В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Генисаретский. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна Назад
Олег Генисаретский. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна
Понятие о проектной культуре опирается на представление о проектировании как универсальном и автономном - в интеллектуальном и социально-культурном отношениях - типе деятельности, показательном для современной стадии научно-технического прогресса и общей ин&-теллектуальной культуры.

С этой целью нами была дана типологическая характеристика проектирования, увязанная с представлениями о строении техносферы и процессе научно-технической революции; а также рассмотрена динамика появления новых видов проектной деятельности, практикуемых сегодня на&-ряду с дизайном (эргономическое, социальное, экологическое проектирование), и новых методологических установок (средовой подход, аксиологическая и мифопоэтическая ориентация).

В дизайне проектирование реализуется благодаря вполне традиционным фигурам художественного самосознания, где ху&-дожественность рассматривается как высший тип целесообразности; красота - как показатель ценностности и полезности проектных решений; а их выражение в виде художественных кон&-цептов, программ, артобъектов как одна из первых и наибо&-лее важных проектных процедур.

Для дизайнера проектировать - означает вмешиваться во взаимосвязь образа жизни и предметной среды, а потому вли&-ять не только на значение средовых объектов, но и на ценност&-ный смысл образожизненных событий и состояний, из которых складывается поток переживаний жизни как целого. Исходный импульс к проектированию питается заботой о ценностной дос&-товерности наличного образа жизни и реализуются в опасениях за возможность утраты полученных из прошлого и наличных благ или в упованиях на достижение лучшего в будущем.

Психологической основой проектирования является проектное воображение - та взаимосвязь" аффективных и символичес&-ких процессов сознания, в которой исходные ценностные переживания выражаются в проектных образах, являющихся по сво&-ей ценностной сути замыслами о будущих состояниях жизни, в которых забота о ней переживалась бы как удовлетворенная. Поэтому всякое проектирование внутренне нацелено на реали&-зацию проекта и вне нее не может считаться таковым. Оно удовлетворяется лишь реализацией проектных образов желаемого мира, а не самими образами его, как то имеет место в изо&-бразительном искусстве или мистически ориентированном созер&-цании.

Проект - это предвосхищяющий образ желаемого состоя&-ния какой-то части жизненной среды, в отношении которой до&-казательно признана возможность и целесообразность его пра&-ктического достижения в обозримом будущем.

Творческую суть художественного проектирования можно ви&-деть в образном схватывании, прояснении и воплощении жизнен&-ных ценностей, первоначально данных сквозь события и состоя&-ния ценностного чувствования и понимания, и оконечно осуществляемых в среде ближайшего развития образа жизни. Для понимания культуротворческой роли проектирования важно, что новые ценности, выявляемые в проектных образах, становят&-ся доступными обществу лишь после того, как эти образы созда&-ны и критически отрефлектированы.

Проектное воображение является базовой профессиональной способностью дизайнера. Но оно нуждается в особом творческом пространстве, в котором работа воображения может разворачивать&-ся с необходимой для проектирования осмысленностью и действен&-ностью. Таким пространством давно стала предметная среда. Когда же внимание дизайнеров было привлечено к осмыслению и проектной проработке взаимосвязей "предметная среда / об&-раз жизни" и "предметная среда / культура", потребовалось расширить представление о творческом пространстве проектно&-го воображения. Ответом на этот вызов и стала концепция про&-ектной культуры.

В ходе ее разработки были проанализированы тематические контексты и линии роста представлений о проектной культуре: это - проектосообразность культуры, как таковой; направленность проектиро&-вания на культуросозидание и преобразование; культуро&-логическое рассмотрение дизайна в системе культуры; куль&-турно-экологическое сочленение среды как овеществленной культуры и культуры как знаковой, образной среды; образожизненная ориентация дизайна; отношение проектной и полити&-ческой культур. Последовательное освоение этих тем в теории и практике советского дизайна - в настоящее время - к синтезу перечисленных тем в развивающейся концепции про&-ектной культуры.

Особое внимание должно быть уделено далее процессу концептуа&-лизации проектной культуры и концепуальности, как качест&-ву всех ее составляющих. Этот вопрос подлежит разрешению в контексте представления о рефлексив&-ности культуры.

Благодаря концептуализации творчества в истории проектной культуры прослеживаются:

*

деактуализация, "угасание" концепций, когда они как бы уходят на задний план творческого сознания, а значимые для них качества воспринимаются уже как качества среды,
*

и актуализация ранее популярных концепций на новом этапе раз&-вития дизайна.

Концептуализация творчества есть вместе с тем уста&-новка на осознание его гуманитарного содержания, проявление тех жизненных художественных, духовных ценностей, которые утверждаются или отрицаются в данном произведении, проек&-те, проектной программе. Суть любой концепции - в ее об&-щей ценностной интонации, в свете которой в ней представ&-лено все, захваченное концепцией, значимое для нее.

Далее, на основе предложенного понимания концептуальности проектной культуры, вводятся в оборот две типологии творческих концепций:

а) морфологическая типология (тема, знание, вид и вещь), говорящая о различных способах воп&-лощения проектного воображения в сознании проектировщика, и

б) типология, связанная с возможной ориентацией проек&-тирования на разные типы рациональности деятельности (це&-левую, традиционалистсткую, аффективную, ценностную, мифопоэтическую и т.д.).

Введение этих типологий позволяет гово&-рить о проектной культуре как многообразии (или пространстве) творческих концепций.

В сферическом отношении проектная культура определяется как высший уро&-вень сферы дизайна, надстраивающийся над текущим проектным процессом (преобразования или воссоздания среды) и над ин&-фраструктурой дизайна, т.е. всеми функциональными службами, обеспечивающими нормальное течение проектирования. Проект&-ный процесс развивается сразу в двух измерениях; он обеспе&-чивается инфраструктурными службами и он же находится в от&-ношении коэволюции, т.е. соразвития с предметной средой, об&-разом жизни и культурой, означаясь и ценностно ориентируясь в них. Проектная культура видна лишь при взгляде "вверх" от проектного процесса, направленном на аксиоматическое, ценнос&-тное единство "среды - образа жизни - культуры"; она не вид&-на при взгляде "вниз" от проектного процесса, где даны лишь части проектируемой среды и различные проектные процедуры, организуемые в методике.

Основными составляющими проектной культуры являются:

1.

Экологическая, включающая ценностно значи&-мые образы, иконические организованности, вещные пространст&-ва проектируемой среды, замышляемые и документируемые дизай&-нерами. Здесь уточняется понятие образа в средовых искусст&-вах, рефлектируемого в символах пространственности, в худо&-жественно-проектных замыслах и подразумеваемых "средовых благах".
2.

Образо-жизненная - сюжеты средового поведения, стили жизни различных сообществ, их "экзистенциальные жесты" в отношении среды. Показывается содержательное единство сю-жетики средового поведения и образности средовых объектов, охватываемых одним и тем же понятием жанра, которое для про&-ектного воображения замещает понятие функции.
3.

Аксиологическая - отвлеченно мыслимые ценности или чувственно, духов&-но осязаемые блага проектной культуры, достижимые в ней ак&-сиоматические состояния сознания/воли всех участников проек&-тного процесса. Эти состояния эвристически необходимы для ес&-тественной личной реализации проектной деятельности в вооб&-ражении.
4.

Концептуальная, состоящая из творческих концепций, взятых вместе с выраженными в них ценностными, образо-жизненными и средовыми ориентациями субъектов проектирования. Многообразие концепций - это ядро проектной культуры, вокруг которого группируются эвристики и поэтики, в терминах ко&-торых операционализируются текущие проектные замыслы. Кон&-цептуальное ядро несет на себе основную, рефлексивную наг&-рузку проектной культуры, обеспечивая высокий уровень творче&-ской свободы проектного воображения.
5.

Наконец, культурно-политическая составляющая проектной культуры связывает её с политической культурой общества в целом. В ней представлены связи проектирования с социальной, экологической, культурной политиками общества. Основная тема здесь: реализуемость в проектируемых объектах заданных, или чаемых качеств среды, ценностная оправданность образа жизни, равновесие в нем традиций и инноваций, сохранение вкуса к подлинности.

Для понимания творческой сути проектной культуры край&-не важно то обстоятельство, что образ жизни людей образен в том же самом смысле, в каком образными качествами наде&-лены средовые объекты и произведения искусства. Это дает возможность дизайнеру, на ряду с использованием научных знаний об образе жизни и предметной среде, относится к ним, как к объектам проектирования, непосредственно (с помощью цен&-ностного чувствования содержания образов) и претворять их далее в проектные замыслы о будущих, желательных состояни&-ях жизни в среде.

С другой стороны, именно благодаря этой общей среде и жизни образности дизайнеру доступны ценностные значения средовых объектов и актов средового поведения относительно них. Эти значения соотносятся, кроме того, с ак&-сиомами культуры, с рефлектируемыми и рационализируемыми в ней ценностями. Показывается, что психологической основой синтеза аксиологической, экологической и образо-жизненной составляющих проектной культуры являются аксиоматические состояния сознания/воли, репертуар которых характеризует субъективную развитость проектной культуры.

Аксиоматические состояния и группирующиеся вокруг них ценностные переживания творчески: реализуются, с одной сторо&-ны, в способностях смысловой восприимчивости (понимания) и разборчивости (вкуса), а с другой - в культивировании навы&-ков ценностного суждения (оценивания) и замышления.

Эти че&-тыре вида способностей участвуют в каждом акте проектного воображения, но также оформляются в самостоятельные разделы проектной культуры: способность понимания составляет основу всех творческих концепций; способность оценивания реализует&-ся в критике; замышление участвует в порождении проектных ре&-шений; а вкус - в жизненном усвоении, рецепции результатов проектирования. В дизайне все они, в том или ином смысле, опи&-раются на образное отражение действительности и пронизаны характерной для данного творческого направления ценностной интонацией.

В силу повышенной образности (и ценностности) проектного воображения пространство проектной культу&-ры существенно открыто совокупной художественной культуре общества. Жанровая структура и стилистические диалекты ис&-кусства, его пластический язык, способы пластической концеп&-туализации схватываемых искусством жизненных реальностей, самообразы художника-творца являются сегодня - как и всегда - живым источником дизайнерского вдохновения. Без прямого учас&-тия дизайнеров в текущем художественном процессе полноценный дизайн немыслим.

По ходу экологизации образа жизни и культуры, во-первых, происходит характерное для нашего времени сближение среды, воспринимаемой, как овеществленнаяи опредмеченная культура, , с одной стороны, и культуры, метафорически понимаемой, как мыслимая образная и ценностная среда, с другой. Так складывается концепция целостного средового искусства, охватывающая продукты дизайна, различные виды визуальных коммуникаций, архитектуры, традиционных прикладных и изобразительных искусств.

Процесс экологизации, охватывающий природу и культуру, предметную среду и образ жизни, синтезирует некое новое, ин&-туитивно ощущаемое состояние условий человеческого существо&-вания. Его прогностически концептуализируемые качества - боль&-шая естественность, творческая свобода, подлинность бытия. Это состояние неразрывно связано с проектностью, с ценностя&-ми проектного отношения к действительности и поэтому также может обозначаться термином "проектная культура".

Экологическое сознание, адекватное проектной культуре -исторично: оно имеет дело с непрерывностью и преемственностью образа жизни, культуры и среды. Поэтому средовые искусства сегодня, не исключая дизайна, столь много внимания уделяют традиционным предметным формам и стилям жизни, заняты проб&-лемой исторической, этнокультурной идентичности (своеобразия и самобытности) среды и образа жизни. В этом контексте анали&-зируется предложенная С.С.Аверинцевым концепция рефлектированного традиционализма, в терминах которой обосновывается воз&-можность не только инновационного, но и миметического дизай&-на, занятого воссозданием в образе проектируемой среды цен&-ностей, достигнутых в истории, ценностей и стилей жизни.

Одно из практико-ориентированных приложений концепции проектной культуры - методологический анализ про&-ектной практики - регионального и городского дизайна.

Он основан на схематическом различении смысловых слоев представлений о региональной и городской среде, включая:

*

Ландшафтную локализованность поведения человека, всегда имеющей натуральную, пространственно-временную организацию.
*

Тип расселения, с характерными для него особенностями ритмической организации поведения, сюжетикой "сквозного действия" жизни, в символах которой оз&-начаются ценностные качества образа жизни.
*

Структурные взаимоотношения жилья, мест приложения труда, точек обслуживания и массовой коммуникации, определяющих распределение в пространстве целевых занятий и перемещений.
*

Собственно предметная среда, заполняющая собой пространство жизнедеятельности, сформированное предыдущими слоями среды.
*

Образная, сюжетно-иконическая среда, снимающая в себе зрительные качества, ценности всех прочих слоев.

При переходе от одного слоя средовых представлений к другому, изменяется понимание объектов дизайнерской деятельности, состав привлекаемых в проектный процесс научных, и творческих концепций, а также характерное для дизай&-на и его проектной культуры чувство творческой значимости и новизны.

В экологическом ди&-зайне накапливается опыт: использования свойственных данному региону природных материалов, архе&-типов пространственности, цвета и световой палитры; накоплен&-ных искусством навыков ремесленного отношения к качествам предметной среды; выражения ритмических качеств поселенческих структур в стиле и жанровом разнообразии средовых объектов; вовлечения в проектное воображение архетипы дома и других традицион&-ных сооружений для символизации строения среды; опыт сервилизации образа жизни, в котором обслуживание становится характерным отношением урбанизированного образа жизни и ценностным качеством, важным для дизайна услуг; ведется игра с эффектами "близкодействия" в потреблении средовых ценностей и "даль&-нодействия", на которых основывается непосредственное пережи&-вание образа жизни; растет характерное для проектной культуры отно&-шение к реальностям образного слоя среды как к самобытным "жизненным мирам", изучаемым в современной гуманитарной психо&-логии и экзистенциальной философии.

Естественным продолжением экологических забот дизайна стало внимание к этнокультурным аспектам проблематики регионального и го&-родского развития. При этом этнос при этом понимается как коллективный обитатель среды и носитель культуры; а культура, наряду со средой - как один из антропогенных ландшафтов этноса.

Эколо&-гическое движение за защиту первозданной природы пришло к пониманию того, что "хранительное" и участливое отношение к данностям природы должно быть распространено и на этносы, также являющиеся частью природы. Это отношение концептуализируется проектной культурой в терминах сохранения этнокуль&-турной идентичности среды, образа жизни (при любом развитии процесса их модернизации).А сама этнокультурная идентичность оп&-ределяется как участие этносов в: а) культурном разнообра&-зии, б) культурном взаимодействии и в) в собственной само&-бытности, подлинности.

Дизайн сам часто становится источником своеобразного средового отчуждения человека. Дизайнерски проработанная среда, если она однообразна, если ставит человека вне обра&-зов и ценностей традиционно художественной и духовной куль&-туры, вызывает эффекты средового напряжения, утомления и от&-торжения. Таков усредненный "интернациональный стиль", вос&-ходящий к раннему сильному функционализму, наиболее легко и быстро усваиваемый всеми молодыми дизайнами. Он реализовал тенденцию рационализации культуры, "расколдовывания" мира, приводя к унылой "обездушенности" среднемирового дизайна. Поэтому во всех развитых дизайнах - на определенной стадии их развития - возникает "альтернативный дизайн", одной из вер&-сий которого является проектирование, ориентированное на решающее роблему этнокультурной идентичности.

Благодаря практике экологической и этнокультурной ар&-гументации, в современной проектной культуре обосновывается возможность и актуальность миметического дизайна. Он вовсе не предполагает фиксированное на исторически ушедших стилях жиз&-ни и предметных формах, на прошлом времени-пространстве, но означает вновьобретение области жизни этноса, ее проектное переосвоение во вое новых исторических условиях.

Миметический дизайн - это культурно-экологический вариант дизайна, цель которого состоит в. способности воссоздавать в облике среды, в ее социально-функциональном устройстве те образы человека, те ценности и стили жизни, которые свойственны той или иной региональной, этнокультурной традиции.

Проектная культура обогащается при этом пониманием то&-го, что среда является не только вещественным, пространственным условием жизни людей, но и условием реализации весьма глубоких измерений человеческой природы. Каждый человек, каждая общность имеет право на такую среду своей жизни, ко&-торая бы наиболее полно учитывала специфику их культурной традиции, особенности их образа жизни, - так формулируется демократический по своей сути политический постулат культур&-но-экологического дизайна.

Подводя итого методологического анализа представлений о проектной культуре, можно сказать так:

1. Анализ проектирования как типа деятельности, - уни&-версального и автономного в интеллектуальном и социально-культурном отношении, - и динамики изменения его методоло&-гических ориентации позволяет выделить проектное воображение в качестве психологической основы деятельности дизайнера.

Проектная культура вводится в рассмотрение как пространство для творчества, в котором проектное воображение ре&-ализуется благодаря производным от него способностям понимания, проектного замышления и вкуса. Центром, вокруг которого организуется проектное воображение, являются аксиоматические состояния сознания и процессы ориентации в аксиомах культуры. Утвер&-ждается, что культивирование проектного воображения как лич&-ной способности - основной путь развития проектной культуры дизайнера.

2. Наблюдаемый сегодня процесс концептуализации проект&-ной культуры предполагает переход к такой форме взаимосвязи теоретического, проектно-творческого и организационного-методологического измерений дизайна, где все рефлексивные и коммуникативные связи в нем начинают осуществляться с помощью кон&-цепций (художественных, научных, управленческих и т.д.). Кон&-цепции играют при этом роль своеобразных "обменных тел" об&-щения между участниками проектного процесса. Кроме того, они обращаются как средства профессионального и социально-куль&-турного самосознания дизайнеров. В соответствии с этим, будет меняться стратегия интеллектуального обеспечения дизай&-на. Вместо усиленного привлечения в дизайн знаний из различ&-ных научных дисциплин или выработки их в научных подразделе&-ниях проектных учреждений, актуальным становится включенное в ткань проектного творчества рефлексивное "выращивание" концепций и обмен, согласование концепций, достижение про&-ектных компромиссов.

3. Формирование навыков проектного воображения - при сознательной ориентации на содержание мировой проектной культуры - утверждается как ближайшая перспектива развития дизайнерского образования. В отличие от проектных методик, акцентирующих преимущественно эвристическую (поисковую и по&-рождающую) функцию деятельности, педагогика проектного во&-ображения формирует также его экспозиционную и аксиоматиче&-скую функции. Учебное проектирование будет включать в себя все большую долю экспозиционного (по духу и форме) творчес&-тва, дизайн-критики и размышлений о ценностных качествах, порождаемых в нем проектных образов.

4. Один из важных выводов работы - возможность и практи&-ческая необходимость прямого переживания и осознания дизай&-нером образных и ценностных качеств не только объектов сре&-ды, но и обустраиваемого ею образа жизни. Как ни важны для дизайна идеологически рационализированные ценности и науч&-ные знания об образе жизни людей, еще важнее умение видеть - сквозь образность образа жизни - его ценностные качества, мыслить о них в символах своего пластического языка, сохра&-нять прочувствуемую (с помощью эмпатии, сопереживания чело&-веку) ценностную интонацию его запросов по ходу всего проект&-ного процесса. Этот профессиональный навык также вырабаты&-вается вместе с проектным воображением и составляет важную его особенность.

5. Дизайн до сих пор развивался у нас в стране в атмо&-сфере признания своего лидерства в проектной культуре, кото&-рое критикуется как иллюзорное. Опережающее развитие проект&-ной культуры, учитывающее всю полноту ее культурно-экологиче&-ских, образожизненных и научно-технических акцентов, являет&-ся условием сохранения (или нового обретения) дизайном достаточно престижного положения в иерархии различных видов проектирования. А это важно для привлечения в дизайн новых творческих сил, распыляющихся сегодня по другим профессио&-нальным цехам.

6. Пказано, что в ходе прогрессирующей экологизации дизайна заметно возрастает внимание к разного рода воспроизводственным отношениям: дизайн начинает заниматься не только созданием новых средовых объектов, но и сохранени&-ем вполне традиционных ценностей предметной среды, образа жизни - вещей и занятий, стилей жизнедеятельности, таких символических качеств образа жизни, как естественность, под&-линность, преемственность и т.д.

В связи с этим дальнейшее развитие проектной культуры, наращивание навыков проектного воображения должно быть ори&-ентировано не только на инновационный дизайн (порождение но&-вых вещей и качеств), но и на миметический дизайн (сохране&-ние или воссоздание достигнутых в культуре качеств и вещей). Только на этом пути можно обеспечивать далее ценностную эф&-фективность проектных начинаний, наращивая, а не умаляя худо&-жественно-творческий, гуманизирующий потенциал дизайна.

7. Смысл данной диссертационной работы состоит во введении в интеллектуальный оборот теоретиков, методологов и практиков дизайна проблематики проектной культуры как целого. Результаты ее имеют поэтому отношение не только к отдельным направлениям развития дизайна, но и ко всей ситуации разви&-тия - к выбору реалистической, плодотворной идеологии и стратегии его. Показано, что управление развитием является столь же концептуализированной деятельностью, как и проектирование. Успех его не может быть далее обеспечен теми командно-адми&-нистративными методами, которые практиковались в нашем дизай&-не в 60-70-е годы. Управление развитием дизайна, впрямую соотносящееся сегодня с вопросами социальной и культурной политики, само должно быть осознано в терминах, концептуальных схемах проектной культуры. Проблемой для дальнейшего исследо&-вания является углубление наших представлений о взаимосвязи проектной и политической культур, создание методологии построения многовариантных сценариев развития сферы дизайна, его проектной культуры.




Опубликовано в разделе "Краткое содержание и основные результаты" автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения "Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна". М.: ВНИИТЭ, 1988.         

http://www.procept.ru/publications/probl_issl_pro_kult.htm

Док. 384507
Перв. публик.: 19.10.88
Последн. ред.: 19.10.07
Число обращений: 391

  • Генисаретский Олег Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``