вне этого основного целеполагания существовать не может. Необходимо добиваться, чтобы это целеполагание было раз и навсегда отчетливо провозглашено в качестве приоритета государственной политики. "Россия для русских" - можно выразить это и так, если понимать под этим признанный всей нацией смысл существования национальной государственности.

При этом никто не отрицает, что Россия стала историческим Домом и для десятков других народов и народностей. Одни вошли в ее состав добровольно и некоторые даже полностью ассимилировались, другие стали частью России в результате завоевания. Но сегодня для всех без исключения народов России опыт совместного существования, работы на единую страну и борьбы за нее, стоит на первом месте. В этом труде и борьбе сформировалась единая русская нация, объединенная общей политической целью, государственностью, языком, социальными и культурными институтами. Даже в советский период, при всем агрессивном настрое к так называемому "великорусскому шовинизму" признавалось формирование общности советских людей, и не скрывался тот факт, что общность эта формируется на основе русской государственности и культуры. Тем более не имеет смысла скрывать это сейчас. Мы должны понимать: что хорошо для русских, то хорошо для всех жителей России. Тот, кто этого не понимает, является врагом не только русского народа, но и всех народов нашей страны.

Да, наш народ хочет изменения характера миграционной политики и внутри России, и вне её. Раздражает не то, что "понаехали тут", а агрессивный, вытесняющий характер нынешней миграции с Юга. Те, кто приезжает, не хотят считаться ни с русским строем, ни с правилами и принципами нашей жизни, не хотят учиться быть русскими. Сознавая, что сейчас русская нация слаба, диаспоры не считают для себя нужным становиться частью этой нации. Напротив, стараются держаться предельно независимо. Часто - как колонизаторы. Они ими и являются - расшатывая единство русской государственности они позволяют держать Россию в повиновении, подрывая социальную стабильность, формируя этнические криминальные сообщества, они позволяют всегда держать Россию в "заминированном" состоянии, расшатывая экономику, делая ее зависимой от труда и капитала диаспор они ставят ограничители на экономическое развитие страны. Другими словами - иноэтнические диаспоры, не желающие русифицироваться, агрессивно требующие признания "многонациональности" России и своего политического и культурного "равноправия" - это, прежде всего агенты внешних сил, осуществляющих разрушение российского суверенитета. Ликвидация этого давления диаспор должна быть достигнута за счет укрепления внутренних оснований русской государственности, за счет четкого провозглашения принципа, что Россия - это государство русского народа. И за счет имперской политики, которая бы, вместо того, чтобы принимать в Россию людей без земли, включила бы в Россию земли вместе с людьми и их богатствами.
Да, наш народ хочет пересмотра границ нынешней Российской федерации. "Беловежские границы" никогда не будут признаны у нас ни естественными, ни приемлемыми. Мы всегда будем ощущать, что резали по живому. Нынешние "неприкосновенные" границы РФ всегда будут противоречить нашему чувству пространства и чувству истории. "Нерусскими", "заграницей" были объявлены те земли, на которых русские жили столетиями, за которые пролита русская кровь и на которых все или почти все построено русскими руками. В 1991 году не распался "Союз ССР", в 1991 была раздроблена на неприкосновенные куски единая Россия, была уничтожена, распилена наша формировавшаяся столетиями государственная территория. Стратегической целью российской государственности на современном этапе является восстановление целостности нашей государственной территории. Интеграционная политика на "постсоветском пространстве", какими бы средствами она не осуществлялась, является не посягательством на чужое, а возвращением своего.
В качестве первого шага к полному восстановлению государственной территории России нам необходимо отказаться от признания нерушимости "Беловежских границ". Эти границы проведены в рамках т.н. национального размежевания в едином государстве и перенос их на межгосударственные отношения нелегитимен. По отношению к России и русскому народу "беловежские границы" являются произвольными и насильственными, а политика большинства стран на "постсоветском пространстве" по отношению к русскому населению должна признаваться дискриминационной, а порой и расистской.

Отказ от признания окончательности "беловежских границ" должен быть оформлен официально. Также следует отказаться от принципа "взаимного признания территориальной целостности" и отказа от поддержки сепаратизма. "Сепаратизм" на отторгнутых от России территориях, если он направлен на воссоединение с Россией, должен поощряться, движения русского населения на восстановление единства с Россией - поддерживаться.
Да, наш народ хочет восстановления Империи, подлинной Российской Империи русской нации. Идеальной формой реставрации здоровой российской государственности является восстановление империи. Именно имперская форма является для нас идеальной, отвечающей и характеру нашего государственного строительства и чувству справедливости. Нам нужен настоящий, русский и советский империализм, который основан на донесении других народов нашей, русской идеи, на территориальном и духовном распространении нашего народа. Нам не нужен либеральный империализм "по Чубайсу" при котором Россия будет либеральным жандармом "постсоветского пространства", а российские олигархи смогут высасывать ресурсы не только с территории РФ, но и с территории сопредельных стран.

Так продолжать можно было бы долго. Почти везде, где нынешние политики заявляют: "Нет, мы конечно не хотим", мнение народное говорит: "Да". И если российская политика сумеет найти в себе мужество услышать это "Да", то вместо нынешнего разрушения страны, общества, государства, душ и тел людей, раздастся наконец-то творческое и мощное, почти библейское: "Да будет так".




СПЕЦНАЗ РОССИИ N 10 (85)
ОКТЯБРЬ 2003 ГОДА
http://specnaz.ru/pozicii/298/


Док. 384806
Перв. публик.: 21.10.03
Последн. ред.: 21.10.07
Число обращений: 259

  • Холмогоров Егор Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``